Здравствуйте! Сегодня я написал статью о своей любимой манге BLAME! Предлагаю вам ее прочесть.
ВОТЭТОБУМКНУЛО! by Tsutomu Nihei.
Издававшийся с 1998 по 2003 годы BLAME! обрел множество поклонников по всему миру, во многом благодаря Интернету и группе переводчиков с сайта www.omanga.net , которые позволили прочесть эту эпическую историю на английском, за что им огромное спасибо.
Скачиваемые по ночам и тут же читаемые под музыку Вангелиса, написанную для фильма Blade Ranner, главы полностью переменили мой взгляд не только на мангу, но и на сам жанр киберпанка ( cyberpunk ), в полном смысле выведя меня на новую ступень эволюции, так же как это сделали в свое время работы Ганса Рюди Гигера ( H.R. Giger ) и Масамуне Ширу ( Masamune Shirow ).
Начну с персонажей. Они восхищают, в их словах и действиях чувствуется переплетение обыкновенных человеческих эмоций и машиной рассудительности. Эти уставшие личности изо всех сил стараются быть похожими на людей, но не могут, так как окружающий мир даже не хочет помнить о существовании этих несовершенных протеиновых тел. Не менее интересно наблюдать и за самими машинами, они никогда не забудут своих создателей, но уже давно превзошли их, а потому, когда им надо выйти в контакт с людьми, они стараются быть похожими на них, и, опускаясь до уровня людей, принимают самые уродливые формы (иногда даже забывая, что человек не способен воспринять речь со скоростью тысяча слов в секунду).
Образ Killy, судя по всему, возник у Тсутому Нихея, еще во время совместной работы с Тсутому Такахаши ( Tsutomu Takahashi ) над мангой Jiraishin, главный герой которой иногда выглядит полной копией Килли, являясь полицейским, не имеющем личной жизни и не видящим ничего вокруг, кроме работы. Killy поначалу ведет себя как один из многочисленных обитателей мегаструктуры: бродит по бесчисленным коридорам, ищет еду, старается понять суть происходящего, но его все больше и больше засасывает собственная киберсущность. Неизбежно он воспринимает свое истинное Я в виде программы, загруженной в мегаструктуру для устранения ошибок. И его мрачный взгляд больше не воспринимает ничего, кроме силиконовых врагов, обаятельной спутницы и сетевых генов.
Персонаж Cibo ( Сибо ) вносит в произведение легкую ауру романтики и психологизма. Она так же запуталась в собственном происхождении, единственное, что для нее остается направляющим светом это миссия Килли, примкнув к нему, сначала ради собственных чисто научных интересов, она включается в неимоверно сложный процесс, преодолеть который без таких возможностей как у Килли, невозможно. Поэтому она умирает, умирает несколько раз в течении манги, производя реинкорнацию во все новые образы, так необходимые для продвижения вперед.
Особое место в манге занимают отрицательные персонажи, хотя слово «отрицательные» я использую чисто условно, эти персонажи просто стараются достигнуть своих целей, а то, что на их пути может возникнуть Килли, либо кто-то еще, не более чем случайность. Они имеют в своей структуре извращенную человеческую сущность, обернутую в кибердоспехи и мощнейшее оружие. Выглядывающее из-под этого черного месева выпирающих наружу проводов и механических суставов с рецепторами человеческое лицо вызывает сострадание, подчеркивая в очередной раз, что человек, в погоне за собственным совершенством, может его достигнуть, но при этом потерять себя, а, следовательно, смысл этого продвижения.
Место, где происходят все эти события, не просто красивое дополнение к сюжету, а является неотъемлемой его частью. Переданные с изящной кинематографичьностью и реализмом пейзажи тоже являются главными героями манги, что и стало той самой причиной, по которой Нихей совершил революцию в мире манги. Атмосфера, созданная из многочисленных переплетений штрихов, выявляет нам движение воздуха в туманных черных тенях посреди проржавевших металлических конструкций и бесконечных переплетений проводов и труб. Я гораздо дольше задерживался в растянутых на лист или два пейзажах мегаполисов и сложных структур кибернетических построек, чем на страницах с диалогами, в те моменты моя душа просто летала.
Tsutomu Nihei имеет архитектурное образование, что и является объяснением его сложнейших геометрических форм, образующих каскады зданий и труб. Переданные с необычайной глубиной улицы и катакомбы погружают сознание в суть происходящих действий и не дают выйти наружу, до тех пор, пока не появится последняя страница главы.
Причудливые формы флоры и фауны мегаструктуры показывают, что не все может идти так, как задумано в точных процессорах, эволюция приспосабливает к тем условиям многотонных гусениц и стаи паразитирующих созданий, похожих и на птиц и на насекомых одновременно. Тем самым, добавляя еще больше трудностей обитателям городов.
Сюжет подан в виде гремучей смеси глубочайшей философии и безграничного экшена многостраничных батальных сцен. Tsutomu Nihei даже нашел необходимым создать своеобразный пролог, для объяснения всего происходящего, выпустив в 2001 году мангу Noise.
Прежде всего, поражает неспешность и многозначительность всего происходящего, а так же выбранный прием повествования, когда персонажи совершают некие действия, а их значение открывается читателю зачастую только через несколько глав. Это заставляет принять читателя самое активное участие в происходящем, превращая его в соавтора произведения, заставляя забыть реальный мир и отдаться волнам философских размышлений. Мне больше всего понравилась сюжетная линия о генезисе человеческой жизни, всей трансформации, которая ожидает ее в будущем. В общем, я согласен с тем, что тело является инструментом и носителем информации, а душа во многом, так же хрупка и уязвима как в настоящем, так и в загробном мире, который может принять самые разнообразные формы, даже математические.
В сражениях Килли, Санакан, Сибо и остальные персонажи полагаются только на свое оружие, а при его отсутствии готовы отдать себя полностью во имя победы. Гравитационный лучевой эмиттер придуман Нихеем как единственно мощное оружие, способное превзойти по разрушающей силе даже атомный взрыв, а потому требующее изящества и аккуратности в обращении. Иначе не обойтись без переломанных костей при отдаче.
В итоге я получил массу впечатлений, с успехом дополненных артбуком BLAME! And So On, где собраны масса замечательных иллюстраций Тсутому Нихея, и буду с нетерпением ждать новых работ этого молодого мангаки.