Еще в начале пятидесятых годов многие яхтсмены с предубеждением относились к установке на парусной яхте бензинового мотора или дизеля. Двигатель на яхте считали совершенно бесполезным и даже опасным (в пожарном отношении) грузом; утверждали, что мотору свойственно отказывать в работе в самые критические минуты. Большинство яхтенных капитанов называло противоестественным
союз мотора и паруса.
Сейчас положение изменилось. Трудно найти яхтсмена-крейсерщика, который отрицал бы необходимость установки вспомогательного двигателя. Подавляющее большинство крейсерских яхт снабжают моторами, если не при постройке, то при последующем переоборудовании.
Мотор, безусловно, необходим, когда яхте приходится входить в гавань по узкому извилистому фарватеру, лавируя против встречного ветра. О нем невольно вспоминают и тогда, когда паруса беспомощно повисают, а нужно срочно возвращаться в яхт-клуб, идя против сильного течения. А постановка на якорь и съемка с якоря в узкостях, переходы по каналам и под мостами, плавание в штиль? Во всех этих случаях мотор не только облегчает маневрирование, но и позволяет экономить время, которое затем можно использовать для
того, чтобы уйти на сотню миль дальше или для знакомства с достопримечательностями на берегу.
У туристов, плавающих на катерах, наоборот, часто появляется желание поставить паруса, чтобы использовать свежий попутный ветер, сэкономить топливо, да и просто отдохнуть от постоянного шума мотора и вибрации.
Ниже рассматриваются особенности комбинированных моторно-парусных судов, сочетающих качества парусной яхты и катера. Двумя крайними полюсами таких комбинированных судов являются яхта со вспомогательным мотором небольшой мощности и полной парусной оснасткой и катер с мощным двигателем и вспомогательной парусностью (в основном для придания судну устойчивости на взволнованном море). Суда промежуточного типа, рассматриваемые в настоящей статье, в дальнейшем будут называться моторными парусниками.
Катер и яхта. Нетрудно сопоставить основные эксплуатационные качества моторного катера и парусной яхты в форме табл. 1.
Таблица 1. Сопоставление основных качеств парусной яхты и катера
Показатель
Парусная яхта
Катер
Характеристика
Скорость хода
Неустойчивая, зависит от силы ветра и курса яхты
Практически постоянна
Дальность плавания
Ограничивается только запасами воды и провизии
Ограничивается запасами топлива
Мореходность
Высокая (неограничена для яхт океанского плавания)
Ограниченная (для большинства катеров прибрежного плавания — волнение 3—5 баллов)
Осадка
Большая (2,1 м для яхты длиной по КВЛ 10 м)
Малая (0,9 м для катера длиной по КВЛ 10 м)
Условия обитаемости
Бесшумность; ход с креном
Повышенная шумность и вибрация корпуса
Минимальный экипаж
2—3 чел. на вахте, 4—6 для аврала
1—2 чел. на вахте, 2 чел. для аврала
Затраты на организацию похода
Продовольствие
Продовольствие — топливо
При проектировании моторного парусника ставится задача получить высокую скорость, как под мотором, так и под парусом и сохранить малую осадку катера, которая делает доступными многие мелководные гавани и бухты. От парусной яхты должны сохраниться высокие мореходные качества, экономичность и большая дальность плавания, а также хорошие условия обитаемости...
Продолжение (статья большая, состоит из двух частей):