Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем вместе

  Все выпуски  

Читаем вместе У. Тенн. Таки у нас на Венере есть рабби! (2/2)


Здравствуйте, Дорогие Друзья!
в эфире
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. ВЫПУСК 674

Заходи на www.strokaslov.ru и узнай, что говорили великие!

Уильям Тенн. Таки у нас на Венере есть рабби! (2/2)

И вот организуется Первая Межзвездная Неосионистская конференция. Ее намечено провести в Базеле - чтобы, полагаю, история имела шанс повториться. Как только об этом узнают вегианские даянисты, они заявляют протест Совету Одиннадцати Земных Наций. Вегианцы - почетные гости Земли или нет? Их религию осмеивают! - утверждают они. И даже убивают парочку евреев, чтобы показать, как они удручены. Разумеется, евреев обвиняют в подстрекательстве к погрому, и, в интересах закона и порядка, не говоря уже о мире и спокойствии, всем евреям отказывают во въездных визах.
А делегаты на конференцию с разных концов галактики уже в пути. Если их не пускают на Землю, куда им податься?
Куда же еще, как не на Венеру? Идеальное место для такой конференции! Пейзаж просто великолепен для бывших пустынников, и есть вице король, чья администрация буквально обожает еврейский народ. Кроме того, на Венере отчаянная нехватка жилья, а евреев хлебом не корми, дай решать всякие проблемы.
Послушайте, могло быть хуже. Как Эсфирь сказала Мордукаю, когда тот поведал ей о планах Амана зарезать всех евреев Персии: могло быть хуже, только в настоящую минуту я не вижу, каким образом. Делегаты прилетают в Солнечную Систему, их отправляют на Венеру - и без вопросов. Наша жизнь наполняется любовью. Во первых, выходит декрет: делегаты не могут пользоваться гостиницами, даже если у них достаточно денег. Их слишком много, они перегрузят систему коммунального обслуживания или что то в этом роде. Потом. Раз евреи братья друг другу, пусть принимают своих сородичей.
Вы остановитесь и рассудите, сколько всего на нас навалилось. На каждой планете в галактике, где есть человеческое население, живет по крайней мере горстка, дуновение, капля евреев. И вот с одной планеты летят два делегата, с другой - пятнадцать делегатов, с третьей, где много евреев - пусть они живут на здоровье, так они ссорятся, - шестьдесят три делегата, разби гые на восемь группировок. Может быть, нехорошо считать евреев, даже если они делегаты, но когда ка Зенере высадился последний, у нас их было предостаточно.
Вильямсбургские ашкенази возражают. Для них некоторые из этих евреев - вовсе и не евреи; они не пустят их в свои норы, что тут говорить о квартирах. В конце концов шомрим в штанах цвета хаки, реконструкционисты, молящиеся по переписываемому дважды в неделю сиддуру, японские хасиды, раз в год на восходе солнца надевающие тфилим в память Великого Обращения 2112года, - разве евреи? - спрашивают вильямсбургские ашкенази.
Совершенно верно, отвечает правительство. Это тоже евреи. И будьте любезны распахнуть перед ними двери своих жилищ.
Правительство посылает полицию, правительство посылает войска. Летят бороды, летят головы, жизнь, как я говорил, полна любовью. Если вы возражаете, вы думаете, вам это поможет? Конечно, поможет - как мертвому припарки. Левиттаунские ашкенази заявляют: мы выполним волю нашего правительства, мы предоставим жилье. И что? Моего брата и всю его семью, и всех их соседей выселяют из Квантум Барроу.
Межзвездный Неосионистский съезд у нас есть или нет?
Смотрю я на это и вспоминаю обещание, данное Аврааму, Исааку и Израилю: "И я умножу ваше семя свыше числа звезд на небе". Обещание обещанием, думаю я, но это может зайти слишком далеко. Одних звезд уже достаточно, но если у каждой звезды десять, может быть, двенадцать планет... К тому времени я и вся моя семья живем на кухне.
Мой брат и его семья, а у него она большая, надо вам сказать, дай им бог здоровья, ютятся в столовой. То, что моя жена Сильвия зовет приемной, занимают рабби с Проциона 12 и его свита; плюс, в отгороженном углу, корреспондент мельнбургской газеты "Еврейский страж", и его жена, и его собака. В спальнях... Послушайте, к чему продолжать? Достаточно? Нет, вы меня простите, недостаточно. Иду я однажды в ванную. Человек имеет право зайти в свою ванную? И вижу там три создания, каждое длиной с руку и толщиной с голову. Они выглядят, как коричневые подушки, мятые и морщинистые, с какими то пятнами там и пятнами тут, и из каждого пятна растет короткое серое щупальце.
На мой крик прибежал Аарон Давид.
- В чем дело, папа?
Я указал на коричневые подушки.
- А, это бульбы.
- Бульбы?
- Три делегата с четвертой планеты звезды Ригель. Другие три делегата в ванной Гуттенплана.
- Делегаты? Ты имеешь в виду, что они евреи?! Они не похожи на евреев!
Аарон закатил глаза к потолку.
- Папа, ты такой старомодный! Сам sже мне говорил: голубые евреи с Альдебарана - доказательство исключительной приспосабливаемости нашего народа.
