Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 279. 10 января 2008г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю




"Не родись красивой... или..."

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

РАИСА СЛОБОДЧИКОВА

ГЛАВА I. ЖЕНЩИНЫ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.

НАТАЛЬЯ НАРЫШКИНА - МАТЬ ПЕТРА I.

Жена царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична Милославская скончалась в марте 1669 года после родов. Родившаяся дочь умерла через два дня. Царица Мария была любима всеми за добрый нрав и готовность помогать людям во всякой беде. Вслед за ней, спустя три месяца, умер царевич Симеон, а через некоторое время (несколько месяцев), другой царевич, Алексей.

Наследники Марии Милославской – слабы здоровьем и русский народ надеялся, что с приходом новой молодой царицы вскоре изменится положение с наследниками. Царь не скрывал своих намерений жениться второй раз.

По русской традиции при выборе невесты царь должен был остановить свой выбор на девице из знатного русского рода, а не на иностранной принцессе, поскольку русскому царю подобало иметь русскую жену, одного с ним вероисповедания. Спустя год после смерти Марии Алексей Михайлович нашел себе невесту. Тоскующий и одинокий, он часто приходил скоротать вечера к своему близкому другу и первому министру, боярину Артамону Матвееву – человеку необычному для Московии XVII века, который достиг влияния благодаря собственным заслугам. Матвеев интересовался науками и тяготел к западной культуре. На приемах, которые он регулярно устраивал в своем доме для иностранцев – жителей или гостей Москвы, Матвеев обстоятельно расспрашивал их о новостях политики, о развитии искусств и техники у них на родине. Именно среди иноземцев он нашел себе жену Марию Гамильтон, дочь шотландского роялиста, покинувшего Британию после казни короля Карла Первого.

Матвеевы старались придерживаться европейского образа жизни. На стенах у них висели не только иконы, но и картины и зеркала; в шкафчиках красовался восточный фарфор, в комнатах стояли часы с мелодичным звоном. Матвеев изучал алгебру и проводил в самодельной лаборатории химические опыты, а в его домашнем театре давались концерты и ставились пьесы.

Жена его была последовательницей европейской моды и в отличие от московских жен свободно появлялась среди гостей – мужчин и вела светские разговоры.

На одном из таких вечеров царь Алексей заметил другую интересную женщину. Это была жившая в доме Матвеева 19-летняя Наталья Нарышкина – высокая статная девушка с черными глазами и длинными ресницами, дальняя родственница его жены.

Наталья сумела использовать открывшиеся ей в этом доме возможности. Для молодой девушки того времени она была хорошо образована, к тому же, наблюдая за своей приемной матерью и помогая ей, она научилась занимать гостей-мужчин.

И вот однажды вечером, когда в гостях у Матвеевых был царь Алексей, Наталья появилась в комнате, чтобы поднести собравшимся чарки с водкой, икру и копченую рыбу. Алексей не спускал с девушки глаз, очарованный ее здоровой яркой красотой, черными миндалевидными глазами, скромным поведением, лишенным жеманства.

Когда Наталья остановилась перед ним, и он стал ее о чем-то расспрашивать, в ее кратких ответах было столько учтивости и здравомыслия, что царь еще больше к ней расположился. Прощаясь с Матвеевым, заметно приободрившийся Алексей Михайлович спросил, не ищет ли он для этой прелестной девушки мужа. Матвеев ответил, что ищет, но поскольку приданое у нее будет скромное, он думает, что охотников жениться на ней будет немного. Алексей возразил, что не перевелись еще мужчины, для которых совершенства девушки важнее ее приданого, и обещал боярину посодействовать.

Через некоторое время царь спросил Матвеева, как дела с женихами Натальи. Матвеев ответил, что молодые люди приходят полюбоваться ее красотой, но, похоже, ни один не помышляет о женитьбе. Царь радостно сказал, что он оказался удачливее и нашел жениха, который, он надеется, придется ей по вкусу. Это почтенный человек и его добрый знакомый и к тому же не нуждается в приданом. Он полюбил его подопечную и хотел бы жениться на ней. Царь надеется, что, узнав о претенденте на ее руку, она не отвергнет предложение о замужестве.

Матвеев спросил, кто же этот человек. Царь ответил, что это он надумал на ней жениться. Матвеев, ошеломленный услышанным, бросился в ноги своему повелителю. Он понял сразу все последствия царского решения – либо блистательные перспективы, либо неисчислимые опасности. Если воспитанница будет царицей, то окончательно укрепится положение Матвеева и ослабится позиция Милославских, но при этом яростно вспыхнет враждебность этого правящего клана дворян, и если свадьба почему-либо сорвется, то Матвееву придет конец.

Поэтому, чтобы избежать такой участи, Матвеев уговаривает царя прибегнуть к принятому обычаю выбора невесты. Этот обычай пришел в Россию из Византии. Все невесты собираются в Кремле на смотрины, причем невесты должны быть отобраны комиссией из сословий высшего русского общества. Происхождение Натальи Нарышкиной вполне позволяло ей участвовать в смотринах. Причем каждая претендентка подвергалась освидетельствованию на предмет целомудрия.

В столь крупной игре риск был всегда высок. Часто родственники конкурирующей невесты прибегали к различным уловкам, чтобы опорочить соперницу. Если находили серьезный изъян потенциальной невесты, то ее родственников наказывали вплоть до ссылки, например, в Сибирь. Такая же опасность угрожала Наталье Нарышкиной. Милославские понимали, что если царь женится, то их влияние при дворе будет подорвано, да и появление молодой мачехи не радовало дочерей царя, возраст которых был старше новой невесты.

Но отступать было некуда, царь был настроен решительно, по обычаю он велел собрать девиц на смотр.

Первый тур смотрин прошел в пользу Натальи Нарышкиной. Но Милославские обвинили Матвеева, что он использовал приворотное зелье, чтобы привлечь царя к своей воспитаннице. Началось дознание, которое длилось девять месяцев. Но к радости Матвеева и досаде Милославских, 22 января 1671 года, царь, наконец, обвенчался с Натальей Нарышкиной.

Опасения ревнителей старины были не напрасны. Алексей Михайлович, как натура увлекающаяся, способная целиком отдаться тем, кто в данное время был близок его сердцу, подчинился влиянию жены и Матвеева.

Царь Алексей Михайлович, которому исполнился 41 год, был пылко влюблен в свою молодую красивую черноволосую жену. Она принесла в его дом свежесть, радость, успокоение. Алексей Михайлович как будто заново родился, Наталья всегда была рядом, он повсюду брал ее с собой. Молодожены без конца переезжали из одного дворца в другой, особенно они любили жить в Преображенском, где царь развлекался соколиной охотой.

С появлением новой царицы, благодаря ее современному воспитанию, полученному в доме Матвеевых, при дворе начались перемены. Прежде, до второй женитьбы царя, существовал суровый приказ, запрещающий подданным танцевать, участвовать в различных массовых игрищах, петь и играть на музыкальных инструментах даже во время свадебных пиров. Но во время свадьбы царя с Натальей Кирилловной играл оркестр, и непривычные западные мелодии смешивались с русскими напевами хора.

После свадьбы, чтобы порадовать молодую жену, царь стал поощрять сочинение пьес и велел соорудить сцену в пустовавшем боярском доме в Кремле; было подготовлено первое представление на библейский сюжет, которое состоялось в присутствии царской семьи. Представление длилось целый день, и царь смотрел его несколько часов подряд, не сходя с места.

Положение Нарышкиных необычайно окрепло, когда астролог Симеон, имея свободный доступ к царю, через семь месяцев после свадьбы зашел к нему и сообщил, что "он видел небесное видение, и берет на себя смелость истолковать это явление как некое предзнаменование. Его молодая жена в этот вечер зачала мальчика, которому суждено быть выдающимся. Он будет великим воином и победит многих врагов, и заслужит такую славу, какой не имел никто из русских царей. Искореняя злодеев, он будет поощрять, и любить трудолюбивых, сохранит веру и совершит много других славных дел".

Ровно через девять месяцев 28 мая 1672 года у царицы начались предродовые схватки. Алексей Михайлович призвал Симеона к себе. Роды были тяжелые и Наталью на третьи сутки даже причастили. Царица изнемогала, но Симеон ободрил всех, сказав, что она родит благополучно через пять часов. Когда наступил пятый час, Симеон пал на колени и начал молиться о том, чтоб царица помучилась еще часок. Царь с гневом сказал: "Что ты просишь?" "Если царевич родится в первом получасе, – отвечал Симеон, – то веку его будет 50 лет, а если во втором, то доживет до 70".

В ту же минуту принесли царю известие, что царица разрешилась бременем, и Бог дал царю сына.

Царь был счастлив, 30 мая 1672 года в час ночи Наталья Кирилловна родила крупного и здорового на вид сына. Царственный младенец явился на свет хорошего веса, нормального роста, крепеньким, с татарскими материнскими черными глазами и темно-рыжим хохолком. Петр был похож на мать, но особенно на одного из ее братьев, Федора Нарышкина.

Большой колокол Успенского Собора Кремля возвестил о появлении сына в царской семье. У царя Алексея Михайловича были особые основания радоваться появлению еще одного сына, здорового и крепкого, болезненность Федора и Ивана ограничивала их надежду на престол.

Петр до пяти лет находился под надзором многочисленных женщин, включая мать. Жили они в различных подмосковных резиденциях – Измайловском, Преображенском. Когда ему исполнилось 4 года, отец скончался. Его кончина вызвала большие перемены в положении второй семьи. Все были застигнуты катастрофой врасплох.

Царь Алексей Михайлович был не стар, хорошего здоровья, но чрезмерная тучность способствовала его преждевременной смерти, почувствовав упадок сил, 28 января он благословил своего старшего сына Федора, поручив младшего сына Петра деду Кириллу Нарышкину и своим помощникам: князю Прозоровскому, Головину и Головкину. Затем приказал выпустить на волю из тюрьмы всех узников, причастился и стал ждать кончины.

На другой день 29 января в 9 часов вечера три удара в колокол Успенского Собора возвестили народу о смерти тишайшего царя.
Окончание следует

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное