Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото-любитель

  Все выпуски  

E-510. Первые впечатления


E-510. Первые впечатления

Вот, наконец-то я, исполняя обещание, собрался написать о впечатлениях, полученных от Olympus E-510. Нельзя сказать, что удалось испытать ее «по полной программе» — отпуск еще не начался. Но, тем не менее...

Эргономика

В общем, я уже писал, что одной из причин покупки именно этой камеры оказалось то, что она отлично «легла в руку». Первые съемки показали: форма корпуса дает надежный хват, позволяющий, при необходимости, достаточно свободно снимать, удерживая камеру одной вытянутой правой рукой (в этом еще, со своей стороны, помогает Live View). Именно там, где они и должны быть, оказываются кнопки спуска затвора и фиксации экспозиции. (Это, между прочим, не шутка. Попадать на кнопку спуска у Canon 400D, когда я взял его «на попробовать», мои пальцы категорически не хотели.)

Выбор параметров съемки с помощью «панели управления» тоже оказался весьма удобным решением. В результате отмеченная многими обозревателями бессистемность меню настроек камеры абсолютно не влияет на работу с E-510. Ну, ведь правда, стоит ли переживать из-за распределения настроек по разделам, если один раз нужно пройти по всем пунктам меню, а потом месяцами о нем не вспоминать? Зато все, что нужно непосредственно при съемке, находится буквально под руками... Но об особенностях использования камеры лучше узнать из еще одной статьи Андржея Вротняка, перевод которой я сейчас заканчиваю. Поэтому перейдем непосредственно к съемке.

О качестве снимков
или
RAW vs JPEG

Первые дни я снимал, настроив камеру на сохранение кадров в JPEG максимального качества (честно говоря, с учетом нынешней стоимости flash-карт, случаи, когда имеет смысл уменьшать разрешение или увеличивать сжатие, крайне редки). В большинстве случаев при небольшой отрицательной коррекции экспозиции и интегральном замере получаются снимки очень приличного качества (без коррекции в солнечный день почти наверняка будут пересвечены некоторые участки). К точечному замеру нужно привыкать: он может как улучшить снимок (при аккуратном использовании), так и полностью его угробить. Хотя это, конечно, не особенность конкретной модели фотокамеры. Баланс белого (по крайней мере, при естественном освещении) практически всегда можно оставлять на «Авто». Для «стандартных» сюжетов это сработает, по меньшей мере, не хуже ручного выбора. Шумоподавление вполне можно отключить или поставить на минимум (на высоких значениях ISO снимать пока не приходилось, а при 100-200 шум и так практически отсутствует). В целом, можно сказать, для рядовых кадров (особенно, если нужно сразу отдать на печать или еще куда-нибудь) JPEG дает вполне приемлемые результаты.

В JPEG «как при съемке»
Результат обработки RAW

Однако, отсняв серию кадров в RAW+JPEG и «поколдовав» с ними на компьютере, я, все-таки, выбрал в качестве основного режима «только RAW» (благо, мой Мак показывает файлы *.ORF и без предварительного преобразования). Почему? Да просто после аккуратной «проявки» RAW-файла результат уже, в большинстве случаев, практически не нуждается в дополнительной коррекции. При этом, естественно, никто не мешает перевести снимок в JPEG просто с «параметрами установленными при съемке». Вот только при не слишком идеальных условиях съемки «доводка» такого изображения может занять в разы больше времени, чем «проявка» RAW, причем, с худшим результатом (что довольно очевидно).

Замечу, однако, что я при этом не пользуюсь входящим в комплект Olympus Master 2. Все прелести RAW раскрываются с помощью Adobe Camera Raw 4.4 (у меня этот модуль работает с Photoshop Elements 3), который, на мой взгляд, гораздо удобнее и функциональнее.


Близко — далёко

Теперь о более специфичных случаях съёмки.

Поскольку я приобрел дабл-кит, естественно было испытать в деле второй объектив комплекта — теле-зум ZD ED 40-150мм 4.0-5.6. Попутно «испытались» и некоторые другие функции. Не буду много расписывать, лучше приведу пару примеров.

Итак, начнем. Первый снимок — портрет довольно часто встречающегося в Подмосковье и в лесопарках самой Москвы зверька. Местные белки привыкли к людям и ведут себя довольно нахально. Мой «персонаж» позволил подойти почти вплотную и сделать несколько кадров в среднем положении трансфокатора. Однако я — второпях — не обратил внимание на выдержку. Пожалуй, только отличная работа стаба позволила получить практически несмазанный кадр при съемке с рук с выдержкой 1/10 секунды (а фокусное-то 94 мм, ЭФР — 188 мм)!

 

Следующий снимок получился благодаря функции серийной съемки и следящему автофокусу. Селезень явно был не склонен к активным действиям, только один кадр из нескольких «длинных очередей» вышел «живым». Съемка шла на длинном конце (ФР — 150 мм), выдержка — 1/250 с. Стабилизатор тут тоже был не вреден: возможно, руки у меня достаточно твердые для такой выдержки, но при «граничных» значениях подстраховаться не помешает.

 


Наконец, прямо противоположная ситуация — съемка не на большом, а на маленьком расстоянии. Макрообъектива у меня пока нет (хотя, вероятно, скоро появится), так что цветущая ветка жасмина снята обычным штатным зумом с расстояния близкого к минимальной дистанции фокусировки.

Что в итоге?

А в итоге — удобная, довольно легкая зеркальная фотокамера, вполне оправдывающая свою цену. Достойный выбор для фотолюбителя. Конечно, не без недостатков. Однако, большинство из них не очень существенны. Действительно заметными, с моей точки зрения, являются следующие:

  • Меньший динамический диапазон, чем у конкурентов. Правда, при работе с RAW и достаточно аккуратно выставленной экспозиции это отличие почти не мешает. Тем не менее, чтобы избежать потери деталей в светах, нужно использовать небольшую отрицательную экспокоррекцию.
  • Сильнее заметный шум на больших ISO. Пока я с этим практически не сталкивался, но, поскольку снимаю не только летним днем, хотелось бы «подправить законы физики».
  • Электронное управление фокусировкой без какой либо индикации выставленной дистанции. По давнему «Зенитному» опыту знаю, что бывают случаи съемки, когда удобнее заранее выставить дистанцию (с учетом глубины резкости) — и снимать навскидку. Здесь это невозможно. Также очень затруднено использование ГРИП. Репетир диафрагмы тут мало чем может помочь.

Вот, пожалуй, и всё.

Ах, да. Подготовка камеры к работе с момента извлечения из сумки (щелкнуть выключателем, перевернуть бленду из транспортного в рабочее положение, снять крышку объектива, поднести аппарат видоискателем к глазу) занимает у меня сейчас около 3-4 секунд.

 

Все выпуски рассылки (иногда с дополнительными иллюстрациями),
а также другие материалы можно найти на сайте рассылки
Фото-Любитель.


Другие мои проекты: Макинтош и образование; Макинтош — по-русски.


В избранное