- Ты меня извини, - сказал я. - Еврей может быть голубым - я не говорю, что мне это нравится, но кто я такой, чтобы возражать? - еврей может быть высоким или маленьким. Он может даже быть глухим от рождения, как эти евреи с Канопуса. Но еврей обязан иметь ноги и руки, лицо с глазами, нос и рот. По моему, это не так уж много...
- Ну и что? - возмутился Аарон Давид. - Если они отличаются от нас, разве это преступление?
Я оставил его и пошел в ванную в синагоге. Называйте меня старомодным, но все же есть предел, есть черта, у которой я должен остановиться. Здесь надо сказать, Мильчик не может заставить себя быть современным.
Вы знаете, я оказался не один такой. Я взял день за свой счет и пошел на первое заседание.
- Богатый человек,- сказала мне моя Сильвия. - Добытчик. Кормилец. Пустая болтовня принесет тебе невест для наших мальчиков?
- Сильвия, - ответил я ей. - Один раз в жизни мои клиенты пусть, может быть, не очень чисто примут телевизионные новости. Один раз в жизни я могу посмотреть на представителей всех евреев, улаживающих свои дела?
И я пошел. Только нельзя сказать, что они ладили. Как обычно, поднялся шум вокруг бронштейнистско троцкистской резолюции, направленной против Союза Советской Уганды и Родезии. Затем нам пришлось выслушать часовую дискуссию о том, что само существование шестиэтажной статуи Хуана Кревея в Буэнос Айресе есть тягчайшее оскорбление для каждого еврея, и, следовательно, все мы должны бойкотировать аргентинские товары, пока статую не убегут. Я был согласен с тем. что сказал председатель, когда сумел перекричать шум. "Мы не можем позволить себе отвлекаться на столь старые преступления, на столь постоянные оскорбления. Иначе с чего нам начать и где остановиться?"
Наконец, после традиционных еврейских прелиминарий добрались до конкретной проблемы первой сессии:аккредитации делегатов. И застряли. Застряли и смешались, как кусочки лапши в омлете с лаптой.
Бульбы. Три из моей ванной, три из ванной Макса Гуттенплана - вся делегация с Ригеля 4.
- Относительно документов вопросов нет, - сообщает Мандатная комиссия. - Их документы в порядке, и бульбы считаются делегатами. Другое дело, что они не могут быть евреями.
- А почему это мы не можем быть евреями? - желают знать бульбы.
И здесь мне пришлось встать и посмотреть хорошенько. Я не мог поверить своим глазам. Потому что представьте, кто был их переводчиком? Не кто иной, как мой сын, мой кадиш, мой Аарон Давид. Собственной персоной.
- Почему вы не можете быть евреями? Потому, - объясняет председатель Мандатной комиссии, причмокивая мокрыми губами, - что евреи могут быть такими и могут быть сякими. Но прежде всего они должны быть людьми.
- Будьте любезны указать нам, - просят бульбы через моего сына переводчика, - где это сказано, и в какой книге, что евреи обязаны быть людьми. Назовите авторитетный источник, приведите цитату.
На этом месте подходит заместитель Председателя и извиняется перед председателем комиссии. Заместитель Председателя принадлежит к типу ученых мужей, которые получают высокие степени и награды.
- Вы меня простите, - вступает он, - но вы выражаетесь не совсем ясно. На самом деле все просто. - Он поворачивается к бульбам. - Тот не может быть евреем, кто не рожден еврейской матерью. Это самое древнее, самое фундаментальное определение еврея.
- А с чего это вы взяли,- интересуются бульбы, - будто мы рождены не еврейскими матерями? Мы привезли с собой свидетельства о рождении.
Тут начинается бардак. Компания делегатов в хаки орет и топает ногами. Другая компания, пейсатых и в меховых шапках, плюется и визжит, что все это мерзость. Везде кипят споры. Спорят здесь, спорят там, спорят по двое, по трое, по двадцать пять, спорят о биологии и об истории.
Мой сосед, с которым я не перебросился и словом, поворачивается ко мне и тычет мне пальцем в грудь:
- Если вы займете эту позицию, то каким образом согласуете вы ее с известным решением, взять хотя бы для примера...
А бронштейнисты троцкисты завладели микрофоном и пытаются провести свою резолюцию по Уганде и Родезии.
Наконец восстанавливается подобие порядка, и кто то предлагает аккредитацию бульб решить всеобщим голосованием. "Аккредитацию как кого? - интересуются из зала, - как делегатов или как евреев? Их приняли как делегатов, а кто мы такие, чтобы судить о евреях?"
"Я принимаю их как евреев в религиозном отношении, - раздается голос, - но не в биологическом". "Это что еще за биологическое отношение, - кричит делегат с другого конца зала, - вы имеете в виду не биологию, вы имеете в виду расу, вы расист!"
Ясно: сколько делегатов, столько и мнений. А председатель, там, наверху, стоит и не знает, как поступить.
Вдруг один из бульб забирается на платформу, берет маленьким щупальцем микрофон и шепчет в него:
- Модэ ани л'фонэха.

