Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

РадиоХобби

  Все выпуски  

Радиолюбителю. Все самое интересное. Самодельные устройства


  

Радиолюбителю. Все самое интересное. Самодельные устройства.

(#10) 05.04.2009


     Сегодня в выпуске: 1. Зарубежные люминесцентные лампы. Как их выбрать и зажечь (продолжение). 2. Какой метод сравнения двух аудио сигналов можно признать наиболее точным? 3. Что такое стеганография?

     P.S. У меня завал дел. Слетела прошивка из-за моих ручек шаловливых на моем Китайском телефоне, поигрался с инженерным меню телефона, эх. Рассылка в апреле будет выходить по воскресеньям. Я обеспокоен после просмотра передачи Аркадия Мамонтова по телеканалу Россия (возможно в вашем часовом поясе ее еще раз покажут) где он рассказывает об оккупации военных американцев в Киргизии их пиар и т.п., правда чистой воды на мой взгляд. Подробнее см. на сайте Аркадия Мамонтова: http://www.amamontov.ru/ . Приятного чтения.

Зарубежные люминесцентные лампы. Как их выбрать и зажечь.

     Германская фирма OSRAM [1, 2] и голландская PHILIPS [3, 4] предлагают широчайший выбор высококачественных люминесцентных ламп на любой вкус и цвет. Не отстает от них и американская GE Lighting (General Electric) [9] (см. рисунок в заголовке).
     Свои люминесцентные лампы они разделяют на две большие категории:
     - люминесцентные лампы (
fluorescent lamp);
     - компактные люминесцентные лампы (
compact fluorescent lamps).
     Рассмотрим первую категорию – люминесцентные лампы. По своему спектральному составу излучения все люминесцентные лампы можно условно разделить на три группы:
     - стандартные люминесцентные лампы;
     - люминесцентные лампы нового поколения с улучшенной цветопередачей;
     - специальные люминесцентные лампы.


     Стандартные люминесцентные лампы.
     В лампах этой серии используется дешевый широкополосный люминофор – галофосфат кальция и магния, активированный сурьмой и марганцем (ГФК). Недостаток этих ламп – низкий индекс цветопередачи –
Ra = 50…70. Достоинство – дешевизна (2-4 раза дешевле ламп нового поколения). Лампы этого типа рекомендуется использовать там, где не требуется точное определение цветовых оттенков. Богатые иностранцы применяют их для освещения подвалов, гаражей, складских помещений, наружного освещения и т.п. Пример маркировки стандартных люминесцентных ламп показан на рис.1.

 


     Люминесцентные лампы нового поколения с улучшенной цветопередачей.
     Это лампы с редкоземельными люминофорами (РЗЛ) имеют узкополосные спектры. С максимумами излучения в областях максимальной чувствительности человеческого глаза (450, 540 и 610 нм). Применение высокоэффективных трех- и пятиполосных редкоземельных люминофоров, привело к значительному повышению индекса цветопередачи –
Ra = 82…97. При этом световой поток у ламп улучшенной цветопередачи примерно на 10…30% выше, чем у стандартных люминесцентных ламп. Наиболее полная передача цветовой палитры окружающей обстановки создает более комфортные условия для восприятия. Лампы улучшенной цветопередачи применяются в основном там, где при помощи общего освещения наиболее четко передать цвета и оттенки окружающих предметов. Пример маркировки люминесцентных ламп с улучшенной цветопередачей показан на рис.2.
     Рекомендации от фирмы
OSRAM по применению ламп нового поколения с улучшенной цветопередачей приведены в табл.2.

Таблица 2

Область применения BIOLUX® 6500K 965 Daylight

Дневной

Cool White Холодно-белый White Белый 3500 K 835 Warm White Тепло-белый INTERNA 2700 K 827 NATURA DE LUXE 3500 K 76 FLUORA® OSRAM 77
  6000 K 860 DE LUXE 5400 K 950 4000 K 840 DE LUXE 4000 K 940   3000 K 830 DE LUXE 3000 K 930      
Офисы и административные здания                      
Офисы, коридоры X     X   X X        
Конференц-залы             X   X    
Промышленность, торговля и коммерция                      
Электротехническая промышленность       X   X          
Текстильная промышленность X X X X X X          
Деревообрабатывающая промышленность X X X X   X          
Графическая промышленность, лаборатории (дизайн-бюро, изостудия) X X X X   X X        
Цветовое сравнение (сравнение красок) X   X   X            
Складские помещения, хранилища       X              
Школы и лекционные залы                      
Аудитории, классы, детские сады X     X     X   X    
Библиотеки, читальные залы X     X     X   X    
Общественные учреждения                      
Рестораны, гостиницы           X     X    
Театры, концертные залы, вестибюли                 X    
Выставочные залы                      
Выставочные залы и торговые выставки       X     X        
Спортивные залы и универсальные залы       X              
Художественные галереи, музеи   X X X X     X X    
Торговые помещения                      
Продукты питания   X   X     X   X    
Хлебобулочные изделия                 X    
Холодильные прилавки и шкафы   X   X     X     X  
Сыр, фрукты, овощи                 X    
Рыба                 X    
Мясо, колбасные изделия                   X  
Текстильные, кожаные товары X X X   X X X X X    
Мебель, ковры             X X X    
Спортивные товары, игрушки, канцтовары       X X X X X      
Фото, часы, ювелирные изделия X X X       X X      
Косметика, парикмахерские               X X    
Цветы X   X         X X X  
Универмаги, супермаркеты X     X X X X X X    
Больницы и приемные кабинеты                      
Диагностические и лечебные кабинеты X X X                
Больничные палаты, приемные X             X X    
Жилище                      
Жилые комнаты               X X    
Кухни, ванные, мастерские, подвалы       X X     X X    
Внешнее освещение                      
Улицы, дороги, пешеходные зоны       X     X        
Растения, аквариумы                      
Выращивание растений, теплицы                     X
Аквариумы                     X

     Специальные люминесцентные лампы.
     Это люминесцентные лампы, имеющие особый тип люминофора (или без люминофора) и особые стеклянные (или кварцевые) трубки, позволяющие выделить из спектра определенные линии или полосы заданной частоты в зависимости от назначения лампы (цветные, различные ультрафиолетовые лампы).
     Цветные лампы красного, зеленого, желтого и синего света используют в декоративных целях для светового оформления.
     Ультрафиолетовые лампы – это лампы, излучающие в ультрафиолетовом диапазоне, который делится на следующие поддиапазоны:
UV-A, длина волны 315…400 нм; UV-B, длина волны 280…315 нм; UV-C, длина волны 254 нм (рис.3).
     Бактерицидные лампы (
UV-C, длина волны излучения 254 нм) – это разрядные лампы низкого давления без люминофора (рис.4). Чтобы ультрафиолетовое излучение могло выйти из лампы, при ее изготовлении применяется увиолевое стекло (или кварцевое). Увиолевое стекло отличается от обычного малым содержанием железа. Бактерицидные лампы применяют для стерилизации и дезинфекции воздуха, воды и поверхностей в пищевой и фармацевтической промышленности, в больничных помещениях и т.п.

     OSRAM называет их HNS® germicidal lamps. PHILIPSTUV Germicidal lamps.

     Вообще есть продолжение этой замечательной статьи. Но в сети не удалось найти следующий 10 номер.

     Комментарии к статье

     По материалам журнала "Радiоаматор-электрик" № 9-2003 стр. 5-6. Ю.Н. Давиденко, г. Луганск.


Цифровая техника


Какой метод сравнения двух аудио сигналов можно признать наиболее точным?

     Сначала договоримся, что речь идет о сравнении двух сложных непериодических сигналов, представленных в цифровом виде. Далее все зависит от стоящей перед экспериментатором задачи. Вероятно, все сводится к двум вариантам: физическое сравнение двух сигналов (то есть сравнение точности совпадения форм сигналов) и субъективное сравнение, когда целью является оценка "похожести" звучания двух сигналов.

     Первый вариант употребим больше при необходимости оценить, например, степень искаженности сигнала, прошедшего какую-либо обработку или передачу по цепям, вносящим помехи. В таком случае сравнение оригинального и искаженного сигналов можно производить, например, путем вычитания одного сигнала из другого (это возможно только в том случае, когда начало и протяженность сигналов во времени точно совпадают) - по результату (результирующему сигналу, полученному путем поотсчетного вычитания одного сигнала из другого) можно приблизительно оценить уровень потерянной информации (на слух либо проследив изменение спектрального состава сигнала). Также недавно автором одной из статей был предложен иной метод. Берутся два сравниваемых сигнала (в цифровом виде, естественно) и записываются не в абсолютном виде (то есть абсолютные значения амплитуд, PCM - ИКМ - импульсно-кодовая модуляция), а в виде относительного изменения значений амплитуд сигнала (как в ADPCM - АОИКМ - адаптивная относительная импульсно-кодовая модуляция). Другими словами, сигнал записывается значениями, характеризующими изменение значения каждого отсчета относительно предыдущего. Таким образом, в результате проделанной операции получаются, грубо говоря, данные об углах наклона амплитудной огибающей в каждой точке или, что то же самое, информация о виде (форме) сигнала. После такой обработки проводится вычитание одного сигнала из другого (оригинального) и усреднение значении амплитуды полученной разницы. По усредненной величине амплитуды можно судить о потерях, которые сопутствовали сжатию сигнала.

     Второй вариант, целью которого является субъективное сравнение разницы в звучании двух сигналов, очень часто применим при оценке качества алгоритмов компрессии аудио. Вообще, целью большинства аудио кодеков (за исключением специализированных, например, вокодеров, кодеков для передачи ограниченного спектра частот и lossless кодеков) является в максимально меньшем объеме данных сохранить аудио информацию как можно более приближенную по качеству к оригинальному звучанию. Другими словами, задача сводится к обеспечению субъективно сходного с оригиналом качества звучания и никак не объективного физического сходства форм (огибающих) оригинального и декодированного сжатого сигналов. В этом случае, применимость описанных выше методов сравнения может быть очень спорна, так как форма сигналов может совпадать очень слабо, а субъективное качество звучания оригинального и восстановленного сжатого сигналов при этом почти не изменится. Тогда для сравнения сигналов можно воспользоваться несколькими разновидностями спектрального анализа, каждый из которых, тем не менее, имеет массу недостатков.

  • Первый заключается в графическом сравнении результирующих АЧХ оригинального и восстановленного сжатого сигналов за какой-то промежуток времени. Под понятием "результирующая АЧХ" подразумевается график зафиксированных пиковых значений амплитуд частотных составляющих сигнала за некоторый промежуток времени. Таким образом, взяв два одинаковых промежутка сравниваемых сигналов и построив их результирующие АЧХ, по совпадению (не совпадению) графиков АЧХ можно приблизительно оценить уровень потерянных частотных составляющих в сжатом сигнале, а также увидеть полосы частот, где эти потери наиболее выражены. Однако этот метод является статичным, то есть он абсолютно не учитывает изменение сигналов в динамике, что является очень важным, так как часто встречаются случаи, когда результирующие АЧХ сигналов почти совпадают, однако звучание сравниваемых промежутков сигналов отличается коренным образом даже на слух.

  • Вторая разновидность спектрального анализа - сравнение сонограмм сигналов (сонограмма - это диаграмма, на которой по оси абсцисс откладывается время, по оси ординат - частота, а амплитуда соответствующей частотной составляющей отмечается интенсивностью цвета в данной точке графика). Сонограмма является более информативной характеристикой, так как позволяет учесть при сравнении изменение сигналов в динамике. Однако этот метод, в отличие от предыдущего, является "слишком графическим", то есть, если при сравнении статических АЧХ имеется возможность оценить "на глаз" разницу графиков, то в случае с сонограммами эта возможность затруднена, так как сравнивать приходится не кривые графиков, а интенсивность цветов на диаграммах. Есть и еще один немаловажный недостаток сонограмм - размытость сигнала во времени, то есть неточное совпадение (отставание либо опережение) спектральной картины с реальным спектральным составом сигнала в каждый конкретный момент времени. Такой феномен обусловлен принципом неопределенности сопутствующим использованию Быстрого Преобразования Фурье (БПФ): чем больше временное разрешение спектра, тем меньше спектральное разрешение, и наоборот. При построении сонограммы берутся относительно большие окна для БПФ (промежутки времени, в которых анализируется спектр) и именно это и обуславливает эффект размазывания сигнала. Конечно, появление этого эффекта можно в какой-то мере избежать применяя анализ с перекрывающимися окнами в несколько проходов, однако объем вычислений при этом крайне возрастет и достичь одновременно высоких спектрального и временного разрешений не удастся.

