Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта "Все о Крыме"

  Все выпуски  

Новости сайта "Все о Крыме"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Хочу сообщить вам, что запущен раздел История.

В раздел Энциклопедия помещены две статьи, приведенные ниже.

Первая - о Ливадийском дворце.
Я старался не злоупотреблять графикой, но так уж получилось, что в статью вписались 37 слайдов, так что объем страницы с графикой получился 1,6 Мб.

Вторая - об архитекторе Н.П.Краснове, строившем Левадийский дворец.

Ливадийский дворец-музей

 В далеком прошлом на месте нынешней Ливадии среди густых лесов были большие поляны. Отсюда многие считают, и произошло название Ливадия, так как в переводе с греческого "ливадион" - "луг, лужайка".
 Местность, где расположена Ливадия, была заселена человеком очень давно. Об этом свидетельствуют обнаруженные вблизи Ореанды (окрестности Ливадии) остатки поселений - эпохи меди ( III тысячелетие до н. э.) и таврского, около которого найден могильник (I тысячелетие до н. э.).
 Остатки большого гончарного производства, исследованные на территории Ливадии, и выявленное в Ореанде средневековое поселение с храмом и могильником подтверждают, что здесь жили люди в VIII - Х вв.
 Руины феодального замка ( X - XII в.в.) сохранились в Ореанде на скале Хачла-Каясы.
 В XVIII в. на месте нынешней Ливадии находилось небольшое греческое поселение Ай-Ян (Святой Иоан). В 1778 году его жители по распоряжению царского правительства были переселены в Азовскую губернию.
 После присоединения Крыма к России часть земель на его Южном берегу была роздана грекам Балаклавского батальона (крымская пограничная охрана того времени), командир которого Феодосий Ревелиоти (Ревелиотис) скупил у своих подчиненных лучшие земли, в т. ч. и Ливадию. В 30-х годах XIX века цены на южнобережные земли резко поднимаются. Этому способствовала, прежде всего, прокладка шоссейной дороги, соединившей Ялту с Симферополем и Севастополем. Ревелиоти выгодно перепродает принадлежавшие ему имения.
 В 1834 году Ливадию приобретает польский магнат граф Лев Потоцкий. В конце 30-х годов новым владельцем Ливадии был заложен виноградник, площадь которого в 1860 году составила 19 десятин (1 десятина = 1,09га). Началось производство вин, был построен винодельческий подвал. В 1848 году получено 2,5 тыс. ведер вина, в 1853 г. - 4тыс. Тогда же в Ливадии построили два господских дома, церковь, жилые и хозяйственные помещения. Под наблюдением садовника Э. Делингера на 40 десятинах земли разбили парк с ценными породами субтропических растений - вечнозелеными миртами, лаврами, кедрами, пиниями, магнолиями, крымскими соснами. Парк украсили фонтанами и статуями работы итальянских мастеров. Посадили фруктовый сад, устроили оранжерею. Для бытовых нужд и полива насаждений провели водопровод от источников, расположенных на территории имения.
 В 1859 году в Ливадии насчитывалось 30 дворов, где проживало 140 человек.
 В начале 60-х годов, император Александр II дает указание удельному ведомству присмотреть приличное имение на Южном берегу для летнего оздоровления императрицы Марии Александровны. Таковым оказалось имение "Ливадия" дочерей Л. Потоцкого, которое они в 1860 году сторговали за 350 тысяч рублей серебром. Новые царские владения занимали на южных склонах горы Могаби территорию площадью в 225 га.
 В Ливадию направляют придворного архитектора Ипполита Монигетти, которому было поручено составление проекта застройки нового царского имения. В работе над проектом И. Монигетти обратился к богатому наследию русского зодчества, архитектуры Крыма, выбрав самое яркое и ценное.
 Уже в 1862-1866 гг. под руководством И. А. Монигетти дом Потоцкого перестроен во дворец и получил название Большого дворца. Кроме того, возведены Малый дворец в восточном стиле, две церкви, дома для свиты, служащих и рабочих имения - всего около 70 построек. Большие работы выполнялись по улучшению природного ландшафта ранее заложенного Ливадийского парка.
