Февраль 2001 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
14
|
16
|
17
|
18
|
||
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
||
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://post-stamps.livejournal.com
Открыта:
23-01-2001
Адрес
автора: rest.hobby.cphilatelyam-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Страна Филателия Страна Филателия № 5 -2001
№ 5 - 2001 года.
Здравствуйте!
Цель этой рассылки- это ознакомление и пропагандирование
такого хобби как филателия. Я рекомендую Вам ознакомится с предыдущими
номерами рассылки. Информация для рассылки берется из различных источников
- интернет, печатная пресса, специализированная литература, сообщения филателистов
и конечно собственная информация. Почти вся информация для раздела "основы"
берется из многочисленной специализированной литературы выпущенной до 1990
года, а поэтому мне в принципе добавить от себя почти нечего.
Мой опыт показывает, что большинство даже взрослых людей (кому сегодня за 25-30) мало знают о коллекционировании почтовых марок и самих марках. Эту ситуацию можно сравнить с айсбергом, большую часть айсберга не видно и размер ее неизвестен. Общепринятое мнение многих людей это мнение о коллекционировании марок как о детском занятии, но это мнение по меньшей мере неверно.
Любили собирать почтовые марки очень многие известные люди - физиолог И. Павлов, полководец М. Фрунзе, полярник Э. Кренкель. Франклину Рузвельту принадлежала самая значительная коллекция, и президент США частенько предпочитал чтению государственных бумаг рассматривание редких экземпляров марок. Большую коллекцию марок имел и премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. Николай II тоже интересовался марками. Фредди Меркури был страстным коллекционером марок.
Из ныне здравствующих известных людей по моим данным сегодня
собирают и коллекционируют марки:
* Соотечественники- Борис
Натанович Стругацкий (?), Анатолий Карпов (шахматы), Сергей Ястржембский
(портреты политиков),
Андрей Малахов ведущий программы
Доброе утро по ОРТ (Новый год) , Сергей Чиграков - музыкант Чиж и К (?).
* Иностранцы - Винтон Серф (разработал
протокол TCP/IP).
Оглавление.
Основы.
Международный ответный купон.
Филателия.
Выставка "XX век в частных коллекциях".
Конверт с дракулой.
Недавние события в мире.
Ленин на новых марках Бельгии.
Ленина изъять!
Страницы истории.
Раритеты и коллекции.
За рубежом.
Коллекция спасена... но не для России.
Осторожно ЛСД!
Ссылки.
Марки с Австралийская флорой.
Основы. (в оглавление)
Международный ответный купон.
I R C - КАК СРЕДСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ РАСЧЕТОВ. (печатаю с небольшими сокращениями).
Во многих странах существует документ, носящий название
"Почтовые правила (кодекс)", один из параграфов которого гласит: "В оплату
международной корреспонденции могут приниматься международные
ответные купоны, выпускаемые "Международным бюро Всемирного
почтового союза (ВПС)". Этот купон в обиходе носит название
IRC (сокрашенно от "International Reply Coupon"), хотя на самом купоне
-
по-французски (официально принятый для общения язык в
рамках ВПС) на его лицевой стороне он обозначен как: COUPON - REPONSE
INTERNATIONAL.
ВПС, созданный в 1874 году, с самого начала своего существования делал попытку создания единой почтовой марки для стран - своих членов, но из этого ничего не вышло. И только на Всемирном почтовом конгрессе (г. Рим, 1906 г.) было принято решение ввести в обращение IRC. Монополия на их изготовление (сохраняется и по сегодняшний день) была предоставлена швейцарской типографской фирме "Берцингер и Ко", расположенной в городке Эйнзидельне.
Первые купоны поступили в обращение 1 ноября 1907 года и, кстати, сразу стали предметом профессионального их коллекционирования. IRCs стали получать условные названия от городов, где проходили очередные конгрессы ВПС и на которых утверждались их новые образцы. Так купоны "Рим" имели "хождение" с 1907 г. по 1929 г., "Лондон" - с 1930 г. по 1966 г., "Вена" - с 1967 г. по 1974 г. и, наконец, "Лозанна" - с 1975 г. по настоящее время. Надписи на титульной стороне IRC всегда были и есть только на французском языке (об этом говорилось выше), а на оборотной его стороне - на нескольких, дублирующих свое текстовое содержание, изложенное на титульной стороне ("Рим" и "Лондон" были на четырех языках: немецком, английском, испанском и итальянском. Начиная с "Вены" - стали на шести языках : немецком, английском, испанском, арабском, китайском и русском). Эта особенность "привязана" к официальным языкам общения в рамках ООН.
Начиная с 1992 г. появились две разновидности "Лозанны" (т.н. "авиа" и "наземные"), которые несколько отличаются друг от друга по определению их назначения. Текст на "авиа" (в правом верхнем углу этот IRC имеет обозначение "СN 01 (ancien C 22) гласит: "Этот купон обменивается во всех странах Всемирного почтового союза на одну или несколько почтовых марок, представляющих минимальную стоимость оплаты приоритетного отправления или простого письма, отправляемого за границу в о з д у ш н ы м путем". Текст же на "поверхностном" (имеется в виду поверхность Земли: суша, море и т.д.), а он в правом верхнем углу имеет обозначение "С 22", гласит: "Этот купон обменивается во всех странах Всемирного почтового союза на одну или несколько почтовых марок, представляющих минимальную стоимость оплаты простого письма, отправляемого за границу н а з е м н ы м путем". Выделенные мною в тексте различия говорят сами за себя.
Ежегодно печатаемые тиражи купонов зависят от поступающих суммарных заказов почтовых ведомств стран-членов ВПС. Так, например, в 1986 г. для Самоа их было отпечатано всего 500 штук, а для ФРГ - 1 млн. Всего же в тот год их тираж для 69 стран составил 5.299.300 штук. Раньше страну-заказчика можно было определить по надпечатке в средней части IRC, в которой печаталась его номинальная (на момент выпуска) стоимость (например: 95 cents - для США, 1800 Lire - для Италии и т.д.). Появлялись купоны, которые почтовые ведомства одних стран "перекупали" у других и затем самостоятельно делали свои допечатки их номинальной стоимости. В связи с девальвацией, инфляцией, изменением почтовых тарифов или названия валюты появлялись IRCs с соответствующими пометками и дополнениями. Иногда это делалось либо надписью прямо от руки, либо наклейкой на недостающую сумму погашенных почтовых марок.
В последние годы подавляющее большинство стран для своих нужд стали заказывать купоны "чистыми", т.е. абсолютно единого образца без всяких надпечаток его номинальной стоимости.
Как же происходит "классическмй" кругооборот IRC, объясняющий
его прямую суть и назначение? Приобретая в своем почтовом отделении
разновидность необходимого ему купона, покупатель оплачивает его как номинальную
стоимость, так и стоимость его изготовления. При этом почтовый работник
купон "полугасит", т.е. ставит в левой нижней его части почтовый штамп
- штемпель (правда, бывают случаи, когда купоны, в нарушении единых
правил ВПС, поступают корреспонденту либо без штампа, либо он проставлен
в правой нижней его части). Данные нарушения правил ВПС теоретически,
а часто и практически для коротковолновиков могут иметь негативные
последствия (см. ниже по тексту). Получая письмо, IRC сдается в свое
почтовое отделение и взамен его получателю выдается соответствующая
почтовая марка данной страны (и только она, а не ее денежный эквивалент).
При этом почтовый работник производит операцию полного "гашения"
купона, проставляя в правой нижней его части штамп-штемпель. В последующем
почтовое ведомство все погашенные купоны пересылает в почтовые ведомства
стран, где они были первоначально проданы, и получает взамен их валютную
номинальную компенсацию. К сожалению, пока
почтовые ведомства государств-СНГ официально IRCs для
своих нужд не заказывают и поэтому официально их купить на почте
либо невозможно, либо (уже в некоторых государствах СНГ) можно только по
коммерческому курсу.
Филателия. (в оглавление)
Выставка "XX век в частных коллекциях".
В Центральном государственном музее связи им. А.С. Попова по адресу г. Санкт-Петербург, Почтамтская ул, д. 7 на этой неделе открывается филателистическая выставка "XX век в частных коллекциях" (с 22 по 25 февраля). В музее связи им. А.С. Попова важнейшей составляющей является Отдел знаков почтовой оплаты, в котором хранится Государственная коллекция ЗПО, насчитывающая 8 млн. ед. хранения среди которых редчайшие экспонаты (например, первая российская почтовая марка).
Что особенного в этих зубчатых клочках рисованной бумаги? Кто вообще обращает на них внимание, кроме филателистов? Но втянутые в вихри человеческих отношений, в энергоинформационное поле человечества, обыкновенные почтовые марки приобретают непостижимым образом предзнаменовательные свойства. Точно такие же, как... Впрочем, пусть над этим размышляют философы и психологи. Но вот факты...
Тайна гибели полярного летчика Сигизмунда Леваневского и его экипажа во время трансполярного перелета в Америку занимает умы аналитиков более шестидесяти лет. За два года до его исчезновения в небе Арктики наркомат связи выпустил филателистическую серию из семи марок "Герои СССР". Среди них была почтовая миниатюра, посвященная отважному летчику. Но если лица всех остальных шести героев были, как и положено, обрамлены двумя лавровыми ветвями - символами побед , то на марке с портретом Леваневского одна ветка была лавровой, а другая... миртовой, знаменующей траур. Вот что пишет по этому поводу историк Арктики Зиновий Каневский: "Что привело к досадной ошибке - на этот вопрос автор филателистического раритета, известный в мире коллекционеров марок художник, ответа так и не дал. И летчик был как бы похоронен за два с лишним года до собственной гибели". Самолет Леваневского Н-209 исчез без вести в 1937 году.
За девять лет до того итальянский генерал Умберто Нобиле дерзнул совершить полет над полюсом на дирижабле "Италия". Экспедиция, как известно, закончилась катастрофой. Фильм "Красная палатка" впечатляюще ведал о той давней, но не забытой трагедии. На борту "Италии" находилось 14 итальянцев, чешский физик Франтишек Бегоунек и молодой шведский геофизик Финн Мальмгрен. Накануне вылета дирижабля из Милана в Риме была выпущена почтовая открытка, на которой фотографии всех 16 участников полета располагались в два ряда - по восемь в каждом. Так вот потом оказалось, что все, кто попал в верхний ряд - погибли. Весь нижний ряд остался в живых.
В один год с трагедией Леваневского произошла еще воздушная
катастрофа и снова - почтовые марки. Их было много - толстая пачка блоков,
которую захватил в свой последний полет командир германского дирижабля
"Гинденбург". Захватил в качестве сувениров, постольку поскольку его чудо-корабль
был только что увековечен на почтовых миниатюрах. Германия гордилась этим
воздушным гигантом не меньше, чем Англия в год спуска на воду "Титаника".
Злые языки его так и называли - "немецким "Титаником", как бы предрекая
злосчастную судьбу. В небо еще не поднимался рукотворный аппарат таких
размеров как этот серебристый воздухоплавательный снаряд, облаченный в
жесткую металлическую оболочку. Его пассажиры располагались в комфортабельнейших
каютах с великолепным обзором заоблачных ландшафтов. К их услугам
работали ресторан и танцевальный зал. "Гинденбург" совершал
трансатлантические рейсы из Германии в США. Свой последний полет он завершил
6 мая 1937, когда, швартуясь к причальной мачте, неожиданно взорвался и
загорелся. Да простится игра слов, но роковые марки были "погашены" вместе
с дымящимися останками дирижабля...
Проходит год и снова воздушная катастрофа - на сей раз в Польше. 12 декабря 1938 года из Хохоловской долины под городом Закопане был намечен старт высотного воздухоплавательного шара "Звезда Польши". Почтовое ведомство поспешило выпустить блок, посвященный этому рекордному для страны полету. Лучше бы оно этого не делало. При подготовке к подъему вспышка статического электричества вызвала пожар. Оболочку шара охватило пламя. По счастью, стратонавты еще не успели занять свои места в гондоле. Обошлось без жертв. Злополучный почтовый блок был погашен специальным штемпелем: "Полет не состоялся". Старые филателисты наверняка припомнят немало историй подобного рода.
А вот факт новейшего времени. В 1997 году была выпущена марка, поступившая в продажу в странах европейского союза. Предназначалась она в первую очередь для коллекционеров, поэтому отпечатали ее небольшим тиражом. Думаю, что не каждый бы рискнул наклеить на свое послание марку с изображением легендарного графавампира Дракулы, оскалившего свои страшные зубы. Разве что пакет в налоговую инспекцию ею украсить или письмо любимой теще. Один мюнхенский филателист примерно так и поступил: наклеил Дракулу на конверт и отправил своей бывшей жене, с которой никак не мог разделить имущество. Перепуганная женщина не стала даже вскрывать письмо. Решила его сжечь в пепельнице. Пламя взметнулось намного выше, чем можно было ожидать. Ей вдруг померещилось, что в огне ожил призрак графа-кровопийцы, и в ужасе она сбросила пепельницу на пол. Загорелась скатерть, и вскоре запылал весь дом. После долгой тяжбы со страховой компанией, которая стояла на том, что своих клиентов от вампиров и призраков она не страхует, суд признал иск пострадавшей особы законным. Этот трагикомический курьез дорого обошелся и мужу-шутнику. Никакой компенсации за потерю дома он не получил.
Так что же такое почтовая марка? Квитанция об оплате письма?
И только? Я попросил ответить на этот вопрос специалиста в области семиотики
- науки о знаковых системах - доктора философских наук Владимира Иосифовича
Антонова. Вот что он сказал: - Почтовая марка - носитель знаковой информации,
и в этом плане она может быть приравнена к руническим табличкам, картам
Таро и другим предметам подобного назначения. Знак, ставший символом, может
нести в себе колоссальный заряд психоэнергетики, который, вторгаясь в ноосферу,
в психонергетическое поле совокупного разума человечества, производит там
не просчитываемые нами возмущения. Почтовые марки, как и
любые другие графити, можно считать "квантами" такой
энергии. Они, как необозначенные клавиши на компьютере, нажал, а что выйдет
на экране - всегда неожиданность.
Кто из нас не собирал в детстве марки? У меня и сейчас еще сохранился старый альбом. После беседы с Антоновым пролистал его заново, глядя на почтовые миниатюры иными глазами. Вот марка, посвященная полету советского стратостата "Осоавиахим". Полет этот закончился трагически для всех его троих участников. На марке не обозначен год выпуска. Неужели и она предрекла катастрофу? Дополню Антонова еще одним выводом. Действительно, велика сила знака, сила нравственная, психологическая, информационно-энергетическая. Наше имя, начертанное графически, - тоже знак. Оставляя его где ни попадя - на скале, на дереве, на подарке, на обручальном кольце или листе бумаги, - мы невольно превращаем эти предметы в игральные карты судьбы. Что же говорить об изображении человеческого лица - на фотографии, плакате, надгробном керамическом овале? Да и на почтовой марке, которая часто вместе с портретом человека несет и его имя. Так что, выбирая маркированный конверт, задумайтесь на минуту - знак беды или радости понесет его марка, его картинка вашему адресату.
Недавние события в мире. (в оглавление)
Ленин на новых марках Бельгии.Бельгия. 20 век на 80 марках.
Почтовое ведомство Бельгии выпускает 4 листа по 20 марок (первый лист в декабре 2000 года) , в которых представляет наиболее знаменитых людей, по мнению составителей серии, ХХ века, а также основные события уходящего века. Нам остается только назвать, кого изображают марки первого листа.
Папа Иоанн ХХIII, избран в 1962 году. Король Бодуэн. Канцлер Вилли Бранд, Бранденбургские ворота в Далласе. Махатма Ганди, двойной портрет. Мартин Лютер Кинг и текст его последней речи. В.И.Ленин и демонстранты с флагом и транспарантом. Эрнесто Че Гевара. Премьер-министр Израиля Голда Меир, звезда Давида. Нельсон Мандела на трибуне и за тюремной решеткой. Спринтер Дж. Оуэн, победитель Олимпиады 1936 года в Берлине. Фрагмент игры в футбол национальных команд. Победитель велогонки Тур-де-Франс бельгиец Эд. Мерск и карта Франции. Певица Эдит Пиаф, Франция, двойной портрет. Английские Битлз, 1964 г. Чарли Чаплин, в жизни и на сцене. Две почтовые марки на тему "Туризм", 1949 г. Юные путешественники. Космческий персонаж Тинтин и собака. Филателистическая эмблема.
В Бельгии уже развернулась политическая борьба по поводу выхода марки с изображением Ленина. Глава бельгийского МИДа (!) предложил изъять из обращения выпущенную недавно почтовую марку с изображением Ленина, поскольку она вызвала негативную реакцию части населения Бельгии. Не исключено, что этот вопрос будет теперь рассмотрен на заседании совета министров Бельгии. Как выяснило агентство ИТАР-ТАСС, частью населения, путем уличной демонстрации выразившей недовольство маркой, были эмигранты из России. Интересно кого еще почтовое ведомство Бельгии выпустит и как оно собирается технически изъять только одну марку из уже отпечатанных целых листов? ;) А чтоб было, а если бы эту марку выпустили в Израиле или США?
Вы заметили критерий отбора - наиболее знаменитых люди, а А. Гитлер и И. Сталин к ним ой как сильно относятся, что же будет если их тоже выпустят? А может инициаторы издания смотрят далеко вперед? Вы только представьте - выпустить такую прекрасную серию, немного попродавать, а потом изъять из обращения (даже одну марку) вот и будет раритет для филателистов. При этом убивается еще второй "заяц" - бесплатная реклама марок Бельгии на весь мир на рубеже веков и тысячелетий.
Кстати, вспомнил по случаю давнюю историю опубликованную
в старом номере Филателии:
Один житель ФРГ решил подшутить и по-моему еще во времена
холодной войны изготовил небольшое количество почтовых марок с Лениным.
Эту марку он наклеил на письма адресованные тогдашним депутатам Бундестага
и отправил... Когда это заметили его привлекли к суду, но немец оправдывался
тем что он не указал на марке номинал и паралельно с ней наклеил настоящую
марку по тарифу... Интересно то, что только один или два депутата заметили
что им наклеили на конверт - может они были филателистами? :)).
Страницы истории. (в оглавление)
Раритеты и коллекции.
Коллекционирование почтовых марок возникло почти одновременно с их появлением на свет. Нашлись люди, которые оценили художественные качества марки как произведения миниатюрной графики. Такое коллекционирование оставалось безымянным до 1864 года, когда француз Жорж Эрпен предложил называть собирание марок филателией от двух греческих слов philеO (филел) - люблю и atеleia (ателея) -
освобождение от платы. Сегодня филателией увлекаются миллионы людей. Национальные союзы филателистов созданы более чем в 60 странах, и в том числе в России. Н. КУДРЯШОВ.
Самые известные филателистические редкости - первая марка на свете "Черный пенни" и легендарный раритет "Голубой Маврикий" со своей знаменитой перепутанной надписью год назад впервые побывали в Москве на первой Всемирной филателистической выставке в Манеже. Для филателистов это было осуществление мечты - увидеть воочию "Пенни" и "Маврикия". Еще эти крохотные бумажные квадратики: один - темно-серого, другой - голубого цвета - вызывали интерес у посетителей своей стоимостью. Например, в 70-х годах одна из американских филателистических фирм продала конверт с двумя "Маврикиями" за 380 тысяч долларов, установив тогда наиболее высокую цену этих марочных редкостей. Сейчас уже превзойден этот потолок, к которому даже близко не подступают другие мировые филателистические раритеты.
Лишь российская почта имеет редкости, которые вполне сравнимы
по коллекционной значимости с "Пенни" и "Маврикием". Как известно, первая
почтовая марка появилась в Англии в 1840 году. Через восемь лет, 1 декабря
1848 года, в Петербурге начали обращаться так называемые "штемпельные куверты"
- конверты городской почты с круглыми штемпелями - подобием почтовой марки.
"Штемпельные куверты" играли ту же служебную роль, что и нынешние маркированные
конверты. Самая же первая почтовая российская марка вышла в обращение 1
января
1858 года. В центре бумажного вертикального прямоугольника
без зубцов размещался овал, в нем - государственный герб - двуглавый орел.
Под гербом была изображена эмблема почтового ведомства - скрещенные почтовые
рожки, а вокруг шли надписи "Почтовая марка" и "10 копеек за лотъ". Вес
тогдашних писем измеряли особой весовой единицей - лотом, равным трем золотникам
или 12 граммам.
Вслед за первой маркой появились еще три - с тем же рисунком, но других достоинств, на бумаге с водяными знаками. Эти знаки почтовой оплаты отличаются настолько высоким качеством исполнения, что коллекционеры с момента выпуска по сей день считают их самыми красивыми двухцветными марками в мире.
Первые русские марки чрезвычайно редки, особенно те, что
наклеены на конверты и проштемпелеваны, что как раз ценят современные собиратели.
Дело в том, что длительное время значительная часть почтовой российской
корреспонденции обходилась без марок. Послания за границу, а также заказные
и ценные письма, ходимые в стране, оплачивались наличными, при отправке
на такую почту не клеили марки. Кроме того, не подлежали почтовой оплате
и потому обходились без марок пересылаемые бумаги государственных и официальных
учреждений, переписка по больничным и церковным делам.
Еще соперничали с марками штемпельные конверты. Часто для уменьшения веса
деловые письма писали на тонкой бумаге и запечатывали в конверты со штемпелем,
не нуждавшиеся в марках.
Свою роль сыграли и исторические события. В пору революции
ушли в небытие многие фамильные архивы, где, вполне вероятно, могли находиться
конверты с марками первых выпусков. Изобиловавшие в послереволюционной
России всяческие конфискации, реквизиции, обыски, изъятия погубили немало
архивов. Наконец, две мировые войны, прошедшие по России, тоже уничтожили
архивы. В итоге, по подсчетам коллекционеров, сохранилось 300 писем с первой
русской почтовой маркой, 15 писем с маркой третьего выпуска и всего 10
- с маркой четвертого выпуска. Поэтому первые марки царской России считаются
редчайшими, сравнимыми, по мнению крупных
филателистов, "с легендарными и весьма дорогими раритетами
малых островов бывшей Британской империи или подобными марками других стран".
Почти за 60 лет, с 1858 по 1917 год, Россия выпустила
133 разновидности почтовых марок, отличающиеся цветом и достоинством. Сюжет
же рисунка был одинаков: Государственный герб России. Это правило менялось
лишь трижды: в 1905 и 1914 годах выпустили благотворитель ную серию и один
раз - в 1913 году - подготовили юбилейный выпуск. Тем не менее общее количество
разновидностей почтовых марок, обращавшихся в старой России, достигает
трех тысяч. Большая их часть - около 2,5 тысячи - марки земской почты,
которые считают
чисто российским явлением, поскольку подобных знаков
почтовой оплаты не знали другие страны.
Особые российские марки родились благодаря земской реформе 1864 года. До этого момента государственная почтовая служба охватывала лишь города и уездные центры. Сюда добирались, нередко преодолевая не один десяток верст, деревенские жители, чтобы отправить письмо. Земская же почта стала доставлять корреспонденцию во все населенные пункты и регулярно доставляла письма местных жителей до ближайшей конторы почтового ведомства. Эти услуги оплачивались особыми почтовыми знаками - земскими марками, которые, наряду с государственными марками, действовали в 33 губерниях, охватывая 162 уезда. Каждый из них выпускал свои знаки почтовой оплаты для обращения только на территории уезда, и потому "собственные" марки должны были по предписаниям резко отличаться по внешнему виду от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Это и привело к чрезвычайному разнообразию форм, размеров и рисунков земских марок, чего не знали государственные почтовые марки любой тогдашней страны. Овальные марки выпускал Лужский уезд, ромбовидные - Волчанск, круглые - Васильский уезд. Одной из самых маленьких марок в мире считают первый выпуск Тамбовского земства. Лохвицы выпустили непомерно крупную марку. Почтовые знаки Котельнического земства (Кировская область) имели корешки, или купоны, которые отрывали при гашении. Сегодня филателисты считают: если найдется котельническая марка с купоном, она окажется самой большой редкостью.
Филателисты всего мира уже более ста лет испытывают интерес к русским земским маркам, которые признаны теперь самым интересным явлением, когда-либо и где-либо рожденным почтой. Еще в 1875 году в Брюсселе появилось первое исследование по русским земским почтовым маркам. Знаменитые английские каталоги Грея, Пэмбертона, Гиббонса, американский каталог Скотта отвели специальные разделы для русских земских марок.
Безусловно, обладание суперредкостями вроде "Пенни", "Маврикия" или же первой русской маркой с конвертом делает честь их владельцу, придает ему авторитет и вес. Но смысл сегодняшнего марочного коллекционирования вовсе не исчерпывается обладанием редкостями. Сейчас собирательство больше, пожалуй, выражается в яркой идее коллекции, в тщательности ее подбора и завершенности, что подразумевает непрерывный поиск, внимательность, вдумчивость и, если хотите, подвижничество.
Трудно, например, себе представить, что в наши дни можно
отыскать какие-либо письма, тех, кто ходил с Наполеоном в походы. Но французу
Альберту Филингеру удалось отыскать такие письма, и не одно-два, а десятки.
На Всемирной филателистической выставке в Москве четыре стенда заняли страницы
с выцветшими чернилами, вложенные в конверты и конвертики из плотной пожелтевшей
бумаги с остатками сургуча,
придавленного именными перстнями-печатками. На конвертах
европейские адреса - Лейпциг, Иена и более знакомые - Вильно, Витебск,
Орша, Красный, Смоленск, Вязьма, Москва. Удивительная коллекция называется
"Великая армия 1804-1814". Казалось бы, французский коллекционер сделал
невозможное - выбрал подчистую все, что могло сохраниться спустя почти
два столетия от наполеоновского военного времени. Но на выставке снова
находишь письма наполеонов ских служак, уже на семи стендах. Коллекцию
собрал немец Рольф-Дитер
Врук, назвав ее "Почта Великой армии в Германии и периода
кампании в России 1805-1813".
Разные интересы у филателистов, и разные пути они выбирают.
Поляк Веслав Начинский раздобыл, достал, собрал почту поляков, заключенных
в военные и гражданские лагеря с 1939 по 1945 год. На конвертах с горестными
посланиями немало немецких пунктов, есть и наши места, например Козельск,
откуда увозили безвозвратно пленных до Катыни под Смоленском. Прошлая большая
война не отпускает людей. Симха Блуштейн из Израиля собрала коллекцию почты
военнопленных из лагерей Германии 1939-1945 годов. Янис Озолиньш из
Латвии представил коллекцию "Блокадная почта Ленинграда".
Американец Лоуренс Шерман выбрал совсем особый путь, собирая лишь одну
марку. Она была самой ходовой в пору, когда американцы сражались с фашизмом.
Тогда в Соединенные Штаты шли письма с фронтов на Тихом океане, на севере
Африки, юге Италии, западе Франции. Штемпеля разные, а марка одна и та
же: на синем фоне американский орел с оливковой веткой мира и надпись на
английском языке: "Победи войну".
..."Крестьянин! Снимай шкуры со всех резных и палых (не
заразных) свиней. Не шпарь и не пали их! Из свиной кожи вырабатываются
хорошие кожтовары. За каждую сданную Кожсиндикату или кооперации шкуру
резной свиньи получишь по 55 копеек и палой свиньи по 40 копеек за килограмм.
За 1 кг первого сорта парного веса еще одну пару подметок бесплатно!" Этот
призыв напечатан красной краской на почтовой карточке конца двадцатых годов.
Было время, когда такие карточки с разными призывными текстами гуляли по
всей советской стране. На
одной говорилось: "Крепкие зубы - залог здоровья. Пользуйтесь
порошком "Одентин". Другая карточка убеждала: "100% реализацией шестой
лотереи Осоавиахима укрепим техническую мощь Красной Армии и техническую
мощь Осоавиахи ма". Третья карточка призывала: "Борьба за утиль - борьба
за новые социалистические фабрики и трактора. Артели и промколхозы, организуйте
сбор и переработку утиля и отходов!" Наверняка мало кто помнит сейчас в
нашей стране о таких видах почтовых отправлений. Но нашелся в Финляндии
человек с длинным
именем - Тимо Хейкки Таппани Арвелин, который не пожалел
сил и, наверное, средств, чтобы собрать обширную коллекцию почтовых рекламных
и пропагандистских карточек, выпущенных в СССР с 1927 по 1934 год. Этот
исторический штрих могли безвозвратно утратить, но благодаря филателии,
коллекционированию он сохранен, существует.
... На стендах обрывки конвертов, грязные, мятые письма. Края многих обожжены, огонь в разных местах коснулся бумаги, на которой написаны письмо или адрес. Прочитав название коллекции: "Канада: конверты, побывавшие в авиакатастрофах 1915-1978", немедленно вновь обращаешься к стендам - к следам трагедий, собранным канадцем Ричардом Мэллотом.
Кто-то добывает конверты и штемпеля, посвященные дирижаблю "Цеппелин", другой - почтовые знаки, связанные с омнибусами. Итальянец Франко Риго представил коллекцию "Венеция и вода", немец Дитер Гремер собрал марки и конверты по теме "Пивной альманах". М. Двоскин из России предложил коллекцию "Баскетбол: вчера, сегодня". Собирают марки и конверты, посвященные лошадям, собакам, птицам, крокодилам, лисам, быкам, пчелам. Есть марочно-конвертные собрания о табаке, огне, шахматах, театре, автомобиле, компьютере, оптике, минералах, рельсах, книгах или, скажем, о железной дороге, Веймарской республике или Бранденбургских воротах.
Литовец Йонас Начюнас собирает коллекцию "Полет копья", Валерий Жохов из России - "Олимпийские традиции будут жить", швед Гуннар Дахлвидг - "Музыка романтической эры", француз Феликс Альбе - "Оптика - наука освещать и измерять", китаец Джиншенг Зоу - "Китайским морем". Это калейдоскопичное разнообразие тем и сюжетов истории, культуры, науки, техники, искусства, природы еще раз свидетельствует, что почтовые марки, конверты по праву стоят на первом месте среди предметов коллекционирования. Они доступны, разнообразны, неисчерпаемы и к тому же непрерывно пополняются, что привлекает внимание миллионов людей, которые становятся филателистами.
За рубежом. (в оглавление)
Коллекция спасена... но не для России.
Забытые страницы из истории отечественной филателии
Евгений Сашенков
В НАЧАЛЕ декабря внимание филателистической Европы переместилось на время в швейцарский город Цюрих. Один из известнейших аукционных домов "Corinphila" провел в этот день крупный специализированный аукцион "Земство имперской России". Слово "земство" вошло в международный филателистический лексикон как обозначение марок русской земской почты.
Овеянные романтикой страницы истории "земства" вызывают в памяти имена филателистических знаменитостей. Знаменательно, что, если где-то заходит разговор о легендарных коллекционерах марок, ярких звездах на небосклоне мировой филателии, "прописанных" в солидных филателистических справочниках и энциклопедиях, наших соотечественников упоминают чаще всего в конкретном аспекте. То есть именно в связи с марками земской почты. Без имен Агафона и Олега Фаберже, Федора Брейтфуса, Карла Шмидта, Михаила Люпшица не обходится, например, когда издаются специальные каталоги, но больше, когда проходят аукционы всемирно известных фирм.
В шикарно изданном аукционном каталоге "Corinphila" напоминается о прошлых торгах, когда фирма выставляла земские редкости с богатой "родословной" - и вновь мы встречаем громкие имена бывших владельцев. Однако, как и на былых аукционах, сейчас начисто отсутствует Карл Шмидт... Загадка? Нет, для коллекционеров и дилеров России, посчитавших своим долгом отправиться в Цюрих, никакой загадки нет. У выдающейся, обширной коллекции земских марок, которую Шмидт начал собирать в свои петербургские годы, иная судьба: она никогда не уйдет с молотка...
Однако разберемся вначале, что же такое российская земская марка? В чем ее феномен и неожиданный интерес, взрыв интереса к ней - причем не только в нашей стране.
...Исторически сложилось так, что почтовое ведомство в Российской империи обязано было распределять корреспонденцию на пространстве в 15 верст от обоих сторон почтового тракта, преимущественно железной дороги и речного пути. Громадные пространства оставались лишенными почтового обслуживания. Назревала необходимость каких-то нововведений. Земская реформа 1864 г. и явилась ускорителем, приведшим к введению в России земской почты. Реформа прошла в цепи других важных мер - отмены крепостного права и т.д.
Среди вопросов, постепенно передававшихся государственной властью в ведение исполнительных органов местного самоуправления - уездным земским управам, было и налаживание почтовой связи. Земские почтовые конторы получали в перспективе больший оперативный простор. Государственная почта действовала параллельно, но ведь она опиралась лишь на губернские города и уездные центры. Земские управы взяли на себя заботу о доставке писем, бандеролей и денежных переводов во все места за пределами 15-верстного пространства. Вскоре уездные земства получили разрешение выпускать собственные марки. Насколько важной была миссия этих марок, можно судить по тому, что территория их хождения превышала площадь всех европейских государств, вместе взятых.
Около половины уездов воспользовалось правом на печатание марок в своих типографиях - уездных или губернских. Таких уездов насчитывалось 165. А земская почта функционировала к 1901 г. в 243 уездах 33 губерний империи. Почтовый департамент Министерства внутренних дел поставил и ограничительные условия: сами марки должны отличаться от государственных по символике, а на сумках земских почтарей нельзя изображать почтовые рожки - эмблему государственной почты. Уездные или губернские гербы - пожалуйста... Но мнимые "минусы" рождали явные плюсы. Земские выпуски выглядели привлекательнее в сравнении с монотонным однообразием марок государственной почты: рисунки большинства из миниатюр земского происхождения запоминались оригинальными орнаментами, экзотическими местными гербами, почтовой атрибутикой и даже изображениями эпизодов Отечественной войны 1812 г. Эффект непривычного графического оформления усиливала пестрая цветовая гамма. Полный набор земских марок, выпуск которых был прекращен в 1917 г., составлял более 3000 основных номеров с разновидностями.
Начиная листать забытые страницы истории, мы уже назвали ряд имен, прославившихся на ниве земской филателии. Но выбор должны будем остановить на одном! Именно на том, кто собирательство подчинил не удовлетворению только своей страсти, кто жертвовал и временем, и деньгами не только для себя - для других, для современников и потомков. Поверьте, это не громкие слова. Таким коллекционером был архитектор Карл Шмидт, в котором счастливо сочетались все эти качества. Земская почтовая марка - вот Бог, которому он поклонялся многие десятки лет. За это и вознаградила его судьба, отведя достойное место в анналах мировой филателии.
Кто же он, Карл Шмидт?
В 1935 г. в Германии на немецком языке Шмидт закончил свои воспоминания ("Lebenserin-nerungen des Architekten Carl Schmidt"), которые десятки лет спустя опубликовала его внучка. Из них мы узнали любопытный факт: будущий великий коллекционер был практически ровесником русских земских марок!
Родился он в Санкт-Петербурге в 1866 г., вскоре после переселения сюда семьи из Германии. По окончании немецкой гимназии поступил в Академию художеств, где стал "царским стипендиатом". Впоследствии талант Шмидта раскрылся на архитектурном поприще, к нему быстро пришла слава. А вначале проявились немалые способности к рисованию - сказывалась посещавшаяся им в гимназический период известная рисовальная школа барона Штиглица. Так, он победил в конкурсе на рисунок медали в честь 100-летия министерств - эскиз понравился Николаю II, а позже Шмидт стал автором служебной марки для одной из административных служб. А предметом гордости архитектора стал комплекс для одной фирмы в Петербурге - признанный образец "югендстиля". Там же по его проекту возвели комплекс зданий для придворного ювелира Карла Фаберже; в Царском Селе и Павловске - дворцы и виллы; в Твери - мост; в Ростове-на-Дону - губернский дом; в Софии - собор; в Москве - здание ГУМа... Два десятка лет отдал Шмидт Министерству юстиции и был удостоен звания действительного статского советника и почти всех орденов России.
В своих воспоминаниях Карл Шмидт отмечал, что увлечение марками пришло в семилетнем возрасте. И этой страсти оставался верен всю жизнь. Петербургский период жизни - пятьдесят пять лет! - сформировал и "отшлифовал" филателистические увлечения. На каком-то этапе, после знакомства с известными бывалыми коллекционерами и сближения с Агафоном Фаберже, окончательно определились приоритеты...
Новое стало входить в коллекционерский обиход с 1858 г. Появившиеся первые марки России, отпечатанные в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, при всей высокохудожественности миниатюр и их - говоря словами крупнейшего эксперта Збигнева Микульского - "царственной элегантности", вскоре натолкнулись на "конкуренцию" со стороны марок русской земской почты. Неведомые дотоле локальные марки (нерусский термин) привлекли внимание состоятельной публики Петербурга и Москвы.
Тогдашнее окружение Карла Шмидта вошло в историю как действительно блестящая плеяда энтузиастов отечественной филателии. Они группировались вокруг Петербургской секции Международного (Дрезденского) общества филателистов. Основателем и бессменным председателем секции был Федор Брейтфус. Он обладал лучшей филателистической коллекцией в России. И он же, одним из первых уловив ценность и провизорный характер земских марок, стал рассылать в местные земские управы - губернские и уездные - заказы на приобретение их выпусков. Причем запрашивал их листами!
Были ли особые рекорды в коллекциях собирателей земских марок? Безусловно. Вот одна из земских миниатюр 1870 г. - знаменитый тамбовский выпуск # 1 трехкопеечного достоинства. Это первенец Тамбовского уезда Тамбовской губернии, скромный миниатюрный знак, выполненный литографической печатью в голубом цвете на белой бумаге. Рисунок по тем временам традиционный - герб Тамбовской губернии. В американском каталоге 100-летней давности марка оценена в 500 долл. Сумма по тем временам огромная, если представить себе тогдашнюю денежную "весомость" американского доллара. Высоко оценивался тамбовский номер один и в других каталогах. По одному из них, изданному в 1934 г., его каталожная стоимость приравнивалась по условной и общепризнанной шкале редкостей к четырем знакам "R" (Raritat), то есть к высшей категории филателистических раритетов. Тамбовская марка известна поныне только в четырех экземплярах. Если же принять во внимание, что после этой констатации (например, в каталоге В.Херрика) прошло ни много ни мало - 65 лет и за все это время не обнаружено ни одного экземпляра, то на чудо надеяться не приходится. Видимо, время просто не пощадило тираж.
Так что же известно филателистическому миру о судьбе уцелевших экземпляров? Сегодня - практически все. Так, одна из четырех марок ныне хранится в Берлинском почтовом музее (об этом еще пойдет речь). Вторая "всю жизнь" находится, слава Богу, в Музее связи в Санкт-Петербурге. Она демонстрировалась на Всемирной филателистической выставке "Москва-97" на стендах Государственной коллекции почтовых марок России. Третья земская марка Тамбова пребывает, кажется, все еще в известной коллекции недавно скончавшегося Михаила Люпшица. Известна, наконец, и судьба четвертого экземпляра. Долго гулявший по свету, он был сравнительно недавно продан последним владельцем в Америке за 50 тыс. долл. Приобрел его коллекционер, оставшийся инкогнито.
Осталось только отметить, что у тамбовского выпуска имеется интересная особенность, помимо несомненного достоинства, определяемого ценностным выражением. Это особенность, выделяющая выпуск на общем фоне всего "земского клина" отечественной почты. По своим размерам 13,5 на 16,5 мм марка поставила рекорд "миниатюрности" среди всех прочих выпусков русского земства. Прекрасное обрамление упоминавшегося абсолютного рекорда каталожной стоимости! Это дает основание отнести "Голубой Тамбов" к уникумам мировой филателии.
За годы собирательства коллекция Шмидта пополнилась многими "изюминками" земской почты. Но это не имело ничего общего с накопительством. "Прилежно коллекционируя марки земских почтовых контор, у меня зрела мысль написать книгу об этих марках", - сообщал Шмидт в своих воспоминаниях, подчеркивая, что появившиеся к тому времени каталоги его не удовлетворяли. К тому времени ему выпало возглавить упоминавшуюся Петербургскую секцию Международного (Дрезденского) общества филателистов, в которую он вступил в 1888 г. На помощь пришли друзья по секции, Агафон Фаберже в первую очередь, давшие возможность познакомиться со своими коллекциями земских марок. Вскоре, с 1907-1908 гг., стали выходить из печати отдельные разделы книги. Вплоть до 1916 г. было выпущено 20 разделов, рассылались они как в России, так и за границей.
Политическая ситуация, однако, не оставляла сил для работы над объемистым трудом - на отношение к немцам сильно влияла Первая мировая война, а тут еще революционные события. Многие задумались о возможности выезда в Германию. Решился на этот шаг и Шмидт. Перед эмиграцией на долю его выпали тяжелые испытания. Как совместить заботы о семье - пятеро детей! - с тревогой за коллекции? Бессонными ночами обернулись былые радости - коллекция филателистическая, коллекция нумизматическая... "В первые дикие дни революции, - писал Шмидт в воспоминаниях, - я оставался в Павловске, поскольку железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом было прервано. О том, что происходило в столице, мы узнавали только из газет, лично же я так ничего и не видел".
Когда вновь открылось германское консульство, Шмидт возобновил попытки получения выездной визы. Его отец и сестра успели выехать ранее, однако дело об остальных затянулось: консульство ожидало подтверждения из Берлина, сохранилось ли германское гражданство у Карла Шмидта и его семьи... Шли неделя за неделей, тянулись месяцы. Не теряя впустую время, Шмидт заказал ящики и упаковал в них свою огромную библиотеку и картины. Что касается коллекций, они были помещены на надежное, как казалось, хранение в банковские сейфы.
Но... новые власти - новые порядки. Началась ревизия в банках. При проверке сейфов сразу конфисковали нумизматику. То была незаурядная коллекция старых русских монет, включая интересные золотые и платиновые экземпляры. К счастью, уцелела коллекция марок, да и то лишь благодаря случаю. Знавший о бесценном собрании знакомый пастор лютеранской кирхи предложил в преддверии событий перепрятать коллекцию. Нашлось небольшое помещение в церковных подвалах, куда в течение нескольких дней удалось передислоцировать из банка альбомы со всем собранием земских марок. Дверь в "хранилище" загородили тяжелым железным шкафом, и эта маленькая хитрость оказалась спасительной...
Как водится, подошла пора грабежей. Разграблен домашний скарб, разворована библиотека. Но судьба пощадила... ящик с филателистической литературой. "Только на книги по филателии не нашлось любителей", - напишет потом с горечью Шмидт. Оно и понятно: "специалистам" по ревизии банков и "узаконенному" изъятию церковных ценностей было не до филателистических библиотек. Макулатура!
О том, как прошлась революция тяжелым катком по многим выдающимся частным собраниям, написано уже немало. Особенно в революционном Петрограде. Кстати, не миновали конфискаций и друг Шмидта Агафон Фаберже, и другие коллекционеры. А счастье продолжало улыбаться Карлу Шмидту: известность его, видимо, была столь велика, что отдельные экземпляры из библиотеки, в том числе и кое-что из "филателистического ящика", впоследствии прислали ему в Германию совершенно незнакомые люди. А известность принесли ему многочисленные публикации по филателии в довоенных русских и немецких журналах.
Окончательно перевезти коллекцию земских марок в Берлин удалось лишь спустя годы. Правда, кое-что было перевезено буквально контрабандным путем еще в 1918 г., когда вся семья пересекала границу в поезде. Марки в маленьких конвертах рассовали детям в чулки... Воистину необходимость есть мать изобретательности! И лишь в 1925 г., воспользовавшись деловой поездкой в Ленинград, Шмидт смог перевезти всю коллекцию в Германию. А вскоре наконец был завершен двухтомный труд "Знаки почтовой оплаты русских земских почтовых контор", который, кстати, был признан в 1933 г. лучшим достижением филателистической литературы в Германии. И тогда же на VIPA - Международной филателистической выставке в Вене золотой медалью отметили как коллекцию Шмидта, так и его литературный труд.
Следующий логический шаг, которому был отдан весь досуг и вдохновение, - приведение материала в систему и подготовка научного каталога. Все было систематизировано по географии выпусков, снабжено таблицей цен. Поистине уникальный труд стал еще одним, последним жизненным подвигом. Достойным актерством, увенчавшим полувековой поиск. В мире не нашлось другого такого же глубокого интерпретатора истории особых страниц русской почты, с такой же тщательностью собравшего, сохранившего и описавшего земские марки. А чтобы оценить все значение подвига, вдумаемся в слова на обложке каталога: "Sammling Russischer Landschaft-smarken im Reichspostmuseum Berlin" ("Собрание русских земских марок в Имперском почтовом музее Берлина"). Вот и ясна судьба коллекции: владелец передал ее в дар музею! 12 декабря 1933 г. все 18 альбомов переместились в музейные хранилища на Лейпцигскую улицу.
Карл Шмидт знал, что только этот шаг спасет его уникальное собрание от распыления. Знал, конечно, и печальную историю самой лучшей в мире коллекции знаменитого Филиппа Феррари, который тоже завещал ее за несколько лет до смерти (1917 г.) тому же Берлинскому почтовому музею. Но тогда она была реквизирована правительством Франции в счет уплаты немецких репараций после войны и в 1921-1926 гг. распродана по частям на аукционах. Не мог знать Шмидт лишь одного - того, что Вторая мировая война поставит под угрозу и сам дом, приютивший его коллекцию...
Да, бомбардировки нанесли музею ущерб. Коллекции же, среди которых были и всемирно известные уникумы, удалось вывезти. Испытаний, выпавших на их долю, поставивших фонды на грань катастрофы, хватило бы на целый приключенческий фильм. Спасая коллекции от бомбежек, в ноябре 1943 г. их эвакуировали на юг. Сначала - в шахты под Эйслебеном. Там их и застал конец войны. Однако американцы, знавшие о том, что эта территория переходит под начало советской администрации, быстренько подсуетились. Ящики перевезли в американскую оккупационную зону и разместили в пустующем замке.
...Автору этих строк в этом году довелось побывать в Берлинском музее, старейшем в мире, уже целое столетие пополняющим свои коллекции. "Мы продолжаем поиски, закупаем частные собрания, ведь деньги у музея есть", - сказали мне в администрации. Можно многое поведать об этом скопище сенсаций, об оборудованном после недавней реконструкции подземелье, называемом здесь Schatgkammer - хранилище сокровищ. Скажу только, что хранители пошли навстречу гостю: довелось посмотреть полностью собрание Карла Шмидта, постоять у его бронзового бюста, выполненного при жизни, и почувствовать, как подвиг коллекционера служит русско-германскому культурному диалогу.
Да, в наши дни интерес к "земству" действительно перемещается в Россию. Выставки - тому свидетельство. Вспоминаются последние строки из авторского предисловия к упоминавшемуся каталогу - они звучат как завещание: "Сами марки заслуживают куда большего внимания в мире коллекционеров, чем то, которое уделялось им до сих пор. Уже благодаря своему внешнему многообразию они дают характеристику культуры ушедшей эпохи, которая завершилась вместе с великим государственным переворотом в России и уже никогда не вернется".
Осторожно ЛСД! (в оглавление)Наркотическое вещество ЛСД распространяется путем нанесения слоя на обратную сторону почтовой марки. Очень странно, если ребенок, ранее не увлекавшийся филателией, начинает вдруг проявлять к маркам повышенный интерес.
Ссылки. (в оглавление)
Марки с Австралийская флорой.
По этому адресу Вы можете посмотреть марки с Австралийская флорой - http://155.187.10.12/stamps/index.html
В заключение небольшая шутка из сценария команды КВН "Муниципальцы":
- А вот скажи мне, что такое секс?
- Секс-это хобби каждого нормального человека. Понял?
- Понял. Всю жизнь собирал марки и не знал, что это секс! http://sabina123.chat ru.
На сегодня все.
Жду Ваших писем, вопросов, предложений и критики.
Для писем stamps@yandex.ru
Архив рассылки находится здесь № 1, № 2, № 3, № 4.
Всего хорошего
Андрей Мусихин.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||