Русского человека хлебом не корми, только дай погордиться за нацию. А поскольку поводы в дефиците, приходится хвататься либо за несуществующее (Россия - родина слонов), либо за маловероятное (Россия - самая читающая страна в мире). Вот и некоторые любители анекдотов утверждают, что этот жанр существует только у нас, а в других странах и слова-то отдельного для него нет - называют их "короткими историями" или "шутками".
Разумеется, это неправда, хотя бы потому, что у слова "анекдот" - ярко выраженное греческое происхождение и означает оно "незаписанное", то бишь устное. Хотя, надо признать, в России, с ее непредсказуемой политикой и историей, анекдот когда-то перестал быть простой байкой для развлечения невинных дев и заполнения пауз в разговоре, превратившись едва ли не в символ противостояния режиму. Что, конечно, не могло не отразиться на популярности жанра и наполняемости пенитенциарных заведений.
Несмотря на греческие корни слова, анекдотов в Древней Греции не рассказывали. Хотя кто их знает, этих греков, они вполне могли всерьез воспринять перевод и просто не записывать захватывающие истории про гетеру и трех любовников или про крестьянина и осла. Передавали из уст в уста, не думая о следующих поколениях.
Записывать тогда (благословенны доблоговые времена) стоило только приход-расход да деяния великих. Именно из последних и вырос жанр "литературного анекдота", до сих пор популярного на телеканале "Культура". Потому что великими в Греции тех времен были в основном философы (еще были военачальники, но тут либо эпос, либо эпитафия), а хороший, качественный философ всегда найдет способ привлечь к себе внимание. Вовремя и точно, например, ляпнув что- нибудь при большом стечении народа и высших
чинов.
Ну а рядом вечно крутился какой-нибудь, с козлиным пергаментом, который немедленно историйку на карандаш (простите, на стило), а там, глядишь, и книжка получилась. Вот, к примеру, Диоген Лаэртский со своим великим трудом "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" ныне изучается во всех гуманитарных вузах, а ведь его бессмертный трактат не более чем сборник анекдотов. И чем больше непотребств натворил ученый муж, тем обширнее его жизнеописание.
С тезкой Синопским Диогену повезло. Этот парень мало того, что был первым космополитом изученной вселенной, так и еще и хулиганил с размахом. Мастурбировал, например, на рыночной площади, жил в комфортабельной бочке в центре и катал ее по городу, "чтобы тоже быть занятым", пока граждане суетливо готовились к войне. От сплетника-Диогена мы знаем, что Сократ был не дурак выпить, Зенон не хотел детей, "потому что любил их", а Платон - потому что любил юношей. При таком изобилии интимных
подробностей кому нужны все эти теории? Поэтому в Византии героями анекдотов стали не то чтобы простые люди - какая разница, что сказала Манька дуре-Федоре, - но уж точно не философы.
Возводить анекдот на литературный пьедестал византийцам не пришлось - раз уж греки не без греха, то что сомневаться. Однако именно они отделили общественное от личного, серьезное от забавного, дабы читатель не скучал, прочесывая страницы о деяниях в поисках упоминаний о делишках. Прокопий Кесарийский написал в 550 году свою "Тайную историю", сплошь состоящую из интимных подробностей жизни императорского двора. И жанр "литературного анекдота" закрепился.
Впоследствии так стали называть забавные, нравоучительные или просто занимательные истории из жизни великих (или заметных) мира сего. И особенно популярными такие байки стали в России на рубеже XVIII - XIX веков благодаря специфическим отношениям с властью. Разумеется, рассказывали их не крестьяне - какие у них могут быть отношения с властью, не смешите, - а люди образованные, потому трусливые, так что неприличных анекдотов из жизни царственных особ до нас не дошло, хотя они были, можно ставить на это деньги.
Скорее они касались высказываний того или иного деятеля по тому или иному поводу. Не сказать, чтобы это было совсем не смешно, но с нашей колокольни несколько странно - во-первых, растянуто, а во-вторых, персонажей тех анекдотов мы знаем куда хуже, чем собственных героев, а потому ускользают нюансы.
Вот, например.
"Д'Акоста, человек весьма начитанный, очень любил книги. Жена его, жившая с мужем не совсем ладно, в одну из минут нежности сказала: - Ах, друг мой, как желала бы я сама сделаться книгою, чтоб быть предметом твоей страсти!
- В таком случае я хотел бы иметь тебя календарем, который можно менять ежегодно, - отвечал муж".
И хотя этот самый Д'Акоста показал себя в этой ситуации реальным пацаном, мало кому известно, что он работал шутом при Петре и никогда не стеснялся что-нибудь ляпнуть. Но попробуйте начать этот анекдот со слов: "Сидит мужик, книжку читает..." - и история тут же обретет современное звучание, хотя вряд ли станет популярной. При таком раскладе лучше - если уж вам приспичило произвести впечатление на нервных рафинированных барышень своим образованием - рассказывать литературные анекдоты про
именитых писателей.
Про Пушкина, к примеру.
"А.С. Пушкину предлагали написать критику исторического романа г. Булгарина. Он отказался, говоря: «Чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь»".
Очень мило, но годится только для выпускниц филфака. Остальным же рекомендуется современная подделка под литературный анекдот тех времен - и интеллигентно, и смешно (крайне редкое сочетание). "Гоголь только под конец жизни о душе задумался, а смолоду у него вовсе совести не было. Однажды невесту в карты проиграл и не отдал". (Н. Доброхотова, В.Пятницкий. "Веселые ребята").
Хорошо им было там, на рубеже и все такое. Тусовка дворянская невелика, все друг друга знают. Бежать никуда не надо, ни пробок, ни часов пик, ни задержки зарплаты - можно не спеша рассказывать один анекдот в течение получаса. Хотя есть подозрение, что краткие байки фривольного содержания и тогда существовали (поскольку пьянствовали в России всегда очень активно), но записанными, ясен пень, оказались только высокодуховные "Однажды императрица Елизавета Петровна..." и все такое. Однако же именно
эти, корявые на наш взгляд, затянутые и не вполне смешные истории определили форму и - частично - содержание современного анекдота. Во-первых, персонажи анекдотов всегда известны и узнаваемы, только теперь это не императрица, а Вовочка, В.И. или В.В. И в начале анекдота в первую очередь, как и раньше, определяется круг действующих лиц, который и становится для слушателей подсказкой.
Блондинка собирается в турпоход... Затем идет основная часть, где описывается ситуация - как дело было-то. Чаще всего ситуация вполне (или почти) логичная, и именно это запросто могло приключиться с данным конкретным персонажем.
...- Надо взять стринги. Что еще? А, ну да, стринги же. - Доченька, ты бы хоть палатку взяла, - беспокоится мама. И наконец - па-бам! - барабаны, куранты, пуанты. То есть пуанта - неожиданная, забавная, яркая (насколько хватило фантазии неизвестного автора) концовка. В ней и суть, и смысл, и источник популярности жанра.
- Мама, будут стринги - будет и палатка, и спальник, все будет. Круг персонажей, надо сказать, постоянно меняется - всенародно любимый Василий Иванович потихоньку сдает свои позиции и уже предвкушает, как будет на досуге зверски бухать с поручиком Ржевским, который тоже не молодеет. Новый русский в красном пиджаке слегка отполировался и теперь зовется олигархом. И даже, как это ни странно, обманутый муж перестал неожиданно возвращаться из командировки, хотя ему-то что помешало?
Давайте признаем - ревнивый муж перестал кидать любовников с балкона, поскольку тоже неважно себя чувствует. Да и любовник подрастерял тестостерон. Анекдот как жанр устного народного творчества умирает в муках и корчах, и именно потому, что всю жизнь был именно устным, требовал театральности исполнения и некоторой интимности пространства. Теперь же все интимное пространство сосредоточилось в интернете, а слово написанное -отнюдь не сказанное.
Лежит мужик в гамаке под яблоней, над ним - наливное яблочко. Мужик тянет к нему руку, вдруг разверзается земля, вылезает здоровенная задница, хватает яблоко и возвращается в землю. Мужик, в офигении:
- Что это было?
Задница, чавкая:
- Антоновка.
Ну и? Хороший анекдот, и развязка неожиданная, и возможностей для театрализации выше крыши. Но если услышать и увидеть растерянность мужика и довольство части тела... И вообще, в оригинале употребляется куда более смешное, емкое и любимое народом слово, а тут вроде как и неприлично.
Записанный анекдот кастрирован и несчастен, как домашний кот. Из него исчезают все нюансы, он перестает быть средством интимного общения и становится общедоступной ерундой, типа семечек. И вместо привычных жанровых сценок мы получаем просто шутку - даже не короткую историю, а последнюю, ту самую знаменитую емкую фразу:
- Какое место в вашей жизни занимает секс?
- Призовое!
Хорошо читается, не требует актерства и восхищенной аудитории. Но почему-то никто не смеется счастливо и громко, до икоты, читая Анекдоты.ру, а те же анекдоты, приправленные энергией рассказчика, воспринимаются совсем иначе. Так что спустя какое-то время слово "анекдот" останется в русском языке на радость блюстителям нашей самостийности, а вот наполняющий его смысл исчезнет как не было. Станет шуткой, бессмысленной вне контекста, да и в контексте бессмысленной, поскольку расхожей.
А жалко -чего в России мало, так это поводов посмеяться.
Искусный рассказчик анекдотов приветствуется в любой компании. Во-первых, неловкие паузы случаются в любом разговоре, и заполнить такую лакуну удобнее всего хорошим анекдотом. Во-вторых, какой же русский не любит всласть поржать? Ну а в-третьих, искусство пересказывания анекдотов не требует от исполнителя ни высокой образованности, ни оригинальности мышления, ни идеальной фигуры. Главное в этом деле -наличие а) здравого смысла, б) некоторая отягощенность политкорректностью и в) минимальные актерские
способности. Потому что анекдот - небольшая театрализованная постановка на одного. Можно сказать, бенефис. А) Итак, здравый смысл. Расшифровать это понятие не представляется возможным, но на деле воплощается в правильном выборе места и времени под свой мини-спектакль. Ну там, на семинаре до фуршета, или на поминках до "ой цветет калина", или в процессе проверки документиков выступать все же не стоит. Даже если все общение - сплошные неловкие паузы, а присутствующим и впрямь не мешает немного улыбнуться.
Б) Что касается политкорректности, то тут все проще -это подбор истории под аудиторию, она же - целевая группа. Глупо напоминать, но мало ли... Рассказывать национальные анекдоты можно в двух случаях - если вы сами являетесь представителем обсмеиваемой нации (включая блондинок) или круг тесен и известен. Опять же маты и прочее - нервные дамы не рекомендованы, хотя они стопудово знают упоминаемые выражения. Ну и узкоспециальные анекдоты - из тех, что рассказывают друг другу врачи, древорезы и таксисты -
тоже не надо, ибо не поймут и почувствуют себя дураками.
В) А вот актерскому таланту не научишься. Но зато можно научиться хотя бы делать все правильно. Не затягивать начало, перегружая его ненужными подробностями. Разыгрывать все по ролям, при необходимости меняя голос, акцент и отпечатки пальцев. Всегда делать паузу перед финальной фразой - она, пауза, любезно подсказывает слушателям, что скоро придется смеяться. И накрепко заткнуться после этой фразы, а не толкать собеседника в плечо с гоготом и воплями "ну прикинь, а!" А еще важно ни в коем
случае не выходить под софиты, не выучив текст.
Все, господа, достаточно. Идите, купите пару брошюрок типа "Тещин язык" и тренируйтесь перед зеркалом. Главное, надо помнить, что эти печатные издания-как сборники фортепьянных упражнений для третьего класса. Для репетиций годится, но концерт получится провальным.
Да уж, нынче все можно, за исключением того, чего нельзя. А ведь бывали дни веселые - веселые для анекдота, когда это культурное явление было едва не единственным способом немного справиться с окружающей тягостной и страшной бессмыслицей. С другой стороны, бессмыслица, одетая в идентичные серые костюмы, тоже не дремала, и рассказчикам доставалось по первое число. И не по одному году.
Источник: XXL
Объявляется в камере новенький.
- За что сидишь? - спрашивают его.
- Да за лень.
- ?
- Встретился тут с одним. Он мне анекдотец, я ему. Утром он позвонил, а я поленился.
При таком раскладе анекдот из просто байки превращался в экстремальное мероприятие, способ хватануть адреналину и хоть на минутку почувствовать себя человеком, а не рабом. Свобода же слова прикончила этот способ обретения личной свободы. Впрочем, история -тетка инертная, фантазией не отличается, и все повторяется. Сажать, наверное, уже не будут, хотя... Мы, в России, совсем и не против любых видов демократии: Сибирь у нас большая, места всем хватит.