 Один из шедевров - сохраненная при позднейших перестройках дворцовая Крестовоздвиженская церковь. Проектируя церковь, Монигетти обратился к "византийскому стилю", который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Изящная, словно игрушка, церковь, украшенная резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. При реконструкции церкви в 1910-1911 годах оформление интерьера обновлял художник А. С. Славцев. Он же автор рисунка, по которому в мастерской Петербургской Академии художеств выполнено мозаичное панно над дверью, изображающее ангела Господня.
 Монигетти стремится к созданию единого архитектурного ансамбля, который бы органично вписывался в окружающий ландшафт и сочетался с другими сооружениями Южнобережья. В ливадийских постройках он использовал черты восточного стиля, псевдоготики, приближая эти сооружения к тем романтическим формам, которые были свойственны архитектуре дворянских усадеб Южного берега Крыма середины XIX века. Наиболее яркий пример такого стиля - Алупкинский дворец М. С. Воронцова. Горный ландшафт и природа Крыма создавали великолепный фон для романтической архитектуры.
 Со временем облик Ливадии менялся, старые постройки перестраивались, сменялись новыми, но и в настоящее время элементы архитектурного ансамбля, созданного И. Монигетти, можно заметить в зданиях, фонтанах, украшающих уголки парка. Впоследствии в Ливадии строится много зданий другими зодчими, но все они в полной мере использовали идеи, воплощенные в шестидесятые годы.
 В 80-х в 90-х годах по рекомендациям крупного специалиста отечественного виноделия Л. С. Голицына проводились расширения площадей виноградников и замена старых лоз. С 90-х годов в Ливадии работали видные русские виноделы А. В. Келлер, И. А. Бианки, К. П. Поляков. Они создали первые марки отечественных высококачественных десертных вин.
 Царское имение было хорошо налаженным капиталистическим хозяйством. Ливадийские вина считались лучшими из южнобережных вин. Производилось их в 1893-1917 гг. от 6 до 10 тыс. ведер в год. В 1877 году построен второй винодельческий подвал. Большую часть красного вина закупала Киево-Печерская лавра.
 С 1866 года Ливадия была летней царской резиденцией.
 В 1891 году территория царского имения увеличилась за счет Ореанды, приобретенной у наследников великого князя Константина, и достигла 350 десятин (380 га). 20 октября 1894 года в Ливадии после тяжкой болезни почек скончался император Александр-III, и летняя резиденция перешла по наследству последнему русскому Императору - Николаю II.
 Ливадийские дворцы - Большой и Малый - к началу XX века уже не могли удовлетворить запросов царской семьи. Малый был действительно невелик, а Большой пришел в ветхость. В 1904 году, после обследования дворца, решили снести его до основания и построить новый. Проектирование и постройку нового Большого дворца поручили ялтинскому архитектору Н. П. Краснову.
 На Н. П. Краснова были возложены не только обязанности проектанта, но и организатора и руководителя всех строительных работ. Официальная закладка нового дворца состоялась 23 апреля 1910 года, в день тезоименитства Императрицы Александры Федоровны. Все строительные работы в соответствии со специальной инструкцией были завершены за 17 месяцев - 14 сентября 1911 года. На его сооружение затрачено 2,6 млн. руб. В эту работу были вовлечены десятки московских и петербургских фирм.
 О своих первых впечатлениях Николай II сообщает матери, вдовствующей Императрице Марии Федоровне: "Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как хотели. Архитектор Краснов удивительный молодец - подумай 16 месяцев он построил дворец, большой Свитский дом и новую кухню. Кроме того он прекрасно устроил и украсил сад со всех сторон новых построек вместе с нашим отличным садовником, так что эта часть Ливадии очень выйграла. Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море. В помещениях столько света, а ты помнишь, как было темно в старом доме..."
