Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости по исторической миниатюре 1/72 с gurkov.com


16.09.2014

Новые наборы от HAT : N8278 "Японские пехотинцы на велосипедах II МИРОВАЯ ВОЙНА" (WW2 Japanese Bicycle Infantry), и N8303 "Испанский командный состав. Наполеоновские войны" (Napoleonic Spanish Command). 

           

Вышел N79 журнала "Наполеоновские войны" - с фигуркой Барабанщик Симбирского пехотного полка,1812г.

 


Основные темы журнала:
История Симбирского пехотного полка.
Симбирский полк в сражении под Красным 2 (14) августа 1812 года
Барабанщики,флейтщики и музыканты пехотных полков русской армии. 

 

 Продолжение…

ГЛАВА 4

 

 

ЕВРОПА И ЕЁ ПРОТИВНИКИ

 

 

Перед тем, как рассмотреть эволюцию европейской конницы периода средних веков, хотелось бы исправить неверное представление о тактике рыцарской конницы.

В отечественной и зарубежной исторической, научной и художественной литературе закрепилось мнение, что ры-царь —.это, прежде всего, воин-одиночка, сопровождаемый оруженосцем и несколькими слугами. В силу своей спеси и независимости, в бою он также действует один, и только сзади его прикрывают несколько подручных, большей час-тью пехотинцев. Соответственно, рыцарский бой —. это ни что иное, как ряд поединков между благородными воина-ми. Правда, допускались исключения: рыцари иногда мог-ли строиться глубоким клином, обычно атакуя пехоту; но и тут строй использовался лишь до момента сближения с противником, а затем рассыпался, и каждый воин устрем-лялся к заранее намеченной цели (287 т. 2 с. 169; 204 т. 1 с. 693 — 697; 315 с. 84; 161 с. 16). Обычно же рыцарская конни-ца строилась «частоколом». Построение это представляло собой одну разомкнутую цепочку, где рыцари стояли на рас-стоянии 5 — 10 метров один от другого, а сзади, на некото-рой дистанции от них находились оруженосцы, за которы-ми, в свою очередь, следовали вооружённые слуги и наём-ники — конные или пешие (197 с. 114 — 115; 212 с. 73).

Причиной такого мнения стали прежде всего средневе-ковые эпические произведения, такие как «Кудруна», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде» и др., где воспевалась личная рыцарская доблесть, и где отважные воины в одиночку на конях пробивались через бесчисленные ря-ды врагов.

Но чего ожидать от средневековых поэтов? В их задачу не входило учитывать тактические нюансы боя. Даже в со-лидных исторических произведениях эти проблемы не за-трагивались вовсе, либо поданы так, что осмыслить их можно по-разному. Нам остаётся лишь отыскивать истину, полагаясь на собственную логику. И хотя в настоящее вре-мя появился ряд научных статей, позволяющих читателю по-иному взглянуть на рыцарское вооружение, о тактичес-ких приёмах средневековья в них не сказано почти ничего.

Французский учёный-историк Виоле ле Дюк высказал гениальную мысль:

«Утверждать, что феодальные армии не знали никакой тактики, — это почти равносильно тому, как если бы стали утверждать, что народ не имеет литературы, только на том основании, что мы не знаем его языка» (195 т. 3 с. 181).

Ганс Дельбрюк был совершенно прав, считая, что изу-чить тактику той или иной армии очень сложно, используя лишь отрывочные литературные сведения (195 т. 3 с. 182). Но всё же именно эти сведения могут нам помочь приот-крыть завесу времени и навести на правильную мысль.

Для начала попробуйте сами ответить на вопрос, как могла бы конница рыцарей, построенная описанным выше способом — «частоколом» — отразить атаку сомкнутого строя, скажем, византийской тагмы? Неужели рыцари, да-же имея более качественные доспехи и оружие, действуя каждый сам по себе, смогли бы сокрушить такую плотную массу коней и людей? Вывод напрашивается сам собой: ра-зумеется, их смели бы и затоптали в один миг. Отсюда вы-текает следующий вывод: рыцарская кавалерия, точно так-же, как и любая другая, применяла сомкнутый строй. И вот ряд свидетельств тому.

Епископ Лиутпранд в «Воздаянии» пишет о том, что ко-роль Генрих I Птицелов (919 — 936 гг.) советовал своим вои-нам перед битвой с венграми при Мерзебурге (933 г.):

«Когда вы пуститесь на игру Марса, то не опережайте друг друга, хотя бы у иного лошадь была быстрее; закрывай-тесь взаимно щитами и на них примите первые стрелы не-приятеля. Затем во весь карьер со страшной силой полети-те на неприятеля, чтобы он почувствовал на себе раны, на-несённые вашими мечами, прежде нежели имел бы время сделать второй выстрел». Помня этот спасительный совет, саксы помчались, сохраняя прямую линию строя, и никто, имея более быструю лошадь, не заезжал вперёд; по словам короля, прикрыв друг друга щитами, они без всякого вреда для себя приняли на них первый залп стрел, и затем, как приказал им благоразумный вождь, быстро бросились на неприятеля, так что враг прежде расстался с жизнью, неже-ли успел сделать второй залп. По благодати Божьей, венг-ры после того думали более о бегстве, нежели о битве: бег быстроногого рысака казался им ещё весьма тихим; бляхи сбруй и насечка оружий были для венгров не обороной, а бременем. Побросав луки, разметав стрелы, сбросив с ло-шадей сбрую, чтобы облегчить их, они думали об одном бегстве» (303 т. 2 с. 412).

Неизвестный хронист о битве при Гастингсе (1066 г.): «Тут появились те, которые охраняли его (Вильгель-ма — В. Т.) и никогда не покидали; их было около 1000 во-оружённых людей, и они сомкнутыми рядами понеслись на англичан; тяжестью коней и ударами мечей они пробили гу-стые массы противника и разгромили его...» (197 с. 133).

Анна Комнина говорит о «плотном строе латинян»: «По его (Алексия — В. Т.) замыслу, в тот момент, когда латиняне во весь опор бросятся на ромейскую фалангу, эти воины будут толкать вперёд колесницы и таким образом прорвут плотно сомкнутый строй латинян» (49 с. 163).

Вильгельм Тирский в «Истории Священной войны», описывая сражение у Бебен между крестоносцами и турка-ми, сообщает: «Построившись, они (крестоносцы — В. Т.) и пошли тихим шагом посреди неприятелей, стоявших справа и слева, и враги, видя такую решимость, не осмели-лись ничего предпринять. Так проходили они сомкнутыми рядами: храбрейшие и лучше вооружённые окружали со всех сторон остальных...» (303 т. 3 с. 428).

(Правда, в этом месте речь идёт не только о коннице, но и о пехоте.)

Епископ Яков Витрийский, сообщая о битве под Дами-еттой (1217 г.), произошедшей во время Крестового похода (1217 — 1221 гг.), говорит:

«...но неприятель не осмелился идти вперёд из страха перед нашими всадниками, которые построились в боевой порядок с целью помогать защищавшим окопы» (303 т. 3 с. 618).

Священник Сиврейский Пётр Тудебод, лично участво-вавший простым воином в I Крестовом походе (1096— 1099 гг.), и написавший «Деяния франков и прочих иерусалимцев», 21 пишет, что в битве под Антиохией (1098 г.) «...Кербога увидел боевые части франков, в столь строй-ном порядке выходившие одна за другой, он распорядился: «Дайте им выйти, чтобы наверняка попасться в наши руки» (207 с. 113; 303 т. 3 с. 221 — 222).

Робер-де-Клари в «Завоевании Константинополя» со-общает:

«...он (маркиз Конрад — В. Т.) взял с собой всех латинян и выстроил свои боевые отряды наилучшим образом» (46 с. 26).

«...и они (византийцы — В. Т.) были так ошеломлены и ошарашены тем, что наши боевые отряды (всадников— В. Т.) шли такими ровными рядами, прямо им в лоб, что не знали, на что решиться» (46 с. 38).

Ян фон Геелу о сражении при Воррингене (1288 г.) пи-шет, что Либрехт де Дормель выстраивает своих всадников с криками: «Плотнее, плотнее и уже! Каждый ближе к сосе-ду, как только можно, и мы сегодня прославим себя». Тогда и все остальные закричали: «Теснее! Теснее! Ближе друг к другу!» (195 т; 3 с. 177).

В уставе ордена Храмовников было строго запрещено коннику «оставить своего места в ряду, даже для того,"-что-бы на короткий момент испытать своего коня. Никто под страхом утраты орденской мантии не имеет права нападать без приказа или покидать ряд» (195 т. 3 с. 183).

Ян Длугош в «Грюнвальдской битве» тоже говорит о тесном строе польских и литовских рыцарей:

«...затем, стремительно облачившись в доспехи, выби-раются (поляки — В. Т.) тайными и неизвестными врагам выходами, чтобы вступить в бой тесным строем» (33 с. 136).

Даже в «Песне о Роланде» говорится о необходимости соблюдать строй во время боя:

«Пришпорьте лучше скакуна, собрат!

Бароны, ни на шаг не отступать!

Молю вас ради Господа Христа,

Держите строй, крушите басурмана!»22

И уж совсем отпадают сомнения, когда читаешь настав-ления написанные собственноручно Карлом Смелым для своих воинов и командиров:

«Для поднятия боеспособности войска путём упражне-ний во владении оружием герцог повелевает начальникам рот, эскадронов и взводов выводить своих жандармов во время гарнизонной службы или в другое свободное время в поле, иногда в одной только броне, иногда в полном воору-жении и там производить упражнения сомкнутым строем, за-тем мчаться с копьём наперевес и при этом на всём скаку ло-шадей всегда оставаться при знамени (то есть в строю— В. Т.) или же по команде разделяться, затем снова собирать-ся и друг друга поддерживать, дабы выдержать неприятель-ский натиск. Стрелки вместе со своими конями также долж-ны напрактиковаться в обращении с оружием; их нужно при-учать к спешиванию и стрельбе из лука; при этом их нужно обучать, чтобы они выстраивали своих коней, сцепленных уздой, в ряды — по три лошади, привязанных к зацепке, при-креплённой к головке передней луки лошади оруженосца, за-тем быстро построиться в линию и стрелять в полном поряд-ке... » (195 т. 3 с. 325) .

 

 продолжение следует…

На главную страницу сайта.

На страницу миниатюра на gurkov.com 

 

2014-09-16__277

В избранное