(это продолжение, начало смотрите в архиве этой рассылки)
Каких-нибудь еще пятнадцать лет назад русским фарфором восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века интересовались очень немногие, цена на него держалась низкая, и во всех антикварных лавках его было сколько угодно. Но как только стали глубже заинтересовываться памятками прошлого, обихода наших дедов и прадедов, когда поняли всю притягательность громоздкой старинной мебели, милых вышивок из бисера, старой русской, и несколько манерной, но часто такой красивой бронзы и прелесть тысячи иных предметов,
тревожащих думы о былом, невозвратно минувшем времени, тогда фарфоровыми произведения стали увлекаться едва ли не более всего.
В разнообразных фарфоровых изделиях, во всех милых типичных статуэтках, в миниатюрных безделушках, в красивых и бесконечно разнообразных по форме и раскраске чашках, тарелках, блюдах и прочих предметах украшений стола с наибольшей яркостью и силой рисуется жизнь того прошлого, о котором мы часто почти бессознательно грустим и тоскуем в сумятице современности.
К русскому фарфору обратилось внимание весьма многих коллекционеров и за последнее десятилетие возникли превосходные собрания. В них широко развернулась картина фарфорового производства в России, стоявшего на высокой ступени развития и, что особенно важно, бывшего очень характерным и типичным для России. Такие собрания русских фарфоровых изделий, как великого князя Николая Николаевича, кн. В.Н. Аргутинского-Долгорукова, А.Коровина, И.Ф.Мануйлова, П.П.Барышникова – в Петрограде, а в Москве собрание А.В.Морозова,
Н.М.Миронова, Н.И.Тютчева и других, но менее крупных и значительных, рисуют нам картину привлекательнейшего, достигавшего часто высокой художественности прикладного искусства, равного которому по самобытности и отражению национальных черт не найдется в истории фарфорового производства иных государств.
И в то же самое время, когда интерес к русскому старинному фарфору велик не только среди наших собирателей, но и среди иностранцев, платящих теперь неслыханные прежде деньги за хорошо сохранившиеся предметы старого нашего фарфора, преимущественно Екатерининского времени и времени Александра I, у нас почти совсем нет исследований по истории этой промышленности, нет указателя для молодых неискушенных собирателей. За последние пять-шесть лет вышли отдельные исследования по истории русского фарфора – например, «История
Императорского фарфорового завода», А.А.Тройницкого об Эрмитажных коллекциях фарфора, В.Н.Казнакова о пакетовых табакерках Елизаветинского времени, превосходное исследование А.Селиванова о марках фарфоровых заводов и мастерских (единственный наиболее исчерпывающий вопрос труд книга), описание частных собраний фарфора, как например, Лукутина и Сомова и несколько иных, заслуживающих меньшего внимания. Но все эти исследования, очень ценные по отдельности, не дают общей картины развития фарфорового художественного
производства в России и эта область ждет еще своего исследователя.
(продолжение следует)