Однажды,
просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги
И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее
кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее
позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно
неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже
не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные
дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.
Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...
Рассказ
24. "Антуан Бурдель" (продолжение).
Ключом к постижению тайны отношений этих двух художников могут служить строки из письма Родена Бурделю:
«Я передам вам чашу, дорогой друг, впрочем, вы уже и так держите ее в руках, оба мы уже вкушаем от одного напитка».
Роден и Бурдель... Исследованию взаимовлияния этих великих мастеров еще будет посвящена не одна книга. Однако хотелось бы в конце привести слова Бурделя, как мне кажется, особенно значительные:
«Роден - гениальный аналитик, но я стремлюсь к синтезу».
Нет нужды сравнивать масштабность наследия Родена и Бурделя. Важно, что Бурдель претворил тончайшую пластику Родена, являющуюся кульминацией скульптуры XIX века, и новую пластику XX века, более драматизированную, динамичную, экспрессивную и монументальную.
Он нашел новую красоту в своих неповторимых шедеврах!
«Роден». Ваятель. Древний, как Пан. Мудрый. Добрый. Старый, как сама Земля. Его лицо, изборожденное временем подобно старой коре могучего дерева.
Да, Бурдель, пожалуй, проник до глубины в великую суть Родена - в его сокровенную принадлежность природе - Земле.
Мастер словно прислушивается к песне ветра. До него долетели звуки птичьего гомона, обрывки слов, поцелуи влюбленных.
Старый художник счастлив.
Добрая улыбка спряталась в усах, приподняла брови, залегла в лучистых морщинах у глаз.
Но что это? Нам вдруг показалось, что лицо мастера стало суровым...
Оказывается, мы просто с нового ракурса увидели второй лик великого маэстро. Напряженный лик мастера, испытавшего горечь непризнания и опустошающую, ясную несбыточность мечты о прекрасном.
Роден слышал свист и улюлюканье толпы в парижских Салонах, знал и сладкие минуты капризной славы.
Бурдель, как никто, был близок Родену. И его портрет - шедевр психологического проникновения в сложнейшую душу творца.
Двуликий Янус...
Вот тайна решения портрета. Светлой души художник, гуманист, жизнелюб, он узнал на своем долгом пути всю сложность и контрастность жизни.
Время, разочарования, титанический труд сложили второй облик Родена, человека порой жестокого и нетерпимого.
Таков Роден!
Портрет был решен настолько непривычно, что сам Роден, увидев бюст, сказал: его поймут только через сто лет.
Прошло без малого три четверти века, и вот сегодня бюст Родена предстает перед нами во всей своей сложности и величавой простоте.
«Геракл». Нечеловечески могуч герой античного мифа. Дуги напряженного лука, которой нет равной в мире по мощи, согнута его рукой. Веришь, что дай Гераклу ось, и он повернет саму Землю.
В воспевании этой гигантской силы Геракла - весь пафос пластики Бурделя. Долго, необычайно тяжко готовится Геракл поразить цель.
Он весь предельно собран.
Замер.
Мышцы торса, рук, ног напряжены до отказа.
Гудит скала, попранная мощной стопой героя.
Геракл...
Как далек этот юноша от привычных образов богатырей, огромных, массивных...
Геракл Бурделя так же отличается от них, как ягуар от слона. Да, именно ягуар или леопард.
Так напоминает стройное могучее тело античного героя всю стать хищного зверя...
Эта фигура будто выкована из неведомого по упругости и стойкости металла.
Его взгляд словно заворожен: стрелок видит цель, и он почти слеп от жажды поразить врага. Мучительно сдвинуты дуги бровей. Две резкие морщины на крутом лбу обозначают сдержанную ярость. Желание победить.
Победить во что бы то ни стало.
В образе Геракла скрыта великая тайна непокоримости...
Когда мы вглядываемся в скрытое движение бронзовых мышц, в титаническое напряжение бойца, нас не покидает вера в конечную его победу.
Мы словно слышим гулкое биение сердца Геракла, заключенного в могучий плен бронзового торса. Мы явственно слышим, как скрипит лук, как гудит непокорная тетива.
Еще миг, и мы услышим, как запоет стрела, рассекая воздух.
«Геракл» взорвал Салон 1909 года.
Триумф, фурор, шок - все эти слова не отразят и сотой доли впечатления, которое оставил юноша, поражающий стрелами стимфалийских птиц.
Консервативные члены жюри утратили равновесие.
Их проклятия были настолько грозны, что автор бессменно находился возле своей работы, боясь, что рутинеры попытаются выкинуть ее из Салона.
Ваятель потряс Париж.
Лавина успеха наконец прорвала плотину молчания.
Скульптор в один день стал знаменитым.
Он выиграл сражение, которое вел четверть века.
Эпическое озарение мастера было итогом неимоверного труда. Глубокое изучение греческой архаики, постижение всего очарования французского средневековья - вот слагаемые, давшие истории мирового искусства шедевр!
«Геракл» - одна из вершин скульптуры, воспевающей человека-бойца.
«Хороший портрет стоит целой биографии», - любил говорить Роден.
Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам.
Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем
быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время
пошло.
2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...