Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта vodnyimir.ru

  Все выпуски  

Новости сайта vodnyimir.ru


добавлена новая статья:

Как подобрать оптимальный винт для
подвесного мотора и лодки

Лодки для туризма за последние годы изменили свой облик. Вместо традиционных плоскодонных промышленность освоила выпуск ряда новых моделей, отличающихся высокой мореходностью, повышенной комфортабельностью. Днище с килеватыми обводами дает возможность этим судам сохранять свои качества на крутой волне, позволяет избежать утомительной тряски на зыби.

В скорости на тихой воде новые мотолодки, однако, проигрывают плоскодонным. Это неизбежно: новые обводы имеют более высокое гидродинамическое сопротивление, да и сами корпуса лодок потяжелели.

Вопрос в другом: насколько велик может быть этот проигрыш? Теория, как будто, говорит, что он должен быть весьма незначительным. Практика убеждает в обратном.

А может быть, дело не только в лодках?

Вспомним, что все выпускаемые сегодня подвесные моторы разрабатывались в те времена, когда, кроме старой «Казанки», у нас практически ничего не было. На нее, естественно, и ориентировались моторостроители, рассчитывая параметры своих первых 17—20-сильных подвесников.

Соответствуют ли эти параметры гидродинамическим характеристикам современных мотолодок?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция провела сравнительные ходовые испытания.

На нашу мерную милю вышли две мотолодки, серийно выпускаемые промышленностью (дюралевый «Прогресс» и пластмассовый «Нептун») и две фанерные лодки, построенные по проектам для самостоятельной постройки (глубокое V «Косатка» и тримаран «Тагуан»). В нашем распоряжении были моторы «Вихрь», «Вихрь-М» и «Вихрь-30» и набор из трех гребных винтов, изготовленных в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. Один из этих винтов ничем не отличался от штатного винта «Вихря» (правильнее сказать «Вихрей», так как на 20-, 25- и 30-сильный моторы ставится один и тот же винт!). Этот винт, напомним, имеет диаметр 240 мм и шаг 300 мм. А вот два новых винта при том же диаметре имели шаг 264 и 240 мм.

В проведении испытаний, вместе с сотрудниками редакции, участвовали представители ЦНИИ имени Крылова и несколько ленинградских туристов-водномоторников. Замеры скоростей проводились в Гребном канале по обычной методике — мерный участок проходился по два раза в обоих направлениях, время фиксировалось двумя секундомерами.

Результаты (см. таблицы 1—3) получились, на наш взгляд, очень интересные.

Вот, например, на дистанции «Прогресс» с 25-сильиым «Вихрем-М».

Таблица 1. Результаты замера скоростей мотолодки «Прогресс»

Мотор Гребной винт ДхН, мм Нагрузка, чел. Скорость, км/ч
«Вихрь-М» 240х300 (штатный) 2 26,3
4 18,5
240х264 2 29,2
4 27,3
240х240 2 30,2
4 29,2
5 16,7

Владелец этой лодки В. Кузовкин отлично оборудовал ее для дальних путешествий: установил встроенный бензобак под переднее сиденье, подкрепил конструкцию транца, погрузил аккумулятор и т. п. Одним словом, вариант далеко не чисто прогулочный! С запасом горючего в 90 л и двумя человеками (водитель и пассажир) на борту водоизмещение лодки можно было оценить цифрой 490 кг. Со штатным гребным винтом на моторе этот «Прогресс» проходит 500-метровый мерный участок за 68,5 сек (среднее время за два пробега), т. е. скорость составляет 26,3 км/час.

Увеличиваем экипаж до четырех человек — скорость сразу же падает до 18,3 км/час, т. е. лодка на глиссирование уже не выходит...

 Для просмотра полной версии перейдите по ссылке: http://www.vodnyimir.ru/poteryannye-sily.html


В избранное