 Н. П. Краснов стремился органично вписать новое здание в разросшийся парк, чтобы все его части были доступны воздуху и солнцу, и, наконец, чтобы он органично слился с природой и морем. Дворец удачно вписан в окружающий ландшафт, здание расположено так, что все его стороны максимально открыты солнцу.     Дворец строился для отдыха, поэтому официальных, парадных залов всего пять, они в основном сохранили свою первоначальную отделку. Комфортность жилых помещений должна была соединиться с монументальностью дворцовой постройки. Все это и продиктовало выбор архитектурного стиля. Сам Н. П. Краснов так говорил о своем творении: "Проектирован и выполнен в стиле итальянского Ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми орнаментальными частями, высеченными из того же камня. Здание дворца имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор и три малых световых двора. Парадные официальные комнаты дворца отделаны и меблированы в том же стиле". 
 Сопоставив размеры нового дворца со старым, запечатленным на старинных фотографиях, можно заметить, как рационально Н. П. Краснов разместил довольно большое здание на весьма ограниченной площадке горного склона, ранее занятой гораздо меньшим дворцом.
 Большие окна, открытые террасы и галереи, балконы, эркер, башни характерны для стиля эпохи Возрождения, хотя объемы здания, его составляющие части не свойственны итальянским дворцам, а скорее характерны для модного в конце XIX века стиля "модерн".
 Если же попытаться охватить взглядом всю композицию дворца, то станет понятной характеристика, данная ему академиком Ф. Г. Беренштамом:
 "Дворец, спроектирован в итальянском Ренессансе XV—XVI веков. Основными мотивами композиции служили памятники Флоренции, но при этом приходилось считаться с требованиями загородного дворца и современного комфорта. Надо было, сохраняя строгую красоту дворцовой архитектуры, дать уют и интимность дачи, соединить величавое впечатление дворца с мягким покоем загородного дома, расположить здание так, чтобы некоторые части его были особенно открыты солнцу и воздуху, а крыши использовались для террас, бельведеров и вышек".
 Внешний облик дворца очень выиграл от того, что вместо рустованного камня, традиционного для возведения стен построек эпохи Возрождения, строители использовали гладко обработанный инкерманский известняк светло-палевого цвета, что придало зданию легкость и изящество и отчетливо вырисовало его на фоне зелени старого парка и голубого неба.
 А чтобы защитить пористый инкерманский камень от разрушительного воздействия ветра, атмосферных осадков и южного яркого солнца, сохранив тем самым надолго белизну стен дворца, Н. П. Краснов распорядился обработать их внешнюю поверхность раствором флюата Кесслера.
 Насыщенность архитектурными элементами, свойственными палаццо Венеции и Флоренции, действительно говорит о том, что перед нами дворец в стиле итальянского Возрождения. Фасад рассечен горизонтальной линией балкона, а колоннада галереи подчеркивает ордерный характер деления, введенный в практику архитектуры еще на заре Ренессанса знаменитым Л. Б. Альберта.
 Перед входом большая площадь; с запада ее ограничивают опорные стены, увенчанные большими терракотовыми вазами с декоративными растениями. Резьба на дверях и мраморных диванах у входа выполнена по мотивам рисунков великого Рафаэля. Подлокотники мраморных диванов сделаны в виде грифонов. Мраморные львы у главного входа напоминают древнеегипетских сфинксов.
 Сдвоенные и строенные окна ризалитов и высокой башни, поставленной на углу северного и западного фасадов, арочное оформление входа, так же, как и изящная аркада балкона-бельведера в левой части этого фасада, являются своего рода архитектурными цитатами итальянских дворцов. Ордерное деление восточного фасада, обращенного к морю, подчеркивается не только колоннадой балкона, но и пилястрами, которые четко выделяются на фоне гладкой кладки стены и поддерживают сложный карниз, разделяющий первый и второй этажи и украшенный русской геральдикой. Обращают на себя внимание прекрасные "брамантовы окна" с изящной резьбой по инкерманскому камню и ниши с яшмовыми вазами Колыванской гранильной фабрики.
 У юго-восточного угла дворца, на лестнице установлена скульптура химеры - чудовища, якобы способного отгонять злых духов и отводить беду от хозяев дома.
 Замечательным образцом Ренессанса может служить и главное украшение западного фасада — парадный вход во дворец. Архитектор оформил его в виде портика, три полуциркульные арки, спаренные коринфские колонны, портал входных дверей, скамьи — все это сделано из белого каррарского мрамора итальянскими мастерами фирмы С. Л. Уберти по эскизам Краснова. Резная орнаментация по мрамору изображает грифонов, дельфинов, гирлянды цветов и фруктов, медальоны в обрамлении аканта. Между полукружьями арок — картуши с вензелями имен членов царской семьи, для которых строился Ливадийский дворец. Верх мраморного наличника парадного входа украшает герб Романовых.
 С западной стороны дворца расположена домашняя церковь в византийском стиле, перестроенная архитектором Монигетти в 1866г. из католического костела Потоцких, прежних владельцев Ливадии. Мозаичная живопись алтаря и роспись стен церкви выполнена итальянцем Сальвиати и русскими художниками Поповым и Бейдеманом. Напротив церкви - небольшая башенка-звонница. Рядом с ней - колонна из серого мрамора, на которой полукругами выгравированы 14 надписей, сделанных арабской вязью, на арабском и турецком языках. Судя по содержанию надписей, колонна доставлена в Ливадию из Османской империи (вероятно, с Балкан) в ознаменование победы России над Турцией в войне 1877-1878 гг.
 Ренессансный стиль дворца подчеркивается также одним из его важнейших структурных элементов — большим внутренним двориком, называемым "Итальянским". Именно такие дворики — патио были характерны для палаццо Флоренции и Венеции XV—XVI столетий, являясь центрами всей пластической композиции зданий.
 Расположен он напротив дворцовой церкви. Войти в него можно со стороны западного фасада дворца или из внутренних помещений. Дворик окружен большой четырехугольной галереей с точеными колоннами, мраморными диванами (такими же, как у главного входа во дворец) и полом, выложенным мраморными плитами. Вход в Итальянский дворик закрывают ажурные ворота из кованого железа, вывезенные еще в XVIII в. из итальянского города Верона. Работа настолько тонка и искусна, что ворота кажутся кружевными. В Итальянском дворике находится цветник, а в центре его - мраморный фонтан.
 Слева от Итальянского дворика - кухонные постройки, перед которыми расположена небольшая галерея из мраморных колонн. На западной стене этой галереи - миниатюрный горельеф /скульптурное изображение с сильно выступающими фигурами/, выполненный на тему картины Рафаэля "Афинская школа". Он изображает античных философов двух направлений: материалистов во главе с Аристотелем и идеалистов во главе с Платоном.
 С южной стороны Итальянского дворика архитектор расположил одноэтажный объем буфетной. Парадная столовая, прикрывающая его с запада — тоже одноэтажная, но более высокая. Основная часть здания двухэтажная, находится с северной стороны дворика. Наконец, в восточной части дворца появляется третий этаж. Башня на углу северного и западного фасадов доминирует над всей постройкой, и от нее как бы ступенчато спускаются эти композиционные объемы, повторяя гористый характер местности. Введя в конструкцию здания внутренние световые дворики (атриумы), Краснов максимально использовал солнечное освещение для жилых комнат.
 Удивительно гармонично удалось зодчему соединить в единый ансамбль два рядом стоящие здания разных архитектурных стилей — дворец и Крестовоздвиженскую церковь. С большим тактом он вносит изменения в работу И. А. Монигетти: увеличивает притвор церкви примерно вдвое, что дало возможность устроить новый вход в храм(старый вход был сохранен, но оказался уже в т. н. "теплом переходе" из дворца в церковь), и соединяет его открытой галереей с аркой ворот итальянского дворика. Галерея выполнена в виде византийской аркады, покоящейся на мраморных колоннах и завершающейся ажурными ручной ковки воротами работы итальянских мастеров конца XVIII века.
 Портал нового входа украсила мозаичная икона "Ангела Господня", выполненная в академической мастерской профессора П. П. Чистякова по рисунку художника А. С. Славцова. Этот же художник расписал внутри стены пристройки образами, среди которых отметим икону Божьей Матери "Федоровской" — особо почитавшейся в царской семье, т. к. она в течение нескольких столетий связывалась с именем Михаила Федоровича, первого московского царя из рода Романовых.
 Аркада, стены дворца и церкви образовали уютный небольшой дворик. Другой атриум находится в центре жилой части дворца и называется "Арабский" по орнаментации многоцветной майолики, покрывающей стены его первого этажа, и фонтану "Мария", выполненных в восточном вкусе.
 Майоликовые изразцы и восточный фонтан раньше украшали полуоткрытый дворик старого дворца. Однако для облицовки "Арабского" дворика плиток, снятых при сломе старого здания, оказалось недостаточно. Поэтому было принято решение вновь заказать полный комплект изразцов (1234 шт. ) петербургской фабрике Ваулина и Гельдвейна с обязательным условием сохранить все детали прежнего цветного орнамента.
  Парадных помещений в Ливадийском дворце немного — всего пять залов. Это и понятно: он в основном предназначался для семейного отдыха, а не для официальных приемов. В их оформлении Краснов использовал лепные украшения, резные панели из каштанового, орехового и красного дерева, прекрасные мраморные камины. Последние, хотя и действующие, имели скорее декоративное назначение, т. к. дворец отапливался от собственной котельной.
 К работам по дворцовым интерьерам были привлечены мастера известных в России и Европе фирм, которые осуществляли идеи и замыслы архитектора по его эскизам и рисункам. Так, фирма по производству лепных работ братьев Аксерио прислала в Ливадию из Италии профессора Николини, до этого успешно закончившего реставрацию знаменитого собора Сан-Лоренцо в Генуе, а фирма Э. Р. Менционе по мраморным работам наняла для изготовления колонн и каминов известного скульптора К. Ф. Катто. В удивительно хорошем состоянии сохранились до наших дней обивка стен и наличники дверей из орехового дерева в бывшем ожидательном зале дворца, которые являлись только частью большого заказа, полученного поставщиком Его Императорского Величества петербуржцем Ф. Ф. Мельцером от Н. П. Краснова.
 Два самых больших и представительных из пяти парадных залов — вестибюль и Большая столовая ("Белый зал") оформлены в полном соответствии с внешним видом здания, для их украшения зодчий использовал все разнообразие декоративной орнаменталистики итальянского Возрождения. А чтобы выделить прекрасную лепку кессонированного потолка, Краснов вновь обращается к приему, уже успешно опробованному им при решении освещения столовой Кореизского дворца. Он отказывается от люстр и настенных светильников и помещает электролампы за карнизом с изящным лепным рисунком, обрамляющим гербы российских губерний. При включении ламп зал заполняется мягким, ровным отраженным от потолка потоком света.
 Следует обратить также внимание на то, как архитектор расположил окна и двери в Белом зале и какого поразительного эффекта достиг при этом. Восемь больших застекленных дверей, разделенных пилястрами, соединяют столовую с Итальянским двориком, на противоположной стене этот прием повторяется, однако здесь вместо дверей такой же величины арочные окна. Ритмический рисунок разделения этих стен пилястрами определяется колоннадой дворика.
 Со стороны окон к столовой почти вплотную подходит парк, спускающийся здесь тремя террасами. Перед самыми окнами — зеленая лужайка полуоткрытого дворика — курдонера. При открытых окнах и дверях сам зал, благоухающая растительность парка и прелестный внутренний Итальянский дворик составляют единое целое — идеальный пример гармоничного единства архитектуры с окружающей природой!
 Несколько выше и правее колонны - изящный мраморный фонтан в восточном стиле. Из бронзовой головки барана струится вода. В верхней части фонтана на мраморной доске арабскими буквами высечено слово "Ливадия". Фонтан построен на месте находившегося здесь некогда источника. Чуть ниже стоят оригинальные терракотовые вазы с изображениями мифических существ. Они сделаны по образцам ваз, найденных при раскопках римской крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, южнее Ливадии.
 Если идти мимо мраморного фонтана "Ливадия" по левой дорожке, то откроется вид на два здания. Первое из них - трехэтажный особняк в стиле модерн, построенный из серого крымского известняка. Он был сооружен для министра царского двора Фредерикса. Следующий дом-дворец был построен для царской свиты; он выполнен в стиле позднего Возрождения. Оба здания сооружены одновременно с Большим дворцом по проекту архитектора Краснова. В настоящее время в них размещаются 2-й и 3-й корпуса санатория "Ливадия".
 Интересно внутреннее убранство Большого Ливадийского дворца. Бывшие парадные комнаты первого этажа богато и искусно отделаны деревом; это работа русских и украинских мастеров прошлого века. Резьба по мрамору выполнена итальянскими мастерами. Большой (Белый) зал, расположенный в северной части здания, отличается исключительно красивыми лепными украшениями потолка. В 1974 г. в Большом дворце был открыт выставочный зал.
 Личные покои царской семьи располагались на втором этаже дворца. Интерьеры в стиле "модерн", сохранившиеся во дворце, имеют большую художественную ценность и составляют богатство отечественного архитектурного наследия. Для отделки интерьеров Н. П. Краснов использовал толстое стекло, заполняющее переплеты решеток на окнах и дверях, кованый металл, дерево, натуральный камень, майолику, изразцы. Верхний кабинет Николая II отделан в "соответствии с представлениями эпохи модерна о цветовой гамме мужского кабинета". Большое помещение декорировано панелями из мореного клена, с которым прекрасно сочетаются серо-зеленый диорит камина и бронзовые украшения. "Я в восторге от своего верхнего кабинета", - воскликнул Николай II, когда увидел его. В кабинете много подлинных фотографий, запечатлевших эпизоды пребывания царской семьи в Крыму.
 Вся мебель для дворца выполнена специально для каждой комнаты по рисункам Н. П. Краснова из того материала, который использовался для отделки помещения. Архитектор стремился стилистически связать воедино декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства, подчинив все единому лейтмотиву.
 В комнатах Александры Федоровны представлен подлинный, сохранившийся с тех времен гарнитур, предназначавшийся для одной из комнат первого этажа. Стены комнат украшают акварели А. Бенуа, Ф. Волкова. Нежные лирические пейзажи соответствовали вкусам эпохи модерна, как и картины, навеянные мифологическими и евангельскими сюжетами - "Мадонна-утешительница" (1877), "Мадонна с ангелами" (1889) В. Бугро, "Мадонна" Е. Вейта и др. Рабочий кабинет Императрицы всегда украшал профильный портрет Николая II работы одесского фотографа Йоффе. В экспозиции представлены также фотографии, запечатлевшие участие в благотворительных базарах Императрицы и великих княжон.
 В комнатах великих княжон в наши дни располагаются временные выставки, о их занятиях в Ливадии рассказывает экспозиция классной комнаты. Среди украшающих ее акварелей - акварели учителя великих княжон - Н. П. Краснова, а рядом - две работы Татьяны и Ольги, представляющие живописные уголки дворцового парка. 
 Мебельный гарнитур в ренессансном стиле, заказанный Н. П. Красновым фирме Ф. Ф. Тарасова специально для Белого зала, состоял из большого обеденного стола и двух пристенных, ста стульев, четырех кресел и четырех банкеток. Зеленый сафьян обивки прекрасно сочетался с ореховым деревом витых колонок спинок, подлокотников и ножек стульев и кресел. В основу рисунка тонкой резьбы деревянных частей был взят мотив коринфского ордера — волюты и акант.
 За высокое качество изготовленной для Ливадийского дворца мебели Ф. Ф. Тарасов удостоился престижного звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества", а несколько предметов из гарнитура Белого зала даже демонстрировались на Всероссийской выставке мебели в Санкт-Петербурге.
 Меблировкой парадных и жилых помещении дворца и светского дома занимался по заказу архитектора и ряд других известных фабрик России — Ф. Ф. Мельцера (Петербург), К. В. Зибрехта (Москва), Н. Чернетенко (Симферополь), Э. и И. Кон (Москва).
 Комнаты для гостей, а также личные покои царской семьи были украшены и обставлены мебелью в стиле модерн со свойственным последнему изысканным подбором материалов и обивочных тканей. Новые технические приемы обработки дерева позволяли добиваться исключительных декоративных эффектов. Так, в Малой столовой использовалась байцовка красного дерева под медь, в спальне и ванной комнате императрицы — липа, полированная под белый мрамор, в гостиной старших дочерей — т. н. отделка "под птичий глаз" и т. д.
 Одним из самых красивых залов второго этажа дворца был рабочий кабинет императора. Недаром Николай II в дневнике 1911 года записал: "Я в восторге от своего верхнего кабинета". В кабинете много подлинных фотографий, запечатлевших эпизоды пребывания царской семьи в Крыму. Над камином - ковер, подаренный персидским шахом к трехсотлетию дома Романовых.
 Мебельный гарнитур для него и филенчатые облицовочные панели стен с полочками по верхнему краю были изготовлены мастерами фабрики Ф.Ф.Тарасова из ясеневого дерева с байцовкой в темный зеленовато-коричневый тон, удачно сочетавшийся с обивкой стульев и кресел зеленым сафьяном с тиснением излюбленного модерном изображения цветка ириса. Причем набор предметов мебели был составлен таким образом, что просторный, залитый светом кабинет как бы разделялся на две части — рабочую, деловую, обращенную к окнам эркера, и уголок для отдыха, своего рода курительную — перед массивным камином из серо-зеленого диорита.
 Из нескольких десятков крупнейших отечественных и зарубежных фирм и художественных мастерских, привлеченных Главным Строителем к оформлению экстерьеров и интерьеров новых дворцовых зданий, отметим еще московскую фабрику братьев Е., А. и Ф. Вишневских. Изготовленные ими прекрасные бронзовые "флорентийские" фонари до сих пор украшают Итальянский дворик и наружные стены Ливадийского дворца.
 Основой парка, окружающего дворец, послужил естественный крымский горный лес. Живописно подобранные группы экзотических растений были удачно введены в природу Ливадии, облагородили ее: голубые атласские ели, секвойи, канарские ели, пинии, магнолии. За каждым поворотом парковой дорожки открывается новый вид. Солнечная полянка соседствует с густыми зарослями. Группа густо растущих деревьев сменяется видом на море. Морские живописные виды, открывающиеся с тропинок парка, составляют главное очарование этого удивительного уголка побережья. Вблизи дворца парк приобретает регулярный вид. Дорожки обрамлены подстриженными кустами буксуса, лавра, туи. Своеобразие и особую прелесть придают парку скамейки и вазы, мраморные столики и фонтаны, подпорные стены с вьющимися глициниями и розами, беседки.
 По парку в разных направлениях расходятся асфальтированные дороги, дорожки и тропы для ходьбы и прогулок. Особенно популярна тенистая тропа, идущая от дворца к беседке-ротонде в Ореанде. В прошлом ее называли "царской тропой", ныне - "тропой туриста". Тропа была проложена для соединения усадеб Ливадии и Ореанды, принадлежавших царской фамилии, и служила для пешеходных и верховых прогулок.
