Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

РадиоХобби

  Все выпуски  

Радиолюбителю. Все самое интересное. Самодельные устройства



* Сегодня в выпуске:

Радиолюбителю. Самодельные устройства.

(#1) 31.01.2009


     Эксперименты по сборке шумоподавителя на базе китайского радиоприемника с индикацией настройки на микросхеме CXA1191M.

     Немного теории. О стандартах MPEG и об их истории.


     Приветствую Вас уважаемые подписчики рассылки: "Радиолюбителю. Самодельные устройства"! Спасибо за  интерес проявленный к этой рассылке. Надеюсь она вам понравится. Это самый первый выпуск. Рассылка будет выходить один раз в неделю, по выходным.  В следующих выпусках: сборка УМЗЧ на TDA1557Q/TDA8560Q, простой измеритель напряжения АКБ на светодиодах и многое другое. Что вы хотели бы увидеть в следующей рассылке? Обсудить


                 Эксперименты по сборке шумоподавителя на базе китайского радиоприемника с индикацией настройки на микросхеме CXA1191M.

     В карманных радиоприемниках шумопонижение почти всегда отсутствует, гораздо приятнее когда приемник при настройке практически не шумит . Предлагается простая схема динамического шумоподавителя, которая при испытаниях показала неплохие результаты. За основу взят китайский AM-FM радиоприемник. Во многих из них использована микросхема CXA1191M (CXA1019M,P/CXA1031M) фирмы Sony. Эту схему я собирал в далеком 1999 году, когда такие приемники были особенно в моде. Схема доработки здесь (10,5 КБ). Эта микросхема содержит в себе следующие функциональные узлы:

  • Преобразователь AM/ЧМ

  • Усилитель ПЧ

  • Демодулятор ЧМ

  • Детектор АМ-сигнала

  • Усилитель НЧ (моно)

  • Схема индикации настройки.

         Индикатор настройки состоящий из резистора со светодиодом бывает в таких схемах отсутствует, хотя с 19 вывода сигнал блока индикации выходит, в моем случае это было именно так, просверлил отверстие, вывел светодиод на лицевую панель, подключил, все нормально работает. Еще бесят схемотехнические решения китайцев в таких приемниках - они ставят триггер на транзисторах для переключения AM-FM диапазона так сказать для "показухи", который  значительно увеличивает ток потребления впустую, сокращая время автономной работы. Фото самого приемника выложено здесь (87,5 КБ).

         Принцип действия этого динамического шумоподавителя довольно простой и основан на регулировании чувствительности оконечного усилителя в зависимости от величины сигнала настройки радиостанции . При точной настройке на радиостанцию на 19 выводе микросхемы появляется изменяемая величина выходного напряжения прямо пропорциональная уровню сигнала радиостанции. Транзистор открывается шунтируя конденсатор на 3 выводы, тем самым снижая коэффициент усиления. Чувствительность приемника немного уменьшается, но это характерно и для других динамических шумоподавителей. Сквозных токи через транзистор не обнаружено. Ток потребления этой схемой невелик и составляет примерно 0,1 мА. Детали: резисторы МЛТ-0,125 или любые другие малогабаритные, светодиод HL1 если в приемнике отсутствует, то желательно поставить импортный, красного или зеленого свечения, транзистор VT1 - КТ315 с любым буквенным индексом и в принципе любые другие тоже будут работать (не проверял), например КТ3102.    

         Настройка шумоподавителя сводится к получению желаемой яркости светодиода и падению напряжения на нем около 2В подбором резистора R3, необходимо помнить, что чрезмерно яркий светодиод при настройке на радиостанцию будет потреблять лишнюю энергию батареи и будет слишком ярким. После этого подбирают резистор R2 для установки нормального рабочего режима шумоподавителя - не открыт и не закрыт. Подстроечным резистором R1 уже подбирают точно порог срабатывания в отсутствие сигнала и устанавливается на слух. Можно вместо подстроечного резистора R1 применить переменный и вынести ручку регулировки на переднюю панель. Собирался навесным монтажом прямо на плате приемника со стороны дорожек в свободном от деталей месте. Обсудить эту статью.


    Немного теории. О стандартах MPEG и об их истории.

         Аббревиатура MPEG расшифровывается как "Moving Picture Coding Experts Group", дословно - "Группа экспертов по кодированию подвижных изображений". MPEG ведет свою историю с января 1988 года, она была создана Международной организацией стандартов (International Standards Organization или сокращенно ISO) и Международной электротехнической комиссией (International Electro-Technical Commission или сокращенно IEC). Группа была образована для создания стандартов кодирования подвижных изображений и аудио информации. Начиная с первого собрания в мае 1988 года группа начала расти и выросла до необычайно плотной группы специалистов. Обычно, в собрании MPEG принимают участие около 350 специалистов из более чем 200 компаний. Встречи проводятся около трех раз в году. БольшАя часть участников MPEG - это индивидуальные специалисты, занятые в тех или иных научных и академических учреждениях. Это из области истории. Теперь о практике. На сегодняшний день MPEG разработаны следующие стандарты и алгоритмы:

    • MPEG-1 (ноябрь 1992) - стандарт кодирования, хранения и декодирования подвижных изображений и аудио информации;
    • MPEG-2 (ноябрь 1994) - стандарт кодирования для цифрового телевидения;
    • MPEG-4 - стандарт для мультимедиа приложений: версия 1 (октябрь 1998) и версия 2 (декабрь 1999);
    • MPEG-7 - универсализованный стандарт работы с мультимедиа информацией, предназначенный для обработки, фильтрации и управления мультимедиа информацией. Не является новым стандартом кодирования, а представляет собой лишь переработанный и измененный набор инструментов для работы с мультимедиа данными.

         По порядку.

    1) Рассмотрим комплект MPEG-1 (ISO/IEC 11172-3). Этот комплект, в соответствии со стандартами ISO, включает в себя три алгоритма различного уровня сложности: Layer (уровень) I, Layer II и Layer III. Общая структура процесса кодирования одинакова для всех уровней. Вместе с тем, не смотря на схожесть уровней в общем подходе к кодированию, уровни различаются по целевому использованию и внутренним механизмам (что во многом определяет степень схожести алгоритмов, "вышедших" из MPEG-1). Для каждого уровня определен свой формат записи бит-потока и свой алгоритм декодирования. Алгоритмы MPEG основаны в целом на изученных свойствах восприятия звуковых сигналов слуховым аппаратом человека (то есть кодирование производится с использованием так называемой "психоакустической модели").

    Комплект MPEG-1 предусмотрен для кодирования сигналов, оцифрованных с частотой дискретизации 32, 44.1 и 48 КГц. Как было указано выше, комплект MPEG-1 имеет три уровня (Layer I, II и III). Эти уровни имеют различия в обеспечиваемом коэффициенте сжатия и качестве звучания получаемых потоков. Layer I позволяет сигналы 44.1 КГц / 16 бит хранить без ощутимых потерь качества при скорости потока 384 Кбит/с, что составляет 4-х кратный выигрыш в занимаемом объеме; Layer II обеспечивает такое же качество при 194 Кбит/с, а Layer III – при 128 (или 112). Выигрыш Layer III очевиден, но скорость компрессии при его использовании самая низкая (надо отметить, что при современных скоростях процессоров это ограничение уже не заметно). Фактически, Layer III позволяет сжимать информацию в 10-12 раз без ощутимых потерь в качестве.

    Кратко об алгоритме кодирования. Входной цифровой сигнал сначала разбивается на частотные подполосы. Дальнейший процесс зависит от Layer'a.

    В случае Layer III сигнал раскладывается на частотные составляющие в каждой полосе (косинусное преобразование, MDCT). Дальнейшая обработка сигнала нацелена на упрощение сигнала с целью переквантования коэффициентов спектра. Полученный спектр очищается от заведомо неслышных составляющих – низкочастотных шумов и наивысших гармоник, то есть фактически фильтруется. На следующем этапе производится значительно более сложный психоакустический анализ слышимого спектра частот. Это делается в том числе с целью выявления и удаления «замаскированных» частот (частот, которые не воспринимаются слуховым аппаратом в виду их приглушения другими частотами), резких всплесков и проч. После всех этих манипуляций из цифрового аудио сигнала исключается больше половины информации. Кроме этого, базируясь на том, что человеческое ухо способно различать направление звучания только средних частот, то в случае, когда кодируется стерео сигнал, его можно превратить в совмещенный стерео (joint stereo). Это значит, что фактически происходит отделение верхних и нижних частот и их кодирование в моно варианте (средние частоты остаются в режиме стерео). Далее, в случае появления, например,  «тишины» в одном из каналов, «пустующее» место заполняется информацией либо повышающей качество другого канала, либо просто не поместившейся до этого. В довершение ко всему проводится сжатие уже готового бит-потока упрощенным аналогом алгоритма Хаффмана (Huffman), что позволяет также значительно уменьшить занимаемый потоком объем.

    В случае Layer II идея упрощения сигнала остается той же, однако переквантованию подвергаются не коэффициенты MDCT, а амплитудный сигнал в каждой частотной подполосе.

    В июле 2001 компании Coding Technologies и Tomson Mulimedia анонсировали продолжение кодека MP3 (MPEG-1 Layer III) - MP3 Pro. Этот кодек представляет собой доработанный вариант MP3.

         Источник: http://websound.ru/ . Продолжение следует.


    Дисскуссия:




         Задайте вопрос в нашу рубрику "Паяем вместе".

         Например: Спаял я недавно крутой усилок, опаньки, а он не заработал, прошу помощи ведущего и участников рассылки.

         Ответить


         Задайте вопрос в нашу рубрику "Ищу схему".
         Ответить

  • Радиохобби

                                                                       © Radiohobby
                                                                        Белогорск 2009

                                  l


    В избранное