(это продолжение, начало смотрите в архиве этой рассылки)
В то время, когда возник завод А.Попова, кроме завода Гарднера работало, с большим и меньшим успехом, около сорока заводов. Производство с каждым годом все развивалось, и к делу устройства фарфоровых заводов примыкал все больший коуш промышленников. Не только купечество, не только наиболее удачливых мастеров заинтересовались фарфоровым производством, известны несколько заводов, принадлежащих богатым дворянам того времени: кн. Долгорукову, кн. Юсупову, Всеволожскому, Поливанову и другим. Особенно интересны для
собирателей изделия завода кн. Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся.
Князь Н.Б.Юсупов, одно время руководивший Императорским фарфоровым заводом и вкладывавший в это дело много внимания и истинного увлечения, обладал большим вкусом и художественным чутьем. Его советами и указаниями не брезговали пользоваться выдающиеся художники того времени не только в России, но и за границей. Отдалившись в самом девятнадцатого чека от управления Императорским заводом, кн. Н.Юсупов переехал в свое подмосковное имение, в село Архангельское, и тут затеял образцовый фарфоровый завод. Недовольный
тем, как стал работать без него Императорский завод, князь не жалел средств, чтобы поставить свой завод возможно лучше и иметь возможность показать как надо работать. Он выписывал мастеров с Севрской мануфактуры и долгими обозами, на своих лошадях привозил оттуда же глину. Когда такой глины не хватало, он покупал ее у соседей, большей частью у Попова, а то поступал таким образом – выписывал с севрских заводов не отделанные предметы и раскрашивал и орнаментировал в своих мастерских. В продажу фарфор завода князя
Юсупова никогда не поступал. Главным образом изделия завода расходились для подарков гостям, посещавшим Архангельское. Наилучшие изделия дарились высоким особам, а потом сообразно чинам и положению гостей – кому получше, кому поплоще. Но плохой выделки Юсуповский завод не знавал и наименование поплоще было весьма относительно. Фарфор завода князя Юсупова изготовлялся под наблюдением самого князя. Самолично князь выбирал в чудесной библиотеке Архангельского старинные увражи, откуда и брались рисунки украшений
и орнаментаций. Об этом всегда упоминалось на оборотной стороне вещи надписью золотыми буквами, а ниже ставилась и подпись иногда по-русски, иногда по-французски: «Архангельское». Кроме украшений, заимствованных из старинных изданий, фарфор Юсуповского завода изготовлялся с портретами героев 1812 года. В московском собрании Н.И.Тютчева есть чрезвычайно интересная тарелка Архангельского завода с изображением по краям тарелки участников венского конгресса. Затем было много предметов этого завода с видами городов,
преимущественно имевших какое-либо отношение к роду Юсуповых, наконец с гербами родов, родственных княжескому роду. Князь. Н.Юсупов почему-то очень любил изготавливать на своем заводе «tete а tete» и в этом направлении особенно изощрялась его фантазия. В частном собрании я знаю только один «tete а tete» - это в коллекции А.В.Морозова в Москве. Художниками очень тонко и красиво изображены виды села Архангельского, а чудесная, полная изящества и благородства орнаментация дополняет впечатление. Завод просуществовал
недолго. Вообще предприятия такого рода, руководимые людьми не торговыми, широкого развития не получали.
(продолжение следует)