Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №140. 25 января 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 38.
"Николай Ге".

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Несчастье рано вошло в судьбу маленького Коли Ге. Он стал в три месяца сиротой. Всю жизнь благодарная память художника Ге будет сохранять образ доброй няни, заменившей ему мать.
Тридцатые годы прошлого века. Крепостное право... Через много лет уже известный живописец вспоминает картины детства:
„Присела на пол милая няня, мальчик обнял ее, увидел знакомые большие голубые глаза, целует их, плачет.
Стало жалко няне и себя и питомца.
„Ничего, ничего, я так".
„Нет, расскажи".
Няня быстро встает и показывает питомцу тело, все избитое, израненное".
Не раз приходилось мальчику защищать свою любимицу от истязаний управителя - наследника аракчеевщины, насаждавшего «палочное варварство».
Никогда он не забудет, как однажды отец подкатил к дому на бричке.
И среди разгружаемых вещей, в мешке, маленький мальчик Платошка.
Отец купил его за двадцать пять рублей...
Николаевский режим.
Он оставил глубокие следы в памяти будущего живописца:
„Еще одно тяжелое воспоминание: сижу я с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат.
Солдаты... ходят правильными квадратами, линиями, - и вот вдруг выносят одного.
Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво".
Палки, кнут, розги - эти слагаемые сопровождали Николая Ге и в гимназии.
Вот образ надзирателя:
„Он бил квадратной линейкой, и один раз разломал ее на чьей-то голове. Он рвал уши, - завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом..."
Зрелый мастер через многие годы пишет с чувством горечи: "В наше время один из известных литераторов, наверное, не злой человек, соболезновал, что нельзя сечь или что мало секут".
Было бы неверно вообразить, что маленький Ге не ощущал красоту природы, не замечал хороших людей, окружавших его. Он видел все.
Его записки рисуют нам светлую сцену детства: „Рано утром я проснулся. Маленькая комната-спальня вся залита солнцем. Дверь растворена прямо в садик. Канарейки поют во весь голос".
Спустя полвека с лишним, накануне смерти, он снова так же остро, по-детски первозданно увидит природу.
И напишет полотно, ставшее ныне жемчужиной Третьяковской галереи, - женщину у отворенного в сад окна.
Картину, в которой выразит свой безмерный восторг перед радостью бытия.
Николай Ге начал рано рисовать.
У колыбели юного таланта стоял скромный неудачник -преподаватель рисования в гимназии.
Через много лет, обремененный золотыми медалями Академии художеств, Николай проездом заглянет к старому учителю в Киев...
Состоится трогательная встреча. «Он мне сказал грустным голосом: "Я знал, что ты будешь художником, я тебе не говорил этого, я боялся тебя соблазнить. Нет больше горя, как быть художником!"
К счастью, Николай Ге, пережив тяжелое детство, все же стал живописцем.
В этом ему помогли добрые люди, и среди них первая - няня.
Крепостная русская женщина.
„Добрая, милая няня, - восклицает художник, - равной тебе не встречал я более. Никогда тебя не забуду. Ты своей чистой, кроткой народной любовью осенила мое младенчество и завещала мне чуткость к чужому горю".
Слезы няни, стоны крепостных на барской конюшне, свист кнута и розог.
Эти видения отрочества родят в его душе протест против насилия, любовь к народу, которые найдут выражение в полотнах гневных и страстных.
Художник станет черпать сюжеты из легенд далекой древности, но его картины будут волновать современников, поражая остротой композиции и глубиной философских проблем.

"Тайная вечеря". Больше ста лет отделяют нас от того дня, когда молодой Ге окончил это полотно.
И глядя сегодня на картину, трудно понять, почему этот классический по форме, удивительно гармоничный по колориту холст вызвал такую бурную реакцию разных кругов общества, такие полярные мнения.
Вернемся в далекий 1863 год.
Долгожданный Ге, предваряемый молвой, прославившей картину, приезжает из Флоренции в Санкт-Петербург.
Немедля доставили художника и его холст в Академию.
Распаковали "Вечерю", натянули на подрамник. Почтенные профессора и академики не стали ждать утра, приказали зажечь свечи...
Трепетный свет озарил полотно.
Все замерли пораженные.
Живая встала перед ошеломленными мастерами сцена из древней легенды...
Будто зазвучали под гулкими сводами слова: „Один из вас предаст меня".
Совет профессоров Академии, не сходя с места, торжественно присуждает Ге звание профессора, что по регламенту было выше звания академика.
Итак, триумф! Картина выставлена в Академии, тысячи петербуржцев вереницей проходят перед холстом, ставшим в считанные дни легендарным
. Но все ли было так гладко?
Вот один из отзывов на „Вечерю". Скульптор Рамазанов в „Современной летописи" писал:
„Ге первый из живописцев намеренно отнял у величайшего из мировых событий его божественность. Художник сумел угодить ходячим современным идеям и вкусам... он воплотил материализм и нигилизм, проникший у нас всюду, даже в искусство".

Тут явно пахнет острогом!.. Однако не эти отзывы определяли успех или неуспех полотна. Картина была великолепна, это понимали почти все.
Однажды профессор Тон (строитель собора Спаса в Москве) сказал ему:
„Вы необыкновенно чувствуете живописную правду, силу. Напишите в моей церкви, в Москве, св. Александра Невского, возьмите сколько хотите". - "Я не могу писать теперь такую вещь, - возражал Ге, - я занят другим. Александр Невский для меня дорогой святой, но я его теперь не вижу, у меня другие задачи". - "А, я знаю, почему вы не хотите. Вы революционер. Вы антимонархист". - "Не знаю, почему в этом вы видите революционный взгляд?" - "В вас верят юноши, вот почему вы не хотите взять этого заказа". - "Я не знал, - отвечал Ге, - что юноши верят в меня, но если это так, тогда я свято сохраню их веру и не поддамся соблазну..."
Стасов объясняет остроту этого диалога: профессор Тон предложил Ге написать образ Александра Невского с лицом здравствующего императора Александра II.
Есть еще одна важная подробность в создании "Вечери". Как стало известно, художник использовал при поисках образа Христа для картины знаменитую фотографию - портрет Герцена.
И это было сделано не случайно, ибо Герцен и Белинский, по свидетельству самого художника, для него „были самыми близкими по душе и самыми влиятельными".
Вскоре в Италии Ге напишет портрет Герцена, вошедший в золотой фонд русской реалистической школы. О качестве портрета лучше всего сказал сам Герцен: "…по-рембрандтовски написан".
Однажды к Николаю Николаевичу Ге, когда он находился в зените успеха „Тайной вечери", пришел ученик Академии художеств Иван Крамской посоветоваться душевно, нравственно, правильно ли взбунтовались четырнадцать выпускников Академии, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль. Ге взволнованно заявил, что ежели бы он был с ними, то сделал бы то же.
Так началась духовная близость двух больших русских художников.
Профессор Тон, обозвавший Ге "антимонархистом", без обиняков заявил после „бунта" в Академии Крамскому:
„Случись это прежде, вас бы всех в солдаты!"
Прошло семь лет. Ге побывал в Италии, написал там несколько картин, не имевших успеха, и вернулся навсегда на Родину, в Россию.

Семидесятые годы... Они были годами становления крупнейшего русского прогрессивного объединения художников - Товарищества передвижных художественных выставок. Стасов особенно подчеркивает роль Ге в организации Товарищества:
„Мясоедов и вслед за ним Ге, приехавший в то время назад в Россию, выговорил недостававшее слово, и все тотчас же встало и пошло, колеса завертелись, машина двинулась могучим взмахом вперед".
В 1871 году открылась Первая передвижная выставка. Трудно сегодня переоценить роль этого движения, в котором участвовали такие мастера русской живописи, как Репин, Суриков, Перов, Крамской, Ге, Саврасов, Левитан и многие другие.
Первая передвижная имела небывалый успех. Крамской писал:
„Перов и Ге, а особенно Ге, одни суть выставка".
И далее в другом письме: „Ге царит решительно".
Полотно Николая Ге на этой выставке - „Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", - ставшее ныне классикой...
„Мастерская художника Ге на его хуторе Плиски". Выцветшее старое фото тона сепии.
Большая комната с верхним светом, с высокими окнами, выходящими в сад.
Картины, картины, картины.
Огромный мольберт на переднем плане.
Холсты, холсты, повернутые к стене, приставленные к шкафам, к мольбертам.
Слепки антиков.
На полу валяются толстые веревки (видно, ими привязывал модели, когда писал „Распятие").
Сосуды, драпировки.
В центре мастерской начатое полотно - знаменитая „Голгофа"…
Слева в глубине „Портрет Н. Петрункевич", настолько живо и сочно написанный, что кажется реальной женщиной, стоящей у растворенного окна.
Справа на мольберте виднеется „Совесть"…
На одном из подготовленных огромных подрамников приколот в углу „Автопортрет" - седой старик с всклокоченной бородой…
Три шедевра.
Самого хозяина мастерской на фото нет…
Возможно, он ушел в один из своих походов в простой русской рубахе, поношенном костюме, с котомкой за плечами.
Ге - человек удивительной судьбы. Вот уже прошло много лет, как он в расцвете сил и дарования бросил шумный Петербург, суету и пустословие и „сбежал" на этот хутор. Он знал, что его ждут трудности.
„Лучше в лишениях окончить, - писал Ге, - но не изменять своей веры и своих убеждений. Я чист и считаю себя счастливым человеком, а помирать все равно, что на золотом ложе или под воротами…"

Да, на первых порах было совсем нелегко, но художник не сдавался. Он вел хозяйство, сажал деревья, работал в поле и... даже клал печи. Вот запись, рассказывающая о тех днях: „Я делал печь бедной семье у себя в хуторе, и это время было для меня самое радостное в жизни. И кто это выдумал, что мужики и бабы, вообще простой люд, грубы и невежественны? Это не только ложь, но, я подозреваю, злостная ложь. Я не встречал такой деликатности и тонкости никогда нигде…"

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...




Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Отписаться

В избранное