Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бесплатная еженедельная рассылка "Видеосъёмка и монтаж - 1000 профессиональных секретов" выпуск №20.


Выпуск №20

Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов.

С Вами Алексей Днепров и рассылка
«Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов»
Если Вы хотите пообщаться со мной лично, мой телефон +380972704052, ICQ 377-395-341

Доброго Вам времени суток!
С Вами Алексей Днепров и рассылка
"Видеосъемка и монтаж - 1000 профессиональных секретов".

Сегодня в рассылке:

Оглавление:

1. Секреты видеосъёмки. Съёмка крупным планом.
2. Секреты видеосъёмки. Снимаем общий план.
3. Секреты видеосъёмки. Снимаем средний план.
4. Немного о тренировках.
5. Повторение пройденного материала. Как сделать видеофильмы лучше?
6. Трюки и видеоэффекты. Чудеса продолжаются.

 

  

Вступление.

  Здравствуйте уважаемые коллеги. Как мы с Вами и договаривались в прошлом выпуске рассылки, в дальнейшем я постараюсь выкладывать материал для более глубокого и тщательного изучения мастерства видеооператора и монтажёра.
  Но сначала хочу сделать небольшое отступление. Как я уже говорил, всего человек знать не может и параллельно, вместе с Вами, я сам узнаю много интересного и для себя. В данный момент, чтобы собрать интересный материал, мне приходится много читать, я стараюсь смотреть интересные телепередачи (интересные в плане операторского или монтажного искусства), стараюсь подмечать интересные эффекты и находки в музыкальных клипах, более внимательно просматриваю художественные фильмы. И вот о чем я стал задумываться в последнее время.
  Просматривая работы своих коллег (да чего там, и свои собственные), я стал замечать что мало кто знаком с классической техникой видеосъёмки или видеомонтажа. У меня, в свое время был хороший учитель, профессиональный видеооператор который придерживался именно строгого классического подхода в своих работах. Просматривая свои работы, я стал замечать что постепенно стал отходить от классики и это мне не очень понравилось. Поэтому я решил вернутся к истокам. Конечно, некоторые операторы скажут что классика есть классика. Но надо расширять свой потенциал и пользоваться различными приемами, тем самым расширяя свои творческие возможности. Я с этим согласен, но все дело в том что некоторые видеооператоры как раз и пользуются всевозможными приемами, но вот классическая техника у них никакая что не самым лучшим образом сказывается на конечном результате.
  Поэтому я считаю что фундаментальное освоение классической техники съёмки и монтажа будут полезны любому оператору и эту технику надо постоянно шлифовать и оттачивать. Это как в спорте – каким бы не был одарённым или титулованным спортсмен, какие бы титулы и регалии он не имел, всё равно, приходя в спортзал он оттачивает технику, день за днем, год за годом. При этом, каждый спортсмен имеет характерный только для него одного подчерк. Т.е. отработка техники не уравнивает всех, а подчеркивает и усиливает индивидуальность каждого.
  Не понимаю почему у видеооператора должно быть по другому. Ведь мы же считаем себя профессионалами и берём деньги за свою работу. При этом большинство операторов даже и не задумываются о том чтобы оттачивать технику съёмки или монтажа и повышать свой уровень. Ну не получается и не получается, ну трясутся руки, ну не могу я правильно выставить баланс, ну снимаю в автомате и т.д. и т.п. Лично я считаю что так быть не должно и если мои рассылки заставят оператора задуматься над тем что я написал выше и подтолкнут к совершенствованию своей техники и повышению уровня мастерства, то я буду считать свою рассылку удачной а работу проделанную мной - выполненной. С уважением, Алексей.

Секреты видеосъёмки. Съёмка крупным планом.

  Вы задумывались когда-нибудь какой кадр остаётся в подсознании зрителя? Так вот в подсознании всегда остаётся кадр снятый крупным планом. Вот такой вот парадокс. Кстати производители рекламы об этом знают и всегда этим пользуются. Не верите, просто включите и просмотрите рекламный блок и обратите Ваше внимание на обилие крупных планов.
  Поэтому обращаю Ваше внимание на то, что при съёмке в сознании оператора должен существовать лишь один кадр – это крупный план основного объекта съёмки. Вступительные или другие кадры, конечно важны, но они не оставляют устойчивые впечатления у зрителей, поэтому весь наш сюжет строим на основе кадров снятых крупным планом и, как говорится, отсюда танцуем. Напоминаю, при просмотре свадьбы, юбилея или дня рождения, все что останется в сознании, - это крупный план объекта. Именно они остаются в памяти зрителя после просмотра фильма или видеоклипа.

  http://payclub23.narod.ru/1a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/2a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/3a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/4a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/5a.jpg

  Поэтому до съёмки и при проведении съёмки необходимо постоянно высматривать и подыскивать крупные планы. Это позволит не только сделать Ваш фильм запоминающимся, но и позволит наилучшим образом представить тему клипа или фильма.
  Советы:

  Так как кадры снятые крупным планом больше других откладываются в сознании зрителя и запоминаются, никогда не повторяйте в своих работах двух одинаковых крупных планов. Это производит не самое лучшее впечатление при просмотре фильма.

  При монтаже, стыкуйте два крупных плана подряд только в случае необходимости, например, если Вам нужно показать двух актёров, которые говорят друг с другом, или же можно состыковать крупный план и сверх крупный план (о разделении основных планов, мы поговорим в следующем выпуске рассылки), для подчеркивания деталей или придания выразительности снимаемому объекту.

  Старайтесь снимать крупные планы со штатива или хорошо зафиксированной камерой. На крупных планах наиболее заметны лишние движения или тряска камеры и это не очень хорошо смотрится.

Секреты видеосъёмки. Снимаем общий план.

  Конечно понятно, что фильм, или клип, не может состоять только из крупных планов. Поэтому сейчас мы поговорим об общих планах.

  http://payclub23.narod.ru/6a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/7a.jpg

  Общий план формирует в сознании зрителя понятие о месте съёмок и неопытному оператору может показаться, что общий план снять достаточно просто. На самом деле, качественный крупный план при определённых навыках снять гораздо легче чем общий план. При съёмках общего плана Вам нужно научится видеть все детали и объекты, причем не только те которые находятся на переднем плане, но и те которые находятся за снимаемыми объектами. И поверьте, что сделать это совсем не просто. Проезжающая далеко на заднем плане яркая машина, которая попала в кадр может попросту испортить всю сцену, а столбы или деревья на заднем плане которые при наложении создают эффект как будто они торчат из головы наших актёров, могут конечно развеселить, но профессионализма Вашей работе не добавят точно. Поэтому Вам просто необходимо научится грамотно снимать общие планы и научится видеть красивую картинку, при этом снимать так, чтобы ни один посторонний предмет не появился в кадре.

  Советы:

  При съёмке общих планов как никогда важно соблюдать правило вертикальных линий. То есть если в кадре есть угол здания, столб, дерево и т.д. они не должны быть под наклоном, если только это не задумано специально.

  На общих планах лишние, ненужные движения видеокамерой не сильно заметны, поэтому, если у Вас нет возможности снимать со штатива, то можно снимать и с рук.

Секреты видеосъёмки. Снимаем средний план.

  В следующем выпуске рассылки мы поговорим о планах отдельно, а сейчас, для начала определимся с общей классификацией общего, среднего и крупного плана.
  Итак:
  Крупный план. Голова человека по плечи или по грудь.

  http://payclub23.narod.ru/1a.jpg

  Средний план. Человек или группа людей, снятых по пояс или по колени.

  http://payclub23.narod.ru/8a.jpg

  Общий план главного объекта с окружающей обстановкой.

  http://payclub23.narod.ru/7a.jpg

  Средний план используется при динамичных кадрах, либо в случае, когда нужно показать общение человека со второстепенными персонажами. Кроме того, средним планом можно назвать съёмку человека «по пояс» и «по бедру», причем в этом случае внимание акцентируется именно на объект съёмки. Таким образом, комбинируя разновидности среднего плана, Вы можете получить отличную динамичную картинку.

  http://payclub23.narod.ru/7a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/9a.jpg

  Теперь вернёмся к классическому построению последовательности съёмочных планов. Сразу уясняем себе раз и навсегда что хорошо записанное видео содержит правильное чередование различных планов. Чередование должно быть в следующем порядке:

  Общий план.
  Средний план.
  Крупный план.

  Проще говоря, сначала снимаем общий план, когда картина видна целиком, то есть человек идёт по улице в полный рост, или объект съёмки сидит, но виден полностью. Кроме того, общий план необходим для общего понимания места действия. Как правило, он бывает статичный, без движения камеры длительностью около 4-9 секунд. Безусловно, когда мы имеем большой простор действия, например, при съёмке в горах, в море, или на концерте, хорошо подойдёт панорамная съёмка.

