Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 194. 21 февраля 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

Получил недавно письмо с приглашением посетить сайт. Посмотрел, понравилось и подумал, что для многих моих читателей он тоже будет интересен. С удовольствием рекламирую его для вас.
"В Интернете появилась Счастливая страничка. Это русскоязычный сайт, посвящённый радостным страничкам в жизни каждого из нас.
Представление о счастье - у каждого своё, и отдельные попытки в одиночку создать сайт о нём давали очень слабый результат. На этом же сайте рассказ о счастье пишется всем миром: люди из разных стран бесплатно публикуют свои фотографии на его страницах, в том числе и об удачных путешествиях, неизведанных местах и их открытиях, рассказывают на форумах весёлые, необычные или романтические истории, и даже дают друг другу советы. Сайт работает всего считанные дни, на нём ещё немного фотографий и историй, но интерес к нему посетителей уже заметен. На нём находят друг друга две категории вполне обычных людей: те, кто хочет рассказать о своих достижениях и успехах, о своём понимании счастья, о своих счастливых страничках, которые случаются у каждого, - и те, кто хочет посмотреть, послушать и, может быть, определить что-то для себя. Судя по всему, эти две категории посетителей вполне довольны друг другом. Сайт имеет "говорящий" адрес: happypage.ru, и постепенно накапливающиеся фотографии и рассказы обещают необычную глубину раскрытия темы".
ТАТЬЯНА

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 66.
"Третьяковка" (окончание) .

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

И вот эти-то художники - Никитин, Антропов, Аргунов - уже истинные мастера отечественного искусства, создавшие пусть не всегда совершенные, но зато носящие своеобычный, недюжинный оттенок холсты.
Какой-то таинственной притягательной силой обладают полотна Федора Рокотова, вышедшего из крепостных крестьян и ставшего одним из первых русских академиков живописи.
Когда мы любуемся его творениями, то нас чарует умение мастера улавливать нюансы душевного состояния модели. Манера его письма - валерная, мерцающая, легкая, серебристая - рождает впечатление неуловимости, трепетности мига бытия.
Жемчужины его творчества - портреты А. П.Струйской и В. Е. Новосильцевой, прелестных женщин, окутанных дымкой утонченности, благородства. Федор Рокотов уже в XVIII веке достиг вершин европейского портретного искусства.
Лиричны, и как-то особенно лучисты, мягкие задумчивые женские образы В. Боровиковского. Его станковые картины напоминают пастели - легкие, нежные. Поистине шедевр кисти Боровиковского - „Портрет Марии Лопухиной".
Рядом с Брюлловым представлено творчество могучего Александра Иванова, и мы начинаем ощущать какую-то особую, глубоко русскую ноту в решении, казалось бы, на первый взгляд классических традиционных тем.
Внешне скромные по размеру полотна Алексея Венецианова при внимательном и пристальном изучении поражают своим глубочайшим проникновением в самое сокровенное существо русской природы, души народной. Его холсты ,,На жатве", „На пашне", ,,Крестьянка с васильками" обладают особой чарующей прелестью, впервые показывая с такой полнотой образ русской крестьянки, быт деревни.
Эта плодотворная тема в русской живописи живет в творчестве Василия Тропинина, оставившего современному зрителю ряд прекрасных полотен, лик крепостных крестьян, из которых произошел он сам, ставший вольным лишь в 47 лет.
Особенно прелестен портрет сына художника, в котором как бы отражены все светлые надежды и чаяния живописца.
Излучают доброту и тепло холсты ,,Пряха" и ,,Кружевница".
Так, изучая творения мастеров, переходя из зала в зал, мы как будто листаем страницы истории государства.
Эпоха Николая I зорко увидена в маленьких шедеврах русского самородка Павла Федотова. Атмосфера бездушной чиновничьей иерархии, тяжкого пресса государственной машины нашла выражение в холстах первого создателя критического жанра в нашей живописи.
Незабываемы его ,,Сватовство майора", ,,Свежий кавалер", ,,Анкор, еще анкор!", в которых с почти гоголевской силой и выпуклостью предстала казенная, канцелярская, купеческая Россия со всей несуразностью, жестокостью и бесправием.
Федотовская гражданская горькая лира зазвучит позже в холстах Василия Перова и целой плеяды передвижников, жестоко обличавших нищету и обездоленность самых широких слоев народа: самодурство, чванство, грубость и произвол власть имущих.
Особо отличает русскую живопись любовь к родной земле, приверженность к пейзажу, к отражению немого, но так много говорящего мира природы. Все эти чувства наших пейзажистов выразились в холстах, покоряющих своей музыкальностью, стремлением к раскрытию гармонии необъятных пространств полей, широких прозрачных рек, высокого ясного неба Отчизны.
У истоков нашей ландшафтной картины стояли такие превосходные мастера, как Сильвестр Щедрин и Иван Айвазовский, сразу, с первых шагов поразившие Европу артистизмом своей кисти, сочностью и своеобразием палитры.
Но остановитесь подольше у знаменитого холста Саврасова „Грачи прилетели", и перед вами будто откроется окно в звонкую светлую весну, на вас пахнет ароматом свежести, запахом талого снега, вы услышите веселый грачиный грай.
Пейзажи Федора Васильева, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Остроухова, Исаака Левитана изумляют не только блеском колорита, свежестью и своеобычностью фактуры своих холстов, натуральностью передачи тончайших состояний природы, в их полотнах, как, пожалуй, мало у кого в мировом искусстве, открывается сама тайна живой природы, гармоничность и юность ее вечной души.
В этом - свойство пейзажей-картин наших мастеров, прославляющих непреходящую ценность красоты окружающего мира, что так важно в век научно-технической революции, сместившей многие представления о прекрасном...
Но, впрочем, это уже другая тема.
Высокая художественная ценность, моральная значимость полотен русской школы обретают наибольшее звучание в картинах, призывающих зрителя к глубокому раздумью, к осмыслению явлений истории, к тому ощущению чудесности ассоциативного ряда живописи, когда события давних-давних веков вдруг начинают звучать с новой непостижимой силой.
Пожалуй, наиболее яркое пластическое выражение этого свойства нашло воплощение и претворено в поистине грандиозных по охвату и глубине мысли огромных холстах Василия Сурикова, коренного сибиряка, в творчестве которого особо самобытно зазвучала история Руси, раскрылась сложная, порою грозная и величественная тема Родины.
Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, а позже Николай Рерих как бы возвращают нас к истокам нашего искусства, и мы невольно вспоминаем гармонию цвета и линий творений Рублева, его ясный и чистый голос, ратующий за непреоборимую силу добра.
Глубокое философское звучание несут замечательные картины Николая Ге, создавшего ряд прекрасных портретов, полотен на исторические темы и сумевшего по-новому осмыслить, перевести на язык современного ему искусства глубоко традиционные сюжеты, придав им небывалую до него экспрессию.
Экспозиция произведений Василия Верещагина.
Много, много лет тому назад создан потрясающий по своей пророческой силе холст художника „Апофеоз войны", на раме которого навеки начертано: „Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим..."
Гражданственность, глубокая заинтересованность в судьбах людских всегда отличали русскую живопись, но особо острое, боевое звучание она обрела в творчестве художников Василия Перова, Ивана Крамского и передвижников, мастеров станковых полотен, жанра, портрета и пейзажа.
Иван Крамской - создатель популярнейших картин „Неизвестная", „Неутешное горе", великолепных портретов. Он был руководителем Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего выдающихся живописцев-реалистов той эпохи, среди которых, бесспорно, выделяется крупнейшее дарование Ильи Репина.
Плеяда жанристов - Илларион Прянишников, Константин Савицкий, Григорий Мясоедов, Владимир Маковский, Николай Ярошенко, Николай Касаткин и другие - поражает нас своим вторжением в саму кипень эпохи.
Они восхищают зрителя гражданским темпераментом, смелостью затронутых ими самых злободневных и острых социальных сюжетов.
Недаром у их холстов собиралась молодежь, давали клятву революционеры - так жарко и честно бился пульс времени в этих полотнах, так бесстрашно обнажали они язвы современного им общества.
Нет никакой возможности в коротком материале даже пунктирно обозначить все многообразие сюжетов бесчисленных работ передвижников.
Самое главное в творчестве этих трудолюбивых и талантливых подвижников - их глубоко демократическая гражданственность, поэтому они с такой силой и вдохновенностью воспели людей труда.
Высочайшего мастерства достигло в XIX веке портретное искусство. Если окинуть мысленным взором галерею полотен от великолепных картин Ореста Кипренского до блистательных по живописи и глубочайших по тонкости психологического анализа холстов Валентина Серова, то вас поразит та несравненная мозаика людских характеров, неоглядная перспектива полотен, изображающих великих литераторов, композиторов, ученых и, что особенно отрадно, крестьян, трудового люда...
Все это написано с еще не полностью оцененным живописным блеском. Достаточно назвать портреты Достоевского работы Перова, или Толстого кисти Крамского, или виртуозные полотна Репина „Мусоргский", ,,Пирогов", ,,Стрепетова" и многие, многие другие, чтобы убедиться, что эти холсты вполне заслуживают оценки - шедевры.
Особый круг был очерчен группой художников, собравшихся в „Мир искусства", куда входили Александр Бенуа, Константин Сомов, Александр Головин, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Лев Бакст.
Зрители подолгу рассматривают их тончайшие по исполнению, полные вкуса и какой-то тихой печали творения.
Эти художники не всегда понимали суть происходящих неотвратимых событий, их пугал, а иногда приводил в трепет предгрозовой гром, предвещающий великие перемены, и они уходили в мир искусства ради искусства ...
Буйным многоцветьем встречает нас глубоко национальное, мажорное, жизнелюбивое искусство Филиппа Малявина, Абрама Архипова, Бориса Кустодиева.
Надо заметить, что Борис Кустодиев был одним из первых русских крупных художников-реалистов, который принял целиком революцию и создал могучего „Большевика".
Но это произведение уже относится к отделу советского искусства галереи, где будут собраны яркие творения нашего многонационального искусства.
Верится, что в экспозицию возрожденной Третьяковки будут возвращены все произведения коллекции, находящиеся ныне либо в запаснике, либо переданные другим музеям. Так, например, прекрасный холст Н. Ярошенко „Курсистка", репродукция с которого опубликована в этом издании, - сейчас собственность Русского музея.
Думается, что подвиг Павла Михайловича Третьякова должен предстать перед широким зрителем во всей своей полноте.
Пройдет несколько лет и новый озелененный квартал вырастет в Замоскворечье в Лаврушинском переулке. И этот архитектурный ансамбль отметит то великое значение, которое придает наше государство искусству отечественной классики - бесценным шедеврам мировой культуры.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное