Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Биографии знаменитых людей

  Все выпуски  

Выпуск N31, часть 1


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №31, часть 1
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
По категориям
ТОП 15 биографий
(за прошедшую неделю в усл. единицах посещаемости)
28.07.2002

  1.(1) Владимир Сорокин - 1173
  2.(2) Анна Курникова - 1023
  3.(3) Майк Тайсон - 849
  4.(5) Адольф Гитлер - 657
  5.(6) Бритни Спирс - 626
  6.(7) Алексей Ягудин - 486
  7.(9) Дэниел Рэдклифф - 389
  8.(8) Дэвид Бекхэм - 342
  9.(10) Оксана Федорова - 299
  10.(4) Анастасия Романова - 273
  11.(12) Дж.Д.Сэлинджер - 217
  12.(н) Михаил Круг - 212
  13.(13) Бриджит Бардо - 204
  14.(н) Энрике Иглесиас - 193
  15.(14) Алла Пугачева - 130


Полные тексты
биографических книг


Гостевая Книга

Наши партнеры

Поиск по сайту:

  


Рассылки Subscribe.Ru
Интересные факты из жизни знаменитых людей.
Биографии знаменитых людей



Рассылка 'Интересные факты из жизни знаменитых людей.'  Рассылка 'Биографии знаменитых людей'




Яндекс цитирования
Кто ссылается

Allbest.ru
Владимир Войнович

"Из русской литературы я не уезжал никуда"

Интервью.
Февраль 1991 года. Москва


(Часть 1)

Беседу вела Татьяна Бек
"Вопросы литературы", февраль 1991

    - Когда ты почувствовал себя писателем?
    - Когда и как, точно сказать не могу, но какой-то такого рода зуд был у меня с детства. Он появлялся время от времени. Помню читал я лет в десять Островского...
    - Какого?
    - Драматурга. И мне казалось: все написанное им так достоверно, что наверняка не выдумано. Видимо (я так решил), он просто слушал и записывал. И вот однажды моя мать повздорила с нашей соседкой, а я, слушая их ругань, подумал, что разговор очень интересный, и стал записывать. что они говорят. Записывал-записывал, но вижу, не поспеваю. Ну, думаю, надо же, Островский, наверное, умел быстро записывать, потому у него получалось, а у меня нет. На том я и прекратил свои упражнения. Потом, уже в более сознательном возрасте, у меня снова возникал этот зуд, но я себя нарочно останавливал, потому что у меня отец (ты его знала и помнишь) писал и стихи, и прозу и был профессиональным журналистом-газетчиком и вообще, безусловно талантливым человеком, но я видел, что все это у него совершенно не идет, никто его не печатает. И я еще в детстве понял, что быть писателем-неудачником - большая трагедия. И потому я в эту сторону даже не смотрел. А потом, когда я служил в армии (а служил я четыре года), так там - кроме службы - абсолютно некогда было чем-то заняться. Армия не давала времени даже книги читать, и я за эти четыре года прочел только одну книгу.
    - Что за книга?
    - "Милый друг" Мопассана. А до этого я читал очень много, у меня была способность так называемого партитурного чтения, и я книги буквально заглатывал. Но в армии я эту способность утратил навсегда. Четыре года перерыва в умственном развитии! В армию я пришел без образования - у меня было семь классов в 19 лет. Я был столяр, в армии стал механиком, но ни та, ни другая специальность меня не удовлетворяли. Я хотел чего-то интеллектуального, а для этого у меня не было образования.
    - Как же ты потом поступил в пединститут, если всего семь классов?
    - Я после армии пошел в десятый класс вечерней школы, кончил его и в институт поступил не сразу. Когда срок службы подходил к концу, я задумался, что же дальше. Собирался пойти по авиалинии, так как до армии занимался в аэроклубе, летал на планере, прыгал с парашютом, и авиация меня вообще очень привлекала. Думал пойти учиться на авиационного инженера, но тогда надо было после армии идти в последние классы вечерней школы. Значит, нужно три года и где-то работать, и учиться. И потом, даже если я сразу поступлю в институт и проучусь пять-шесть лет, то лишь в 32 года стану начинающим инженером... И тогда я стал думать, нет ли такой профессии - разумеется, интеллектуальной, - которой можно было бы заниматься, не имея формального образования. Я попробовал рисовать, потом поступил в драмкружок, даже играл в пьесе "Снежок" негритенка! Быстро увидел, что из меня ни художника, ни актера не выйдет. А у меня был друг, который писал стихи и даже иногда их печатал в центральной прессе... Я посмотрел и думаю: так, наверно, и я напишу. И я попробовал сочинить стихотворение - было это в 1953 году, - написал его и оставил в тетрадке. Были это очень глупые, бездарные стихи. А потом, примерно через год, один мой сослуживец их обнаружил и сначала давай надо мной смеяться, издеваться, бегая по казарме и читая стихи вслух. Я за ним, как сейчас помню, тоже бегал и стихи вырывал. А потом, наиздевавшись, он подходит и говорит: "Слушай, почему ты эти стихи в газету не пошлешь?" Я говорю: "Кому они нужны, это совсем плохо". А он в ответ: "Ты что? Хорошие стихи". И я подумал: действительно, чего я теряю, - и послал стихи в газету "Знамя победы" Киевского военного округа. Вскоре я как раз уехал в отпуск (единственный раз за четыре года службы меня отпустили на десять дней), когда приехал, меня ждал почтовый перевод на 9 рублей 80 копеек тогдашними деньгами, а на бланке было написано: "за опубликованные произведения". Поскольку у меня лишь одно было произведение, его-то я и стал искать - нужную подшивку нашел, но ее солдаты уже разобрали на курево и на другие надобности. Так я ничего и не обнаружил. А потом в уборной случайно попался мне клочок газетной бумаги, на котором было напечатано: "О воспитательной роли старшин-сверхсрочников пишут такие-то и такие-то..."
    - Не может быть!
    - Клянусь, клянусь. И поскольку моя фамилия на одну из первых букв алфавита, то я стоял в этом списке первым. Надо сказать, все это меня поощрило и морально, и экономически. Я эти стихи писал минут 15, а заработал десятку. Неплохой приварок к солдатскому жалованью. Я стал писать стихи дальше и посылать туда же. А мне стали отвечать: это, дескать, похвально, что раскрываете патриотическую тему, но вот рифма плохая и еще чего-то не то. Ну, сама знаешь, как в таких случаях отвечают: читайте книгу Исаковского о поэтическом мастерстве... Я сам потом так же отвечал на самотек, дело известное. Да. И больше меня не печатали. Но тут я взглянул на это дело всерьез, хотя начиналось оно для меня как бы в шутку. Оставался год службы в армии. Пройдет он для меня, думаю, зря. И решил я, что все свободное время буду писать стихи просто так. Я знал, что стихи плохие, что пишу ужасно. Но знал я и то, что дело это требует определенных навыков, тренировки и знаний. Так? И пошел я в библиотеку. До этого у меня интереса к стихам не было (в детстве был, потом прошел). Брал в армейской библиотеке все без разбору. Не считая классиков, брал и советских - Сергея Смирнова, Сергея Васильева, еще кого-то, всяких. Ну, конечно, Симонова, Твардовского. И поставил я себе условие писать ежедневно не меньше одного стихотворения - независимо от качества, от того, пишется ли, не пишется. Больше можно, а меньше нельзя. Однажды написал даже 11 стихотворений в день (нет, только слово "стихотворение" в кавычки, оно здесь условно - все это было действительно очень плохо). Думаю, буду писать, а если через год увижу, что ничего не получается, я это дело брошу... Я писал-писал-писал, и вдруг месяца через три вышло стихотворение, которое мне самому понравилось: что-то в нем было. Я даже побежал с этим стихотворением к одному солдату, который был до службы учителем русской литературы, и он мне сказал: "Я тоже писал стихи, но такие хорошие у меня не получались". Это меня вдохновило, и я стал писать дальше-дальше-дальше-дальше, все так же, каждый день во чтобы то ни стало, и что-то, какие-то строчки и даже строфы стали появляться, какое-то настроение и даже намек на мысль.
    - А прозу ты тогда еще не пытался писать?
    - Пытался. Но проза - прошу у тебя прощения, - на мой взгляд, более трудный и таинственный род литературы. В поэзии ты как бы плывешь по реке: рифма как берега, размер и ритм - бакены и вешки. А проза - это как плавание в океане, где нет никаких ориентиров и правил, и компаса тоже нет... Короче говоря, в прозе у меня поначалу вообще ничего не получалось: выходила полная мура.
    - И все же ты потом полностью перешел на прозу. А что в тебе осталось как в прозаике от недовоплотившегося поэта?
    - Амбиция! Мне все время хочется доказать, что я был хороший поэт. Но если говорить всерьез, то стихотворный опыт очень помог мне в прозе, ибо тот ритм, который я нащупал в стихах, дал мне интуитивное представление о ритме в прозе. (Я не имею в виду, не дай Бог, ритмическую прозу - я ее не люблю. Я говорю шире: о строе прозаической речи вообще.) Словом, стихотворный опыт не прошел даром.
    - Твои прозаические вещи 60-х годов ("Мы здесь живем" и "Два товарища", "Хочу быть честным" и "Владычица") - это так или иначе традиционные повести даже не без нравственно-учительского пафоса. Юмор, сатира и гротеск, которые восторжествовали в твоей прозе позднее, ощущались здесь пока лишь в глубинной подоснове. Как произошла эволюция?
    - Когда меня спрашивают, считаю ли я себя исключительно сатириком, я всегда отвечаю: нет. Я начинал как реалист. Когда я написал "Мы здесь живем", то показал повесть одному старому писателю. Его звали Арнольд Одинцов. Показал и спросил, как он думает: напечатают это или нет? Он ответил: эту повесть напечатают, но вообще вас потом за то, что вы пишете, будут очень сильно бить. Я спрашиваю: "Почему?" Он говорит: "Потому что то, что вы пишете, слишком похоже на реальную жизнь". И когда повесть вышла, помимо положительных отзывов - сколько было ругательных! Критик М. Гус в статье "Правда эпохи и мнимая объективность" написал, что Войнович придерживается чуждой нам поэтики изображения жизни "как она есть". По-моему, это перл. Но самое смешное, что я с Гусом был согласен. Правильно он определил. Такую поэтику я себе выбрал - изображение жизни как она есть. А юмор был, наверно, и в моих первых вещах... Например, в той же повести "Мы здесь живем" я написал об одном персонаже, что на нем были милицейские галифе и белые тапочки. Когда я читал это вслух люди смеялись, а я удивлялся: чего смешного-то? Я тогда любил читать вслух, и, знаешь, именно реакция публики помогла мне понять, что я пишу с юмором. Кстати, еще два слова о юморе. Это ведь прежде всего то, что специальные юмористы пишут как специальную юмористику. Часто читатель как подлинный юмор воспринимал то, что он попросту узнает. Эффект узнавания вызывает у читателя радость, он смеется даже в случаях, когда текст никаких претензий на юмор не содержит.
    - И все же как ты смог столь резко вырулить к сатире, иронии, фантастике, к "гротескному реализму", как сказал бы Бахтин?
    - Специально я никуда не выруливал. Я развивался. Развивался, но мой взгляд на жизнь становился все более горьким. Чем дальше, тем больше замечал я в жизни те страшные вещи, которые не видел раньше. К тому же и сама действительность становилась на глазах все более гротесковой. Я часто так говорю: это не я сатирик, а действительность сатирична и гротескна. И придумана кем-то, а не мной. Я же недаром писал в "Иванькиаде", что автором этой истории следует считать не меня, а Иванько и его компанию.
    - Все-таки, скажи, пожалуйста, какая духовно-художественная задача тебе ближе теперь - учительски-проповедническая (толстовская) или гротескно-сатирическая (салтыково-щедринская)?
    - Я бы сказал: гоголевская. Или точнее: гоголевски-чеховская. Мне всегда была ближе отстраненная манера изображения жизни - без прямого авторского вмешательства и без авторского насилия. Хотя с возрастом я начинаю чувствовать в себе крен к проповедничеству, что пытаюсь задавить, ибо знаю, что это скучно.
    - Мой любимый рассказ у тебя - "Расстояние в полкилометра" (1961). Как он родился?
    - Жизненная основа этого рассказа такова. Я в те годы часто бывал во Владимирской области, на станции Мстёра (не надо путать с поселком Мстёра, где живут народные умельцы; это в 15 километрах от станции, где я никаких умельцев не встречал). И когда я туда приезжал, каждый раз тамошняя жизнь потрясала меня своей обнаженностью. Яркостью повседневной скуки, я бы так сказал. Вроде бы люди живут очень косно, и в то же время происходят потрясающие вещи. Скажем, в "Расстоянии..." есть один персонаж, который другого на тачке вез по деревне за чекушку, да?
    - Конечно. Это Овечкин, а другой - плотник Николай Мерзлякин, образ, исполненный диалектики. Над Овечкиным он издевался, заставлял возить себя на тачке, а "любимым предметом собственного изготовления" - ящикам, столам полочкам, то есть, в сущности, деревяшкам, давал ласковые имена и разговаривал с ними, очеловечивая. По-платоновски странно и страшно.
    - Андрей Платонов - мой, наверное, самый любимый русский писатель ХХ столетия. Но это к слову. Что касается моего рассказа, то я не то чтобы прямо воспроизвел мстерскую жизнь, но я переполнялся ею. Что же до народного характера, то с годами мой взгляд на него не изменился в корне, но, как я думаю, заметно обогатился жизненным опытом.
    - Не только с годами. Разные грани этой диалектики разглядывал ты и тогда, в 60-е. Была у тебя такая повесть-притча "Владычица" (кстати, почему ты не переиздаешь ее теперь?), подспудную мысль которой я понимаю вот как: культ личности уничтожает личность. В 60-е годы все это прозвучало так. Интересно, что в 70-е та же тема совершенно иначе решалась тобою в историческом романе о Вере Фигнер "Степень доверия", и уж совсем неожиданно, "перевернуто" - в сатирической антиутопии "Москва 2042" (1985), которой я потом буду тебя пытать отдельно. С самого начала тебя так или иначе интересовали оборотные стороны русского праведничества, учительства, мессианства.
    - Почему "Владычица" не переиздавалась здесь теперь, когда я вернулся в родную словесность? Просто я еще не привык, что могу тут спокойно издаваться, и иду как бы по воле волн. Как кто составит мой сборник, так я с этим и соглашусь (а вообще-то надо бы "Владычицу" переизбрать). Я десять лет прожил на Западе, где такая повесть вообще никого заинтересовать не может - особенно в силу своей притчевости.
    - А здесь эту повесть помнят.
    - Наверное, потому что она очень о русской жизни, да? О тогдашней и о теперешней. Надеюсь, что и сейчас "Владычица" не совсем устарела.
    - Проблема культа личности, которая в последнее время довольно монотонно решается у нас преимущественно на материале сталинщины, связана с широким спектром вопросов профессионального революционерства и диссидентов. Ведь есть тонкая грань, за которой "народный праведник" (особенно на российской почве) становится опасным явлением с чертами диктаторства и бесовщины...
    - Эта тема не простая. У нас говорят больше о бесовщине в среде, так или иначе противостоящей государству. А что было с другой стороны? Все эти идеологические кампании, которые мы или наши родители видели. Поиски врагов народа, кулаков, троцкистов, уклонистов, космополитов, диссидентов - разве это не бесовщина? Я сам неоднократно был свидетелем и жертвой подобных бесовских шабашей в нашем родном Союзе писателей. Я хорошо помню, как один за другим встают будто бы нормальные люди и вдруг начинают плести такую злобную чушь, такой бред, что смотришь и не возьмешь в толк, то ли ты чего-то не понимаешь, то ли эти люди все до одного свихнулись. Причем ведь не просто несут ахинею, а впадают в раж, до дрожи, до судорог, до пены у рта. Кажется, спусти его с поводка, он тут же зубами тебе в глотку вгрызется. А что касается диссидентов, то там бесноватые тоже, конечно, водятся, но все же не только они. Это я хочу отчетливо подчеркнуть, потому что вижу много "премудрых пескарей", которые каждого, кто оказывает сопротивление насилию, готовы записать немедленно в бесы. Чтобы оправдать свое собственное покорное лежание под корягой... Когда наступает период всеобщей покорности и люди ведут себя как загипнотизированные перед всесилием и наглостью власти, то общество, хотя бы впоследствии, хотя бы очнувшись, должно почувствовать благодарность к людям, которые этой власти говорят "нет". И тем самым защищают, иногда в одиночку, честь всего общества. И даже шире - жизнь общества, которое. пока в нем есть такие люди, еще может рассчитывать на звание живого, а без них оно мертво. Кроме того, движение протеста вовлекает в себя и тех людей, кому общество должно глубоко поклониться.
    - Ты имеешь в виду Сахарова?
    - Его в первую очередь, но не только его. Сахаров был самой заметной и крупной фигурой, но рядом с ним стояли люди, значение которых вольно или невольно преуменьшается...
    - Например?
    - Ну, если взять и живых и мертвых, это Юрий Орлов, Андрей Амальрик, Владимир Буковский, Петр Григоренко, Анатолий Марченко... Кого-то я, может быть, пропустил. Это все крупные личности, которые пошли в так называемое диссидентство по велению души: с ними случилось то, что с Радищевым, который "оглянулся окрест, и душа его страданиями людей уязвлена стала". Такими же были и многие революционеры. Но, конечно, всякие такие движения привлекают и людей, не обладающих высокими душевными свойствами, но обуреваемых страстями, непомерным тщеславием. Желанием непременно сегодня же прославиться на весь мир. Я знал людей, которые упивались звучанием собственного имени по иностранному радио. Один, например, все время считал: "Сегодня обо мне шесть раз по радио говорили". Вот эта возможность немедленно прославиться бывает губительна в прямом смысле. Ну и, естественно, среди таких людей попадается немало типов тоталитарного образа мыслей и действий. В моем понимании, большевизм - это не конкретная идея, а определенный образ действий. Идеи и цели могут быть разные, а пути достижения те же. "Большевики" борются против режима, кажутся большими свободолюбцами и на самом деле жертвуют собой, своей свободой, иногда даже и жизнью, но как только в их руках оказывается хоть малейшая власть, они ее тут же используют для подавления других, причем такими средствами, до которых их преследователи додуматься не могли. И это явление повсеместно. Это было и есть в России, в Камбодже, на Кубе, во всех странах азиатского коммунизма и антикоммунизма тоже. Потому что большевик может быть в равной степени и коммунистом, и коммунистом с приставкой "анти".
    - Я недопоняла. Поясни.
    - Вот тебе жизненный факт. А может быть, анекдот. Говорят, в Вашингтоне однажды разгоняли коммунистическую демонстрацию. Полицейский навалился на какого-то человека, бьет его резиновой дубинкой по голове. Тот кричит: "Что ты делаешь? Я антикоммунист! Полицейского это не остановило. "Мне, - сказал он, продолжая работать дубинкой, - совершенно все равно, коммунистом какого рода ты являешься"... Естественно, что "большевики" водились и в диссидентской среде. И меня нисколько не удивляет превращение "большевика" из жертвы в тирана, который своих бывших единомышленников и сокамерников объявляет криминальными элементами и расправляется с ними полицейскими методами. Если у него есть полиция. А если полиции нет, то он использует те возможности, какими располагает. Иногда даже очень мизерные возможности. На карикатурном уровне это проявляется и в эмигрантском мирке, от которого я, Слава Богу, не зависел, но который наблюдал с любопытством.
    - Расскажи подробнее.
    - В этом мирке со временем образовались свои кормушки, в основном в виде отдельных печатных органов. Эти органы - некоммерческие. Они существуют не за счет подписчиком, а за счет богатых западных благотворителей. Кажется, хорошо. Но поскольку издание от читателя, от потребителя не зависит, оно немедленно превращается в кормушку для угодных. Такой, я бы сказал, минисоциализм в мире капитализма. Или Антисоветский Союз советских писателей. Со своей, очень похожей на здешнюю, системой распределения символических благ и чинов по весьма условной иерархии. В этом мирке возможностей немного. Там человека нельзя арестовать, нельзя наградить орденом, дать дачу или машину с шофером. Но все же общее есть. Там тоже печатают своих. К фамилиям своих прибавляют нужные эпитеты. Даже мелкие эмигрантские литературные премии распределяют часто среди угодных. В этом эмигрантском мирке главная фигура естественно и заслуженно - Солженицын. Но он постепенно (и это началось еще в СССР) из уважаемой личности превратился в неприкосновенную. Как в свое время Шолохов. В некоторых кругах нельзя критиковать ни его книги, ни его мысли, ни отдельные высказывания. Как только это сделаешь, сразу же на тебя косятся: а что, а почему, для чего ты говоришь, уж не по заданию ли каких-нибудь органов? Газеты и журналы, о которых я уже сказал, подчинены культу Солженицына. "Вестник РСХД" или "Русская мысль" на каждую публикацию Солженицына отзываются с восторгом. В том, что он пишет, можно искать только достоинства и никогда не недостатки. Когда-то шолоховский роман "Они сражались за Родину" читали вяло, но печать хвалила. То же самое с "Красным колесом" Солженицына. Или даже с его опусом по поводу обустройства России. Сам опус подавался как чуть ли не величайшее событие века. Если о Солженицыне пишут, то обязательно с непомерным употреблением превосходных эпитетов. Великий Писатель. Великий Труженик. Великий Современник. В "Русской мысли" ни одна строчка Солженицына не появляется без его портрета, а то и без двух. Если печатают что-то, им написанное, то текст и портрет. Если им написанное и о нем написанное, то два текста и два портрета. Иногда даже одних и тех же.
    - По-моему, это вполне смешно. И было бы смешно, о ком бы речь ни шла, хоть о Толстом или Шекспире.
    - Говорят, культ культу рознь - и культ личности писателя не вреден. А по-моему, вреден. Ну, может быть, не всегда. Может быть, культ Толстого особенно вреден не был, но культ Чернышевского был вредный и долгий. Сейчас кажется смешно, как можно было любить Чернышевского. А вот любили. Поколения революционных романтиков выросли на Чернышевском, даже Есенин, уж казалось бы, куда как далекий человек от такого рода литературы, а и тот в юности был очарован романом "Что делать?". У Набокова главу о Чернышевском даже эмигрантские редакторы еще в 30-х годах выкидывали из романа и вообще недоумевали, как он посмел затронуть столь священную личность.
    - Такое преувеличение веса поступков, действий, слов одного-единственного человека само по себе разновидность бесовщины, и она, если вернуться в наши дни, со страниц эмигрантской прессы в "перестроечные времена" перекочевала на страницы здешние...
    - Да. Советская пресса перед Солженицыным (но не только перед ним) виновата, нагородив о нем столько лжи. Однако непомерное усердие в другую сторону тоже приводит ко лжи. И, кстати, самому Солженицыну не приносит ничего, кроме вреда. Тем более, что у него критическое отношение к самому себе развито не очень-то сильно.
    - Зато у тебя критическое отношение к кумиротворению развито более чем сильно, болезненно сильно, причем ты всегда идешь "против течения" - значит, ощущаешь это свое противостояние принципиально важным?
    - Некоторые считают меня заведомым недоброжелателем Солженицына, причем исходят из того, что мое недоброжелательство продиктовано завистью или какими-то другими мелкими соображениями. Но это неправда. Времена, когда Солженицыну стоило завидовать, увы, прошли. Я и сейчас отдаю ему должное. (Как, кстати, и автору "Тихого Дона".) Солженицын это не просто некий человек, это очень большое явление литературное, общественное, историческое. Он вошел в историю, и усилиями отдельных людей его оттуда не вычеркнешь. Но он все же человек со своими достоинствами и недостатками, а мне предлагают сусальный образ, икону, на которую я должен молиться. Причем началось это не сейчас, а давным-давно, когда Солженицын, и тем более я еще находились в Советском Союзе. Тогда уже Солженицын, подвергавшийся большой травле, стал объектом всеобщего поклонения, принимавшего с самого начала весьма безвкусные формы. Я помню его портреты, рассказы о нем, напоминавшие больше житийную литературу. Я тогда много раз настойчиво выступал в его защиту (и тоже иногда с неуместным перехлестом), за что бывал неоднократно наказан. И уже тогда меня во всей этой атмосфере что-то коробило, и я в некоторых случаях уклонялся от актов внешнего поклонения. Но при этом, повторяю, я защищал Солженицына не однажды до самой его высылки и после нее. Я и сейчас готов защищать его, если бы вдруг понадобилось, но я должен сказать, что культы любых личностей мне всегда отвратительны, и культ личности Солженицына тоже.
    - Эта идиосинкразия к кумиротворению заложена в тебе сызмала или пришла с годами?
    - Сколько я себя помню, меня всегда сильно принуждали любить неких кумиров и признавать за ними несуществующие добродетели и сверхчеловеческие качества. Я еще в детстве усомнился, что Сталин мог разбираться во всех науках, работать круглые сутки, руководить всеми сферами нашей жизни, командовать войсками и прочитывать ежедневно четыреста страниц художественной литературы. Эти сомнения я редко выражал вслух, потому что за них могли посадить. Но помню свои студенческих времен споры о Ленине. Я в то время никак не был антиленинцем, не сомневался во многих его достоинствах, но не верил в исключительную ленинскую прозорливость и в то. что он был "самый человечный изо всех прошедших по земле людей"... Вздор, который я слушал всю жизнь об этих двух культовых личностях, меня всегда раздражал. А потом культ Солженицына - тоже. Но те два культа возникли без меня, а этот складывался на моих глазах и в конце концов заинтересовал меня как литературная тема. И не только как литературная. Считаю синдром кумиротворения застарелой хронической болезнью российского общества. Об этой болезни я много думал и даже писал. Уже "Владычица", ты верно заметила, это о культе личности. А потом у меня возник некий образ, который в существенном виде кому-то понравился, а некоторых людей возмутил. Эти люди воспринимают мой роман "Москва 2042" чуть ли не как физическое нападение на Солженицына, считают, что я решил в таком виде изобразить Солженицына и делаю это для сведения личных счетов или для того, чтобы заслужить чье-то одобрение. Но у меня с Солженицыным никаких личных счетов нет и быть не может. Меня интересует не он лично, а явление, которое он представляет: все люди, которые становятся кумирами толпы, друг на друга похожи. Но если даже кто-то в моем романе не видит обобщения, а видит только Солженицына, если это всего лишь пародия или даже карикатура на одного человека, то что в этом ужасного? Ничего бы ужасного и не было, если бы опять-таки речь шла не о культовой фигуре. А само по себе несуразное негодование некоторых читателей этого романа как раз доказывает наличие культа. И доказывает, что мой роман написан на очень больную и актуальную тему... Солженицын в литературе и истории есть и остается, и никому его оттуда не вычеркнуть, но культ его личности кончается, и это хорошо, потому что всякий культ личности - явление нездоровое. К сожалению, сама болезнь не кончилась, наше общество недоразвито, и в нем скоро и обязательно появится новый объект культового поклонения. Кто бы он ни был, он будет непременно напоминать Сим Симыча Карнавалова.
    - Никакой культ личности не может существовать сам по себе, без применения поощрительных мер или карательных санкций. Мы знаем, что бывало с теми писателями, кто сомневался в исключительных добродетелях Ленина и особенно Сталина. Из новейшей истории у всех на памяти смертный приговор, вынесенный Хомейни - писателю Салману Рушди. У культотворителей не всегда бывают такие возможности, как у Хомейни, но все они, как правило, пытаются применить к отступнику карательные санкции в доступных им пределах. Насколько я знаю, посильным "мерам" и "санкциям" подверглась и твоя "Москва 2042", когда вышла в свет?
    - Пределы эти в эмигрантском мире очень малы, и ввиду своей малости сами санкции выглядят комическими, но они стоят упоминания. Например, газета "Русская мысль". Раньше я там печатался. Но после выхода романа мою фамилию в этой гащете упоминать запрещено. А там работают наши известные диссиденты. Раньше они боролись за свободу, потом сами установили идеологическую цензуру и список запрещенных имен. Другой пример. В Нью-Йорке есть организация "Интернейшнл Литерари Сентер" - когда-то отпочковалась от радио "Свобода". В эпоху застоя ее задачей было способствовать проникновению в СССР недоступной советскому читателю, но интересующей его литературы. Организация, полезная не только для читателей, но и для живущих в эмиграции писателей. Например, я издал книгу, но посылать ее в Союз в сколько-нибудь ощутимых количествах не могу, она стоит слишком дорого. Но если кто-то из приезжих соотечественников интересуется, я отсылаю его в эту контору, и там ему дают книгу бесплатно. С тех пор, как вышла "Москва 2042", в этой конторе не только этого романа, но и никаких моих книг больше нет. Потому что там работает Вероника Туркина, она и ее муж Юрий Штейн - очень близкие к Солженицыну люди. Вероника и на работе проявляет свои личные привязанности, пристрастия и антипатии за счет, как принято говорить, американского налогоплательщика. Все полки завалены книгами прежде всего самого Солженицына, и это правильно, потому что спрос на Солженицына всегда был самый большой. Но спрос на сочинения близких к нему авторов был гораздо скромнее. Тем не менее их книги контора закупала в больших количествах и всучивала приходящим соотечественникам. Те хватали охотно Солженицына, а остальное принимали как нагрузку и по выходе из конторы, кое-что просмотрев, а что и не глядя, выбрасывали на помойку. Думаю, что не покажусь слишком нескромным, если скажу, что мои книги у русских читателей пользовались, может быть, не таким спросом, как книги Солженицына, но достаточно большим. Во всяком случае, даже в книжных магазинах, где один экземпляр стоит 15-20 долларов, мои книги никогда не залеживалсь. Так вот, когда мой роман эта контора купить отказалась, я позвонил начальнику конторы, его зовут Джордж Минден. Позвонил и спрашиваю: "Господин Минден, а почему вы не хотите купить мой роман "Москва 2042"?" Он отвечает: не покупаем, потому что спросу нет. Я удивляюсь: неужто никакого спроса? Никакого, говорит. Я говорю: а вот меня многие просят прислать именно этот роман. Он помялся, потом отвечает: "Ну, хорошо, вы мне пришлите список этих людей, а мы им отправим". А разговор этот происходит в 87-м году, когда понятие "антисоветская литература" еще не отменено, а чтение такой литературы все еще относится к числу очень опасных занятий. Именно потому сообщать кому бы то ни было фамилии людей, читающих "антисоветчину", не было принято... Я говорю Миндену: "Список вам, а копию, может быть, сразу в КГБ?" Он смутился, потом рассердился, а потом, не выдержав, говорит: "Ну хорошо, а зачем вы в своем романе изобразили Солженицына?" Я спрашиваю: "А какое ваше дело, что я изображаю? Если вы желаете указывать писателям, что им можно писать, а что нельзя, вам надо ехать в Советский Союз, там вам найдется место в цензуре или в идеологическом отделе ЦК КПСС"... Если бы я на него дальше стал давить, то, может быть, чего-нибудь и добился. Но мне стало скучно. Правда, потом мне помогла мои собственные книги закупить другая организация, так что экземпляров 200 я в Союз все-таки переслал.
    - А дальше?
    - А дальше карательные санкции против меня на этом не кончились. Год спустя роман вышел на английском языке, и появление его стало культурным фактом американской жизни. Русская служба "Голоса Америки" игнорировать такой факт не может. В этом случае они попытались мой роман не заметить. Но кто-то им сказал, что я собираюсь по этому поводу скандалить, хотя я не собирался. И вот я уже вернулся к себе в Германию, живу там, ни о чем не думаю, вдруг звонок из Вашингтона. Главный редактор русской службы Наталья Кларксон спрашивает, буду ли я удовлетворен, если они передадут сокращенную версию романа - пятнадцать передач по 15 минут. Для большого романа 225 минут не так уж много, но я согласился. Несколько раз я ездил в Мюнхен записывать роман на магнитофон, после чего получил от "Голоса Америки" гонорар. Я, естественно, думал, что роман передан на советский Союз. Через два года я приехал в Вашингтон и из случайного разговора с одним из редакторов "Голоса Америки" узнал, что роман никто и не собирался передавать, его только записали, чтобы от меня откупиться. А не передали потому, что очень боятся "вермонтского обкома". Там это выражение - "вермонтский обком" - в ходу. Время от времени из Вермонта звонит жена Самого и сообщает, что такая-то передача понравилась. И тогда редактор передачи ходит, задрав нос. Или опустив нос - если передача не понравилась. Так вот. Узнав, что роман передан не был, я позвонил Наталье Кларксон и спрашиваю, почему вы, мол, заказали мне чтение романа, а потом его не передали? У нее объяснение чисто советское: "Мы решили не передавать ваш роман, потому что сейчас в Советском Союзе перестройка и мы не хотим омрачать отношения между СССР и США".
    - Так когда-то в СССР объясняли непечатание неугодных вещей сложным международным положением и тем, что это будет на руку враждебным силам... Зеркальное сходство.
    - Именно. Другой редактор, Виктор Французов, нашел объяснение Кларксон неуклюжим и высказался так: "Нет, мы никого не боимся, но мы о вашем романе советским слушателям сообщили и считаем, что этого вполне достаточно". Я говорю: нет, вы сообщили советским слушателям мало. А ваше объяснение и вовсе недостаточно. Вы роман у меня купили, и у вас не могло быть никаких причин его не передавать - кроме идеологических цензурных соображений. Вы не передали, потому что боитесь Солженицына... Французов - человек, вообще мягкий и вежливый, но тут стоит твердо:
    - Нет, я вам сказал, мы никого не боимся, но вы напрасно пытаетесь оказать на нас давление. "Голос Америки" никакому давлению не поддается.
Я говорю:
   - Я на вас давление оказывать не собираюсь, но и вы тоже никак не можете мне помешать говорить то, что я считаю правдой...
    - Значит, твой роман не был передан по американскому радио и американский налогоплательщик зря потратил деньги на твой гонорар?
    - Да. Дело это прошлое, и я ни на кого не жалуюсь. Тем более что роман был передан другими радиостанциями (Би-би-си и "Немецкая волна" его передавали с большими сокращениями, зато "Свобода" передавала четыре раза практически полностью). Но я показываю на конкретном примере, как культ личности создается, кем укрепляется и чем поддерживается. В данном случае защитники культа меня не расстреляли, не посадили, но я боюсь, что это объясняется не избытком благородства борцов с романом, а недостатком возможностей.
    - А я свидетельница того, что именно от страха перед прототипом Карнавалова ни один советский журнал - даже на гребне перестроечной гласности и остром дефиците в современной прозе - опубликовать роман "Москва 2042" не решился. Сотрудник питерского журнала "Нева" лично мне так и сказал: "Роман Войновича замечательный, очень хотим печатать, но опасаемся из-за Солженицына..." По той же, видимо, причине воцарился теперь почти полный заговор молчания вокруг романа и в критике. Почему и у нас тут все так боятся кумира?
    - Не знаю. Боятся здесь, боятся там. Ну, ладно, хватит о нем... Солженицын в литературе и истории есть и остается, и никому его оттуда не вычеркнуть. Но культ его личности, кончается, и это хорошо, потому что всякий культ личности - явление нездоровое. К сожалению, сама болезнь не кончилась. Наше общество не здорово, и в нем скоро и обязательно появится новый объект культового поклонения. И кто бы он ни был, он будет напоминать Сим Симыча Карнавалова.
    - Вот и поговорим лучше о Карнавалове как о художественном образе. Ясно как белый день, что в образе Сим Симыча наше трусливое общественное создание увидело не типизацию, а просто шаржированные черты прототипа - очередного кумира, к которым у нас нельзя прикасаться даже литературной фантазии, а тем более с элементами карикатуры и пародии. (История русской словесности богата трагикомическими "ошибками" прототипов и персонажей - вот и твоя очередь пришла помучиться на этой ниве. Терпи). Итак, что такое Карнавалов и карнаваловщина? И, кстати, отталкивался ли ты, давая герою фамилию, от бахтинской теории художественного "карнавала", разработанной на материале Рабле?
    - Сознательно я ни от Бахтина, ни от Рабле не отталкивался. Просто, видимо, работа моя шла в это, существующем веками, русле. Вообще в романе, который называется антиутопией, и сатирой, и памфлетом, и пародией, есть некий карнавал, что очень важно. Пожалуй, действительно (я об этом не задумывался) много в романе и раблезианского.
    - Еще бы: и "площадное слово", и смех, направленный на себя, и сплошные, по Бахтину, "образы материально-телесного низа".
    - Да? А я и не знал толком. Что же касается других литературных предтеч, то это и "Капитанская дочка" Пушкина, которая, как я потом понял, жила в моем подсознании. Помнишь образ Пугачева - заячий тулупчик... царские знаки...
    - Но этот Пугачев гораздо симпатичнее. чем Карнавалов. Симпатичнее, в первую очередь, автору.
    - Это тонкая материя - любовь или нелюбовь к герою. Я ведь героя люблю не за хорошие или плохие качества, а за его необычные черты. (Я, скажем, ужасно люблю Собакевича, но это не значит, что хотел бы жить рядом с ним.)
    - Тип Карнавалова не нов в русской литературе - Фома Опискин у Достоевского, Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина.
    - Да, но в этих героях главное - ханжество, а я хотел заострить внимание на страсти к глобальному вождизму (театральные жесты, эффекты, воздевание рук - это уже следствие). Как видишь, прототипов - и реальных (Пугачев, Бакунин, Хомейни), и литературных - у Карнавалова хоть отбавляй. И пусть меня судят за собирательный художественный образ! Обижаться на то. что некто похож на некий литературный тип, - это глупость. Писатель, как гоголевская Агафья Тихоновна, соединяет губы Никанора Ивановича с носом Ивана Кузьмича, а развязность Балтазара Балтазарыча с дородностью Ивана Павловича. И единственное наказание для художника, если его образ ни на кого не похож и если он скучен, - значит, книгу не будут читать.


Продолжение во второй части рассылки


Источник:
http://www.voinovich.ru/


Другие материалы

Биография


Текст книги:
Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина



Интервью:
Владимир Войнович:
Солженицын на фоне мифов

(10.07.2002)

Владимир Войнович:
"Сатирик безработным не будет никогда…"

(12.06.2002)

Владимир Войнович:
"Кумиротворение - это болезнь"

(04.07.2001)

Владимир Войнович позирует самому себе
(27.01.1997)

Владимир Войнович:
"Из русской литературы я не уезжал никуда"

(Февраль 1991)

Владимир Войнович:
"Теперь правду можно поискать в других местах..."


Владимир Войнович:
Я не хочу "тише, тише". Я хочу "громче, громче"




Новости

04.07.2002: Войнович разоблачил культ Солженицына
22.02.2002: В Екатеринбургской епархии обиделись на Войновича



Новости сайта
Персоналий на сайте: 132

Владимир Войнович
Приключения
Ивана Чонкина


Кейт Уинслет
"Британский
пончик"


Иван Мазепа
Идеология
предательства


Владимир Путин
Предок Путина
был крепостным...


Фрэнк Синатра
Фрэнк Синатра -
он ушел...


Джордж Харрисон
Интервью с
Мукундой Госвами


Владимир Сорокин
Голубое сало


Майк Тайсон
Как промоутер
боксера обобрал


Михаил Круг
Я взялся за голову
в 33 года


Анастасия Романова
Та самая Анастасия?


Оксана Федорова
Тайная страсть
Владимира Путина?


Бриджит Бардо
Автобиография:
"Инициалы Б.Б."


Брюс Ли
История смерти


Вупи Голдберг
Биография


Фидель Кастро
"Куба не торгуется
и не продаётся"


Микеланджело
Буонарроти

Жизнеописание

Гиппократ
Биография


Евгений Кафельников
Интервью
журналу "Огонек"


Стивен Кинг
Как писать книги:
мемуары о ремесле


Леннокс Льюис
Биография


Елизавета II
Курьезы из жизни
Елизаветы II


Михаил Булгаков
Мастер и Маргарита


Виталий Соломин
В.Соломин скрывал свои болезни

Пеле
Пеле - о ЧМ-2002


Анна Курникова
Лолита от тенниса


Мег Райан
Королева мелодрамы


Дэн Рэдклифф
Да, я - Гарри Поттер!


Алла Пугачева
Хотите верьте,
хотите нет...


Лев Толстой
Графы и графоманы


Андрей
Ростоцкий

История любви

Последнее обновление 3 августа 2002 г. 20:41:27
Дата создания: 01 августа 2001


Вверх
mailto:
Александр Скудин Ирина Мерцалова


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное