Данный термин — Mastery learning или изучение мастерства -
был предложен американским психологом Джонатаном Кэрроллом. Его
внимание было привлечено следующим обстоятельством — в традиционном
учебном процессе всегда фиксированы условия обучения: одинаковые для
всех учебное время, способ подачи информации, её количество, одинаковые
упражнения, задачи и т. д.
Думаю, что многие из вас помнят то, в каких условиях проходило ваше
обучение и, пожалуй, оно редко выходило за рамки привычного – обучение в
большинстве случаев имеет свои стандарты.
Единственное, что всегда остается нефиксированным, это результат
обучения. Он бывает разным… На примере, школы, вузов, которые учат всех
одинаково, можно видеть — на выходе результаты получаются
разнообразные.
Отметив данный факт, Джонатан Кэрролл предложил сделать постоянным параметром — результат обучения, а условия обучения — переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.
В предыдущей рассылке «Мифы обучения» мы с вами начали разговор с того, что -
… ваши вопросы об успешности, эффективности в бизнесе и личной
жизни говорят о том, что вас, уважаемые читатели, интересует не только
сама эффективность, но и та жизнь, которая последует за достижением этой
эффективности и успешности. Это значит, что актуальность решения ВАШИХ
вопросов – высока…
Итак, человек столкнулся с трудностями, у него что-то не получается… Что это значит?
Самый простой ответ – это значит, что человек что-то не умеет
(или, недостаточно хорошо умеет), он подошёл к границе своих
возможностей, привычных для него - ему не хватает знаний и навыков,
собственного опыта и понимания необходимых закономерностей.
Простой логический вывод следует такой:
- следует перейти за эту границу..
Переход за границы своих возможностей (привычных), переход на более
высокую ступень своих возможностей, предполагает обучение – освоение
нового, изучение мастерства в важном для вас вопросе:
- построение карьеры,
- отношений в личной жизни,
- повышение профессионального уровня по специальности,
- повышение управленческой компетентности,
- ведение переговоров,
- мастерство продаж
- решение конфликтов и пр.
Вы хотите достичь мастерства в отдельно взятом вопросе, теме, области
и приступаете к изучению его. Достижение мастерства — этот результат –
манит вас, привлекает, необходим, жизненно важен, интересен, желателен,
обязателен…
Получение результата, важного для ВАС – скорость продвижения к нему,
время, затраченное на достижение, легкость или сложность – в каждом
случае индивидуальна. Именно по этому, после каждого тренинга – продаж,
переговорного, личностного роста – требуется индивидуальное
сопровождение для закрепления, укоренения полученных результатов.
К счастью, современные технологии дают возможность индивидуально
работать и на расстоянии всем, кто этого желает – после семинара,
тренинга и тем, кто просто хочет решить свои вопросы в индивидуальной
работе. Более подробно — на сайте.
Тренеры, начинающие и с опытом, задают мне вопросы: «Учишь их, учишь
- совершенствуешь программу обучения, учишь сотрудников всех одинаково
хорошо – а работают (продают, ведут переговоры и пр.) все по-разному.
Что делать, чтобы результат обучения был более-менее ровным?»
Хочется вспомнить Задорнова: «То, что русскому хорошо, то немцу –
смерть». То, что один схватывает на лету, другому нужно повторять
много-много-много раз и… по-разному. Все учатся по-разному – потому что
хотят получить разные результаты (даже, если это менеджеры одного
подразделения и занимаются они исключительно продажами), актуальность
результатов разная – для кого-то это проблема, а для кого-то — так,
комариный писк или модная тенденция. Стремление или мотивация в
достижении различна, как и сама шкала мотивации – у каждого – своя…
Барнет об этом же говорил, рассуждая о системе образования, называя актуальность – проблемой:
«В основании существующей системы образования, явно и неявно, лежит
тот тезис, что СНАЧАЛА нужно все изучать теоретически. И, так же, второй
тезис, что человек, изучивший теоретически некий вопрос (например,
прочитал в книге – Примечание Е.Р.), якобы, способен затем действовать, практически, и причем, практически, безошибочно.
Оба этих тезиса не просто неверны, а ФАТАЛЬНО неверны.
Для того чтобы человек мог, хоть в какой-то степени, эффективно
воспринимать некие знания, некую теорию, ему нужно иметь проблему, для
решения которой он и ищет информацию. Если же у него нет реальной
проблемы (или он её не верно определяет – Примечание Е.Р.), то,
получаемая информация хранится отдельно от проблем, а значит,
ассоциативно никогда не всплывает в сознании при возникновении проблемы.
А, если информация не всплывает ассоциативно, то она имеет такую же
пользу, как информация, хранимая где-то в Интернете, о которой никто не
знает и никто никогда не узнает.
Поисковая система у нас в голове ассоциативная (опирается на актуальность, важность вопроса – Примечание Е.Р.).
А значит, проблема должна ассоциативно быть связана с решением. А, как
быть, если решения нам излагают в учебных заведениях десятилетиями, а
проблем, которые можно решить, никто не рассказывает?» БАРНЕТ
Весь процесс индивидуальных сессий, обучения на семинаре, работы на
тренинге нацелен, заточен под ВАШ, личный результат, под решение ВАШЕГО
вопроса, ВАШЕЙ проблемы.
Какой результат интересует лично Вас?
К изучению, какого мастерства Вы хотите приступить?
Какие вопросы (проблемы) Вы хотите решить?
Какая цель манит ВАС?
До выхода следующего выпуска есть время подумать, самостоятельно поискать ответы на эти вопросы…
В следующем выпуске мы немного поговорим о постановке целей.