Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости по исторической миниатюре 1/72 с gurkov.com


25.10.2013


Вышел N56 журнала "Наполеоновские войны" - с фигуркой  Младший офицер 1-го гусарского полка императора Франца I в парадной форме,1813-1814 гг. 



Основные темы журнала:

Австрийские гусары.

Фельдмаршал князь Шварценберг.

Униформа австрийских гусар в 1804-1815 годах.

 

Продолжение…

 

 

ГЛАВА 2

 



                                      

О множестве народов, составлявших персидскую кава-лерию, сказано и у Арриана в «Походе Александра».

Автор не сообщает об этническом составе персидских всадников в сражении при Граннике (8 с. 66 — 69) (334 г. до н. э.) также, как и в битве при Иссе (333 г. до н. э.) (8 с. 92 — 96) -

12, зато в описании сражения у Гавгамелл (331 г. до н. э.) упоми-наются следующие народы: инды, бактрийцы, собдиане, са-ки, арахоты, арии, парфяне, гирканцы, тапуры, мидийцы, кадусии, албаны, сакесины, сусиане, уксии, вавилоняне, ка-рийцы, ситакены, армяне, капподокийцы и сирийцы (8 с. 117). Подавляющее большинство из вышеперечисленных племён вполне могли выставить крупные отряды кавалерии.

Денисон, работая над «Историей конницы» писал о том, что персы, хотя и умели использовать плотные кон-ные построения — в четыре шеренги по сто человек каж-дая — однако не использовали ни луков, ни дротиков (197 с. 17 — 18). Автор невольно оказался введённым в заблуждение «Киропедией» Ксенофонта.

Арриан не раз говорит, что персидская армия, в частно-сти конница, перед сражением всегда строилась (8 с. 68, 93), сообщения о том же есть и у Курция Руфа, и у Геродота. Умение строиться в боевые порядки было реальной необ-ходимостью, 'и в этом смысле персы от других народов не отставали.

Тактику сочетания плотного и рассыпного строя персы использовали ту же, что и скифы, сарматы, саки, армяне, парфяне. Новшества в ней могли возникнуть только при применении более мощных и дальнобойных луков, что да-вало бы возможность начинать бой с большей дистанции, оставаясь неуязвимыми для контробстрела. Однако' ника-ких упоминаний о подобных нововведениях у авторов того времени не встречается.

Аммиан Марцеллин, сообщая о походе римских войск под командованием Юлиана в Месопотамию и о битве при Ктесифоне (363 г. н. э.), описывает те же методы персид-ской конницы, которые она использовала несколькими столетиями раньше:

«Персы выставили против нас панцирных всадников в таком тесном строю, что при каждом движении тела тес-но облегающие члены пластинки слепили глаза встречным; все лошади были также защищены кожаными покрывала-ми» (69 с..320).

«То были закованные в железо отряды; железные бляш-ки так тесно охватывали все члены, что связки совершенно соответствовали движениям тела, и прикрытие лица так хо-рошо прилегало к голове, что всё тело оказывалось закован-ным в железо, и попадавшие стрелы могли вонзиться толь-ко там, где через маленькие отверстия, находившиеся про-тив глаз, можно что-то видеть, или где через ноздри с трудом выходит дыхание. Часть воинов, готовая сразиться копьями, стояла неподвижно, как будто люди были связаны медными цепями. Рядом с ними были расположены стрелки — этим ис-


кусством испокон веков сильны были персы. Широко разво-дя руки, они натягивали упругие луки, доводя тетиву до пра-вого соска, и зажимая в левой руке стрелу, ловким и умелым толчком пальцев выпускали звонко свистевшие стрелы, на-носившие смертельные раны» (69 с. 328).

Трудно сказать, с какого периода персидские всадники стали применять длинные копья — палты, о которых гово-рит Гелиодор 13:

«Копьё же острым концом далеко выдаётся, прямо при-вязано будучи к лошадиной шее; самый же ремень от копья, собранный, привязывается к верху ноги лошадиной, кото-рой в сражении не только не убавляет силы, но при том де-лает помощь руке конного, коему оставалось единственно бросать прямо и метить. Итак, когда он вытягивался и шёл далее, противник противлением жёстче делал стремление для удара, то конный всякого попадавшего насквозь проби-вал, а иногда и двух одним разом» (307 с. 97).

О назначении этого вида оружия мы уже рассказывали. Его к тому времени несколько модернизировали и для об-легчения действий всадника стали пристёгивать к шее ко-ня. Это давало возможность воину удерживать копьё в рав-новесии, а также наносить удары одной рукой. Правда, в этом случае угол поражения значительно уменьшался, жё-сткая фиксация позволяла использовать оружие в одной плоскости, только слегка отклоняя его вверх или вниз. По-этому в качестве оружия для первой шеренги воинов палты однозначно были неприемлемы, кроме того, они лишали бойцов возможности эффективно использовать луки. В слу-чае рассредоточения боевого порядка, эти всадники оказы-вались беззащитны против атак вражеских конников, так как копья лишали их маневренности, мешая совершать рез-кие повороты и вольты.

Прежде в исследовательских трудах по древней воен-ной истории авторы придерживались мнения, что каждое отдельное подразделение составляли воины, вооружённые одним типом оружия; отряды, имеющие неординарное ору-жие, например, сарисофоры или пельтасты, находились вне общего строя фаланги и действовали самостоятельно. На наш взгляд, из-за этого и возникала путаница. Обилие названий различных категорий воинов сбивало с толку ис-следователей и мешало убедительно обосновать предназна-чение того или иного рода войск. Поэтому, описывая воен-ную тактику, старались отделаться общими фразами. Но ло-гика и практика показывают, что всё было намного рацио-нальнее и проще, чем это раньше представляли.

Конница персов, как и любая другая, была абсолютно беспомощна против лобовой атаки плотного построения пехоты. Рукопашной схватки с таким боевым порядком ка-валерия выдержать не могла, что подтверждает Ксенофонт:

«В свою очередь, персы, заметив всадников Агесилая, сгруппировали свои силы и выстроили против войска элли-нов все свои многочисленные отряды всадников. Тут Агеси-лай, зная, что у противника всё ещё нет пехоты, в то время, как у него самого всё уже было готово к бою, счёл этот мо-мент самым подходящим для сражения, если только он смо-жет навязать его персам. Принеся жертву богам, он сразу же повёл фалангу в атаку против выстроившейся конницы врага. Тем из гоплитов, которым было по десяти лет от по-ры возмужания, он велел устремиться прямо на неприяте-ля, а пельтастам бегом двигаться впереди них. Всадникам также был отдан приказ атаковать врага, сам же он со всем остальным войском должен был следовать за ними. Удар греческих всадников приняли на себя лучшие воины пер-сов; но когда на них обрушилась вся сила эллинского вой-ска, персы подались назад. Одни из них попадали в реку, другие бежали с поля сражения» (57 с. 222).

На протяжении всего повествования «Анабасиса» ни ра-зу не отмечен факт, что персидские всадники рискнули вру-копашную атаковать греческую фалангу. Они действовали исключительно совместно с лёгкой пехотой, пользуясь стрелковым и метательным оружием. Вообще, манера соче-тания в бою подразделений лёгкой пехоты и кавалерии бы-ла широко распространена как в древности и античности, так и в средневековье. Ещё Геродот заметил, что масагеты были мастерами вести как конный, так и пеший бой (22 с. 111), то же самое утверждает Страбон (128 с. 485) .

Персы славились по всей Ойкумене 14 своими лошадь-ми. Разумеется, каждый из народов-всадников, входивших в Персидскую империю, использовал множество различ-ных пород коней, но особенно славились несийские лошади, о которых у Страбона можно почерпнуть следующие сведения:

«Что касается несийских коней, которыми пользова-лись цари, как самыми лучшими и самыми большими, то од-ни утверждают, что порода их отсюда, а другие — что из Ар-мении. Подобно парфянским лошадям они отличаются сво-еобразной статью по сравнению с элладскими и прочими лошадьми в нашей стране» (128 с. 495).

«Страна эта (Армения — В. Т.) настолько «обильна коня-ми» (не уступая Мидии), что даже несийские лошади, кото-рые служили персидским царям, выращивались и здесь. Са-трап Армении ежегодно посылал персидскому царю 20 000 жеребят на праздник, называемый Митракинами. При вторжении в Мидию вместе с Антонием Артавасд вы-ставил на смотр, кроме прочей конницы, ещё 6 000 покры-тых бронёй лошадей, построив их в боевой порядок. Люби-телями такого рода конницы являются не только мидяне и армяне, но и албанцы, так как и они пользуются на войне покрытыми бронёй лошадьми» (128 с. 499).

Можно себе представить силу удара персидских латников на этих лошадях, отличающихся высоким ростом и мощью.

Известно, что во время похода в Грецию (480 г. до н. э.) персидский царь Ксеркс в Фессалии устроил конные скач-ки между местными породами и иранскими. Неказистые, низкорослые фессалийские лошадки, естественно, проиг-рывали на коротких дистанциях рослым персидским кра-савцам. Царь остался чрезвычайно доволен результатами состязания (259 ч. 1 с. 5).

После завоевания Александром Македонским, Персия не прекратила своего политического существования, она вновь возродилась под предводительством другой динас-тии Сасанидов (с 227 года до н. э.) и стала серьёзным сопер-ником Рима, и Константинополя.

продолжение следует…

 

На главную страницу сайта.

На страницу миниатюра на gurkov.com 


2013-10-25__245

В избранное