Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №215. 1 августа 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 75 .
"Митрофан Греков" (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

,,В отряд к Буденному" ...Шедевр написан в 1923 году. Начало легенды... Первый ручеек, создавший позже неодолимую, властную, непокоримую реку.
Человек идет защищать свою правду. По бескрайней, первозданной степи движется всадник.
Он неспешно прикрепляет красную ленту к шапке, загорелое суровое лицо, на лице - глубокое раздумье. Позади полный риска путь. Кони устали. Обвисли плечи седока.
Но привычен человек к жаре, долгой дороге, многое повидал и передумал. Теперь у него один путь...
И с него он не свернет...
Потому так четок, скульптурен силуэт. Он будто вылеплен щедрым донским солнцем. Ничего лишнего, плакатного, бьющего на эффект нет в этой картине. Наоборот, художник убрал все мешающее рассмотреть главное — Человека. Потому так незаметно утонула в сизой мгле степь, став идеальным фоном. Потому так коротки и тревожны тени на земле, подчеркивающие внутреннее движение.
...Ночь. Луна. Безмолвная станица. Где-то вдали горят огоньки окон. Кто в станице? Красные или белые?
Тишина. На снегу следы колеи. Земля, бурая от прошлогоднеи травы. Два коня. У крайнего домика с таинственно алыми огнями в окнах - фигура разведчика.
Тайна и тревога объемлют картину. Еще миг - и взорвется призрачная тишина, и грянет первый выстрел. Так тихо, что, кажется, слышишь стук горячего молодого сердца бойца-разведчика, притаившегося у окна. Опасность, безмолвие, тайна. Все это передал художник в картине "Ночная разведка", созданной в 1924 году...
В том же году написал еще один „лунный" мотив. Но если в первой картине, ,,Разведка", все полно ожидания, то вторая картина могла называться "Развязка".
Холодный саван смерти окутал степь. Лунно. Посверкивает хрусткий наст. На снегу, задавив все, - огромное черное чудовище — танк.
Чужой пришелец. Он мертв. Как мертвы его защитники и хозяева. Только не заметенные пургой глубокие следы на снегу ведут немой рассказ о жаркой схватке, о битве, которая бушевали здесь час-два назад... Сейчас тихо на этом залитом луной кусочке планеты.
Жутко раскинулись трупы. Умолкли яростные крики. Не слышно грохота выстрелов. Только воет, воет поземка и равнодушно светит далекая луна.
Словно из бронзы отлита картина Грекова "Красное знамя в Сальских степях". Так эпически построена композиция картины. Золотая светлая заря залила вечернюю темнеющую степь.
Свежий ветер гонит легкие облака, чуть колышет знамя, острым копьем воткнувшееся в небо. Стяг горит нестерпимо ярким багрово-алым цветом. В нем жар юных сердец, вся непокоримая сила горячей людской крови, мощь веры в победу.
Поэтому так сплотились люди, всадники у красного знамени. Тянется сизый дымок от догорающих походных костров.
И сейчас, в эту минуту клятвы, все будто замерло на какой-то миг. И старый, и малый не сводят глаз со стяга - символа победы и правды. Застыли тачанки, готовые к бою, замер сверкающий клинок в руках Буденного.
Еще мгновение - и торжественная тишина разорвется ог многоголосого клича, от грохота тачанок, от ржания коней. Художник запечатлел миг, торжественный и единственный, как единственна и неповторима каждая минута нашей жизни.
Картина песенна и былинна в самом высоком смысле этих слов. В ней есть и тревога, и восторг, и порыв. В ней нет одного - неправды, ложного пафоса и ходульности.
„Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!". Этот холст, написанный в 1925 году, являет нам пример органического соединения романтизма и реализма или, если хотите, своеобразного ,,романтического реализма".
Раскаленная добела стерня. Бескрайние, почти мифические дали степи. Над жародышащим простором свинцово-серая мгла, древняя, как сам мир,
И вот из этого пекла, подобно стреле, пущенной из богатырского лука, вдруг вылетает упряжка коней. С грохотом разрывая вековую тишину, летит тачанка - героическая дочь гражданской войны.
Эта античная квадрига, которую ведут не шлемоблещущие боги, а чумазые, озорные, пыльные и израненные красноармейцы - герои, воспетые в песнях и поэмах, живые, неумирающие, как вечен сам народ.
Они, эти герои гражданской войны, не боясь ни черта, ни дьявола, ни огня, являлись подобно грому с ясного неба, налетая, как смерч, уничтожая все на пути... И, кажется, нет силы, способной остановить стремительно летящую тачанку, грозную для врагов- провозвестницу наших "катюш", ныне ставшую преданием и легендой!
Батальные картины Грекова бесчисленны. Они многофигурны, сюжетны и, если хотите, предельно информативны, настолько досконально знал художник обстановку воссозданных им боев.
"Чертов мост"... 1931 год.
Как рождается подвиг?
Как звучит струна, готовая вдруг оборваться на самой высокой ноте, но вопреки ожиданиям остающаяся звучать вечно?
Как?..
Хрупкие мостки в две доски, рассчитанные на пешеходов. По ту сторону крутого и бездонного оврага - тайна. Ржет, упирается, не хочет идти на мост гнедой шалый конь.
Но человек упрям. Он зовет и тянет коня на зыбкие доски. Тысячи людей застыли в тени склона крутых холмов. Позади тяжкий поход...
В вольном мареве тает сизая даль. Беспощадное солнце осветило эту сцену и, подобно вспышке, остановило мгновение, ставшее вечным. Сейчас двинется армия. И только историки вспомнят тот день и час, когда мужество и отвага человека победили страх, а значит, победили саму смерть. Так вдруг, выношенный самой матерью-жизнью, рождается ,,обыкновенный случай", который после обозначается как подвиг. Все просто, не так ли?
Всего лишь победить страх смерти...
Есть еще одна картина у Грекова, о которой нельзя не написать, потому что подобного не создавал никто. Это поистине страница, которую нельзя повторить. И дело не в том, что огромные, многофигурные батальные сцены писали Рубо и другие славные баталисты.
Да. Они писали отличные панорамы и картины. Но Греков оставил свой неповторимый след в искусстве. След очевидца.
Не прохладного наблюдателя, а пристрастного и влюбленного современника событий, им изображаемых.
Солнцем победы, сиянием успеха пронизан один из лучшие холстов советской живописи, созданный Грековым в 1934 году: ,,Трубачи Первой Конной Армии".
Есть мгновения в жизни, когда весь ужас, вся накипь суровых будней будто исчезают, и вот настает миг, в котором, как в радуге, отражены пафос времени, его удача, восторг, восхищение подвигом друзей и, наконец, атмосфера праздника, который еще не обозначен в календаре. Таковы ,,Трубачи".
Взгляните на этих белых, трепещущих от музыки коней, на багровое живое знамя, на плывущие в солнечной кипени облака, неистово орущего что-то командира и самих героев-трубачей, и вы забудете все: ваш возраст, хвори, досады, - вас охватит ребячий восторг, и вам захочется бежать, бежать вприпрыжку за этими бравыми молодцами.
Греков не только создал великолепную галерею картин. Он оставил после себя школу советских художников-баталистов. Ему суждено было осуществить свою мечту - панораму „Перекоп", но он поистине стал духовным отцом и учителем десятков наших живописцев, создавших многочисленные батальные панорамы и диорамы.
Недаром его имя носит Студия военных художников.

Познакомимся с несколькими полотнами грековцев.
Петр Кривоногое. „Комиссар".
Этот холст залит багровым светом пожарища. Руины крепости. Пал последний форт. Алые сполохи, дым. В свете вражеских автомобильных фар, словно из мрамора, не дрогнувший герой. Прямо глядит он в лицо смерти. Изломаны зловещие тени нацистов на битом щебне. Они чуют: таких людей победить невозможно.
Борис Неменский. "Сестры наши".
Ночь. Стихли раненые. Миг отдыха. В мерцающем свете коптилки - девушка в белом халате, Медсестра. Она задумалась. Что ей грезится? Родной дом, мать... Ее подругу сморил тревожный сон. Рядом ухают орудия. Фронт...
Марат Самсонов. ,,По военным дорогам".
Суровая правда войны. Тяжелые раздумья. Момент горький. Без прикрас. Страшное лицо героических будней. Все бывало.
Вы видите фрагмент знаменитой картины грековца Петра Кривоногова ..Победа".
Слова здесь не слышны. Громовое "ура!" сотрясает павший рейстаг. Гремят последние залпы салюта. Желанный мир наступил!

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное