Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Помогите определить изготовителя



Помогите определить изготовителя
2017-03-14 13:21 Лана-Лиз
Буду признательна, если окажите помощь в определении производителя:
- фаянсового блюда. Подглазурная кобальтовая роспись.



И
- чайная пара (фарфор)



Вести с аукционов.
2017-03-15 18:11 antikvarius
На 42-м Коллекционном нумизматическом аукционе (октябрь 2008г.)
неожиданным спросом пользовалась бонистика – все выставленные банкноты были раскуплены, причем некоторые с огромным ростом цен.

Так, три Государственных кредитных билета различного номинала выпуска 1884 года поднялись в цене от 100 долл. до 3600, 2200 и 900 долл.
А советский Государственный казначейский билет 3 рубля золотом 1924 года подорожал со 150 до 2000 долл.

Максимальный рост цен по отношению к стартовым на аукционе был достигнут именно по банкнотам.

Почтовая марка «Визит в Россию»
2017-03-25 15:09 Владимир
Почтовая марка «Визит в Россию» победила в конкурсе на лучшую марку по программе ЕВРОПА 2012



Источник - http://stamppost.ru/news....6-22-67

Ждут ответа
2017-03-25 15:09 antikvarius
Друзья, если хотите получить ответ, пожалуйста, не создавайте новых тем (по определению клейма, оценке). Как правило, они остаются без ответа, поскольку для них уже есть темы для обсуждений.

Оценка » Фарфор, фаянс, керамика » http://antikclub.ru/forum/41

Здесь задаем вопросы по идентификации клейма » http://antikclub.ru/forum/21-204-1

Коллекционные куклы, колокольчики, наперстки и ложки!
2017-03-25 15:10 raredolls
Добрый день! Мы предлагаем вам огромный выбор редких и коллекционных кукол, колокольчиков, наперстков и ложечек.

Добавлено (03 Ноя 2014, 15:00)
---------------------------------------------
UP

Клеймо на блюдцах и чашках
2017-04-01 21:20 AL
Клеймо 2 женщины спинами опираються на букву похожую на Ф и С одновременно в ногах надпись ceramics или (letamics?) ниже 1909,все это в овале как яйцо,над ним корона,сбоку завитушки,под овалом(яйцом) надпись Rosental

Что это?

Помогите оценить и идентифицировать
2017-04-01 21:45 classic32
Помогите оценить и идентифицировать!

Начинающим коллекционерам фарфоровых статуэток.
2017-04-06 16:12 antikvarius
Моя тяга к ним появилась в детстве.
Среди детей статуэтки были их гордостью и украшением дома.
Большая редкость вам скажу. И они были недосягаемы и притягательны. Ребенком важно потрогать, ощутить руками. Это сейчас мне доставляет большое удовольствие посмотреть на них (трогаю теперь реже).
Попадаются разные. Фигурки людей,алегории, детей, зверей (анималистика).
Для начала...Неплохо бы определить насколько они ценные.

На моей памяти малознакомая бабушка сокрушалась над потерянной прибылью выкинутой в мусоропровод статуэтки (эквивалентной 1 года обучения ее внучки). У других дети забрали и продали занедорого перекупщикам. У кого-то из-за неосмотрительности упала статуэтка, отбилась рука и ее выкинули.

Давайте по шагово попытаемся определить Ваши действия.
шаг 1.Определить стоимость фарфоровой статуэтки.
Если она недорогая - пусть радует глаз, или вписывается в интерьер (радует как память о ком-то).
Если они дорогие, может лучше поставить так, что бы они случайно не были разбиты. - Они могут финансово помочь Вашим детям, после того, как перейдут к ним в наследство.

шаг 2.Если статуэтка разбита, постарайтесь собрать все детали, даже мелкие - опытный человек может без труда их склеить Суперклеем (Хенкель, например).
Если статуэтка дорогая, то лучше отдать опытному реставратору.Чтобы человек несведущий не испортил ее.

Шаг 3.Их можно отмыть, либо ватным тампоном аккуратно почистить смочив спиртом.

Шаг 4.Поставить на место, где невозможно смахнуть, но глаз радует. В интерьер фарфоровые статуэтки,как правило, вписываются хорошо.

Для оценки есть каталоги. - Не оценивайте у кого попало и перекупщиков.
Если хотите срочно отдать в хорошие руки - в антикварных магазинах, на блошиных рынках за умеренные деньги у вас возьмут.
Если хотите продать подороже - наберитесь терпения и выставляйте везде и всюду, возможно, вам повезет. - Найти коллекционеров трудно.

О ценности. По убыванию.
Ценятся алегории (группа лиц, сюжет),
затем - дети.
Затем - авторские (указана фамилия автора).
Затем малотиражные, но не моложе 50 лет.
Затем только идут звери (анималистика).Сюжеты из сказок,басен дороже, чем просто звери.

Клейма фарфора обычно синие,голубые,бурые,красные, черные, в тесте.
Ценность представляют вручную расписанные. Леколь ("переводка" в простонародье) ценится вперемешку с ручной росписью.

Немного истории.
Иногда фигурки могут оказаться похожими на китайские.
И вот почему: для удешевления производства фабрика Мейсен в 19 веке разместила производство в Китае. В этот период они делали хорошо. Бывали с клеймом фабрики Мейсен. Отличаются красками. Краски соответствуют различным периодам освоения новых красок (диоксиды металлов кстати). В 1870-е годы появляется трафаретная печать (раскрашивают, затем наклеивают рисунки, затем обжигают). Синее (красное,черное) клеймо говорит о фарфоре, зеленое - фаянс.
В данном случае судя по технологическим отверстиям снизу, леколю,краскам.
Встречаются остатки былой роскоши мейсеновского наследия (возможно Китая или послевоенной Германии,которые таким образом поднимали экономику после войны подделкой и Мейсена в том числе).Но не позднее 1980-х годов, там пошли уже другие краски.

Современные же статуэтки Китая порой вообще ничего общего с фарфором ничего общего не имеют: очень часто это полимерная смола или алебастр под давлением, который легко спутать с фарфором. Но сюжет все тот же.

Чтобы не чувствовать себя обманутым, могу посоветовать приобретать из
чувства нравится-не нравится. Что-то на уровне подсознания. Затем
появится вкус и избирательность,утонченность в приобретениях.
Коллекция заполняется из того,что нравится. Люди или животные
(анималистика). Плюс знакомые, видя коллекцию дарят как ни странно.Подобное к подобному.

Но украшений коллекции всегда не много, их единицы из несколько сотен
единиц. - Украшением являются редкие экземпляры, редкие варианты
раскраски, либо ОЧЕНЬ известные (ЛФЗ,Гарднер,Кузнецов,Попов, АВТОРСКИЕ).


Оценка посуды
2017-04-06 16:28 antikvarius
Оценка Фарфора, фаянса, керамики здесь: http://antikclub.ru/forum/41

Банкноту Миллион фунтов продали за «бесценок»...
2017-04-08 05:36 antikvarius
Англичане продали миллион фунтов стерлингов. Банкнота с таким номиналом ушла с молотка на торгах в одном из лондонских аукционных домов.

За редкую купюру, выпущенную Банком Англии в 1948 году, анонимный коллекционер заплатил 78 тысяч современных фунтов стерлингов. Таких банкнот было напечатано всего девять штук.

Известно, что одна из них хранилась у британского министра финансов, еще одна — у его американского коллеги. Казначейские билеты такого достоинства имели специальное назначение: они использовались только в межбанковских операциях, сообщает НТВ.


Приглашаю на сайт отца, Валерия Айрапетяна
2017-04-08 16:36 Ян
На сайте вы познакомитесь с русскими пейзажами отца, Валерия Айрапетяна: http://valeryyan.ru/

9-е майское парусное ралли
2017-04-08 19:45 bm272
Друзья, ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ИСПАНИЮ О. МАЙОРКА НА 9-Е МАЙСКОЕ ПАРУСНОЕ РАЛЛИ С 29 АПРЕЛЯ - 06 МАЯ 2017 Г.
Главная наша цель — получение всеми участниками, независимо от их опыта, удовольствия от гонок. Масштаб мероприятия и продуманная организация не оставят вас равнодушными!!!! Каждый день регаты насыщен событиями, гонками, морем, парусами, адреналином, многонациональным составом участников, интересным общением!!!

В нашем экипаже осталось еще 3 места, мы будем рады видеть вас в нашем дружном экипаже)))

С авиабилетами и визами поможем)))
Если интересно, пишите, будем рады видеть вас в нашем экипаже))) У нас веселый экипаж)))) Связаться с нами можно по почте elena_vk@bk.ru , мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы)))
а также на нашем сайте: underfullsail.ru/ и странице https://www.facebook.com/events/1804528549811221/

Трофейный оптический квадрант Carl Zeiss Jena 1943
2017-04-09 03:58 Николай
Carl Zeiss оптический квадрант 1943 года изготовления, попал в трофеи к деду в начале 1944 года, в ходе Житомирско-Бердичевской операции ВС Красной Армии.Имеет серийный номер,клеймо рейха.Дед три дома с его помощью построил, да и сейчас угол наклона можно померить без проблем.Подозреваю, что какие-то детали менялись или ремонтировались(болтики креплений ,станина).Учитывая что прибору 74 года и он работает - он в идеале.Хорошее приобретение для коллекционеров, т.к. сколько я не искал подобный инструмент - не нашел.

привет всем!!!
2017-04-09 09:03 lopatun
привет всем кто заинтересован в этой теме!!!
пишите выкладывайте свои фото, пообщаемся!!! biggrin


Распятие типа Диесис. Россия. XIX век Размер – 22 х 14.5 см.


Помогите разобраться с клеймом и оценкой данной статуэтки!
2017-04-09 18:41 Oncilla
Помогите разобраться с клеймом и оценкой данной статуэтки.

Здесь задаем вопросы по идентификации клейма
2017-04-09 20:38 antikvarius
Друзья мои!
Решил немного навести порядок. В эту тему будут перенесены все предыдущие сообщения из ранних тем. НЕ теряйте свои сообщения. Они все здесь!

Единственное неудобство, потеря даты задаваемого вопроса и ответа. - склеились...

Все последующие НОВЫЕ вопросы будут отображаться в нормальном режиме.

Большая просьба не создавать отдельных тем по этим вопросам.
Благодарю за понимание.

Британец нашел в советском танке золотые слитки стоимостью $2,5 млн
2017-04-10 10:08 antikvarius

Британский коллекционер Ник Мид обнаружил пять золотых слитков стоимостью $2,5 млн в топливном баке советского танка Т-54. Об этом пишет газета The Sun.

Сам танк на интернет-аукционе eBay обошелся Миду всего в $37 тыс. Однако в отсеке для горючего он обнаружил пять золотых слитков на сумму в 70 раз большую, около $2,5 млн. Мужчина настолько удивился находке, что даже вызвал полицию: стражи порядка изъяли золото, оставив коллекционеру расписку. "Пусть я и не получу обратно золото, зато у меня останется мой прекрасный танк", - не унывает англичанин.

Купленный британцем Т-54 принадлежал ВС Ирака и участвовал в Войне в Персидском заливе 1990-1991 гг. Именно тогда машина была захвачена войсками международной коалиции, в которую входила Великобритания, и перевезена в Соединенное Королевство. Коллекционер предполагает, что иракские военные на начальном этапе конфликта спрятали в топливный бак золото из хранилищ Кувейта.

С 1959 по 1968 гг. СССР поставил Багдаду около 300 средних танков Т-54. Эти машины участвовали в Арабо-израильской войне 1973 года, в Ирано-иракской войне 1980-1988 гг., а также в Войне в заливе.

В коллекции 55-летнего фермера из графства Нортгемптоншир в центре Англии не менее 150 единиц техники. Он зарабатывает тем, что позволяет всем желающим ездить по полям своей фермы на боевых машинах.

ТАСС



Из истории.
2017-04-11 21:23 antikvarius
Они были от­печатаны старыми клише на толстой бумаге, и на оборо­те их были штемпель и текст, которые говорили о том, что это не марки, а деньги. Трудно было разменять крупные купюры в 5 или 10 тысяч рублей.

В провинциальных городах денежный голод заста­вил выпускать свои бумажные деньги — боны. Бело­гвардейские правительства выпускали свои боны. Ходили наряду с деньгами заменители, например книж­ки трамвайных билетов.


Реставрация бумажных денежных знаков и бон.
2017-04-12 03:12 antikvarius
С течением времени, бумага стареет, теряет гибкость и прочность, текст и изображения на ней блекнут. Эти процессы ускоряются под влиянием некоторых насекомых, бактерий и плесневых грибков. Серьезную опасность для бумаги создают неблагоприятные условия окружающей среды. В результате воздействия на бумагу влажности, солнечного света, флюоресцентного облучения, жары, загрязненного воздуха она часто становится ломкой и разрушается. Все это относится и к бумажным денежным знакам. Они проходят через тысячи рук и хранятся в самых различных условиях, прежде чем попасть в коллекцию. Пословица гласит: «Деньги не пахнут». Однако старые, долго находившиеся в обращении купюры приобретают специфический запах, подчас для них не безвредный.
Продолжительность жизни банкнот, изъятых из обращения, зависит не только от условий их хранения, от долговечности бумаги, но и от ингредиентов сложных веществ, с которыми бумага взаимодействует: типографской краски, чернил, клея и т. п. Все это отражается на сроке службы и хранения денежного знака. По подсчетам специалистов, в наши дни мелкие купюры, находящиеся в обращении, «живут» от 5 до 8 месяцев, а крупные - до 5 лет. Ежегодно Госбанк изымает из оборота примерно полторы тысячи тонн старых купюр и выпускает в обращение столько же новых. Поэтому естественно, что в коллекции бумажные денежные знаки не всегда попадают в идеальном состоянии. По сохранности их можно условно разделить на пять основных категорий.

1. Отличная (так называемая «банковская») сохранность. Экземпляр не находился в обращении, не имеет перегибов и видимых помятостей.
2. Хорошая сохранность. Экземпляр почти безупречный. Может быть один раз перегнутым или слегка помятым, но совершенно чистый.
3. Удовлетворительная сохранность. Экземпляр имеет слабые следы износа, многократно перегнутый, но еще довольно чистый.
4. Неудовлетворительная сохранность. Экземпляр имеет надрывы, значительные потертости, дыры, загрязнения.
5. Плохая сохранность. Экземпляр сильно изношен, бумага мятая, сильно загрязненная, отсутствуют небольшие куски.

Одной из проблем в государственном масштабе до сих пор остается утилизация «ветхих денег», которые ежегодно изымаются из обращения. Сжигать эти тонны «макулатуры» нельзя из-за ухудшения экологии, сложность извлечения целлюлозы и получение сырья низкого качества в результате переработки далают эти процессы пока убыточными. Возможность измельчения бумажной массы для изготовления стройматериала - арболита позволит, вероятно, в ближайшее время решить данную проблему1. Второй путь утилизации нам видится в использовании полимерного связующего с измельченной массой для получения материала подобного текстолиту.
Рядовые боны часто встречаются в отличном состоянии. В процессе составления коллекции, пополнения фондов боны неудовлетворительной и плохой сохранности можно периодически заменять на знаки лучшего качества. Более редкие боны заменить весьма трудно. Поэтому при их неудовлетворительной, плохой сохранности возникает проблема их реставрации. Реставрация - это последовательность операций по восстановлению механической основы документа и приданию его разрушенным местам первоначального формата. При реставрации удаляются посторонние наслоения, устраняются причины и последствия разрушающих процессов. Для увеличения долговечности документального материала часто проводится консервация - операции по его полной обработке, повышающие сопротивляемость вредным влияниям окружающей среды. Реставрация и консервация взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессах обработки документального материала.
Специалисты-реставраторы, коллекционеры, работники нумизматических отделов музеев относятся к проблеме реставрации и консервации по-разному. Одни из них считают, что реставрировать «старину» нельзя, поскольку при этом исчезнет некий налет «древности». Однако и в этом случае необходима работа для приостановления разрушающих знак процессов. Другие полагают, что редкие боны, имеющие неудовлетворительную или плохую сохранность, необходимо реставрировать. При этом сотрудники музеев, занимающиеся составлением коллекций редких бон, чаще всего обращаются к профессиональным реставраторам бумаги, к художникам-графикам.
Сегодня реставраторы, работающие над восстановлением поврежденных бумажных документов, пользуются самыми разнообразными, как старыми, проверенными многолетним опытом, так и современными, прогрессивными способами реставрации. Например, утраченные части бумаги могут быть восстановлены путем долива бумажной массы. Иногда бумагу расщепляют и вставляют внутрь новый, прочный слой. Известны способы укрепления ветхих бумажных документов путем их пропитки определенными растворами. Иногда для упрочнения бумаги на нее наносят специальные синтетические материалы. Разработан также метод переноса печатного текста с разрушенного листа бумаги на новый. В реставрационной практике применяется и способ консервации, при котором ветхие и распадающиеся листы бумаги запрессовывают в тонкие пленки, например, из ацетилцеллюлозы.
Коллекционеры-любители в некоторых случаях могут реставрировать боны собственными силами. Более чем 25-летний опыт позволяет привести некоторые рекомендации по этому вопросу2. При этом следует отметить, что иногда правильно отреставрированный редкий денежный знак может стать украшением коллекции. В любом случае использование предлагаемых реставрационных методов будет способствовать сохранению денежных знаков коллекции, приостановлению разрушающих бумагу и краски процессов.
Реставрация - процесс трудоемкий. Большое значение при выборе способа устранения повреждений имеют сорт бумаги, из которой изготовлен денежный знак, качество и свойство красителя, степень износа и характер самого повреждения.
Прежде чем определять характер дефекта и степень разрушенности денежного знака, его следует подвергнуть обеззараживанию, т. е. уничтожить плесневые грибки и их споры при помощи дезинфекции. Для этого всю поверхность знака увлажняют ватным тампоном, смоченным в 5-10%-ном растворе формалина, а затем просушивают при комнатной температуре (делать это под тягой!). Если на знаке имеется налет плесени, то перед увлажнением формалином его снимают сухой ватой. Лишь после этого приступают к реставрации.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся дефекты денежных знаков.

Знак мятый, имеет механические загрязнения. Этот дефект устраняется методом «освежения». Знак кладут на чистую поверхность стекла и включают яркое освещение (при этом желательно иметь нижнюю подсветку). Осторожными колебательными движениями, стараясь не повредить текст и бумагу, скальпелем удаляют механические загрязнения (некоторые из них можно снять даже мягким ластиком). После этого знак смачивают чуть теплой водой (20-30°С) и расправляют пинцетом на стекле. Если он при этом не теряет цвета, температуру воды можно повысить до 30-50°С. Расправленный таким образом знак надо смачивать в течение 3-10 мин., в зависимости от качества бумаги. При этом все складки разглаживаются и знак становится ровным. Если вода начинает подкрашиваться или на знаке появляются подтеки, смачивание теплой водой следует прекратить и начать поливать его холодной водой - процесс обесцвечивания приостановится, и знак не будет испорчен. Часто достаточно провести одно подобное «освежение» знака, после чего его уже можно класть в коллекцию.

Знак мятый, с надорванными краями и общим загрязнением. Для устранения этих дефектов знак кладут на стекло и обрабатывают тем же способом, который был описан выше. После того как знак стал ровным, необходимо смыть общее загрязнение. Для этого применяют слабощелочной раствор (например, раствор 60%-ного хозяйственного или детского мыла). Сильнодействующих (щелочных) растворов применять нельзя, так как они действуют на многие красители и знак может обесцветиться.
Знак начинают отмывать по краям, слегка проводя по ним мягким марлевым тампоном с ватой или мягкой кисточкой. При этом не следует сильно нажимать на бумагу, так как можно смыть краску или повредить основу бумаги. Если тампон начинает окрашиваться, обработку следует прекратить, а поверхность знака быстро промыть холодной водой. Когда одна сторона знака обработана, его осторожно переворачивают на стекло, расправляют и обрабатывают другую сторону. При отмывке знака подписи, выполненные чернилами, а также имеющиеся иногда печати или надпечатки, сделанные чернилами, желательно не трогать. Их прикрывают промокательной (фильтровальной) бумагой.
После того как знак отмыт, его в течение 5-10 мин. промывают холодной водой и на стекле с подсветкой укрепляют надорванные края - подклеивают их папиросной или конденсаторной бумагой.
Для подклейки знака применяют клей, который достаточно прозрачен, эластичен, дает прочное сцепление и быстро высыхает. Такой клей годится для склеивания как плотной, так и тонкой бумаги (см. табл.).
Клей из воды, муки и желатина варят на водяной бане до образования клейкообразной устойчивой массы без комков. Если появились комки, готовую массу пропускают через марлю. Желатин предварительно замачивают водой (одна четверть воды на общее количество желатина) в течение 24 часов. В готовый клей добавляют глицерин и спирт. Таким клеем можно клеить все знаки.
Для подклейки заготовляют полоски конденсаторной (или папиросной) бумаги необходимой длины и шириной 1-2 мм. Причем бумагу не следует резать ножом или ножницами, а лучше отрывать руками. Неровные волокнистые края ее, образующиеся при этом, способствуют лучшему сцеплению со знаком и делают место склеивания менее заметным. Клей на подлежащие реставрации части знака наносят кисточкой, накладывают влажную полоску конденсаторной бумаги и прикатывают через фильтровальную бумагу к реставрируемому участку фотоваликом. Реставрированный таким образом знак осторожно снимают со стекла и кладут на чистую хлопчатобумажную (предварительно растянутую) ткань или слой фильтровальной бумаги для удаления лишней влаги. После этого знак кладут под пресс между слоями фильтровальной бумаги или в книгу, напечатанную на бумаге низкого качества (глянцевая или мелованная бумага непригодна), под груз весом 3-4 кг, на 30-40 мин.

Рецепт клея
Компоненты Для плотной бумаги Для тонкой бумаги
Вода дистиллированная, см3 1000 1000
Мука пшеничная высшего сорта, гр. 133 75
Желатин фотографический, гр. 4,5 5
Глицерин, гр. 3,5 4
Этиловый спирт (96%), см3 13,5 20

Когда знак подсохнет, его кладут под пресс между листами глянцевой бумаги или в книгу, напечатанную на глянцевой бумаге, под груз 4-6 кг. Через 7-10 дней знак вынимают, осматривают и при необходимости острым лезвием срезают излишки конденсаторной бумаги. Размер знака при этом должен быть сохранен.
Проглаживать знак горячим утюгом, как это часто делают, нельзя, так как при этом он приобретает ненужный блеск и, кроме того, разрушается целлюлоза, т. е. основа знака. Высокая температура уничтожает термокраску, которой печатают некоторые денежные знаки.

Знак надорван, отсутствуют его части. Сначала такой знак обрабатывают на стекле, как описано выше, затем на недостающий участок накладывают бумагу, фактура которой подобна фактуре данного знака. При этом необходимо следить за совпадением направления волокон бумаги и основы знака, чтобы в дальнейшем он не коробился. Дублирующую бумагу нарезают скальпелем точно по форме знака и отрывают руками, подклеивая ее на основу с напуском в 1-2 мм. С оборотной стороны дублирующую бумагу подклеивают конденсаторной бумагой. Если дублирующая бумага толстая, то край подрезается скальпелем или лезвием бритвы. Поврежденные участки знака подклеивают конденсаторной бумагой.
Иногда знак из-за ветхости требует усиления основы. Этот дефект характерен для большинства ассигнаций и других старых денежных знаков. В этом случае знак сначала обрабатывают водой, так же как и в предыдущих случаях (вносят знак в воду и вынимают его на полимерной пленке; иногда достаточно промывания водой). Недостающие участки подклеивают дублирующей бумагой. Для этого лучше всего использовать куски старого, ненужного денежного знака (или бумагу подобной фактуры). Основу знака с двух сторон укрепляют конденсаторной бумагой. Для этого его кладут на стекло, равномерно смазывают пшеничным клеем (рецепт которого приведен в табл.) и накладывают на него хорошо растянутую конденсаторную бумагу, предварительно слегка увлажненную водой. Затем эту бумагу быстро прикатывают фотоваликом через фильтровальную бумагу и избыток клея удаляют. Хорошо прикатанный знак переворачивают на другую сторону и операцию повторяют. Прикатанную конденсаторную бумагу вместе со знаком оставляют сохнуть на стекле. Высушенный знак кладут под пресс на 7-10 дней, а затем лишнюю бумагу срезают.

Знак имеет чернильные пятна. Фиолетовые чернила удаляют 10-30%-ным раствором пергидроля (перекиси водорода), который наносят при помощи стеклянной палочки. Образующуюся при этом желтую жидкость удаляют фильтровальной бумагой. Процесс повторяют до тех пор, пока чернильные пятна полностью не исчезнут. Затем знак промывают холодной водой в течение 3-5 мин. Если чернильные пятна не сходят, следует обратиться к специалисту-реставратору.

Знак содержит органические загрязнения, ржавые пятна и т. д. Если денежный знак запачкан краской, маслом, залит нефтепродуктами, то его отмывают органическими растворителями: бензином, бензолом, винным спиртом и др. (по принципу: подобное растворяется в подобном). Ржавые пятна могут быть продуктами жизнедеятельности бактерий, аккумулировавших окислы железа, внесенные в основу или печатную краску, а также могут образовываться при соприкосновении влажного знака с металлическими предметами. Для удаления ржавых пятен применяют щавелевую (концентрацией до 5%) и лимонную кислоты, а также перманганат калия. При этом сначала применяют раствор слабой концентрации, а затем усиливают ее до насыщенного раствора. После удаления пятен знак промывают холодной водой в течение 5-10 мин.
Во всех более сложных случаях реставрацию следует поручить специалисту-реставратору.

Примечания:
1 Лукановский Н. Ветхие деньги. Московский репортаж//Правда.-1988.-16 июня.
2 См.: Малышев А. И. Реставрация и консервация документальных материалов на бумажной основе//Из истории Калининской области. - Калинин: Калининское книжное изд-во, 1964. - С. 193-202.

Из книги "Бумажные денежные знаки России и СССР". А.И.Малышев, В.И.Таранков, И.Н.Смиренный. М., 1991. С.203-259.

Материал взят на сайте www.bonistikaweb.ru




На правах рекламы:
Центр Сварки 21
Магазин сварочного оборудования
Сварные байки

В избранное