Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 299. 27 октября 2008г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.


ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ГРИГОРИЯ ПОТЕМКИНА – МАРИЯ ЛЬВОВНА НАРЫШКИНА

Первая любовь Потемкина.

После десятилетнего пребывания при Екатерине фаворит граф Григорий Григорьевич Орлов был удален из дворца и все Орловы потеряли власть и влияние на императрицу. Среди иностранцев в этой связи ходил анекдот: Г.А. Потемкин поднимался по дворцовой лестнице, а Г.Г. Орлов спускался по ней вниз. "Что нового при дворе?" – спросил Потемкин. Орлов холодно ответил: "Ничего, только вы поднимаетесь, а я спускаюсь". На смену Орлову пришел красавец и умница Григорий Александрович Потемкин. Ни один из фаворитов императрицы не играл такой самостоятельной роли, как Потемкин. Он был единственный фаворит, ставший видным государственным деятелем, пользовался безграничным доверием императрицы до конца дней своих.

Историк М. Ковалевский заметил: "Он самый прочный фаворит самой непостоянной из женщин". Это замечание нуждается в уточнении: в роли фаворита Потемкин выступал всего два года. В последующие годы он прославился в другом качестве – стал вельможей, соратником императрицы. Только последний фаворит Платон Зубов смог возвыситься потому, что уже не было в живых – "друга сердечного князя Григория Александровича".

Потемкин сразу стал предметом обожания и самозабвенного поклонения и причиной душевных мук императрицы. Он открыл своей подруге новые политические горизонты. С Потемкиным ей всегда (даже после того, как место фаворита заняли другие) было интересно, с молодыми же красавцами уютно, мило и зачастую скучно. Прибавим, каждый новый фаворит (за исключением Зубова) занимал свое место с согласия и по представлению Потемкина. Поэтому появление очередного фаворита императрицы Завадовского, по рекомендации Румянцева императрице, Потемкин пережил очень тяжело.

Писем-записочек Потемкина Екатерине сохранилось очень немного. Императрица сжигала их. Сохранившиеся записочки содержат ее ответы или примечания на слова Потемкина и являются двойными письмами.

"Сверх бессчетных благодеяний твоих ко мне, поместила ты меня у себя на сердце". "Твердо и крепко", – следует ответ. "Я хочу быть тут один преимущественно всем прежним для того, что тебя никто так не любил". "Есть и будешь". Потемкин: "А как я дело твоих рук, то и желаю, чтоб мой покой был устроен тобою, чтоб ты веселилась, делая мне добро”. Екатерина: “Вижу и верю. Душою рада".

Она страшится потерять своего единственного избранника. Узнав о намерении Потемкина удалиться в монастырь, Екатерина умоляет его оставить эту мысль, сравнивая ее с кинжалом, которым он поражает в грудь свою подругу, больше всех заботящуюся о его "действительном и постоянном счастье".

Не одна Екатерина чувствовала неотразимое обаяние личности Потемкина. Остроумный, деятельный, мужественный, он нравился многим, особенно женщинам. Дамы высшего света писали ему любовные письма, заказывали медальоны с его изображением. И друзья, и враги уже при жизни Потемкина называли его гением. Но в глазах общественного мнения он оставался фаворитом, временщиком. Его таланты и заслуги всячески принижались. Нет таких выдумок и сплетен, которые бы не распускали о Потемкине.

Не меньше сплетен распускалось о любовных похождениях Потемкина. Рассказывали о его молодых племянницах, якобы составлявших "гарем любвеобильного временщика". Но из писем племянниц к дядюшке видно, что молодые провинциальные дворяночки, внезапно оказавшиеся в положении фрейлин императрицы, расчетливо использовали добросердечие Потемкина, чтобы устроить свои собственные судьбы. Все они сделали блестящие партии, стали графинями Браницкой и Скавронской, княгинями Голицыной и Юсуповой.

Право, судьбу драматичнее судьбы самого Потемкина трудно придумать, Ведь у него, несмотря на все его огромное богатство, по сути, не было ни дома, ни семьи. Императрица сохранила за ним покои в Зимнем дворце, но Потемкин все реже и реже бывал в столице, отдавшись всей душой делу заселения и хозяйственного освоения новых губерний в Причерноморье.

Их безопасность, их процветание стали главным делом его жизни. "Во всем ты неординарный!" – писала ему Екатерина. И он всегда подтверждал этот отзыв.

Чтобы обеспечить приток рабочих на юг, он издал указ, согласно которому беглые крепостные не выдавались их владельцам, если они пересекли границы Новороссийской и Азовской губерний. Эта мера не прибавила Потемкину друзей среди помещиков, но зато дала ему тысячи предприимчивых работных людей. За десять лет полупустынные земли были превращены в цветущий край.

Была еще одна причина, по которой Екатерина не хотела расставаться с Потемкиным. Весна 1776 г. напомнила ей, сколь непрочно ее положение на троне и как важно поддерживать в правящих кругах политику равновесия.

“Мой покойный отец, – вспоминает декабрист М. А. Фонвизин (племянник знаменитого драматурга), – рассказывал мне, что в 1773 или 1774 году, когда цесаревич Павел достиг совершеннолетия и женился на великой княгине Наталье Алексеевне. Граф Никита Петрович Панин, брат его Петр Иванович Панин, князь Николай Васильевич Репнин, кто-то из архиереев, чуть ли не митрополит Гавриил, и многие из тогдашних вельмож и гвардейских офицеров вступили в заговор с целью свергнуть с престола царствующую без права Екатерину II и возвести совершеннолетнего ее сына. Павел Петрович знал об этом, согласился принять предложенную ему Паниным Конституцию, утвердил ее своею подписью и дал присягу в том, что, воцарившись, не нарушит этого коренного государственного закона, ограничивающего самодержавие. Душою заговора была супруга Павла великая княгиня Наталья Алексеевна, тогда беременная. При графе Панине были доверенными секретарями Денис Иванович Фонвизин, редактор конституционного акта, и Бакунин – оба участники заговора”. Заговор Екатериной был раскрыт, некоторые заговорщики были сосланы в дальние деревни.

