Коллекционеры ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-11
ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-11
(обозрение столетней давности)
(это продолжение, начало смотрите в архиве этой рассылки)
Из цветного хрусталя и стекла Павловского времени наиболее редок и наибольшее внимание собирателей должен привлечь хрусталь с изображением масонских знаков. В лавках антикваров мне никогда не приходилось встречаться с таким хрусталем, и мало кто даже из старых собирателей может похвастаться тем, что в его собрании есть подобный хрусталь.
Но проходит павловское время. Наступает царствование Александра Благословенного, и в русский цветной хрусталь широкой волной вливаются мотивы, которые дал подъем русского народа в великие годины отечественной войны. Александровский хрусталь и цветное стекло бесконечно привлекательны той строгостью форм, той отличительной красотой, которые вообще отличают стиль «русского ампира». Деятельность русских хрустальных заводов развивается весьма быстрыми шагами, и в то время как императорский стеклянный и фарфоровые
заводы, бывшие законодателями всего лучшего в этой области., несколько понизили утонченную внешность своих изделий, частные заводы выпускали массу вещей немалого художественного значения и интереса.
Если первые года царствования императора Александра I не оставили особенно ярких памяток, зато в последующее время, в эпоху после 1812-го года, мы видим такую массу интереснейших предметов, в которых отразилась великая война, что уже одним этим, не говоря о чистой художественности подобных вещей цветного хрусталя и стекла, они бесконечно привлекательны и глубоко интересны для каждого коллекционера, для каждого, кто любит и интересуется искусством.
Мы знаем, что к началу царствования Александра I художественная стеклянная и хрустальная промышленность достигла такого развития, что император Павел за год до своей трагической кончины согласился на ограничение и даже временное прекращение ввоза подобного рода изделий из-за границы. Однако эта мера оказалась несколько преждевременной и императору Александру I, спустя пять лет, пришлось снова разрешить ввоз хрусталя. К этому времени некоторые из частных русских заводов достигли такой высокой степени в совершенстве
выполнения различных предметов, что даже изделия Императорского стеклянного завода иной раз исполнялись по образцу изделий частных заводов. Так известно, что Императорский стеклянный завод выделывал ряд вещей «под бахметьевский завод», стоявший впереди иных хрустальных заводов России.
Оживление русской промышленности после славного окончания отечественной войны в большей степени коснулось и художественно-хрустальной и стеклянной промышленности. Заводы стали выпускать массу вещей разнообразнейшего применения, не говоря уже о столовой посуде и столовых украшениях. Пошли приборы для письма, разные чернильницы, песочницы, вазочки и стаканчики для перьев, лоточки, коробочки или корзинки для оплаток, шендалы простые, с подвесками, с абажурами, вазы различных форм, пасхальные яйца, «топки на поддонках»,
различные «цветники», бесконечное разнообразие флаконов, причем особенным вниманием пользовались разлатые низкие флаконы, называющиеся «репой», кружки с крышками и без них, кабачки, фляжки, бутылки с гранью и т.д.
Расцветка хрусталя и стекла также отличалась большим разнообразием. Известен хрусталь алый, наиболее редко ныне встречаемый, рубиновый, также из редких теперь цветов, зеленый, бирюзовый, опаловый, сиреневый, оранжевый, глубоко синий, так называемый кобальтовый и, наконец, белый различных оттенков. Орнамент украшения хрустальных вещей в первые 10-15 лет александровского времени еще весьма преемственен предшествующему ему времени. Только примерно с конца второго десятилетия 19-го века, в русском хрустале все
определеннее отражается стиль империи, так красиво преображенный в русском ампире.
(продолжение следует)