Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О значении местопребывания.


"Оловянные миниатюры Tin people" v
Рассылка новостей vvv
для наиболее корректного отображения страницы используйте интернет-браузер 

О значении местопребывания.

«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается» Прит.24:3

В начале XX века Бог вложил в разум одному предприимчивому священнику, настоятелю провинциального Городецкого монастыря Нижегородской губернии мысль о том, что приближающаяся круглая дата 300-летия царствующего Дома Романовых (1913 г.) – хороший шанс помочь своему небогатому столичному подворью, находившемуся между Николаевским вокзалом (ныне Московский) и Александро-Невской Лаврой. Естественно, подворье находилось в тени Лавры, куда на поклонение святыням стекались бесконечные вереницы народа Божьего, а хотелось не то чтобы стать второй Лаврой, а просто, чтобы народ заходил помолиться, да и поделиться. «Здесь, на этом подходящем месте, нужно построить собор, посвященный Самодержавности!»

Отец Алексий, испросив у Бога благословения, пошел в люди, раскрывая перед ними выгоды участия в проекте, напирая особенно на эксклюзивность даты и выгоды меценатства в таком правильном деле, которое кому-то открывало перспективы приближения к августейшим особам быстро и без хлопот, кому-то прекрасную пиар-компанию, а кому-то участие в нем просто «сам Бог велел»... Величие Бога и Его царствующего Помазанника, а также осознание себя, как участника значимого мероприятия, сыграли немаловажную роль в убеждении, и отец Алексий сумел заинтересовать многих состоятельных людей, которые образовали очередь из желающих отметиться на воздвижении. Маховик качнулся, и работа закипела. Не потекла своим чередом, а закипела в буквальном смысле слова против времени. Дело в том, что к началу XX века храмостроительство в столице уступило место банко, заводо, доходно строительству, в мир входил атеизм и прагматизм, нигилизм и доминирование прибыли над русской купеческой душевностью. Поэтому «романс – жестокий», а «шмель мохнатый» – это ностальгическая баллада о щедрости русской души. Здесь же представился уникальный случай, когда денег хватало на реализацию практически любой красивой идеи.

«Но Господь сказал Давиду, отцу моему: "у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце» (3Цар.8:18)

В реализации проекта принимали участие мастера своего дела и, что особенно важно, мастера своего времени, т.е. новаторы. Причем это были люди образованные и углубленные в родную православную культуру, желающие послужить ей, а не просто отрицающие своим творчеством то, что было до них. Архитекторы и строители не стали страшиться высказывать свое видение и оглядываться на мнение общественности. Они построили в центре Санкт-Петербурга по-настоящему уникальный храм, сочетающий в себе стиль Византии и модерна, традиции и новаторства. Это было все равно, что если бы кто-нибудь построил готический храм с элементами Тадж-Махала. Консерватизм и прогресс уживаются также трудно, как строгая умеренность и роскошь. Кроме того, все градостроительство в Питере изначально от Петра Великого было ориентировано на западно-дворцовую архитектуру, включая храмы и соборы Православной Церкви и именно поэтому наш город так непохож на любой русский город. Происходило это в период колоссального упадка церковной жизни XVIII – XIX вв. И этот новый проект в начале XX века был своего рода вызовом сложившейся столичной архитектуре. В результате на подъезде к вокзалу при въезде в центр Санкт-Петербурга в 1913 году появился прекрасный собор Феодоровской иконы Божией Матери, олицетворявший своей византийской частью наше православное наследие и маленький кусочек старой Москвы, а модерновостью – дух глубокой жажды и тоски по новому, которого так не хватало в церкви и питерскую вольность прочтения ситуации. Дух новизны нашел выход для себя, прикрывшись прозрачной вуалью старины. И уникальное здание заговорило с миром: «Дети мои! Вы нуждаетесь в обновлении! Обратите взор на корни, и вы удивитесь как много там осталось того, что вы не сумели оценить и принять! Обогащайтесь наследием, чтобы творить новое! Не бойтесь смотреть на культуру, на контекст времени! Вечное спасение осуществляется только во времени! Все могу в укрепляющем меня Господе!»

Да так оно и есть. И, знакомясь с историей Церкви начала XX века, я для себя понял, что главная причина трагедии 1917 года заключается в том, что когда в Церкви произошло осознание себя и своей миссии в мире, который просветился и изменился, когда проблемы сама Церковь сформулировала и озвучила на своем Поместном соборе 1917-1918 гг. Но когда церковное сознание начало исправлять то, что нуждалось в исправлении, тогда все силы ада восстали для того, чтобы обновления и преображения не было. Такова мистика зла: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь сердце к испытаниям» (Сир. 2, 1). То есть когда ты стал различать добро и зло, когда ты выбираешь добро, тогда твой выбор нарушил покой «нечестивца в собрании…» (Пс.1), и ты должен знать, что зло не будет пассивно наблюдать за своим уничтожением. Ответ зла будет агрессивен и беспощаден. Так и случилось.

«И в доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя его» Иер.32:34.

Совсем скоро, после революции царскую семью расстреляли вместе с детьми, собор наслажденно разграбили и закрыли крещенные «православные» большевики, настоятеля (архимандрита Льва) расстреляли, купола с крестами сбросили, и под слова Интернационала «…мы разрушим до основания, а затем, мы наш, мы новый мир построим…» в здании стал действовать молокозавод.

Люди стояли у машин по розливу молока для детей, а на них со стен смотрели Христос, Богоматерь, апостолы и святые мученики. Ну чем не «horror film»? Вот она реальность абсурда: «пейте дети молоко, будете здоровы!?...»

«Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру». Иез.43:10

Только в конце 1960-х годов, во время хрущевских гонений на церковь, фрески замазали мелом то ли от стыда, то ли от бессилия, то ли от злобы…

Перестройка, распад, неспособность к созиданию, стекающие фекалии по разрушенной канализации в нижнюю часть храма в течение нескольких лет – это были знаки нового времени. В агонии воры пытались приватизировать здание и тупо сдавали его в аренду под расфасовку контрафактного масла, мыла, повидла и уксуса, чуть ли не из одного чана. Последние 10 лет шла тяжба о передаче оскверненного храма на попечение Церкви. Рядом в 50 метрах от собора была построена часовня Новмучеников и Исповедников Российских, где совершалась молитва Богу со словами: «Услышав моления наша, благое намерение и дело наше благослови: еже возсоздати Храм сей в честь Феодоровския иконы Пресвятыя Твоея Матере и благополучно, кроме всякаго препятствия в славу Твою сие совершити…».

«И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» Ис.37:31

Прошло сто лет от Божественной мысли предприимчивого священника, и сегодня Бог нам, как своим возлюбленным, но согрешившим Моисею, Давиду, апостолу Петру и многим другим, предоставил второй шанс войти в Его радость, участвуя в возрождении не просто храма, как «дома молитвы», но и прежде всего, как церковного доброделания под водительством Духа Святого. Год назад передача храма состоялась. Пять разрушенных, искореженных, загаженных этажей, свалка отбросов вокруг и внутри храма, которой могла бы позавидовать любая помойка, встретили верующих, которые радовались, как дети, получившие самый желанный подарок.

   

«Сталкер» попал в «зону» и начал ее преображать. Он не ждет манны небесной, но и от помощи не отказывается, он помнит историю и трезвится, потому что гарантий от произвола нет и не будет, он знает цену времени, но никуда не торопится, он старается детям своим предложить лучшее – свою любовь, чтобы, когда они вырастут у них был выбор, он приглашает каждого, чтобы помочь вернуть то, что теряет человек, когда отворачивается от Бога, он падает в грехе и встает в покаянии, и опять падает, и снова пытается подняться, и так каждый день…

«И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (притча о расслабленном) Матф.9гл.

Почему я это пишу в нашей рассылке? В небольшой пристройке к собору находится наша мастерская, где мы трудимся и делаем наши нетрадиционные по тематике фигурки, уникальные по своей концепции. Это наш «дом молитвы» и труда. Мы этому рады, словно расслабленный. Зная еще несколько историй о нашем храме (корпункт московского православного журнала «Фома» для сомневающихся; научение основам веры и жизни в Церкви, желающих креститься и воцерковиться, как было в первые века христианства; помощь страдающим от алкоголизма и наркомании; отсутствие алтарной преграды между молящимися, …), делюсь с вами опытом – известно, что человек красит место, согласен, но существует обратная важная внутренняя связь места и человека, которая может стираться или проявляться, но не может исчезнуть до конца, как не может исчезнуть в каждом из нас образ Божий. И от того, где мы находимся, куда двигаемся, зависит то, кто мы есть сейчас. Желаю вам от всей души, чтобы место вашего пребывания было только под покровом Божиим.

Вот одно из подтверждений – «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс1.1-2) Это не предположение, а утверждение. Можно эти слова игнорировать и продолжать «разливать молоко»...

Богоматерь с младенцем Иисусом

С сайтом нашим мы работаем, но кое-что посмотреть можно. Спасибо вам за ваш выбор, Сергей Земсков

С нами можно связаться в Питере по телефону 8(812) 717-43-10 или напишите письмо

для наиболее корректного отображения страницы используйте интернет-браузер  

В избранное