Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №229. 7 ноября 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 77.
"Кукрыниксы" (пр-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

...Большие художники глубоко и своеобычно видят миг окружающий их.
И они с годами все острее, острее воспринимают свет и тени жизни. Чувствуют меру добра и зла.
Правда, не каждому дано быть бойцом.
Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство. Иные воспевают прекрасного Человека, прелесть радуги бытия и тем утверждают победу света над мраком.
Но есть в мировой литературе и искусстве мастера, активно вторгающиеся своим творчеством в окружающую их жизнь, отрицая, бичуя зло, обнажая язвы порока.
Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов...
Они сумели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла...
Но язык этих художников, форма их мастерства отличались тем удивительным чувством меры, которое давало им возможность, бичуя зло, утверждать добро.
Данте и Микеланджело, Сервантес и Гойя, Свифт и Хогарт, Бальзак и Домье, Гоголь и Федотов, Некрасов и Репин, Маяковский и Кукрыниксы.
Человечность их великого мастерства заставляет нас забыть порою о деформации, некотором гротеске в лепке формы, которые допускали эти мастера литературы и искусства во имя великой цели - правды жизни.
Есть рубеж, когда суровый реализм этих творцов переходит в открытую сатиру. Таковы Свифт и Хогарт, Рабле и Домье, Салтыков-Щедрин и Кукрыниксы.
Но это нисколько не снижает напряженности, силы и качества формы выражения их талантов. Как неподражаемы в мировой музыкальной культуре Мусоргский или Шостакович, композиторы, сумевшие создать поражающие по силе гротесковые образы!
Колдовская сила сатирической лиры была присуща многим великим поэтам.
Мы не можем себе представить Данте или Пушкина, Некрасова или Уитмена без яростных строк, обличающих мучаюoe. их неправду, и это нисколько не снижало меру их любви к жизни, красоту их творчества.
Масштабность видения...
Вот что отличает Кукрыниксов.
И этим объемным зрением, позволяющим им отражать поистине необъятные по контрасту явления, они обязаны во многом Горькому и Маяковскому, этим двум гигантам русской советской литературы. Чистота и ярость горьковского реализма, не знавшего компромиссов с совестью, всегда алчущего правды, звучность гулкой и звонкой лиры Маяковского, терзаемого болями и радостями нового века. Они, эти два, великих творца, простерли свои могучие крылья над еле оперившими молодыми художниками.
Поддержка...
Как ее иногда не хватало многим, многим талантам! Твердая добрая рука старшего друга, учителя - не барственная опека, а умное слово, совет и, главное, требовательная, но реальная помощь мужавшему дарованию...
Еще один немаловажный вопрос.
Живопись и графика - не противоречат ли они друг другу?
Не ошибка ли некоторых замечательных графиков, что они столько сил отдали живописи?
Ведь известно, что, например, Доре извел уйму времени и энергии, создавая огромные живописные полотна, ныне вызывающие лишь чувство недоумения.
Нет! Тысячу раз нет.
Скорее всего Кукрыниксы последовали по пути Oноре Домье, которому с годами все больше недоставало языка лишь черного и белого цветов, а он все больше писал маслом.
И сегодня трудно сказать, кто более велик: Оноре Домье-живописец или Домье-график. Скорее всего велик весь Домье.
Художник-гражданин.
Человек, отдавший всего себя людям, делу Свободы и Правды.
Не говоря уже об экспрессии и трагизме графики Гойи, когда великий живописец ставил перед современниками в своих офортах острейшие проблемы бытия...
Да, непросто, очень непросто сочетать вершины графики и живописи. Для этого надо иметь огромный запас прочности в мастерстве, а главное - наполненность образного строя души.

Но вернемся к выставке произведений Кукрыниксов, сумевших разговаривать со зрителем языком живописи, иллюстрации плаката, сатиры...
Нет возможности описать всю эту экспозицию, занявшую выставочные залы Академии художеств, тем более что карикатуры, плакаты, иллюстрации художников знакомы миллионам людей, как, впрочем, и репродукции с картин, но зайдем в центральный зал, где экспонировались четыре картины.
„Таня"...
Деревня Петрищево.,. Кто знал до января 1942 года эту точку на земном шаре?..
Но весть о подвиге юной москвички Зои Космодемьянской, о ее трагической гибели облетела весь мир...
Кукрыниксы были потрясены... Всего несколько десятков километров отделяло место события от столицы.
Вот рассказ художников:
„Машина шла на запад. Под колесами была земля, побывавшая в плену.
Равнина. Снега, снега... Ощеренные крыши изб. Пустые зияющие глазницы окон... и кресты, березовые кресты.
Около каждого - заметенная вьюгой каска...
Петрищево... Мы постучали в одну из изб... Скрипнула дверь. На пороге стояла пожилая женщина . Лицо серое, измочаленное...
Она долго слушала наш рассказ о желании создать картину о гибели Зои и просьбу помочь увидеть людей, места, связанные с подвигом юной партизанки...
Узкая тропинка привела нас в маленький дом.
Кухонька. Русская печь... Здесь изверги измывались Зоей. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. Дрожащий свет фонарей.
Скрип снега под босыми ногами Зои... Жутко, страшно было повторять этот путь. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы.
Пустыри. Пожарища. Обугленные черные головешки...
'Площадь. Здесь свершилась казнь, Из сугроба торчал остаток виселицы. Отступая, фашисты спилили ее... Месяц, нескончаемо долгий месяц висел оледеневший труп героини...
Как из тумана, выплывали из мглы времени страшные часы мучений, пыток, издевательств над беззащитной девушкой-партизанкой.
... А когда утром, обессилевшую от пыток, босую повели Зою на казнь, все увидели ее, прямую, тонкую, как березка.
Гордую. Непобежденную...
Фашисты согнали на площадь народ. Окружили солдатами. Глумились. Но за всей этой жалкой и жуткой суетой, на голову выше всех, под виселицей все увидели сияющие, страшные своей опаляющей правдой глаза Зои...
И в миг, когда наступила немая тишина, все, все услышали голос девушки, полный веры в победу света над злом:
- Мне не страшно умирать. Я умираю за свой народ, и это счастье.
Когда железная метла войны вымела нацистов, за пустой разрушенной школой у тонкой русской березки похоронили Зою".
Потрясенные художники стояли у маленького холмика из еловых веток...
...Нестеров в 1942 году сказал живописцам:
„Полюбите вашу Таню, и вы сделаете все..."
Любовь и ненависть - вот ключ этой картины.
Всмотритесь в холст.
С каким эпическим спокойствием раскинулась русская земля под снежным покровом. Торжественно, печально лежит белый саван зимы, окутав поля Подмосковья.
Низко повисло свинцово-серое небо. Застыли от стужи березы...
Сумеречное утро...
Враги согнали женщин, детей, стариков глядеть на казнь. Пусть вертятся у эшафота нацисты. Пусть клацают затворы фотокамер. Не ведают фашисты, что оставляют людям Земли неистребимый документ величия, непокоренности духа героини... Лишь это запишет история на своих скрижалях.
Три шага...
Три шага босых ног. Один по снегу. Второй на подставленный венский черный стул... Третий на скрипучий пустой ящик, неловко взгроможденный на другие два ящика из-под консервов...
Три шага в бессмертие...
На глазах палачей простая московская девушка как бы стала мраморной.
Еще миг... Скрипят под ногами пустые ящики. Звучат лающие чужие слова... Снега, снега, снега... Как кричит воронье. Мамочка, мама...
Нет, так нельзя уходить.
,,Бейте фашистов, не бойтесь их!" - прорезает тишину голос Тани...
Сокровенное озарение духа, которое приходит к человеку как конечный итог убежденности устремлений, как свет, посещающий людей нашего сложного двадцатого века, проходит нелегкий искус жизненных наблюдений, контрастных впечатлений, влияния среды и времени...
И все-таки, невзирая на все тяготы рождения нового в нашем столетии, Советская Россия — Страна Советов — дала исторически весомые образы массового героизма - этого чуда, как бы аккумулирующего громадные заряды веры в правоту своего дела, в конечную победу света над мраком...
Октябрь 1917 года, гражданская война, двадцатые годы, первые пятилетки, Великая Отечественная война и, наконец, наши дни являют пример духовной наполненности миллионов граждан нашей державы, их веры в победу правого дела...
Великая тайна, зовущаяся на Западе „русской загадкой", которую не могли постичь видные политики Европы и Америки, есть не что иное, как святое умение советского народа любить и ненавидеть, верить в общее дело.
„Бегство фашистов из Новгорода"... Новгород... Гарь... Багровые сполохи. Горький дым пожарищ. Белогрудые истерзанные храмы.
Руины.
Рваное железо. Зияющие остовы куполов.
На снегу - черные от копоти гиганты. Их бронзовые руки воздеты к небу. Они призывают к мщению за кровь людей, за поруганные святыни, за слезы матерей. Они повержены, эти великие образы истории Руси. Но не побеждены!
Они живы. Страшны в гневе черты Петра Первого, Пушкина, Суворова.. Изуверы опоганили Новгородский кремль. Разрушили древние стены башен. С педантизмом размонтировали памятник "Тысячелетие России".
Окончание следует

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное