Лоскутное шитье - удовольствие и красота. Выпуск 11
Лоскутное шитье - удовольствие и красота!
Выпуск № 11
Дата : 28 августа 2006 г.
Здравствуйте! С вами
Елена Фоломьева и рассылка "Лоскутное шитье - удовольствие и
красота!". В гостевой
книге мне был задан вопрос о тканях для пэчворка. Я ответила так,
как позволял формат гостевой книги, а потом задумалась. Ведь
практически мало кто из нас имел возможность использовать в своих
работах специальные ткани, очень мало информации об этом и в
журналах. Поэтому я попросила Валерию (Лерусик) написать статью о
таких тканях, ведь она, живя в Германии, имеет больше шансов
"столкнуться" с ними.
Кстати, вэтом интернет-магазиневы можете
подобные ткани не только посмотреть, но и купить.
В этом выпуске рассылки:
1. Новый
блок
из Энциклопедии лоскутного
шитья Селии Эдди.
И снова у вас
два(!) пути: можно пойти традиционным путем и шить по предложенным
Селией шаблонам. А можно использовать метод, который я описала в
уроке по шитью дачной
скатерти, т.е. выкраивать не уголки, а полоски.
Традиционно
при шитье этого блока одна "сторона" - светлая, а другая темная,
тогда эффект глубины будет больше.
По определению,
"специальная ткань для пэчворка" - 100%-я хлопковая ткань производства
США, созданная специально для пэчворка. И это не тавтология - я
предполагаю, что Америка выпускает и другие хлопковые ткани. Те, что нам
нужны - как правило, шириной 110 см (44 дюйма), достаточно плотные, мало
осыпаются на срезах, при стирке не линяют, почти не дают усадки и не
становятся мягче (как "прозрачные" совковые ситцы). "Специально
пэчворковыми" их делает также и рисунок ткани: тамошние фирмы знают (или
думают, что знают) потребности лоскутниц, дизайнеры создают целые линии
тканей, подходящих друг к другу - с крупными мотивами, с мелкими
мотивами, с полосами-бордюрами, на светлом фоне, на темном фоне, и так
далее до бесконечности. Немного остановлюсь на известных или интересных
группах тканей.
Ткани-"репродукции", воспроизводящие ткани какого-то времени: конца ХХ
века, 1920х, 1950х, ... Как правило, их используют для квилта в стиле
соответствующей эпохи, в этом случае их не комбинируют с другими. Но они
бывают очень миленькими, стоят не дороже других тканей - почему не
скомбинировать, если душа просит?
Батики - из-за
технологии крашения они плотнее, чем остальные ткани, поэтому немного
хуже в простегивании. Самые известные - Hoffmann Bali Batiks. Есть и
"поддельные" батики - на них имитирующий батик рисунок нанесен не в
технике батика, а обычной печатью; они стоят дешевле, чем настоящие,
которые довольно дороги.
Ткани с позолотой
- их можно стирать, но от частых стирок позолота слазит, поэтому лучше
не злоупотреблять и не использовать их для "bed quilt" - одеяла или
покрывала, подверженного интенсивному износу.
Клеточка-полосочка,
они же plaids. Лучше, если рисунок не печатный, а тканый -
соответственно стоит дороже. Американки всегда ценили клетку, а теперь
эти ткани в особой моде после японских квилтов.
Ткани ручного
крашения - не у себя дома, а в мастерской известного специалиста. Могут
напоминать батики, могут быть покрашены с узлами и сборками по методу "tie
and dye". Могут быть очень многоцветными или почти однотонными. Особо
интересно мраморное крашение - я видела кусок "мраморной" ткани размером
около
1,5х2 м, и учтите, что при мраморном крашении ткань должна плоско
лежать на поверхности воды!
Однотонными
тканями, казалось бы, никого не удивишь. Но если их 50-70 разных цветов,
это впечатляет (например, Kona Cotton). Если однотонные ткани кажутся
слишком скучными, то есть еще "near solids", т.е. "почти однотонные" -
ткани с мелким монохромным рисунком или с небольшими изменениями цвета,
вроде как "нам, квилтерам", негоже шить из ткани без рисунка. Дело
вкуса.
Нужно ли стирать
эти ткани? И можно ли их стирать? Вышеупомянутый "совок" после стирки
превращается в тряпку - линяет краска, уходят пропитки, ткань
перекашивается так, что нитки уже никогда не станут перпендикулярными.
Всего этого лишены счастливые обладательницы "спецпэчворковых" тканей -
не линяющих, не садящихся и без водорастворимой пропитки. Все же
некоторые новые ткани нужно стирать - например, фланель и plaids, они
при стирке садятся (хотя это всегда указывается, например, на кромке
ткани). Кроме того, какие-то пропитки в тканях все же есть, и они не
полезны для здоровья, поэтому некоторые советуют стирать все новые
ткани, чтобы не дышать пропитками (Лично я ничего не замечала, но кто
его знает...-Lerusisik) Опять же, в некоторых случаях стирка
нежелательна (ткани с позолотой) или противопоказана (например, заведомо
линяющая ткань для панно, которое предполагаем никогда не стирать, или
метод Stack-n-Whack).
Только не думайте,
пожалуйста, что на "специальных тканях для пэчворка" свет клином
сошелся. Понятно, если дама приходит в лоскутный магазин с журналом и
требует точно те ткани, из которых сшита журнальная модель, - здесь
медицина бессильна. Но творческие квилтеры всего мира (и не голь,
которая на выдумки хитра, а жители тех мест, где нет проблем с тканями и
деньгами) давно расширили границы определения, что есть ткань для
пэчворка. Во-первых, во многих странах есть свои оригинальные
текстильные мануфактуры: провансальские ткани из Франции, вестфаленские
из Германии, а есть еще Голландия, не говоря уже о Японии. Правда, про
вестфаленские ткани я слыхала, что они, как и ткани Каффе Фассет,
сочетаются только друг с другом; но важен принцип. Во-вторых, есть еще
всеобщий любимый Б.У.-тик, он же секонд-хенд, он же блошиный рынок,...
Зачем тратится на дорогущие клеточки, когда есть бесплатные мужские
рубашки в клетку? Знаете ли вы, что могут сделать умелые руки из
постельного белья? Кроме того, есть еще футболки, джинсы, обивочные
ткани и мужские галстуки. И еще я видела квилты из гардинного полотна
(прозрачные), из ткани для парусов и из пластиковых пакетов.
PS. Ширина 110 см
- не догма: бывают "сверхширокие" ткани специально для подкладки квилта,
чтобы она была без шва.
Этот совет я
взяла из журнала "Чудесные мгновения" № 07-08 2006 года. Его автор
Лариса Банакина из Москвы.
Итак, ...
"Раскраивая и
сшивая ткани, мы всегда получаем отходы, те кусочки, которые
отрезаем, при раскрое или в процессе выравнивания они оказались за
краем изделия, а то и достались нам в подарок от знакомой портнихи.
Зачастую рука не поднимается выбросить вроде бы ненужные обрезки. И
не надо. Рассортируйте их по качеству, чтобы толщина тканей была
примерно одинаковой, все отутюжьте. Если лоскутков много, разложите
их по цветам. Например, все бежево-коричневые вместе. Из флизелина
нарежьте полосы разной ширины, как вам удобно. Рекомендую
использовать разную ширину, в этом случае даже маленькие лоскутики
удастся пустить в дело.
Полоски,
нашитые на основу, используйте как раму в картинах, как кайму для
одеял и панно, отделку в одежде"