  Потом снимаем средний план, т.е. снимаем человека по пояс, заострив внимание зрителя на самом объекте.
  И наконец снимаем крупный план. Это может быть лицо человека, или какая-нибудь деталь, на которую Вы бы хотели указать зрителю или заострить на ней внимание. Дальше все повторяем сначала, т.е. снова снимаем сначала общий, потом средний и потом крупный план. Переход от крупного плана к общему и обратно считается нарушением правил съёмки, но такой приём может быть использован, если происходящее развивается динамично и нужно сделать резкий переход от крупного плана, к показу того места, где всё это происходит. Впрочем, пока советую Вам снимать всё по правилам.

  Теперь берём камеру и вперёд, снимать и отрабатывать всё, о чём Вы только что прочитали выше. Вот Вам небольшой сценарий. Предположим, что наш человек сидит в парке, на скамье, и читает письмо. Сначала снимаем общий план, что бы показать наш объект и показать чем он занят и что дело происходит именно в парке.
  Потом подходим к объекту поближе и снимаем средний план. Теперь нам должен быть хорошо виден сам объект и хорошо видно что он читает письмо. В этом случае пейзаж имеет второстепенное значение, он превращается в фон.
  Далее мы подходим ещё ближе и снимаем крупный план, например лицо, акцентируя внимание на выражении лица и эмоциях нашего объекта.
  Далее, снова снимаем общий план. Но уже с другой точки, потом подходим ближе и снимаем средний план, а вот в качестве крупного плана снимаем уже письмо, которое читает наш объект и т.д. Поверьте, фильм снятый таким образом и правильно смонтированный Выглядит гораздо гармоничнее и содержит в себе больше информации, чем фильм снятый наобум. Конечно, некоторые видеооператоры могут сказать, что они и так это всё это знают и используют. Что же, прекрасно, но думаю что повторение и лишнее напоминание о классических основах никогда не будет лишним. Я например, сейчас возьму видеокамеру и вперёд, снимать.
  Да, хочу отметить, что у Вас могут быть такие съёмки, в которых главным действующим лицом окажется природа. При такой съёмке мы также различаем общие, средние, крупные планы или даже детали, играющие важное, смысловое и выразительное значение.

Немного о тренировках.

  Пожалуй главной проблемой любого оператора является устойчивое положение видеокамеры. К большому сожалению, большинство операторов, даже те которые имеют солидный стаж, так и не научились качественно снимать с рук без помощи штативов и плечевых упоров. Лично я считаю, что любой оператор считающий себя профессионалом, должен одинаково хорошо снимать со штативом, с плечевым упором и с рук. И думаю что при длительных, активных тренировках этому можно научится.
  Вот Вам несколько практических рекомендаций:
  1.  Приобретаем пару гантелей, равных весу Вашей камеры в полном боевом оснащении. Думаю что нехитрые упражнения, укрепят Ваши мышцы и позволят Вам обращаться с камерой более уверенно.
  2.  Наливаем полную чашку горячей воды, так чтобы вода чуть-чуть не переливалась через край, и стараемся пронести по комнате так чтобы не расплескалось ни капли. Запомните Ваши ощущения и потом, при съёмке, старайтесь точно также передвигаться с видеокамерой.
  
Внимание!!! Смотрите чтобы во время Ваших упражнений радом с Вами никого не было, иначе Вы можете кого-нибудь ошпарить или пострадать сами.
  3.  Во время съёмки, научитесь задерживать дыхание после нажатия кнопки
REC. При определённой практике задержать дыхание на 10-20 секунд не так уж и сложно.
  4.  Если Вы придумали и хотите осуществить какой либо приём, обязательно отработайте его дома, добившись достаточно высокого уровня выполнения.
  5.   В экстренных случаях, чтобы спасти съёмку, или заснять интересный кадр, просто садитесь на пятую точку, подогните колени, а руки с камерой уприте локтями в колени. Это создаст достаточно прочный и жесткий каркас и позволит Вам снять материал без лишних и ненужных движений.
  Ну и конечно постоянно тренируйтесь, поддерживая форму. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою.

Повторение пройденного материала. Как сделать видеофильмы лучше?

  Заранее воплотите свои идеи в сценарий. Перед началом видеосъёмок постарайтесь представить, как должен выглядеть окончательный вариант фильма. Если Вы будете хорошо знать, что хотите получить в конце концов, будет проще подготовиться к съёмке и получению необходимого видеоряда. Поверьте, если в голове каша, то и в фильме Вы ничего хорошего не увидите.

  Прекрасные цифровые фильмы начинаются с большого объёма сырого отснятого материала. Видеоплёнка достаточно дёшева, поэтому снимайте больше - даже больше, чем, по Вашему мнению, может пригодиться. Вы всегда сумеете отбросить ненужное, но никогда не сможете вставить те фрагменты, которых не снимали.

  Делайте множество разнообразных кадров. Снимайте крупные планы и панорамы. Снимайте одну и ту же сцену с разных точек. Потом при монтаже Вы сможете выбрать самые удачные и интересные кадры и сцены. Особенно не забывайте делать основополагающие съёмки дальним планом; они очень хороши для введения новых видеорядов.

  По возможности пользуйтесь штативом, плечевым упором или стабилизируйте камеру, прислонившись к стене, дереву или чему-то ещё.

  Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещённости объекта и возможности качественного приёма звука.

  При захвате рабочего материала после съёмки, обязательно проведите дефрагментацию жёсткого диска перед захватом.

  Вводите и сохраняйте видеофильмы небольшими фрагментами. Каждый отснятый план представьте в виде отдельного эпизода. При редактировании видеофильмов проще работать с короткими фрагментами, чем с длинными, содержащими множество сцен.

  Проверяйте каждый фрагмент после того, как он будет представлен в цифровом виде или готов к выводу. Убедитесь, что в нём нет помех и что он гладко воспроизводится. Иначе потом, нужно будет затратить больше времени и усилий, чтобы исправить свои ошибки в уже готовом фильме.

  Не увлекайтесь экзотическими спецэффектами. Слишком большое число необоснованных замысловатых переходов может испортить впечатление от Вашего окончательного фильма. Весьма эффективно могут использоваться простые переходы, вытеснения и наплывы. Специальные эффекты оставьте только для нескольких ключевых моментов.

  Не пользуйтесь одним и тем же приёмом более двух раз за фильм, лучше расширяйте Ваш арсенал всевозможных приёмов, это позволит сделать фильм гораздо интереснее и динамичнее.

Трюки и видеоэффекты. Чудеса продолжаются

  Сегодня мы поговорим о том как сделать два одинаковых и движущихся объекта в одном кадре? (Т.е. например, сцена, где две невесты на поляне и один жених мечется между ними, выбирая, какая из них настоящая).

  http://payclub23.narod.ru/11a.jpg

  Значит так. Делается это следующим образом. На природе, где мы будем снимать жениха с невестой, выбираем месть съёмки, так, чтобы на заднем фоне не было посторонних предметов – машин, людей и так далее. Это очень важно, потому что мы будем накладывать один кадр на другой и если во время съёмки на заднем фоне была скажем машина и потом она уехала, то это самым плачевным образом скажется на конечном результате.
  Следующий шаг, устанавливаем и выставляем штатив, устанавливаем на штатив камеру, ставим наших актёров на то место где будем снимать нашу сцену и настраиваем по ним видеокамеру.
  
Внимание!!! Еще одно замечание. Бывают например дни, когда переменная облачность и когда тучи проходят, светит солнце, когда закрывают солнце, пасмурно. Так вот, при съёмке данного сюжета нужно обязательно чтобы освещенность сцены была одинакова. Поэтому, если при съёмке первой части сцены было солнце, то и при съёмке второй части сцены освещение должно быть точно таким же.
  Дальше, выставляем жениха по центру (запомните это место) и с любой стороны ставим невесту. Невеста должна как бы подзывать к себе жениха, а жених должен вертеться из стороны в сторону так, как будто уже присутствуют две невесты, по одной с каждой стороны. Определите время съёмки, ну скажем секунд десять, по истечении десяти секунд Вы должны дать команду и жених поворачивается и подходит к невесте, обнимает её, т.е. по сценарию, он нашел настоящую.
  Думаю принцип понятен, поэтому выставляем наших актеров и начинаем снимать. Включаем камеру только пультом, чтобы избежать даже малейшего движения камеры. Итак, внимание, мотор, поехали. Стоп снято!!!
  Теперь приступаем к съёмке второй части нашей сцены. Возвращаем нашего жениха на место, а невесту ставим уже с другой стороны. Невеста снова делает такие же движения как только что делала (жених может не двигаться, он нам нужен только как ориентир). Снова приступаем к съёмке.
  И наконец завершение нашей сцены. Думаю что по сценарию, когда жених подходит к настоящей невесте, ненастоящая должна исчезнуть. Снимаем это так, после завершений съёмки манипуляций которые должна совершить ненастоящая невеста, она просто выходит из кадра и становится Вам за спину, а Вы продолжаете несколько секунд снимать пустой кадр, без невесты. Всё, рабочий материал сняли, можно приступать к монтажу.
  Монтаж делаем в Adobe Premiere. К сожалению, в других программах я данный трюк не делал, но думаю, что общий принцип должен быть понятен.
  Загружаем отснятый нами материал на жёсткий диск компьютера, открываем Adobe Premiere и импортируем в программу захваченный рабочий материал. Далее, первую часть сцены с женихом и настоящей невестой добавляем на дорожку один, на дорожку два добавляем вторую часть сцены с поддельной невестой. Открываем раздел «Эффекты». Далее следуем > transform > Crop. Добавляем эффект к материалу на второй дорожке и открываем настройки. В настройках выбираем Left или Right в зависимости от того с какой стороны у нас поддельная невеста, щёлкаем на стрелочки чтоб открылся ползунок и двигаем ползунок до тех пор, пока из кадра не исчезнет всё лишнее и останется только ненастоящая невеста. Просматриваем полученный результат.

  http://payclub23.narod.ru/12a.jpg

  У нас должно получится две невесты и один жених. Если всё так как Вы хотели, просчитываем полученный фрагмент.
  Потом добавляем наш просчитанный кадр на первую дорожку, а пустой кадр (без поддельной невесты) который мы снимали в конце, добавляем на вторую дорожку в то место, где по задумке ненастоящая невеста должна исчезнуть. Снова применяем к материалу на второй дорожке тот же эффект и делаем все как описано выше.
  Просматриваем полученный результат и если всё нормально, просчитываем его. Теперь у нас получилось что невеста резко исчезла, это смотрится не очень красиво, поэтому в месте исчезновения невесты добавляем какие-нибудь блестки, звездочки, взрыв и так далее. Можно сделать подходящий эффект в программе Particle Illusion.

  http://payclub23.narod.ru/13a.jpg

  http://payclub23.narod.ru/14a.jpg

  Ну и конечно добавляем соответственный звуковой эффект. Конечно, все во многом зависит от того, как жених с невестой это всё обыграют. Но в любом случае, советую всё предварительно опробовать на своих родных и близких. Удачных Вам съёмок!

  Ну вот вроде на сегодня и все!

В следующем выпуске рассылки:

1. Разговор с читателем.
2. Секреты видеосъёмки. Крупные, средние и общие планы. Окончание.
3. Секреты видеосъёмки. Правила, советы, рекомендации.
4. Видеомонтаж. Общая Теория видеомонтажа.
5. Видеомонтаж. Осваиваем Adobe Premiere. Пакетный захват.
6. Трюки и видеоэффекты. Как создать двойника.
7. Трюки и видеоэффекты. Переход через мост.
И получите ответы на другие вопросы по видеосъёмке и монтажу.

  Жду от вас пожелания и замечания, вопросы, а возможно и критику!

С искренним уважением, Алексей Днепров.
E-mail: video2010@yandex.ru 
Сайт: http://video2010.narod.ru/
Страница бонусов и бесплатных предлложений: http://video2010.narod.ru/fan.html
Блог: http://mastervideo.livejournal.com/

 

Футажи и свадебная анимация почтой.


Предлагаю Вам свадебные футажи, свадебную 3D-анимацию, свадебные
анимированные фоны, свадебные заставки, свадебные перебивки,
свадебные спец-эффекты и многое другое для видео и фотомонтажа с
доставкой по почте. Качественные комплекты от лучших производителей
по низким ценам.
Писать по адресу: video2010@yandex.ru с пометкой "Футажи"
.

Copyright 2009 by Алексей Днепров. Все права защищены. При написании данной рассылки были использованы материалы из книги Джеффа Сенгстака «Adobe Premiere 6.5».


В избранное