Новый этап во взаимоотношениях Екатерины и Потемкина наступил весной-летом 1776 года. Фаворит, человек, утешавший императрицу в ночные часы и дававший ей дельные советы в том случае, когда она просила о них, превратился в вельможу первой величины, соратника императрицы, фактического владыку огромной территории. Он управлял и распоряжался формально именем самодержицы, а фактически по своему усмотрению.

Уже в феврале 1776 года императрица и фаворит обменялись посланиями, лишенными всякой интимности: "Сухое ваше письмо я получила... я с вами о докладе изъяснюсь, когда сделаете мне честь ко мне прийти". В феврале-марте еще одно свидетельство наступившей перемены: "Прошу, уверяю тебя, моя искренняя дружба и чистосердечная привязанность никогда непременно во мне пребудет".

Обычно расставание с фаворитами Екатерина сопровождала щедрыми наградами: деньгами, крепостными, драгоценностями и т. д. Не обошлось без пожалований и на этот раз: 21 марта 1776 года императрица известила Потемкина о пожаловании ему княжеского достоинства Римской империи.

Отныне граф Потемкин стал светлейшим князем.

То, что любовь осталась в прошлом, показывает письмо Потемкина императрице, датированное февралем-мартом 1776 года: "Позволь, голубушка, сказать, о чем я думаю, наш процесс и кончится. Не дивись, что я беспокоюсь в деле любви нашей. Сверх бессчетных благодеяний твоих ко мне, поместила ты меня у себя на сердце. Я хочу быть тут один преимущественно всем прежним для того, что тебя так никто не любил; а как я дело твоих рук, то и желаю, чтоб мой покой был устроен тобою, чтоб ты веселилась, делая мне добро".

В другом послании Потемкин выразил горячее желание служить императрице: "Моя душа бесценная, ты знаешь, что я весь твой, и у меня только ты одна. Я по смерть тебе верен, и интересы твои мне нужны". Переписка Екатерины с Потемкиным продолжалась в последующие пятнадцать лет. Более того, она стала более интенсивной, ибо корреспонденты были отделены друг от друга многими сотнями верст, и приобрела новые черты. Главная из них состояла в официальном содержании писем и исчезновении прежней интимности. Вместо обращения "голубчик родной", "душа милая и бесценная" императрица в 70-х годах прибегала к таким официальным обращениям, как "князь Григорий Александрович", "светлейший князь, милостивый государь", "князюшка".

Менялся и тон донесений Потемкина. Поначалу: "Матушка, государыня", "всемилостивейшая государыня". В 80-х годах обращения изменяются: "Моя матушка родная, сударка моя", "милостивейшая матушка". Однако заканчивал свои письма Потемкин почти всегда подчеркнуто вежливо: "Вашего императорского величества наивернейший раб князь Потемкин" или "Вернейший по смерть раб твой", а после запрещения употреблять слово "раб" – "Вернейший и благодарнейший подданный князь Потемкин Таврический".

Иногда императрица использовала давно забытые слова: "Я люблю тебя, князь, и не забуду тебя" или: "Я сама, ваша светлость, вас очень, очень и очень люблю". Любовные слова, заимствованные из лексики медового месяца, теперь наполнились иным содержанием: "За ушки, взяв обеими руками, тебя целую, друг мой сердечный". Потемкин отвечал: "Мне польза ваших дел столь дорога как моя жизнь"; "Моя матушка родная, люблю тебя беспримерно"; "...Я вам верен, я вам благодарен, я вас чту матерью. Лично для меня тут хорошо и славно, где могу положить живот за тебя, чего я не только не удалялся, но и искал". "Не щажу я ни трудов, ни жизни"; "Моя матушка родная, я право вас люблю как душу".

Это была иная любовь, выражавшая удовлетворение верного соратника и ученика, признание заслуг преданного подданного и готовность преодолевать любые трудности при выполнении поручений императрицы. Именно деловые качества Потемкина, его неистощимая энергия, достигнутые успехи во всех сферах деятельности обязывали Екатерину проявлять о своем ученике и соратнике материнскую заботу. Императрица была вполне уверена и в преданности Потемкина, и в готовности выполнить самое сложное или деликатное поручение. "Вижу, что ты летал повсюду на сухом пути и на воде и распорядился как нужно". "Видит Бог, что я тебя люблю и чту, яко умнейшего и вернейшего друга", – писала императрица в конце 1782 года.

Потемкин и Екатерина отдавали отчет в необходимости друг другу, они дополняли один другого. Григорий Александрович никогда не забывал, что он всем обязан Екатерине. В 1789 году он писал ей: "Ты едина моя мать, ты от первой степени офицера возвела меня на высоту, ты подала мне способы оказаться достойным". Признание заслуг Потемкина и полезности его деятельности для России заложено в словах императрицы, говорившей, что он принадлежит не себе, а государству и ей, Екатерине.

Потемкин знал, что у него много завистников и врагов, и просил защиты у императрицы: "Я у вас в милости, так что ни по каким обстоятельствам вреда себе не ожидаю, но завистники мои в злодействе, конечно, будут покушаться. Матушка родная, избавьте меня от досад: опричь спокойствия нужно мне иметь свободную голову". Императрица заверила князя: "Злодеи твои, конечно, у меня успеха иметь не могут".
Продолжение следует

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное