Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 223. 26 сентября 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 76 .
"Александр Дейнека" (пр-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Напротив картины ,,Раздолье" в экспозиции выставки полотно „Сбитый ас", созданное а 1943 году.
,.Сбитый ас" показывает нам судьбу врага, посмевшего напасть на нашу Отчизну.
Страшно ощетинились колючие, острые надолбы. Они вбиты в землю Родины - разрытую, изуродованную окопами и рвами Следы глубоких воронок от авиабомб.
Шрамы войны.
Окраина города, дымные, обгоревшие руины домов. Горько одиноко торчат трубы печей, зияют пустые глаза окон разрушенных зданий.
Разбитые, искореженные, сваленные набок военные грузовики.
Сизо-синяя, гневная течет река.
Почти черная застава соснового бора. И над всем этим хаосом, разрухой и ужасом - высокое серое небо с белесыми прорывами свинцовых туч.
Жуткую тишину мерзлой земли внезапно пронзил режущим вой.
Смердя, таща за собой дымный шлейф, куда-то за раму падает фашистский самолет.
Сложивши в гибельной тоске руки, прикрывая голову и держась за ремни нераскрывшегося парашюта, прямо на надолбы летит сбитый в бою нацистский ас.
Коротко стриженный под бокс, с пепельными волосами Скошен до прямизны затылок, сомкнуты челюсти, сведены скулы.
Закрыв глаза, падает этот герой "фашистского рая" в объятия смерти.
Художник нашел единственно правдивый образ.
Он не издевается над переступающим порог жизни человеком, пусть даже врагом.
Дейнека - русский.
Он мужествен, суров, но не фанатически жесток и не злобен. И поэтому его холст еще страшней в своей открытости. Мы до боли ощущаем не наступивший миг столкновения ворота с чужой землей.
Конец один.
Вспомним "Окраину Москвы", „Оборону Севастополя", ,,Сгоревшую деревню", и у нас не останется сомнений по поводу позиции автора картин.
Он ненавидит врага.
Но Дейнека не становится от этого бесчеловечным. Святая ненависть дает ему силу зримо показать причинность конца агрессора.
Спаленная Отчизна, пепелища родных мест, оплеванная земля, которую возмечтали поработить эти ,,сверхчеловеки" с иголочки одетые, выбритые, аккуратно стриженные, пахнущие одеколоном, снабженные первоклассной техникой.
Они забыли только об одном - что война, кроме сражения железа, есть еще и битва духовных сил народов.
И вот здесь был заложен крах блицкрига.
„Сбитый ас" бесконечно современен.
Его силуэт напоминает нам о событиях совсем недавних, о зловещих просчетах, о неисполненных надеждах людей, возомнивших себя выше других...
Но вернемся к искусству Дейнеки...
Обгоревшие цветы, шуршащие на ветру, сожженный ковыль и ржавые откосы глины. Взирая на пронзительный по своей провидческой силе холст, еще и еще раз горько задумываешься над той удивительной легкостью, с которой некоторые мудрые стратеги повергают целые континенты под удар новой, более страшной катастрофы.
Ведь ,,Сбитый ас" - это еще и пророческий намек на те катаклизмы, которые ждут любого агрессора, посягнувшего на наш образ жизни.
Картина еще раз подтверждает, что искусство, „принадлежащее своему времени", - бессмертно.
Оно рождает ассоциации, будит мысль, заставляет биться сердце зрителя.
Смертная тоска аса написана рукою художника-гражданина, кисть и палитра которого были отданы служению Родине. В картинах Дейнеки нет недомолвок, двусмыслиц или, упаси бог, бессмыслиц, столь модных для искусства модерна.
С редкой, поражающей четкостью и остротой чувствовал мастер ритм эпохи, силуэт нови. Особенно поражают сегодня герои, населяющие „планету Дейнеки", —мускулистые, смелые, гордые.
