Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 286. 24 марта 2008г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА – ЖЕРТВА РАСКОЛА

В России, да пожалуй, и во многих странах любителям живописи известна картина русского художника XIX века Василия Сурикова "Боярыня Морозова". Но, к сожалению, трагическая судьба и жизнь этой несчастной женщины знакома немногим.

С концом династии Рюриковичей власть в России переходит к семнадцатилетнему царю Михаилу (1613-1645 гг.), основателю царской фамилии Романовых.

Создается московское государство, развивающее свою политическую мощь, попутно освобождаясь от смутного прошлого. Первые цари Михаил и Алексей Романовы способствуют сотрудничеству с западной цивилизацией и подготавливают почву для реформаторской деятельности своего наследника Петра Великого.

Намечаются глубокие изменения в социальной и экономической жизни страны. Старинная форма управления государством уступает место более просвещенной системе. "Боярство" теряет одну за другой привилегии. Зарождающаяся промышленность дает толчок возникновению нового сословия – промышленников.

Разбогатевшие промышленники такие, как Гурьев, Строганов и др. строят торговые суда, бороздят по большим рекам России (Волга, Урал и т.п.), строят города, например, Гурьев и практически становятся главными людьми в экономике, но, несмотря на это, остаются пока на низшей ступени сословной боярской организации общества.

Естественно, назрел конфликт, достаточно было искры, чтобы он вспыхнул. Возникает целый ряд потрясающих драм: кровавые войны, крестьянские бунты и возмущения, борьба церкви со светской властью.

Раскол.

Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей русской православной церкви.

Толчком к этому послужила женитьба царя Алексея Михайловича Романова и назначение на пост патриарха Никона, рьяно взявшегося за церковные реформы.

Когда молодой царь Алексей Михайлович собрался в 1648 году жениться на полячке Марии Милославской, то по Москве поползли слухи, что скоро настанет конец древнему благочестию и будут введены иноземные обычаи. При таком настроении общества любая попытка исправить церковные обряды и текст книг богослужения, любому человеку может показаться посягательством на саму веру.

До патриарха Никона русское общество было единым с единым пастырем, двуперстное знамение, образ написания имени Иисус и двоение при возгласе – аллилуйя.

Раскол православной церкви на Соборе (1666-67 гг.) пришелся на канун крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Мы помним о восстании Степана Разина, но забыли о том, что в России были еще восстания в Новгороде и в Пскове, которые с трудом удалось подавить.

Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Городские восстания XVII века начались с 1648 года в хронологическом совпадении с английской революцией. Недаром царь Алексей Михайлович одним из первых европейских монархов осудил английскую революцию и предложил государствам Европы объединиться, опасаясь, чтобы эта зараза не расползлась по всей Европе. Алексей Михайлович отреагировал так остро, именно, потому, что его народ уже показал, что он может восстать точно так же. Если Карлу II отрубили голову, то Алексей Михайлович прекрасно помнил, как восставшие ворвались в его дворец и один из них, выговаривая царю, крутил у него пуговку на кафтане и оторвал ее.

На сцене трагических событий появляются лидеры, которые внесли определенное воздействие на события в России. Это религиозные деятели – патриарх Никон, творец церковной реформы; протопоп Аввакум, борец и защитник прежних верований, традиций; а также героические личности – Степан Разин, Богдан Хмельницкий.

Среди женщин можно отметить трогательные личности, жертвы раскола: боярыню Феодосию Морозову, княгиню Евдокию Урусову, Марию Данилову и др.

Никон.

В 1652 г. умер патриарх Иосиф, и его сан должен был принять священник царя Стефан Вонифатьев, который отказался, посоветовав митрополита Никона. На посту Новгородского митрополита Никон сумел без кровопролития усмирить вызванное голодом восстание новгородцев, за что получил благодарность от царя. Поэтому в июле 1652 года по желанию царя Никон был избран патриархом Московским и всея Руси, согласившись возглавить патриархию и стать ее шестым патриархом лишь после обещания царя не вмешиваться в дела церкви.

Принимая патриаршеский сан и поддержку царя Алексея, Никон стал вторым человеком в государстве. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Он связал боярское правительство и народ торжественной клятвой – дать ему устроить церковные дела. Получив, таким образом, церковную диктатуру, он приступил к исправлению русских богослужебных книг, церковных обрядов. Своей властью он разослал церквам указ, сколько класть земных поклонов при чтении молитв, а также креститься тремя перстами. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.

Нововведения привели к так называемому расколу церкви на сторонников Никона и его противников, из которых протопоп Аввакум считал, что древнерусские рукописи лучше отражают истинную русскую веру.

Тревога среди населения усилилась еще тем, что все распоряжения патриарх вводил порывисто и с необычным шумом, сопровождая их жестокими мерами против ослушников.

Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг.) и длительного отсутствия царя. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г.). Никон попытался вернуться к сану, но был официально низложен великим собором в 1666 и сослан царем в Белозерский монастырь; после смерти царя переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Никон плохо понимал людей, с которыми ему приходилось сталкиваться, слишком низко ценил своих противников и своих бывших друзей, тем самым сам способствовал расколу. Внося личную вражду в церковное дело, Никон одновременно ронял свой пасторский авторитет, украшал страдальческим венцом своих противников, гоняя их по России, усиливал паству умелыми проповедниками-староверами.

Историки дают глубокое объяснение причин раскола.

Раскол произошел от невежества раскольников, от узкого понимания ими христианской религии. Застывшее понимание религии раскольников, отрицающих всякое движение религиозного сознания к новшествам, совершенствованию обрядов, книгопечатанию, привело к возникновению раскола.

Не было ничего необычного в привязанности русских к церковным обрядам, в которых они воспитывались.

Основной ошибкой древнерусского церковного общества являлось, что они считали церковную обрядность незыблемой и не допускали нововведений.

Поссорившись с Никоном, Аввакум становится ярым защитником старого ритуала. Арестованный в 1653 году подвергается телесным наказаниям и ссылается вместе с семьей в Сибирь.

Аввакум.

В 1661 году протопоп Аввакум после отставки Никона снова был призван в Москву из-за расположения к нему царя Алексея. Но ему далеко было до триумфатора, несмотря на то, что он был принят в одном из монастырей царем, обласкан некоторыми боярами. Ему даже обещали место духовника самого царя, но при одном условии – отказаться от раскола. Ради семьи Аввакум принял это предложение, но долго не выдержал, стал снова метать молнии против новых духовников, против церковных вождей, поставленных Москвой. В 1664 году в августе месяце был снова сослан в Пустозерск той же Сибири, которую он так боялся.

До возвращения в Москву из первой сибирской ссылки протопопа Аввакума нет свидетельств о приверженности боярыни Морозовой к староверию. Встретив наибольшее сочувствие на женской половине дворца, одухотворенный протопоп сумел обратить на себя внимание женщин рассказами о пережитом, смелыми обличительными проповедями. Морозова и ее младшая сестра княгиня Урусова стали его последовательницами и духовными ученицами. Аввакум с семьей поселился в доме Морозовой, где собирались послушать его единомышленники из разных социальных слоев. Аскетический идеал жизни, воспринятый из христианской книжности, становится для знатных женщин "узким" путем, на который они вступают, чтобы избавить общество от греха и спастись после смерти. Морозова отвергает новые обряды. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников.

Аввакум вспоминал уже после ее гибели: "Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Бывало, сижу с нею и книгу чту, а она прядет и слушает, она прядет и приказывает, как девице грамота в вотчину писать". Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами "за великие на царский дом хулы". Сидя в тесной камере со старцем Епифанием, он так описывал свою жизнь: "Покой большой у меня и у старца милостынею Божьей. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем ".

Вот как он обращался к царю Алексею Михайловичу, предсказывая ему адские муки на том свете: "А мучитель ревет в серном адском огне... На-кась, бесконечные пироги и меды, сладкие и водка, процеженная с зеленым вином... А спальники-то подтирают ли гузно то у тебя в аду том огненном? Бедный, бедный, безумное царишка, что ты над собою сделал..." Надо отметить, что сожжен Аввакум был уже после смерти Алексея Михайловича, при его сыне Федоре Алексеевиче.

Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. А церковная музыка – это церковное пение. Древнее пение было мужским, одноголосным. Оно развивалось в определенном каноне, который заимствовали из Византии, но постепенно трансформировали, создали свои собственные напевы. Во многом здесь повлиял и склад речи, музыкальная интонация русской речи и традиции русских народных песен.

Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Появившаяся "Мусикийская грамматика" Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Новые звучания в церкви, вдруг – после семисотлетнего одноголосого пения, неожиданно запели концерты на 12 голосов с имитациями, с хоровыми контрастами, тутти, соло.

Все это настолько ново, что поразило воображение русского человека, и, конечно, для раскола было одной из самых главных причин. Это можно пояснить на примере современного человека, мы всегда с вами слушали классическую музыку, вдруг – приходят наши дети, приносят нам тяжелый рок и говорят, что это самое красивое. И мы, которые привыкли слушать Моцарта, вдруг видим, что у них совершенно другое восприятие музыки.

Аввакум – автор более 80 литературных и церковных произведений в защиту "старой веры", в их числе послания и челобитные. Самое значительное его произведение – "Житие протопопа Аввакума", им самим написанное, "выдающийся памятник литературы XVII века". Имя протопопа Аввакума навсегда осталось в истории, потому что он был яркой личностью, последовательно отстаивающим свои убеждения.
Окончание следует

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное