Коллекционеры ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-10
ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-10
(обозрение столетней давности)
(это продолжение, начало смотрите в архиве этой рассылки)
С большим вкусом и пониманием задач декоративности мастера того времени умели украшать цветным хрусталем люстры. Главным образом тут в дело шел хрусталь рубинового тона. Сочетание позолоченной большого огня бронзы с блестящими подвесками прозрачного хрусталя с днищами или полу шарами из рубинового хрусталя было чрезвычайно красиво и не даром пленяет наших любителей старины. Увлечение люстрами с цветным хрусталем отлично учли те из наших антикваров, которые не гнушаются приторговывать и вещами сомнительного
производства, а подделка таких люстр довольно широко развита и доведена до большого совершенства, о чем любителям старины надлежит быть осведомленными и с осторожностью относится к покупкам такого рода.
Разнообразен Екатерининский хрусталь и в стаканах, рюмках, кружках, «карафинцах», фляжках и графинах в «кабачках», тарелочках, коробочках для мушек, корзиночках и лоточках для конфет и т.д.
В дальнейшем мы увидим, как на вещах цветного хрусталя отражались события, волновавшие родину, в особенности военные походы. В Екатерининское время этого еще не было. Очень редко встречаются и в старинных собраниях не только частных, но и в дворцовых могут быть отмечены лишь единицами такие предметы из цветного хрусталя, на которых эти события отразились или в виде силуэтов, или портретов, или отдельных сцен, или, наконец, в виде более или менее характерных надписей. Даже вещей с портретами временщиков мне
не приходилось никогда видеть. С вензелями же их, хитросплетенными различными орнаментами инициалами – таких вещей не мало.
Не то в царствование Александра Благословенного.
Но раньше, чем перейти к этой эпохе, скажу несколько слов о Павловском времени. Короткое царствование императора Павла все же успело отразиться на нашем цветном хрустале. Он стал грубее по украшениям, которые в особенном изобилии старались нанести на хрустале мастера того времени. Очаровательное по тону, замечательное своей глубиной и в то же время легкостью золото украшений хрусталя Екатерининского времени, которым можно без конца любоваться, сменилось золотом густо наложенным, часто просто аляповатым. Это,
пожалуй, можно объяснить тем, что сам император требовал, чтобы хрусталь был густо позолочен и даже до нас дошел указ, в котором говорится о том, что «его императорское величество высочайше соизволил, чтобы на всем высочайшем столе была посуда стеклянная, позолоченная, а другой совсем бы не было». И так как таковой сплошь позолоченной, по-видимому, не оказалось в дворцовых кладовых в достаточном количестве, то в придворную контору было сообщено, чтобы «потребное число хрустальной позолоченной посуды заказано
сделать на казенных заводах». Как всегда было и бывает, вслед за царским двором потянулись и придворные и столбовое дворянство, и хрусталь, по-видимому, только такой пошел в ход, который был разукрашен свыше чего нельзя раззолоченным орнаментом.
Вещи цветного хрусталя и стекла Павловского времени характерны не только этой обильной позолотой, при чем сплошь и рядом густо вызолачивались внутренние стенки стаканов, бокалов, горлышек графинов и т.д., ибо это обилие золота перекинулось со столового цветного хрусталя и стекла на иные вещи, они характерны еще тем, что рисунок украшений становится все грубее и грубее, пропадает та привлекательность орнамента, которая столь увлекала в вещах екатерининского времени. Известно, что Екатерина любила нарядную пестроту.
В одном из приказов Императорскому фарфоровому заводу императрица сама писала «все сие, что пестрее, то луче однако со вкусом». В Павловское же время украшение хрусталя делалось все пестрее и пестрее, но нередко без всякого вкуса. «Антик-фасон», столь привлекательный в екатерининское время, во времена Павла I теряет свою обаятельность, по крайней мере, в ряде вещей цветного хрусталя и стекла. И в то же время нельзя сказать, чтобы император Павел не любил искусства. Известны многие факты, говорящие о том с
положительной стороны. Что касается Императорского стеклянного и фарфорового заводов, то император особливо гордился ими и любил их показывать высоким иностранным гостям. Если вспомнить, что заводы находились под руководством такого просвещенного знатока и любителя искусств, каким был директор их князь Н.Б.Юсупов, то «гордость» императора Павла является вполне понятной.
Ко всему этому надо прибавить, что на смену смеющегося рококо екатерининского царствования во время императора Павла приходит тот тяжеловесный и не столь изощренный стиль, который был переходным к строгому александровскому ампиру.
(продолжение следует)