Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости по исторической миниатюре 1/72 с gurkov.com


07.11.2014

Вышел N83 журнала "Наполеоновские войны" - с фигуркой Рядовой Московского гарнизонного полка ,1812г. 

 

Основные темы журнала:
История Московского гарнизонного полка.
Московский пожар 2-6 сентября (14-18 сентября) 1812 года
Московский градоначальник и генерал-губернатор Ф.В.Ростопчин. 

Новые наборы от HAT посвященные контингенту германских войск в Африканских колониях : N8268 "Аскари" (Askari), и N8270 "Оборонительные силы" (Schutztruppe). 

      

 

 

 Продолжение…

ГЛАВА 4

 

 

ЕВРОПА И ЕЁ ПРОТИВНИКИ

 

  

В Х — ХI вв. в Европе сложились новые отношения меж-ду сеньорами и их ленниками. Старый бенефициальный порядок превратился в феодальный. Разница заключалась в том, что участок земли — феод теперь отдавался навсегда, а не во временное пользование, да ещё с правом наследова-ния или продажи. И, хотя феодал клялся верно служить своему сеньору и выполнять возложенные на него обязан-ности, они существовали лишь на словах, а на деле он чув-ствовал свою полную независимость и волен был принимать решения, более для него выгодные.

Королевство делилось на герцогства — самые крупные участки; герцогства — на графства; графства. — на виконт-ства виконтства — на баронства, которые, в свою очередь, состояли из нескольких десятков простых рыцарских 26  владений 27.

Именно с этого периода рыцари постепенно стали пре-вращаться в замкнутую касту. Но данный процесс шёл не од-ну сотню лет, и поэтому в различных источниках слово «рыцарь» употребляется в разных значениях, очень час-то — просто для обозначения всадников: тяжело-, средне- -или легковооружённых. Важно не путать эти понятия. (175 т. 7 с. 354 — 355)

Рыцарю, для того, чтобы он всегда был в форме и по-стоянно совершенствовался в воинском мастерстве, не тра-тя времени на зарабатывание денег иными способами, в зависимости от его заслуг выделялся участок земли с кресть-янами. Это могло быть несколько селений, одно или поло-вина села и даже просто дом с участком и несколькими слу-гами. За счёт их труда и налогов рыцарь и существовал. В зависимости от достатка, он должен был являться на службу с конным или пешим сопровождением, либо в оди-ночку. Право набора своих воинов принадлежало рыцарю. Если он замечал какое-то воинское умение у крестьянина, то мог взять его в свою свиту, но чаще пользовался услугами наёмников, независимо от их социального происхожде-ния. Крупные феодалы, начиная с баронов, могли позво-лить себе содержать собственные отряды, различные по составу и численности, необязательно состоявшие только из всадников, так как содержание большого количества ло-шадей обходилось очень дорого. Из этих воинов и ком-плектовалось войско королевства. Кроме них, король, сам имевший собственную дружину, мог нанимать войска дру-гих стран, что вызывало недовольство крупных феодалов, потому что это грозило усилением его власти и, соответст-венно, ослаблением их собственной. Король же, обладая поддержкой в лице наёмников и верных ему вассалов мог говорить со строптивцем с позиции силы, а не уговоров и обещаний.

Примерно с XI в. стало возникать понятие «копьё», в со-став которого включались рыцарь, оруженосец и несколько сопровождающих воинов 28 .

Если они были конными, то составляли задние шерен-ги рыцарского строя — банды (по аналогии с византий-ской), насчитывавшей от 50 до 200 всадников. В первую ше-ренгу и фланговые ряды становились сами рыцари. Строй всегда был компактен и плотен. Как пелось в одной средне-вековой песне «между нашими копьями не проникал даже ветер». За рыцарями следовали оруженосцы, тоже хорошо вооружённые, но не имевшие конских доспехов, а следом в несколько шеренг строились легко- и средневооружён-ные конники, основным оружием которых вначале были дротики и копья, в незначительном количестве — луки, а позже — арбалеты. В их задачу входило производить ата-ки из строя врассыпную.

Что средневековые всадники Европы широко использо-вали дротики, видно из воспоминаний Усамы-ибн-Мункиза:

«Однажды он (отец Усамы) участвовал в сражении, на-дев доспехи; на голове у него был мусульманский шлем с за-бралом. Какой-то воин ударил его концом дротика (франки чаще всего сражались так с арабами в то время). Конец дро-тика попал в забрало шлема, оно согнулось и окровавило нос» (139 с. 104).

Та же техника боя существовала и в XV в., о чём пишет Ян Длугош:

«...приняли его (тевтонский конный отряд — В.Т.) за ли-товское войско из-за лёгких копий, иначе сулиц, которые в нём имелись в большом количестве» (33 с. 107).

«Франкские» конные лучники или арбалетчики также упоминаются Усамой-ибн-Мункизом.

«Однажды утром, во время утренней молитвы, мы уви-дели конный отряд франков человек в 10. Они подъехали к воротам нашего города, прежде чем их открыли, и спро-сили привратника: «Как называется этот город?». Он отве-тил им: «Шайзар.» Тогда они пустили несколько стрел и по-вернули обратно, погнав коней рысью» (139 с. 110).

Сами рыцари тоже были хорошими стрелками, что не-редко подтверждается средневековыми источниками. На-пример, в «Сказании о Вольфдитрихе говорится:

«Трёх княжеских детей обучали разным рыцарским иг-рам: защищаться и фехтовать, стрелять в цель, прыгать на расстояние, хорошо владеть копьём и держаться в седле; всё это делало их непобедимыми» (195 т. 3 с. 156).

О том же мы читаем у Петра Альфонсия, жившего в конце XI в. В число семи рыцарских искусств он включа-ет «стрельбу из лука» (195 т. 3 с. 184).

Вильгельм Тирский пишет:

«Утвердившись там, сложив своё оружие и добычу и ви-дя пред собой лес, наполненный дичью, они (рыцари — В. Т.) взяли свои луки и колчаны, подпоясались мечами и отправи-лись туда искать дичи... » (303 т. 3 с. 184).

Тот же автор говорит об интересном случае, произо-шедшем во время осады Никеи:

«Между защитниками стен находился один воин, кото-рый был ненавистнее других и отличался между всеми рос-том и силой; он произвёл своим луком страшное опустоше-ние в наших рядах. Он до того возгордился своим продол-жительным счастьем, что смеялся и ругался над нашими, называя их презренными и упрекая в трусости. Этот человек свирепствовал на той части стены, которая была пред-метом нападения государя герцога и его людей: государь Готфрид не мог долго переносить того, выискал удобное место, взял пращь, прицелился в лжеца и поразил его так, что он пал замертво...» (303 т. 3 с. 143).

 


Рис. 51. Англосаксонские всадники. (Из средневековой  рукописи).

Сохранились изображения конных рыцарей, стреляю-щих из лука (161 с. 281 рис. 457).

И вряд ли стоит утверждать, что луки, арбалеты или

пращи рыцари использовали только на охоте. Слабо верит-ся, что мастерство, в котором совершенствовались много лет, предназначалось только для засады, а когда речь шла

о защите собственной жизни, о нём забывали на том осно-вании, что не подобает благородному господину пользо-ваться оружием простолюдинов или что неудобно пользо-ваться щитом и копьём и одновременно стрелять из лука. А как же тогда воевали византийские катафрактарии, о на-личии луков у которых говорят и Псевдо-Маврикий и Лев VI.  В XI — XII вв. из-за несовершенства доспеха рыцари упо-требляли большие миндалевидные щиты, держа которые, действительно, невозможно вести стрельбу. Но ведь их вполне можно было забросить за спину (также, как и ко-пьё — за плечо) и, находясь в строю, до начала атаки вести стрелковый бой. Использовали же луки и стрелы восточ-ные тяжёлые всадники (204 т. 1 с. 717), а ведь вооружение их было ничуть не легче рыцарского. И ни у кого не вызы-вает сомнения, что тяжеловооружённые русские дружин-ники были лучниками, хотя комплекс их доспехов и ору-жия был практически идентичен европейскому.

Иначе как понимать сообщение хроникёра о том, что в войске Альбрехта I Австрийского сражались рыцари, уме-ющие драться метательным оружием 29. По сигналу луки убирали и доставали оружие для рукопашного боя. С появ-лением усовершенствованного доспеха в ХIII в. и с умень-шением размера щита, процесс стрельбы из лука упростил-ся, так как небольшой щит можно было оставить на пред-плечье, а не убирать. Арбалет действительно трудно соче-тать с копьём и щитом, хотя, если сослаться на то, что ар-балеты всадников были гораздо меньшего размера, чем пе-хотные, то и этот вариант вполне можно считать приемле-мым. Например, Марчин Бельский в трактате XVI в. «Ры-царское дело» писал:

«Раньше наши ездили только с арбалетом, который на-тягивали, имея у пояса крюк и наклонившись с седла, а ар-балет за ногу зацепив. К тому же они имели рогатину, кото-рую, привязав к луке, волочили у коня, поэтому она называ-ется,«влочня» 30. В отрывке речь идёт о достаточно мощном арбалете, натягивавшемся с помощью крюка; разумеется, такое оружие для рыцаря неприемлемо. Но ведь были и бо-лее слабые и компактные механизмы, натяжение которых осуществлялось вручную (216 т. 1 с. 323; 161 с. 289). В похо-де или во время атаки арбалет мог подвешиваться к седлу— спереди или сзади  31, — а стоя на месте рыцарь, закинув щит за спину или оставив висеть сбоку на ремне и забросив ко-пьё за плечо, вполне мог воспользоваться арбалетом, ска-жем, для обстрела пехотного построения противника.

 

 продолжение следует…

На главную страницу сайта.

На страницу миниатюра на gurkov.com 

2014-11-07__282

В избранное