  • Третий метод представляет собой более конкретизированный предыдущий, он заключается в построении АЧХ для каждого сканируемого окна БПФ. Однако эта задача не лишена тех же проблем, что и предыдущий метод, и, кроме того, производить сравнение графически крайне неудобно, даже если представить всю обсчитанную спектральную картину сигнала в трехмерном виде.

     Как разновидность методов сравнения аудио сигналов существует и еще один, принципиально отличный от предыдущих способ - метод тестирования на слух. Такой метод очень широко применяется при тестировании качества компрессии lossy аудио кодеров. Метод заключается в следующем (техника проведения тестирования может быть немного отличной от описываемой, однако смысл остается неизменным). Берется музыкальная композиция в двух вариантах: оригинал и сжатый сигнал. Пользователь внимательно слушает оригинальный сигнал один раз. Далее пользователь вслепую прослушивает в неизвестном ему порядке (либо с помощью ассистента, либо с помощью какой-то программы) N раз оригинальный сигнал и N раз сжатый. Во время каждого отдельного прослушивания пользователь старается определить слушает он оригинал или нет. Свою оценку он записывает. По окончании результаты его оценок сравнивают с действительностью: в каком числе из 2*N прослушиваний пользователь правильно определил звучание оригинального и сжатого сигнала. Если отношение числа правильных оценок к неправильным <= 1 - значит пользователь не в состоянии отличить оригинал от сжатого сигнала. Если же это отношение > 1, значит пользователь в состоянии с большей или меньшей достоверностью отличить оригинал от не оригинала. Точнее,  достоверность тем выше, чем полученное соотношение оценок выше единицы. Конечно, вариаций такого способа тестирования может быть много, но основная идея остается неизменной (также см. обсуждение "Что такое эффект пустышки?").

     Очевидно, что идеального метода сравнения сигналов не существует. Поэтому в каждом конкретном случае пользуются наиболее подходящим по точности и удобству методом сравнения, руководствуясь только соображениями целесообразности.

Что такое стеганография?

     Стеганография - способ сокрытия секретной информации. Стеганография известна уже много лет, даже сотни и тысячи лет. Идея ее остается неизменной, модифицируются лишь способы и задачи. До недавнего времени постановка задачи описывалась на простом примере: двое заключенных Алиса и Боб хотят переписываться между собой. При этом они хотят избежать вмешательства в процесс переписки охранника Вилли. Описанная задача имеет некоторые допущения и модификации. Так, например, можно условиться, что Алиса и Боб могут разделать передаваемое сообщение при помощи условного знака. Однако при этом, охранник Вилли имеет право читать сообщение и модифицировать его. Очень забавно написано о стеганографии здесь:

     http://www.cesser6.ru/stegano.htm.

     Вот цитата:

     Стеганография - метод, с помощью которого скрывают сам факт передачи сообщения, и такой метод известен:

  1. Берете раба и наголо обриваете ему голову.

  2. Пишете на голове раба свое сообщение.

  3. Ждете, пока у раба не отрастет шевелюра (раба желательно не купать).

  4. Посылаете раба к получателю сообщения.

  5. Получатель наголо обривает голову раба и читает ваше сообщение.

     // оказывается, этот способ действительно был применен тираном Гистием, находившимся в V в до н.э. под надзором царя Дария в Сузах //

     Имеющие исключительно лысых рабов могут читать дальше. Современная стеганография работает с электронными документами:

  1. Берется документ - сообщение, факт передачи которого необходимо скрыть ("волк").

  2. Берется документ с невинным содержанием, передача которого не вызывает подозрений ("овечья шкура").

  3. Первый документ шифруется и некоторым образом вставляется во второй так, что внешне второй документ практически не меняется ("волк надевает овечью шкуру").

  4. Второй документ отсылается в электронном виде получателю.

  5. Получатель некоторым образом извлекает из полученного невинного документа истинное сообщение, расшифровывает его и читает ("волк снимает овечью шкуру").

     Все это дает целых три рубежа защиты от любопытных глаз:

  1. Первый рубеж - ваша переписка не вызывает подозрений в ее истинном содержании.

  2. Если же такие подозрения возникли по каким-то иным причинам, то обладатель любопытных глаз должен еще найти способ, с помощью которого настоящее сообщение извлекается из мнимого.

  3. Если такой способ все же найден - перед любопытными глазами зашифрованный документ, ключ к которому знаете вы и получатель.

     Думаю, смысл стеганографии вам стал ясен. В 1996 году была выработана точная терминология и схемы, описывающие основные задачи стеганографии. Итак, стеганографическая система - это совокупность средств и методов, которые используются для формирования скрытого канала передачи информации. Основная задача - создать такую стеганосистему (стегосистему), которая не позволит никому (кроме получателя и отправителя) извлечь и расшифровать данные из скрытого канала передачи. При этом создаваемая стеганосистема должна должна обладать следующим свойством: даже если противник сможет получить точное представление о структуре стеганосистемы, то в таком случае препятствием на пути противника к расшифровке данных должен стать ключ (открытый или закрытый), с помощью которого зашифрованы передаваемые данные. В идеале же, противник даже не должен догадываться о наличии в информации скрытого канала данных. Таким образом, можно говорить о "контейнере" и о "сообщении". "Контейнер" - любая информация, предназначенная для сокрытия в ней тайных данных (в качестве контейнера может выступать любая подходящая по структуре информация, например, графическая, звуковая или исполняемый машинный код). В то же время "сообщение" - есть передаваемые тайные данные, которые также могут иметь любую структуру. "Пустой контейнер" - контейнер, не содержащий тайных данных, "заполненный контейнер" или "стегоконтейнер" - контейнер, несущий в себе стего (сообщение). "Стегоканал" - часть стегоконтейнера предназначенная для переноса стего. Одной из наиболее трудных задач стеганографии является создание стегосистемы, устойчивой к модификациям (даже умышленным). Очевидно, что сокрытие достаточно объемных стегоданных накладывает очень жесткие ограничения на стегоконтейнер.

     Можно различать три способа встраивания стегоканала в контейнер и организации контейнера: деструктивный, не деструктивный и конструирующая. Деструктивный способ подразумевает малозаметное, но все же искажение оригинальных данных, использующихся в качестве контейнера (например, встраивание стего в аудио файл может вызвать незаметные на слух искажения оригинального звучания). Не деструктивный способ подразумевает сокрытие стегоканала в стегоконтейнере таким образом, чтобы целостность данных, использующихся в качестве стегоконтейнера. не была нарушена (например, дописывание данных к концу файла, либо использование особенностей структуры контейнера с тем, чтобы внести в него дополнительные данные, не нарушая при этом оригинальных). Конструирующий способ подразумевает создание для транспортировки стего фиктивного контейнера, не несущего осмысленные данные (например, встраивание тайных данных в фиктивный графический файл, специально сгенерированный для этой цели); иными словами, контейнер создается "для отвода глаз".

     В качестве контейнера может выступать как непрерывный поток данных, так и ограниченный в объеме. Во втором случае (когда в качестве контейнера используется, например, файл определенной структуры), стегосистема может опираться на известный фиксированный размер контейнера, а также на особенности его структуры. В потоковом контейнере основной проблемой является невозможность определения получателем "начала" и "конца" стего, что накладывает множество требований на организацию передатчика. С другой стороны, использование потокового контейнера избавляет передатчик от трудностей, связанных с ограниченностью объема контейнера фиксированной длины.

     Существуют три различных типа приложения стеганографии: сокрытие данных, маркировка "водяными знаками" (watermarks) и нанесение пометок (заголовков). Маркировка водяными знаками применяется для сокрытия в данных информации о правах и идентификаторов авторства. Подобная маркировка должна жестко выполнять следующие требования: скрытые данные (водяные знаки) должны не вносить хоть сколько-нибудь заметные изменения в оригинальные данные и при этом быть очень устойчивыми к модификации последних. Водяные знаки имеют незначительный объем в сравнении с объемом оригинальных данных. Нанесение пометок - это, можно сказать, облегченная разновидность водяных знаков. Пометки используются для хранения индивидуальной информации, кроме того, пометки не обязаны так жестко отвечать требованиям устойчивости.

     Дополнительную информацию о стеганографии можно почитать, например, здесь:

     http://privacy.yo.lv/stegano.htm, http://abc.nn.ru/secure/stega/.

 

     По материалам сайта: http://websound.ru/ . Автор: Александр Радзишевский. Продолжение следует.


     Радиолюбительские технологии

Спасибо за внимание!

До встречи в следующем выпуске и всем 73!

*****


"РАДИОХОББИ" (GMT: + 9). Для контактов: shemolife@ya.ru

l

Copyright © 2009 Radiohobby,  Белогорск

 


В избранное