Сам по себе перевод этой строки ничего особенного не означает: "Вот стою я перед Тобой". Но какой еврей не будет ею тронут? "Модэ ани л'фонэха", - в молитве обращается еврей к Богу, благословенно Имя Его. И это мы слышим сейчас в зале.
Не надо разговоров о расе, говорит бульба, не надо разговоров о религии, не надо разговоров о философии. Я утверждаю: я еврей по существу и по духу.
Как евреи, принимаете вы меня или отвергаете? Никто не может ответить.
Конечно, все это нисколько не приближает съезд к Израилю, к возвращению из Третьего Изгнания. Но, с одной стороны, ясно, что от вопроса не отмахнуться, а с другой - что пора его решить. Надо только выяснить: что же такое в нашу космическую эпоху представляет собой еврей?
И так, как Моисей выжимал из камня воду, так и нам предстоит выдаивать капли мудрости.
Высокий раввинат подбирают так, чтобы его состав хоть немного устроил каждого. Правда, это значит, что ученые мужи не хотят разговаривать друг с другом. Тут и рабби с Тау Кита, и президент унитарианской еврейской теологической семинарии, и Мистический рабби Борнео. И так далее, и так далее. Две женщины: одна для удовлетворения большинства Реконструкционистов, другая - специально для богатых ашкенази Майами. И наконец рабби с Венеры Джозеф Смолмэн.
Хотите кое что узнать? Рабби Смолмэна поддерживали бульбы, а это мой Аарон Давид убедил их.
- Мы добились! - воскликнул он тем вечером, и глаза его танцевали, как метеориты.
Я пытался успокоить его.
- Ты думаешь, это все равно, что перейти Красное море? Зачем рабби Смолмэну заставлять евреев считать шесть коричневых подушек своими собратьями?
- Как зачем, папа! Ради справедливости!
Когда сын такой, отец может гордиться. Но надо вам сказать, мне все таки было грустно. Ведь стоит раздаться слову "справедливость", рано или поздно кто то поплатится головой.
Но то, что день ото дня происходило на съезде, было как воплощенная легенда. Это было все равно, что найти реку Саббатион, увидеть ее бурлящей и кипящей и швырять камни каждый день, кроме субботы. Такую историю рассказали бульбы!
Они прилетели на четвертую планету звезды Ригель 4, может быть, восемь сотен лет назад. Первоначально они жили в Парамусе, штат Нью Джерси; всю их коммуну выселили для улучшения проезда к мосту Джорджа Вашингтона. Но должны же они где нибудь жить, верно? Так почему не на Ригеле?
Беда заключалась в том, что единственную пригодную для жизни планету в системе Ригеля уже занимала разумная раса коричневых существ с короткими щупальцами, которые звали себя бульбами. Это был малоразвитый народ, кормившийся с земли, ну и, может быть, мельница здесь, маленький заводик там. Евреи из Парамуса хотели жить самостоятельно, никому не мешая, но бульбы отнеслись к ним так гостеприимно, так приглашали поселиться с ними, что те посмотрели друг на друга и сказали: почему бы нет?
Евреи построили маленький коммерческий космопорт, дома, дворец культуры...
Здесь один из членов раввината наклоняется вперед и перебивает рассказчика:
- Пока это происходило, вы выглядели как евреи? Я имею в виду, вы были похожи на привычных нам евреев?
- Более или менее. Полагаем, мы особенно походили на евреев из Нью Джерси.
- Этого достаточно. Продолжайте.
Первые сто - сто пятьдесят лет царили счастье и благополучие. Евреи процветали, бульбы процветали, и между ними - мир да любовь. С помощью евреев бульбы многому научились и многого достигли. У них появились фабрики, у них появились заводы, у них появились банки, вычислительные центры и автомобильные свалки. У них появились большие войны, большие депрессии, большие диктаторы. И они начали задумываться: кто виноват? Есть ли какой нибудь другой ответ на этот вопрос? Ответ только один. Евреи, разумеется. Философы и чернь вспомнили: до евреев все было тихо спокойно. Так на Ригеле 4 произошел первый погром.
А лет через двадцать после того, как правительство принесло извинения и даже помогло похоронить мертвых, произошел второй погром. Потом третий, четвертый... К тому времени правительство перестало приносить извинения.