Художник шагал открытой им новой дорогой. Пусть некоторые искусствоведы находят ранние истоки его творчества и на западе. Не стоит спорить об этом.
Далеко ушел сам Александр Александрович от почерка своих молодых холстов. С годами живопись стала сложнее, палитра солнечней, кисть мягче и острей.
Так неотразимо просты мастера итальянского РенессансаДоменико Венециано, Пьеро делла Франческа...
Как любил их Дейнека.
В его мастерской рядом с холстами и скульптурами можно было увидеть великолепные репродукции с картин Луки Синьорелли, Микеланджело, Мантеньи.
Александр Александрович - художник величайшей культуры. Он сочетал природный ум уроженца славного города Курска и любил называть себя курянином - с поистине европейской широтой вкуса, пониманием современного интерьера, дизайна.
Помню, как-то вечером после рабочего дня он рассказывал мне, как много сделали Матисс, Пикассо,Леже для современного костюма, архитектуры.
В этом ощущении всемирного хода искусства, во всеохватности Дейнеки, сочетающейся у него с величайшей принципиальностью, гражданской чистотой, прямотой, и сложился, наверное, тот уникальный художник, который создал свой, дейнековский тип героя - героя нашей страны...

Искусство. Каким необъятным кажется оно в руках мастера.
И каким жалким, смятым, уродливым, утверждающим линии свое ничтожества становится оно, когда даже талантливый художник воспевает не свой народ и Отчизну, а лишь себя.
Тогда это не взор свободной птицы, видящей мир во всем волшебном сверкании бытия, а взгляд червяка, ползущего по корням гигантского дерева жизни и со своего ,,червякового" курса ощущающего мир во всей его странной суетной детальности.
Вот откуда рождаются цинизм, полное пренебрежение к rapмонии, красоте.
В этом сложная простота расшифровки любых проявлений формализма XX века, в основе которого - эгоизм, дилетантство,эпатаж.
Если импрессионисты показали человеку мир, отраженный в зеркале пленэра, то уже через полвека художники-модернисты это дивное зеркало разбили.
И люди с ужасом увидели мир, схожий с осколками вдребезги истерзанного стекла. На полотнах формалистов двадцатых годов цельность восприятия была погублена, растолчена искромсана, растоптана во имя, казалось бы, передовой мысли - отразить экспрессию, динамику нови.
Характерны, поучительны черновики Дейнеки к статьям, которые я увидел в архиве мастера.
Порою на отдельном листке бумаги простым грифельным карандашом крупным почерком отлита, как в бронзе, ясная фраза.
Художник не брал в руки карандаш или перо, не выносив в сердце, глубоко не пережив взволновавшую его идею, не осознав ее полностью.
Этот принцип характерен вообще для творчества Александра Александровича, которое имело очень определенное и сложившееся с годами правило.
Началом любого холста был взволновавший мастера жизненный факт, импульс, зажигавший искру. Дальше пламя замысла зажигало душу художника. Порою этот процесс эмоционального накопления горючего был длителен.
Зятем, после окончательно сложившейся пластической формулы, живописец готовил рисунок, каркас композиционного сложнoro решения.
И вит наступал момент творческого взрыва - Дейнека фантастически стремительно писал холст.
Это было похоже на удар молнии.
Некоторые полотна Дейнеки созданы за несколько часов. Вспомните. Знаменитая „Оборона Петрограда", по рассказам современников, написана меньше чем за две недели!
Вдумайтесь: за две недели. А это - шедевр!
Вдова художника вспоминает, что портрет ,,Юного конструктора" утром еще представлял собою чистый холст. Вечером, когда Елена Павловна вернулась с работы, картина была написана...
Бродя сегодня по выставке работ Дейнеки, как бы ощущаешь этот радостный акт сотворения...
И какой бы трагической ни была картина, видна четкая простота, с которой она написана.
Душевная открытость, честность, взволнованность автора мгновенно передаются зрителю, словно участвующему и вновь переживающему светлые и горькие страницы летописи нашей Родины. Равнодушных на выставке нет!
Магический кристалл гения Дейнеки был глубоко гражданствен. Любые поэтические явления, самые интимные по звучанию темы всегда обретают под кистью мастера яркую очерченность во времени.
Глядя на его холсты, всегда скажешь: это двадцатые, тридцатые, сороковые годы.
Так точны состояние, характеры, силуэты полотен мастера.
- Композиция, - говорил Дейнека, - имеет много правил, но я помню главное правило искусства, что художественное произведение имеет свойство показать явление глубже, цельнее, внутренне убедительнее, чем это может сделать голый жизненный случай...
...Факт - случай - шедевр искусства. Сколько энергии, лирической взволнованности, наконец, богатства души, поэтического полета нужно иметь в запасе, чтобы так понять смысл, ключ, причинность жизненных явлений. Да, дорога к шедевру это путь труда, требовательности отбора, владение тончайшим чувством рисунка, цвета, колорита.
- Я желал найти новую красоту, новый пластический язык, сказал однажды художник, — и эта новь, большая, юная, требовала новых ритмов, новых живописных планов.
Обостренный „пластический слух" давал тот накал остроты, неповторимость силуэта, рождал удивительно острый правдивый стиль. Реалистический и романтический. Лирический и гражданственный. Стиль Дейнеки.

Александр Александрович обладал пушкинским даром понимать всю планетарность звания Человек.
Его холсты, созданные за рубежом, потрясают своей точностью попадания, тонкостью нюансов, свежестью и первичностью ощущений.
Не раз я ловил себя на мысли, гуляя по Риму, что он создал как бы экстракт, символ великого города в своем шедевре „Улица в Риме", написанном в 1935 году.
Густое синее небо с одиноким висящим белым крохотным облачком. Цвета сиены глухая стена с окошком-иллюминатором, античная скульптура, красно-розовые монахи в черных головных уборах, рабочий с серым молодым лицом и бегущие горячие тени — это квинтэссенция, написанная живописцем без тени гротеска, но предельно колюче и раскрыто.
Как ни странно, при всей многолюдности, набитости туристами древний Рим, его памятники отрываются от суеты будней и создается иллюзия пустынности.
Этот феномен передал Дейнека.
Как не похож на Рим Дейнеки его же Париж, с обжитыми старыми домами, кривыми переулочками, уличными кафе.
Живописец нашел свой ключ к колориту столицы Франции - серые, голубые, иногда ярко-красные тона...
Почти уникальной по холориту, а главное, состоянию является картина „Ночь". Черная пустота арки зеркала.
Полка, уставленная парфюмерией, безделушками, пестрыми предметами туалета, флаконами, пуховкой для пудры, букетом сухих цветов.
Спиной к нам женщина, сильная, полуобнаженная, она поправляет прическу. Цепкие руки, тяжелый браслет и - в зеркале —черные прорези глаз, магически чарующие. Ярко накрашенные помадой губы.
Эта картина по своей экспрессии и тайне сюжета, нео5ычна для художника, одинока на выставке.
Рядом с ним на стене „Парижанка" - великолепный этюд, решенный в красных, алых, багровых, тепло-серых тонах.
Элегантная блондинка в крохотной, ныне снова модной шляпке с розовым пером.
В просвете двери, рядом с "Ночью" - русская мадонна XX века, ,, Мать".
После всех просмотренных работ еще раз убеждаешься, что это жемчужина творчества Дейнеки.
Все величие духа русской женщины, гордая красота сильного тела, чеканная тонкость лица, склоненного над прильнувшим к ее широкому плечу малышом, - все написано мощно и мягко.
Проходя анфиладу залов выставки произведений Александра Александровича Дейнеки, словно попадаешь в гигантскую аэродинамическую систему, которая испытывает тебя самого на прочность, стойкость, чистоту твоей души.


Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное