Шри Дханвантари - выдающийся врач, отец Науки жизни, Ведический бог медицины.
Дханвантари - имя врача Богов. Аюрведа - название, которое древние Индийцы дали
науке жизни. "Айу" означает "жизнь", а Веда означает "знать". Следовательно,
Аюрведа означает науку, знанием которой жизнь может быть продлена и природа
жизни может быть познана. Есть четыре священных книги (священных писания) Вед:
Риг-Веда, Сама-Веда, Йаджур-Веда и Атхарваведа. Эти Веды не являются
рукотворными (написанными человеком), они даны Богами мудрецам,
мудрецы познали божественное знание и выразали его в форме звуков Вед.
Аюрведа является Упангой (подразделом) Атхарваведы.
Согласно древнему тексту Чарака-Самхита Аюрведа - "Наука Жизни и Долголетия"
- является вечной и открывается в каждой вселенной в каждом из ее
бесконечных циклов мироздания и разрушения. Эта наука исцеления раскрыта
великими мудрецами или богами. Иногда сам Верховный Бог спускается в виде
аватара (воплощения) Дханвантари и заново вводит в действие традицию Аюрведы. Это
чрезвычайно редкое появление Бога описано в Ведической литературе.
Дханвантари появился первый раз в течение великого пахтания (взбалтывания)
космического океана чтобы принести Амриту (жизнеподдерживающую амброзию).
Это пахтание (взбалтывание) океана является одним из известных эпизодов
в Ведических священных писаниях и является обычной тема в искусстве,
поэзии, танцах и песнях.
С помощью использования горы Мандара в качестве опоры и космической змеи Васуки
в качестве веревки, океан был взболтан (вспенен). Четырнадцать священных
драгоценных камней были созданы из океана, например Шри Лакшми, богиня
благосостояния и богатства.
Поскольку пахтание океана продолжалось, появился Дханвантари. Священные писания
говорит: "Его цвет лица был черным. Он был очень молод, украшен гирляндами из
цветов и различными украшениями. Его тело обладало всеми хорошими признаками и
Он был сильным как лев. В Его руке Он нес горшок с нектаром."
Шри Вишну предсказал во время взбалтывания, что Дханвантари снова появится в
человеческом обществе. Индра, видящий страдания людей на земле из-за болезней,
потребовал чтобы Дханвантари научил человеческий род Аюрведе -
Ведический медицине.
Тогда Дханвантари родился в королевской семье в святом городе Бенарес
(Варнаси). Он подготовил трактаты о медицине в восьми разделах. Людям
высокообразованным в медицине и хирургии дают имя Дханвантари и в наши дни есть
медицинская награда с таким же названием.
Основа Аюрведы была дана правителем Диводаса Дханвантари в трактатах
Сушрута, Паускалавата, Аурабха, Ваитарана и других. В Сушрута-Самхите
Дханвантари упоминается как мастер и учитель Салйа-Тантры - основной хирургии.
Господь Дханвантари говорит, что получил знание Аюрведы от Индры, Короля Богов.
В священных писаниях Аюрведы написано, что Брахма сначала
разъяснил Аюрведу Праджапати. Праджапати преподал ее двум братьям
Ашвини-Кумарам. От этих братьев-близнецов Индра изучил предмет Аюрведы и
впоследствии от Индры, Господь Дханвантари получил знание.
В Сушрута-Самхите происхождение медицинской науки описано следующим образом:
Дханвантари, Король Банаресе (Каси), сидел в своей уединенной хижине,
окруженный святыми мудрецами. Сушрута обратился к Дханвантари и сказал, "Нам
жаль видеть людей, страдавших от болезней. Мы желаем изучить Аюрведу у Вас
чтобы вылечить болезни этих ищущих удовольствия людей, чтобы защитить себя и
сделать это для общей пользы человечества.
Пожалуйста преподаете нам эту Науку жизни."
Господь Дханвантари ответил: "Вы готовы получить знание Аюрведы".
Брахма составил Аюрведу в ста тысячах Шлок и тысяче глав. Но после принятия во
внимание короткой продолжительности жизни и ограниченного коэффициент
интеллекта обычных людей, Господь Дханвантари разделил Аюрведу на восемь томов:
Кайа, Чикиста (медицина); Кумарабхртйа (педиатрия); Расаяна-Тантра (гериатрия,
наука омоложения); Салйа (хирургия); Салакйа (болезни рта, глаза, уха, носа,
горла и офтальмологии и хирургия); Агада-Тантра (судебная медицина);
Бхута-видйа и Ваджикарана Тантра (наука, связанная с сексом). Дханвантари
обучал Сушруту науке медицины и хирургии. Это в значительной степени включает в
себя явления, знания, теорию и аналогию.
Господь Диводаса Дханвантари раскрыл искусство исцеления хорошо образованным,
квалифицированным и полным энтузиазма ученикам. Даже сегодня искусство
исцеления делится на подобные подразделы - анатомия, физиология, патология,
судебная медицина, хирургия, медицина лекарств, педиатрия, гериатрия и другие.
В искусстве исцеления гениальные мысли были раскрыты Правителем Дханвантари
самом ясным и богатым языком. И они подкреплены точными описаниями и
соответствующими сравнениями. Восемь разделов, выстроенные и преподанные
Правителем Дханвантари приблизительно 600 лет до нашей эры, даже сейчас все еще
остаются в большой степени беспрецедентными, определенными и бесспорными.
Даже сегодня в Индии празднование Дивали открывается воспоминанием
о Правителе Дханвантари. Для этого во время сумерек лампа, указывающая
на cевер или северо-восток, зажигается на входе у двери. Это означает
гостеприимство (приветствие) в отношении Правителя Дханвантари, который
дает все для здоровья и счастья в жизни.
Явление Дханвантари празднуется каждый год в 13-й лунный день (Трайодаши)
растущей Луны месяца Ашвин за несколько дней перед праздником
Дивали (Дипавали), в 2000 году это соответствует 25 октября.
Om Dhanvantaraye Namaha
Принимаются замечания, комментарии, советы, просьбы и мнения.
Следующие выпуски будут сделаны на основе ваших писем.