Появились трудности с работой, появились гетто, иногда появлялись даже концентрационные лагеря.
Не то чтобы все это было ужасно, нет. Были и светлые моменты. Правительство убийц могло смениться правительством почти порядочным, скажем, просто насильников. Евреи Ригеля оказались в положении евреев Йемена и Марокко восемнадцатого века. Они выполняли самые грязные, самые низкооплачиваемые работы. Все плевали в них, и они плевали сами на себя.
Но евреи сохранились, хоть не сохранилось ни одного целого Талмуда, ни одной Торы в синагоге. Летели века. И вот недавно к власти пришло новое, просвещенное правительство. Оно вернуло евреям гражданство и разрешило им послать делегацию на Неосионистский съезд.
Беда заключалась лишь в том, что к тому времени евреи выглядели, как самые обыкновенные бульбы, причем как самые слабые, самые бедные бульбы, бульбы самого низкого сорта.
Но то же происходило с евреями в других местах! Евреи всегда приспосабливались! Разве не было светловолосых евреев в Германии, рыжих евреев в России, черных евреев - фалашей - в Эфиопии, высоких горских евреев на Кавказе? Разве не было евреев, поселившихся в Китае еще при династии Хань и известных в этой земле как "Тай Чин Чао"? А голубые евреи, сидящие на этом самом съезде? Тут их снова перебивают:
- Другими словами, несмотря на вашу наружность, вы просите нас поверить, будто вы евреи, а не бульбы?
- Нет. Мы просим вас поверить, что мы бульбы. Еврейские бульбы.
Споры разгорались все жарче. Как это возможно, чтобы имели место такие колоссальные изменения? Не проще ли предположить, что в то или иное время всех евреев на Ригеле уничтожили, а потом произошло массовое обращение, как, например, у хазаров в восьмом веке или позже у японцев? Нет, возразили бульбы, если бы вы знали, какие у евреев были условия, вы бы не говорили о массовом обращении в иудаизм. Это было бы массовым безумием.
- Но ваш рассказ опровергают факты экспериментальной биологии!
- Кому вы верите, - упрекнули бульбы, - фактам экспериментальной биологии или своим же евреям?
И это был первый день. Я вернулся домой, рассказал обо всем брату, и мы стали обсуждать события. Он взял одну сторону, я - другую. Через несколько минут я махал кулаком у его лица, а он кричал, что я "идиот, животное". В соседней комнате рабби с Проциона 12 пытался притушить такой же спор среди своей свиты.
- Если они хотят быть евреями, - орал на меня брат, - пускай принимают иудаизм! Тогда они будут евреями, и не раньше!
- Убийца! - растолковывал я ему. - Как могут они принять иудаизм, когда они уже евреи! Такое обращение было бы мерзким и позорным посмешищем!
- Без обращения я наотрез отказываюсь принимать их за евреев. Без обращения, даже если бы я праздновал обрезание сына... - Он замолчал и вдруг изменил тон. - Как, по твоему, они проводят обрезание, Мильчик? Что они там обрезают?
- Они обрезают кончик самого короткого щупальца, дядя Флейчик, - пояснил мой Аарон Давид, входя в комнату. - По Завету требуется лишь капля крови. Кровь у них есть.
Говорю вам, день за днем, это было, как мечта жизни!
Раввинат добирается до образования еврейского государства в XX веке и всех спорных вопросов, возникших с началом Сбора. Например, бен израильские евреи Бомбея, попавшие в Индиго в результате вторжения в Палестину Антиоха Эпифана. От всего иудаизма они помнили один шем. Причем у них существовало две касты: черная и белая. Они евреи или нет? Как это доказать?
В общем, все сводилось к одному: что такое еврей? Почему этот народ отличается от других?
И вы знаете, нашим мудрецам тут есть о чем подумать. Они могут взвесить определение человека, выработанное Советом Одиннадцати Земных Наций. Они могут углубиться в решения парижского Синедриона 1807 года. Наконец, они могут обратиться к "Каббале" и рассмотреть проблему рождения чудовищ от сожительства с Детьми Лилит. Но в конце концов они должны решить, что же такое еврей, раз и навсегда - или найти новый выход.
И рабби Смолмэн нашел. Я говорю вам, таки у нас на Венере есть рабби!.. Привести сборище евреев - ученых евреев! - к единому мнению, это, уважаемый, уже достижение.
На протяжении всего разбирательства, когда бы ни разгорался спор, грозивший затянуться на неделю, к примеру, была ли то белая нить или черная нить, рабби Смолмэн почесывал красный прыщ на носу и говорил, что мы, пожалуй, все можем согласиться, что по крайней мере это действительно была нить.
Конечно, все понимали: вопрос нужно как то решить. Дни летели, собравшиеся так и не знали, сколько делегатов и сколько евреев. Уже были козни из за бульб, уже были драки из за бульб, уже находились люди, которые говорили, что они сыты по горло этими бульбами.
Так вот. Решение учитывало все данные, все сведения, все толкования, всю историю от Эзры и Неемии. Оно начиналось утверждением, приятным для группы консерваторов: только тот еврей, кто рожден еврейкой. А кончалось утверждением, приятным для либерально радикального крыла: евреем является любой, добровольно приемлющей бремя, ярмо еврейства. Решение включало и несколько промежуточных положений и указывало, что нет никакой возможности их совместить.
А надо ли их совмещать? И что будет, когда мы пойдем еще дальше в космос, и всякие самые страшные создания, в другой галактике, захотят стать евреями?
Давайте взглянем на это с другой стороны. Среди людей есть евреи и есть гои. Среди евреев есть реформированные, голубые, левиттаунские, вильямсбургские и не все они между собой хорошо ладят. Но по сравнению с гоем все они евреи. Между евреем и гоем - чудовищная разница, но по сравнению с каким нибудь инопланетянином - все они люди. Слово "гой" неприменимо к инопланетянину. Так казалось до недавних пор.
Мы все наблюдали, как за последние два года пришельцы с Беги приняли земную религию, точнее, две земные религии. Они не пускают евреев в землю Израиль. Они нас ненавидят. Они нас преследуют. Стало быть, простые ли это инопланетяне? Конечно, нет! Пусть они не похожи на людей, пусть выглядят, как гигантские устрицы, тем не менее они определенно принадлежат к категории инопланетян гоев.
Хорошо. Но если есть инопланетяне гои, то почему не может быть инопланетян евреев? Если они живут, как мы, сталкиваются с теми же проблемами, что и мы, знают, чем пахнет погром, знакомы со сладостью наших суббот? Давайте скажем так: есть евреи, и есть евреи. Бульбы принадлежат ко второй группе.
Это не точные слова решения, вы понимаете. Это свободный перевод Мильчика телемастера, за который он не требует дополнительной платы.
Не все остались довольны. И все же большинство делегатов были так счастливы, что дело наконец улажено, и проголосовали "за".
Одна беда: как только съезд перешел к основному вопросу, вице король Венеры закрыл его. Ясно - съезд чересчур затянулся и будит дурные чувства. Делегатов отправили паковать вещи.
Неплохое развлечение, а? Рабби Смолмэн все еще наш рабби, хоть он безмерно известен. Он разъезжает с лекциями с одного края галактики на другой. Но всегда возвращается к нам, каждый год на Святые дни. Ну, хорошо, хорошо, не всегда, вы знаете, как это бывает, иногда не получается. Знаменитость в конце концов. Великий Рабби Венеры.
А мой сын Аарон Давид... Знаете, он в иешиве. За него платят бульбы. Вот его письмо. Мальчик собирается улететь на Ригель 4 и стать их рабби. О невесте он не пишет ничего. Послушайте, может, я окажусь дедушкой маленькой коричневой подушки с короткими щупальцами? Что ж, внук есть внук.
Не знаю. Давайте поговорим о чем нибудь веселом. Вы слышали, сколько народу угробилось во время землетрясения на Каллисто?

С уважением к каждому подписчику, Романов Александр,mailto:forex_raa@mail.ru
Форум рассылки http://www.forum.alerom.ru
Сайт рассылки с архивом выпусков http://www.alerom.ru
Я всегда рад услышать справедливую критику и пожелания!

В избранное