← Декабрь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
||
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://post-stamps.livejournal.com
Открыта:
23-01-2001
Адрес
автора: rest.hobby.cphilatelyam-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Страна Филателия № 15. Немного о 'подвигах' ИТЦ Марка.
СТРАНА
ФИЛАТЕЛИЯ
Первое российское филателистическое независимое электронное СМИ.
|
Сегодня в выпуске. |
НОВИНКИ РОССИИ ИЛИ "ПОДВИГИ" ИТЦ МАРКА. ( в оглавление) Новинки России выпущенные с момента последней рассылки. Посмотрите комментарии, подумайте... 2001 год -год диалога между цивилизациями. Почтовая марка издается по рекомендации Всемирного почтового союза в связи с решением Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций объявить 2001 год годом диалога между цивилизациями. На марке - рисунок, символизирующий диалог между цивилизациями: укрепление дружеских отношений между нациями, международное сотрудничество, решение международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, соблюдение прав человека и основных свобод для всех.
Художник: Урска Голоб (Словения), Художественное оформление: Антон Батов, Печать: офсет, Перфорация: гребенчатая 12 1/2 : 12, Номинал: 5.00 руб., Формат: 28 х 40 мм (по перфорации), Тираж: 90 000 листов с художественно оформленными полями В листе: 8 экз. Почему ИТЦ выпустило эту марку в самом конце года?
90 летие со дня рождения актера Райкина. ( в оглавление) Почтовая
марка издается к 90-летию со дня рождения
Аркадия Исааковича Райкина (1911-1987), актера. А.И.Райкин
руководил Государственным театром
миниатюр в Москве (с 1987 г. – театр «Сатирикон»).
Актер А.И.Райкин – мастер мгновенного
перевоплощения, конферансье, исполнитель
монологов, фельетонов, скетчей. А.И.Райкин
создал галерею сатирических и лирических
портретов. Художник: Леонид Зайцев, Печать: офсет, Перфорация: гребенчатая 12 1/2 : 12, Номинал: 2.00 руб., Формат: 28 х 40 мм (по перфорации), Тираж: 350 000 экз., В листе: 36 экз. Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ (приложение к приказу Министерства связи РФ от 26.05.94 № 115). Выписка: п. 2.1.2. Выдающиеся государственные деятели, деятели науки и культуры, искусства могут быть изображены на знаках почтовой оплаты РФ не ранеее, чем через 10 лет после кончины и к юбилеям со дня рождения, кратным 25.
200 лет со дня рождения Даля. ( в оглавление) Почтовый блок издается к 200-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872) – русского писателя, лексикографа, этнографа. Основной труд В.И.Даля - “Толковый словарь живого великорусского языка” (1863-1866), за который он был удостоен звания почетного академика. На марке в блоке - портрет В.И.Даля по картине художника В.Г.Перова (1872). На нижнем поле блока - выдержка из трудов В.И.Даля о значении русского языка и факсимиле ученого. Художник: Юрий Арцименев, Печать: офсет, Перфорация: рамочная 12 : 12 1/2, Номинал: 10.00 руб., Формат: 70 х 100 мм, Формат марки в блоке: 30 х 42 мм (по перфорации), Тираж: 250 000 экз., В блоке: 1 марка.
...10 летие конституционного суда РФ. ( в оглавление) Почтовая марка посвящена 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. На марке - башня здания Конституционного Суда в Москва и текст на листе с государственным гербом: «Конституционный Суд Российской Федерации. 10 лет». Художник: Антон Батов, Печать: офсет, Перфорация: гребенчатая 12, Номинал: 3.00 руб., Формат: 37 х 50 мм (по перфорации), Тираж: 250 000 экз., В листе: 25 экз.
...10 летие СНГ. ( в оглавление) Выпуск
почтовой марки посвящен 10-летию
образования Содружества Независимых
Государств. Художник:
Илья Комаров, Печать: офсет, Перфорация:
гребенчатая 12 1/2 : 12, Номинал: 2.00 руб. Дожили... Марки уже к десятилетиям выпускают! Ну и что, что совместно с другими странами СНГ? Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ (приложение к приказу Министерства связи РФ от 26.05.94 № 115). Выписка: п. 2.1.4. События исторического значения, юбилеи образования республик, краев, областей и городов, входящих в состав РФ, а также предприятий, учреждений, учебных заведений могут быть отображены на знаках почтовой оплаты по датам КРАТНЫМ 50. Это положение, насколько я накануне выяснил, никто не отменял. Конечно, наверно были какие-то дополнительные распоряжения касаемые данного пунктика, но то, что это положение постоянно нарушается несомненно.
"160" летие сбербанка РФ. ( в оглавление) Почтовая марка посвящена 160-летию (!!?) Сбербанка России. В настоящее время это один из крупнейших финансовых институтов страны. Слева на марке - портрет императора Николая I, который воспроизводился на российских монетах, а справа - золотая российская монета 1841 года достоинством 5 рублей. Юбилейная надпись помещена вверху на марке: «Сбербанку России 160 лет». В центре, на фоне здания Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, - строки императорского указа об учреждении в России первых сберегательных касс, подпись «Николай I» и факсимиле императора. Внизу на марке: дата императорского указа «12 ноября (30 октября) 1841 г.». Печать:
офсет, Перфорация: гребенчатая 12, Номинал:
2.20 руб., Формат: 50 х 37 мм (по перфорации) Насколько я помню, пару лет назад вроде на СБЕРБАНК подали в суд - несколько человек требовали по другому компенсировать свой вклад в этом банке до 1991 года. Их требование не было удовлетворено по причине того, что по суд вынес определение что СБЕРБАНК СССР и СБЕРБАНК РФ юридически две разные организации (!), а поэтому СБЕРБАНК РФ не в ответе за СБЕРБАНК СССР. Что уж тут говорить о 160 летии? Знали ли это те люди, кто подал идею о выпуске марки? Несомненно! Почему-то в суде СБЕРБАНК РФ не признал себя правоприемником СБЕРБАНКА СССР, а на марке в принципе написал! Государству нужен богатый СБЕРБАНК РФ- вот и повод для рекламы на марке нашелся... Впрочем, когда надо, то о некоторых вещах можно в нужных случаях забыть... Могли без вранья написать например: "160 летие со дня основания Сберегательных касс" и все! А теперь посмотрите на эту марку 50 летия СБЕРБАНКА СССР. Не зря ли держат сегодняшних чиновников в ИТЦ, если они забывают что нашлепали раньше?? Позор...
60 летие Битвы под Москвой. ( в оглавление) Почтовый
блок посвящен 60-летию битвы под Москвой
(30.09.1941 - 20.04.1942) во время Великой
Отечественной войны. В битве под Москвой
впервые в ходе войны была одержана крупная
победа над немецко-фашистской армией. Художник: Александр Московец, Печать: офсет, Перфорация: рамочная 12 : 12 1/2, Номинал: 10.00 руб., Формат блока: 100 х 75 мм, Формат марки в блоке: 30 х 42 мм (по перфорации), Тираж: 250 000 экз., В блоке: 1 марка. С Новым годом! ( в оглавление) Поздравительная почтовая марка России посвящена встрече Нового, 2002 года. На синем фоне рисунка марки изображена тройка белых коней, которыми правит Дед Мороз. Поздравительный текст «С Новым годом!» вверху на марке выполнен тиснением серебристой фольгой.
КРАСОТА!
ИТОГ ГОДА. В Положении о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ (приложение к приказу Министерства связи РФ от 26.05.94 № 115). Выписка: п. 3.1 сказано: Ежегодные тематические планы издания знаков почтовой оплаты РФ предусматривают выпуск ДО 50 сюжетов почтовых марок и блоков (без учета стандартных выпусков). В течение 2001 года года ИТЦ Марка выпустил около 70 сюжетов марок (без стандарта)... Не доказал ли данными выпусками в очередной раз ИТЦ Марка , что готов выпустить, что угодно, был бы заказ сверху или платили деньги? Кстати, перед выпуском данного номера я написал по емейл в ИТЦ МАРКА. Я представился журналистом одного из изданий ведущего рубрику о филателии, и задал вопросы по данным выпускам, попросив ответить в течении недели. Ответа я так и не дождался... Делайте выводы как ИТЦ к нам относится... ОТВЕТ ПОЧТЫ БЕН ЛАДЕНУ. ( в оглавление) Почтовое ведомство США объявило о своих планах выпустить почтовую марку под названием United We Stand в память о жертвах терактов в США и в ознаменование сплочения нации в тяжелое время, а позднее продемонстрировала макет новой почтовой марки United We Stand (Выстоим вместе). Как сообщил глава службы, «эта марка будет напоминать людям во всем мире, что «мир», «свобода» и «правосудие» - это больше, чем слова, они составляют основу человека. Каждый раз используя марку, мы будем вспоминать, что это наши основные ценности и они непоколебимы». Как сообщается, марка поступит в обращение в ноябре.
United We Stand - строка из американского гимна, означающая "вместе мы выстоим". Данная почтовая марка, по словам начальника почтовой службы США Джона Поттера (John E. Potter), является "голосом за свободу" и "напоминанием, что свобода и справедливость - это не только слова, а наша сущность". Стоимость марки - 34 цента. Часть прибыли пойдет в фонд помощи пострадавшим от терактов 11 сентября. Ожидается, что в продаже данное средство почтовой оплаты появится в ноябре. lenta.ru, rbn.ru. Кстати, в одном из
разрушенных зданий Всемирного торгового
центра на первом этаже было почтовое
отделение. Наверняка те конверты и открытки,
которые были погашены почтовым штемпелем в
этот день станут предметами охоты
филателистов. Я не знаю вывозилась ли почта
до падения здания, но если она и погребена
под завалами, то зная их почтовую службу
вполне можно ожидать что то, что уцелело под
обломками будет доставлено по назначению.
Еще хотел сказать, что уж слишком толстых
дядю с тетей выбрали представлять эту марку
- не они ли работали в том почтовом
отделении? ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ В МАРКАХ. НОВАЯ КНИГА. ( в оглавление) На Всемирной выставке в Японии "НИППО-ФИЛА-2001", которая проходит раз в десять лет, большой серебряной медали удостоена сувенирная книга "Земля - наш дом. Экология и филателия". Автор - геофизик Федор Бакшт. Книга издана при поддержке Фонда Сороса, грант был присужден за лучший издательский проект по теме "Экология". Это своеобразная история Земли, ее геолого-экологическая панорама в почтовых марках и других почтовых выпусках 153 стран мира. В книге впервые опубликованы карты "Величайшие стихийные бедствия в истории России" и "Подверженность населения мира некоторым природным опасностям", разработанные учеными МГУ и специалистами МЧС страны. Один из разделов книги посвящен Красноярскому краю. Об этом сообщила газета "Красноярский рабочий".
КОСМОНАВТЫ НА МАРКАХ. ( в оглавление) 12
апреля в России выпущены две почтовые марки,
посвященные 40-летию первого полета
человека в космос. Их сюжеты: Гагарин и
Королев на космодроме перед стартом;
Гагарин рапортует о выполнении задания.
Художник этих миниатюр – Александр
Керносов; номинал каждой марки – 3 рубля,
формат – 42х30 мм. Тираж марок – по 350 тыс
экземпляров. Марки отпечатаны в виде сцепки.
Они печатались либо в большом листе из 18
сцепок, либо в малых листах по три сцепки. На
полях малых листов показаны газеты того
времени с заголовками о полете,
иллюстрациями торжественной встречи
космонавта в Москве. Остановимся на некоторых,
особо примечательных «гагаринских»
выпусках. Начнем с марки, изданной еще до
его старта. Она появилась в космической
серии Чехословакии 6 марта 1961 г. Художник Ф.Гудечек
символически изобразил первого человека в
космическом пространстве. Наличие марки-первоосновы
помогло чехословацкому почтовому
ведомству: уже 13 апреля, на следующий день
после полета Гагарина, последовал
экстренный выпуск двух марок, посвященный
этому событию. Они повторяли рисунок
недавней чехословацкой марки, но на них был
новый текст «СССР первый в космосе» и
другие номиналы. Также 13 апреля 1961 г.
поступила в обращение 10-копеечная марка
СССР с портретом космонавта, 14-го – 6-копеечная
и 17 апреля – 3-копеечная. В Африке в феврале 1962 г. на
купонах марок Того были помещены
фотографии Юрия Гагарина и Германа Титова.
В феврале 1963 г. портреты первых четырех
советских космонавтов появились и на
марках Кубы. В Океании в июле 1975 г. острова
Кука представили портреты А.Леонова и В.Кубасова. Ю.Квасников, www.novosti-kosmonavtiki.ru
В ЯПОНИИ НАЧАЛИ ВЫПУСКАТЬ МАРКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РЯДОВЫХ ЯПОНЦЕВ. Новая, весьма необычная услуга стала доступна в эти дни в Японии. Теперь каждый может удовлетворить свое тщеславие за 9 долларов и 30 минут времени. Японские филателисты начали выпускать марки с изображением рядовых японцев. Цифровая камера делает фотографию любого желающего, которая переносится на блок из десяти марок. Услуга недорога - чуть более тысячи йен. Это около девяти долларов, что примерно равно сумме обычного японского ланча. Клиентам предлагаются традиционные сюжеты японского искусства, героями которых и становятся все желающие. ШАРЛЬ ВЕРЖ, Президент Канадского королевского общества филателистов: "Это потрясающая идея, которая дает возможность немного помечтать. Себя, например, я попросил изобразить в антураже традиционного японского театра Кабуки". Идея с марками не уникальна, этот проект уже с успехом опробован в Австралии пару лет назад, благодаря чему фотографии обычных жителей планеты разошлись по всему миру. Но популярности, которая сопутствует проекту в Японии, никто не ожидал. За первые полчаса напечатана тысяча изображений. Акция с марками пока проводится только в рамках ярмарки филателистов и продлится в Японии всего неделю, но организаторы считают, что идея настолько удачна и гуманна, и как средство коммуникации и просто повод улыбнуться, что не грех поставить ее на постоянную основу. К 160-ЛЕТИЮ
ПЕРВОЙ МАРКИ МИРА. (
в оглавление) ПРОМЫШЛЕННАЯ революция в
Англии повлекла за собой значительное
оживление деловой и коммерческой переписки
и как следствие заставила многих
задуматься над тем, как следует упростить и
ускорить доставку писем. В особенности эта
проблема стала насущной с завершением
наполеоновских войн в Европе и
возвращением континента к мирной жизни. И тем не менее новатором
почтового дела оказалось далеко не
Соединенное Королевство, а далекое
средиземноморское Сардинское Королевство.
Здесь, в 1818 году были выпущены, а с 1819 года
введены в обращение листы штемпельной
почтовой бумаги достоинством в 15, 25 и 50
чентезимо с рельефным медальоном,
воспроизводящим скачущего почтальона, за
что впоследствии у филателистов они стали
известны как "маленькие лошадки" или
"каваллини" по-итальянски. Первый тип
рельефа на листе, стоимостью 15 чентезимо,
был округлой формы, 25-чентезимовый -
овальный, а самый дорогой 50-чентезимовый -
восьмигранный. Купив один из таких листов,
можно было отослать написанное на нем
письмо в любую населенную точку острова.
При этом, покупая 15-чентезимовый лист,
оплачивалась его пересылка на расстояние
до 15 миль. Лист стоимостью в 25 чентезимо
франкировал пересылку отправления на
расстояние от 15 до 35 миль. И самый дорогой из
всех трех - позволял беспрепятственно
послать сообщение в поселки, находившиеся
за 35 миль от предполагаемого места
отправления. В обиходе "маленькие
лошадки" просуществовали почти
восемнадцать лет, вплоть до 1836 года. На севере Европы также
предпринимались попытки упрощения и
улучшения почтового дела. В 1823 году
шведский офицер по имени Трефенберг внес в
шведский парламент Риксдаг проект почтовой
реформы, состоящий из многих пунктов, один
из которых предполагал выпуск и введение в
обращение "портчартов" - специальных
листов бумаги для писем с указанием
полученной суммы за пересылку знаков
почтовой оплаты. Однако ввиду того, что
автор проигнорировал унификацию расчетов
вне зависимости от вида, веса и расстояния
пересылки, проект Трефенберга был отклонен
из-за сложности его реализации на практике. Примерно схожую судьбу
разделил и проект еще одного энтузиаста
почтовой реформы, словенца Кошира из
Любляны. В 1835 году Кошир направил
разработанный им проект почтовой реформы,
предполагавший в ходе упрощения
действующей почтовой системы Австро-Венгерской
Империи введение в Вене оплачиваемой
квитанции-марки. Однако после длительного
изучения предложений помощника почтового
счетовода Лоренца Кошира, его проект был
отклонен, как практически неосуществимый. А тем временем, южнее
Любляны, в Греции, недавно освободившейся
от гнета Османской империи, почта уже
функционировала по-новому. Там в 1831 году
появились реальные предшественницы
будущих почтовых марок, представлявшие из
себя небольшие бумажные карточки с
напечатанной на них жемчужной диадемой,
окружавшей цифру "40" - означавшую
продажную стоимость в сорок лепт с тем,
чтобы ее затем можно было использовать для
оплаты пересылки корреспонденции между
Афинами и Пиреем. Самое раннее из трех
дошедших до наших дней писем,
подтверждающих подлинность хождения этих
марок имеет карандашное гашение от 25 ноября
1840 года, что на целых 208 дней позже, чем самый
ранний оттиск штемпеля на первом знаке
почтовой оплаты - знаменитом "Черным
пенни" Роуленда Хилла, с именем которого
связано немало интересных, порой
легендарных, историй. Рассказывают, во время
одного из своих путешествий Хилл, будучи в
начале своей необычной карьеры скромным
сельским учителем, заночевал на постоялом
дворе небольшого ирландского городка.
Проснувшись утром и выйдя во двор, Хилл стал
свидетелем трогательной сцены, участниками
которой были гостиничная служанка и
постучавшийся в ворота почтальон, хотевший
вручить адресованное ей письмо. Но девушка
отказалась, заявив, что не имеет денег на
его оплату. Посочувствовавший учитель,
предложил симпатичной служанке взять у
него шиллинг и отдать почтальону, но та
вспыхнув, поблагодарила доброго сэра, но
наотрез отказалась от его искреннего
предложения. А когда почтальон отошел уже
довольно-таки далеко от места их беседы,
смущенная девушка призналась Хиллу, что она
договорилась со своим женихом, уехавшим
куда-то на заработки, что они будут давать
друг другу весточки самым экономным
способом, посылая по почте сложенные пустые
листы бумаги, на которых помимо адреса
будут еще стоять миниатюрные понятные лишь
им двоим условные знаки. А поскольку по
действовавшим в те времена почтовым
правилам оплату за любую корреспонденцию
производил получатель, то осуществлению их
замысла препятствий никаких не
существовало. А дальше, гласит легенда,
Хилл задумался, сколь много казна теряет от
такого несовершенного порядка и, забыв об
ожидавших его делах и подлинной цели
путешествия, весь погрузился в составление
текста проекта почтовой реформы, который он
и опубликовал в 1837 году. Однако, если рассказанная
история в действительности и имела место в
биографии Роуленда Хилла, то
наблюдательный молодой человек не мог и без
того не заметить к скольким ухищрениям,
помимо отдельных влюбленных, прибегают
целые гильдии купцов, ведущих обширную
деловую переписку. Так, по откровенному
признанию одного из них, проживавшего в
Глазго, из 7929 писем, полученных им в течение
всего 1836 года, лишь за 2068 почта получила
причитающуюся ей пошлину, остальные, как
сегодня сказали бы, пришли к нему "левым
путем", или, выражаясь более галантным
языком XIX века - "пришли с оказией". "Оказией" на языке
делового человека XIX века был следующий
способ пересылать письма: отправитель,
вооружившись солидным листом почтовой
бумаги, писал на нем несколько писем, но
посылая их одному адресату, как единое
отправление, с припиской, кому какое тот
должен будет разнести по соседству. Обиды
здесь никакой или особого одолжения не было
и в помине, поскольку и сам отправитель
постоянно оказывался получателем и
распространителем аналогичных,
приходивших к нему посланий. Это и побудило английского
парламентария Сэмюэля Робертса, мыслящего
государственными категориями, потребовать
введения единого по всей стране тарифа за
пересылку простого письма в один пенни. А в
1834 году независимо от идей Робертса другой
англичанин, Чарльз Найт - газетный издатель
и книготорговец, внес предложение, чтобы
для упрощения пересылки газет ввести в
обращение специальные однопенсовые
конверты. Однако оба этих предложения были
проигнорированы почтовым ведомством
Соединенного Королевства, и тем не менее
была учреждена в 1835 году специальная
парламентская комиссия по реформе
почтового дела. Одним из ее членов стал
Роуленд Хилл. И вот, 6 января 1837 года из
печати выходит брошюра Роуленда Хилла,
озаглавленная "Реформа почтового
ведомства, ее значение и осуществимость",
вобравшая в себя не единичные предложения,
а целый комплекс идей по упрощению
почтового дела и созданию действительно
доступной для широких слоев населения, а
значит, и более выгодной для государства в
целом почты. В качестве основных идей,
выдвигаемых Хиллом, фигурировало введение
единого по всей стране тарифа за пересылку
простого письма вне зависимости от
расстояния, но весом не более половины
унции, т.е. около 15 грамм, в один пенни. При
этом оплату должен был осуществлять не
получатель, который, как показывала
практика, имел все основания отказаться от
адресованного ему послания, а отправитель.
Более того, платить должны были все,
прибегавшие к услугам государственной
почты, а значит, своих привилегий в этом
лишались как многочисленные придворные,
так и члены парламента, нередко из чувства
дружбы или иных более корыстных мотивов
посылавшие письма своих знакомых. Один из пунктов брошюры
гласил, что предварительная оплата
почтовых услуг должна осуществляться с
помощью "маленьких кусочков бумаги,
достаточных для того, чтобы на них
поставить почтовый штемпель, и покрытых с
одной стороны клеем, дающим возможность
после увлажнения прилепить их к письму".
Именно это, несомненно, первое, а значит, и
классическое определение почтовой марки
вызвало самую бурную критику в адрес Хилла.
Королевский генеральный почтмейстер
отзывался о хилловском предложении, как о
"самой необыкновенной из всех
сумасшедших выходок", его коллега,
секретарь лондонского почтамта,
категорически отверг предложение Хилла как
заведомо "неосуществимое". В Палате
общин опубликованную брошюру сравнивали с
уличной болтовней, а Палата лордов вынесла
вердикт, что "подобный вздор только для
доверчивых глупцов". Парламент вернулся к
обсуждению дискутируемого предложения
Хилла, и 23 ноября 1837 года Палата общин
учредила специальную комиссию для его
всестороннего изучения, а 17 июля 1838 года в
качестве пробного мяча был рекомендован
двухпенсовый почтовый тариф за одноунцевое
отправление. В итоге в 1839 году проект Хилла
был принят, а 10 января 1840 года королева
Виктория скрепила своей подписью Закон о
введении нового почтового тарифа и
соответствующих ему мероприятий и
нововведений, одним из которых и стал в
самом скором времени выпуск первых
почтовых марок. И так, с началом 1840 года
стоимость пересылки писем до 1/2 унции
составляла 1 пенни, до 1 унции - 2 пенса с
учетом того, что каждая последующая полная
или неполная унция оплачивалась при
пересылке отправления в 2 дополнительных
пенса. Максимальный вес принимавшегося к
пересылке почтой отправления был ограничен
16 унциями, т.е. примерно одним фунтом. Новым тарифам должны были
соответствовать и новые "почтовые
наклейки" - "Post Offic Label" - так в Англии
первоначально называли почтовые марки. Конкретные работы по
созданию будущих марок Хилл начал сразу же
после исторического для него решения
Палаты общин об учреждении комиссии. В 1837
году лондонская "Таймс" объявила
конкурс на лучший проект почтовой марки;
всего собралось около 2700 разнообразных
проектов, среди которых оказалось много
самых невероятных. Так, например, один из
них представлял будущую марку размером со
стандартный конверт, воспроизводящую
государственный флаг, в середине которого
отводилось место для написания имени и
адреса получателя. В итоге после долгих
споров финалистом стал Бенджамин Чевертон,
проект которого предполагал
воспроизведение портрета королевы, но не
столько из верноподданнических чувств,
сколько из желания обезопасить будущие
марки от вероятной подделки. Как писал сам
Чевертон, "когда глаз человека привыкает
к восприятию черт определенного лица, любое
отклонение от нормы будет сразу же заметно.
В этом случае бросится в глаза изменившееся
общее впечатление от портрета, а не
различие в шрифте, буквах или орнаменте.
Может быть, трудно будет сказать, в чем
именно различие между двумя портретами, но
оно немедленно будет замечено". Не
исключено, что помимо этого
прагматического довода победа Чевертона
была предопределена общим видением Хилла
своего детища. И тем не менее, несмотря на то
что жюри конкурса одобрило предложение
Чевертона, его проект не был принят
полностью, а был отправлен на дальнейшую
скрупулезную доработку. В качестве основы сюжета
будущей марки был взят портрет королевы
Виктории с гравюры Уильяма Уайона, которую
он выполнил для памятной медали 1837 года,
выбитой по случаю посещения королевой
лондонской ратуши. Именно с этой медали
график Генри Корбул скопировал королевский
профиль, а уже затем граверы Чарльз и
Фредерик Хиты завершили начатую работу,
которую затем передали в типографию. Выбор
пал на типографию "Перкинс, Бэкон энд
Петч". По согласованному решению
будущие марки должны были быть отпечатаны в
технике высокой печати, поскольку она
оказывалась относительно дешевой и
дополнительно предохраняла от возможности
подделки. Именно этим обстоятельством
долгое время мотивировалось участие не
одного, а двух мастеров: отца и сына Хитов в
создании гравюры для будущей марки, но
полвека спустя, в 1890 году, на первой
лондонской филателистической выставке
демонстрировался пробный оттиск с
указанием, что его автором был Фредерик Хит,
поскольку по архивным данным фирмы "Перкинс,
Бэкон энд Петч" значилось, что счет на
изготовление формы был выписан именно на
его имя. И все же в значительно большей
степени прославились не Хиты, а другой
гравер - Уильям Хемфри. С его именем связано
рождение так называемой ретуши Хемфри,
появившейся через 14 лет, когда к 1834 году
печатная доска из-за ее интенсивного
использования местами стерлась так, что
требовалась специальная реставрация.
Работа взявшегося за восстановление
изношенной доски Хемфри отличалась таким
совершенством, что без длительного и
тщательного изучения новых оттисков в
сопоставлении с первоначальными следы
поправки оказывались неуловимы. Немало хлопот типографии
доставил подбор соответствующей бумаги и
красок, но особые волнения доставил клеевой
слой на оборотной стороне марок. Недаром 22
апреля, за несколько дней до выпуска марок в
продажу, рабочие "Перкинс, Бэкон энд Петч"
публично признавались: "Вот уже пять дней
мы занимаемся нанесением клеевого слоя на
марки, и трудности, с которыми мы
столкнулись, не поддаются описанию". Но вот наконец 1 мая 1840 года
Роуленд Хилл с законной гордостью записал в
своем дневнике: "В первый раз марки
выпущены сегодня для населения. Страшная
суматоха на почтамте". И хотя официальной датой
почтового обращения "Черного пенни" -
так любовно коллекционеры прозвали первую
марку за ее цвет и номинальное достоинство -
считается 6 мая 1840 года, все же
коллекционеры обнаружили конверт с
наклеенной на нем маркой и датой гашения 2
мая. Каким образом этот факт имел место -
загадка, но подлинность находки ни у кого
придирчиво исследовавших ее не вызвала
сомнения. В итоге уникальный загадочный
конверт был выставлен на аукцион
Британским королевским филателистическим
обществом и сразу же приобретен с торгов
одним из его членов. Через несколько дней после
"Черного пенни" в обращение была
пущена вторая английская марка, также скоро
удостоившаяся имени собственного: "Синий
двухпенсовик". Одновременно с ними в
продажу поступили две "цельных вещи":
черный, достоинством в один пенни и
двухпенсовый синий франкированный
конверты, которые по имени их создателя
получили имя "конвертов Малреди". Из-за известной критики в
адрес предложенных им марок Хилл
параллельно с ними считал целесообразным
выпустить специальные конверты,
приобретение которых по аналогии с марками
оплачивало бы будущее отправление в них
корреспонденции. Более того, сам Хилл с
большим доверием и нескрываемо большей
симпатией относился к параллельно вводимым
конвертам. Как и в истории с марками,
на лучший проект будущего конверта был
объявлен конкурс, победителем которого
стал модный в свое время художник-иллюстратор,
ирландец по происхождению, Уильям Малреди,
приглашенный к участию лично министром
финансов Соединенного Королевства.
Несмотря на то что проект Малреди вызвал
общее восхищение конкурсной комиссии,
когда отпечатанные конверты поступили в
продажу, то в отличие от новомодных марок их
практически никто не желал приобретать. Много лет спустя в Англии
были обнародованы сборники-брошюрки,
содержащие полную подборку из 47 карикатур
на невезучий конверт Малреди, который в
силу ограниченного периода хождения
сегодня крайне редко встречается прошедшим
почту и высоко ценится всеми филателистами
мира. Притягательностью
обладают и две первых английских марки, из
которых "Синий двухпенсовик"
значительно реже и дороже, поскольку тиражи
"Черного пенни" из-за массовой
рассылки обычных писем были намного больше.
Однако безупречный негашеный экземпляр "Черного
пенни" сегодня столь же лакомый
аукционный товар, что и многие другие
редкости филателии. Особо ценятся пары,
тройки и более крупные фрагменты печатных
листов "Черного пенни" и "Синего
двухпенсовика", поскольку в свое время
никто не собирался запасаться впрок
марками, доступными для покупателей в любом
почтовом окошке. Да и цена полных листов
была по тем временам весьма высокой: один
или соответственно два фунта стерлингов. Старая английская
денежная система делила один фунт
стерлингов на 20 шиллингов, каждый из
которых состоял из 12 пенсов. Исходя из этого,
а также из потенциального удобства учета
проданных листов, Хилл предложил, чтобы
печатный лист состояли из 240 марок: по 12 штук
в каждом из 20 горизонтальных рядов. А чтобы
еще больше обезопасить марки от
фальсификаторов, Хилл предложил каждую из
них отметить своими особыми буквенными
литерами, четко фиксировавшими место
почтовой миниатюры в печатном листе. В
итоге родился так называемый "алфавит
пенни", когда все 12 марок верхнего ряда
имели в обязательном порядке в нижнем левом
углу литер "А", а в правом
соответственно от "А" до "L", в то
время как по вертикали литеры менялись от
"А" до "Т". В двойственности простой
до наивности на первый взгляд идее Хилла
убедились лишь полтора столетия спустя,
когда советский художник Владислав Коваль
"попался", воспроизведя на
отечественных памятных марках, выпускаемых
к 150-летию "Черного пенни", литеры,
которых никогда в природе и не существовало.
Пока суд да дело, значительное количество
марок попало в продажу, а когда
коллекционеры подняли шум, высмеивая
чиновников Минсвязи, обнаружилось, что
художник сделал это преднамеренно,
зашифровав "алфавитом Черного пенни"
инициалы близких ему женщин. В итоге, чтобы
не создавать нездоровый ажиотаж с изъятием
ошибочных марок, Минсвязи поступило мудро,
выпустив повторный, уже с исправленным "алфавитом
Черного пенни", тираж. Однако со временем
первоначальных предосторожностей
английским чиновникам показалось
недостаточно, и начиная с 1858 года (года,
когда первая почтовая марка вышла в
обращение в Российской Империи) на
английских марках литеры стали печатать во
всех четырех углах. При этом в верхних
печатались те же литеры, что и в нижних
углах, но в обратном порядке. Таким образом, первым
филателистам, не избалованным еще
разнообразием эмиссионной политики
почтового ведомства, была предоставлена
великолепная возможность подбора всех
возможных буквосочетаний, в результате
чего в их альбомах выстраивались
реконструированные печатные листы
первенцев мировой филателии, которых до
поры до времени так и не удавалось
обнаружить. Однако в середине XX века
неожиданно всплыл полный неразрезанный
лист "Черного пенни", правда
значительно попорченный временем, но по-настоящему
оригинальный! Кстати, уже через год после
выхода "Черного пенни" в недрах
почтового ведомства созрел настоящий
скандал. Дело в том, что используемая для
печати краска оказалась недостаточно
стойкой и, по мнению чиновников, была
уязвима для фальшивомарочников. В
результате с 1841 года вместо черной краски
однопенсовые марки стали печатать красной.
Так родился "Красный пенни". И тем не менее высокое
качество глубокой печати надежно
гарантировало почту от подделок. Однако уже
через два года огромные тиражи почтовых
марок повлекли за собой и значительные
расходы на относительно недорогое
производство. Возникла необходимость
удешевления печати при сохранении гарантии
предохранения марок от возможных подделок.
Таким приемлемым способом оказалась
типографская печать, предложенная фирмой
"Томас Де ля Рю", пришедшей в
изготовлении марок на смену "Перкинс,
Бэкон энд Петч". Чтобы продемонстрировать
возможности предлагаемого способа печати,
гравер "Томас Де ля Рю" Генри Арчер в 1850
году совместно с другим сотрудником фирмы
Робертом Бранстоном изготовили методом
типографской печати копии "Черного",
"Красного пенни" и "Синего
двупенсовика", увидев которые и оценив по
достоинству возможности конкурирующей
фирмы, почтовые чиновники приказали их
немедленно уничтожить. Тогда Арчер и
Бранстон вновь решили продемонстрировать
реальные преимущества по стоимости
изготовления, не в ущерб качеству, своего
метода печати, изготовив так называемую
пробную марку с портретом принца Альберта,
получившую название у филателистов "Принц
консорт", снабдив ее двумя миниатюрными
литерами "I" и "Д"? Что
соответствовало расшифровке имени
Джуберта де ля Борте - лучшего гравера фирмы,
с которым неоднократно заключались
договоры на изготовление различных ценных
бумаг. Тем самым мастера "подстраховались"
в глазах придирчивых чиновников, от решения
которых зависела передача выгодного как
для почты, так и для фирмы заказа от "первопечатников"
марок к их более экономным конкурентам. Пока же за стенами фирм
решался вопрос о будущем печати марок,
английские обыватели впали в панику: кто-то
пустил слух, что приклеивание марок с
использованием для этой процедуры языка
крайне опасно, поскольку составляющие
ингредиенты марочного клея неизбежно
приводят к раку языка! Спасло лишь
вмешательство авторитетного Чарлза
Диккенса, опубликовавшего в журнале "Хаусхолд
Ворлдс" фельетон "Великий секрет
британского клея", содержавший в себе
информацию "Отчета специального
комитета по почтовым маркам", в котором
говорилось, что составными частями
марочного клея являются картофельный и
пшеничный крахмал в смеси со столярным
клеем. На протяжении почти
четверти века, с момента введения в обиход
почтовых марок и до 1864 года, Хилл был связан
с деятельностью почтового ведомства,
занимая в его стенах различные посты от
обычного секретаря до генерального
почтмейстера. Когда же он вышел в отставку,
королева наградила Хилла орденом Бани,
пожаловав ему титул баронета, что
автоматически прибавляло к имени
дворянскую приставку "сэр". И надо
заметить, что дело сэра Роуленда Хилла
заслуживало высокой награды. Ведь за
истекшие четверть века функционирования
почты по предложенным им принципам
количество пересылаемых писем возросло с 76
до 642 миллионов! Вот почему после своей
кончины сэр Роуленд Хилл был удостоен чести
быть похороненным в Вестминстерском
аббатстве - пантеоне великих англичан,
напротив отца паровой машины Джеймса Уатта.
И все же нашлось немало
людей, обвинявших Хилла в плагиате и
претендовавших на собственное отцовство
почтовой марки. Самым известным из них был
Джеймс Чалмерс, вынашивавший идею почтовой
марки еще с 1834 года и в 1837 году подавший
через своего друга - депутата Палаты общин
Роберта Уоллеса предложение в комиссию,
занимавшуюся уже рассмотрением проекта
Хилла. После смерти последнего его сын,
Пирсон Хилл вел длительную тяжбу с сыном
Чалмерса, Патриком за право "доброго
имени". В дальнейшем тяжбу продолжили
внук Чалмерса с внучкой Хилла, конец чему
был положен обнародованием обнаруженного
собственноручного письма Джеймса Чалмерса
Роуленду Хиллу от 18 мая 1840 года, в котором
отправитель полностью признавал приоритет
Хилла, подчеркивая, что возникшее
недоразумение связано прежде всего из-за
его недостаточной осведомленности о
деятельности Хилла. На сегодня все.
|
Филателисты -
известные соотечественники:
Филателистические
рекорды из книги рекордов Гиннеса: Самый большой размер Специального назначения 247,5 х 69,8 мм. Срочная доставка. Китай. Выпущена в 1913 г. Самый большой размер стандартной марки 160 х 100 мм. Маршаловы о-ва. 70 центов. Выпуск от 30 октября 1979 г. Самый маленький размер 8 х 9,5 мм. 10 центов и 1 песо. Колумбия. Выпуск 1863-1866 гг. Самое высокое достоинство в мире 100 ф.ст. Красная и черная. Георг V. Кения. Выпуск 1925-1927 гг. Самое низкое достоинство в мире 30000 пенге. Венгрия. Выпущена в 1946 г. , когда 1 млн. пенге = 1 пенни.
Один французский типолог утверждал, что существует только два вида людей: художники и разбойники. Он думал так до тех пор, пока не попал в клуб филателистов. И тогда француз пополнил свою классификацию еще одной разновидностью — коллекционеры. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||