 Чтобы попасть на тропу, надо дойти до южного угла 3-го корпуса санатория (бывшего свитского дворца) и повернуть налево, идя вдоль опорной стены, украшенной балюстрадой. Дойдя до нижнего поворота дороги, нужно свернуть вправо на тропу, покрытую мелкой светлой щебенкой. Это и есть бывшая "царская тропа". Она начинается напротив небольшой лестницы, ведущей на площадку с розами; там же у стены стоит большой беломраморный диван. Если пройти по этой тропе на юго-запад немногим более 1 км через зеленый коридор, образованный лесными зарослями, то можно выйти на скалу, увенчанную белой полукруглой беседкой. Отсюда открывается чудесный вид на всю Ореанду, побережье и море. 
 Одновременно с Белым дворцом возводились два других - для министра двора барона Фредерикса и свитский корпус. Тогда же была обновлена вся хозяйственнотехническая база имения, построены электростанция, завод по производству льда, гараж, возведен зимний театр. Накануне первой мировой войны в Ливадии насчитывалось до 400 строений, из них около 100 жилых домов.
 После Февральской и Октябрьской революций в 1917 года в имение переместились учреждения министерства земледелия свергнутого Временного правительства.
 16 января 1918 года в Ливадии была установлена Советская власть.
 30 апреля 1918 года Ливадию заняли немецкие оккупанты. Они разграбили дворцы. Большое количество мебели было вывезено в Симферополь для резиденции командующего войсками генерала фон Коша, офицерского помещения дивизии ландвера и здания, где разместилось новое "краевое правительство".
 В ноябре 1918 года немецких оккупантов сменили англо-французские войска и белогвардейцы.
 В ноябре 1920 года с установлением советской власти в Крыму имение национализировали, и на его землях был создан совхоз "Ливадия”. После национализации имения Николая II в Ливадии значительная часть его домов и хозяйственных построек перешла в ведение Всероссийского Земского Союза, его Ялтинского уездного отделения. В них были развернуты два лазарета для раненых и больных офицеров и солдат, санаторий для амнистированных политических заключенных и другие учреждения.
 В конце 1924 года населенный пункт Ливадия с лесом и парком был передан курортному фонду. А летом 1925 года состоялось открытие первого в мире крестьянского санатория на 300 мест. В 1931 году ливадийский крестьянский санаторий был преобразован в климатический лечебный комбинат. В 30-е годы на территории Ливадии были построены новые здравницы: Наркомзема СССР, Союзкурорта - "Ударник", ВЦСПС-2, в которых отдыхало более 1600 человек.
 В ноябре 1941 года Ливадию оккупировали гитлеровские захватчики.
 В апреле 1944 года поселок освободили войска Отдельной Приморской Армии. В Ливадии были полностью разрушены корпуса здравниц, построенные в советское время. В развалинах лежал Малый дворец; так называемый свитский корпус был подожжен немцами при отступлении. Уцелел только Белый ливадийский дворец.
 После больших восстановительных работ, в Ливадии в Белом дворце с 4 по 11 февраля 1945 года была проведена конференция глав трех держав антигитлеровской коалиции СССР, Великобритании и США, на которой обсуждались вопросы окончательного разгрома фашисткой Германии, послевоенного устройства мира и деятельности ООН. Итоги конференции для мира трудно переоценить.
 В Белом парадном зале, где прошли 8 пленарных заседаний, воссоздана обстановка февральских дней 1945 года: круглый стол, стулья, большие кресла для И. В. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля.
 Крымская конференция состоялась на завершающем этапе второй мировой войны. Здесь были согласованы совместные действия союзных держав, их отношение к Германии после ее капитуляции. Участники конференции наметили основные принципы общей политики по послевоенному устройству мира и приняли "Декларацию об освобожденной Европе", которая провозгласила, что установление порядка в Европе должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам "уничтожить следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору".
 Вопросы обеспечения длительного и прочного мира стояли в центре внимания участников конференции. Здесь, в Ливадии, было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции объединенных наций в Сан-Франциско, которая подготовит текст Устава этой организации. Была достигнута договоренность о поддержке на этой конференции делегациями союзников предложения о приглашении Украинской ССР и Белорусской ССР участвовать в ООН в качестве первоначальных членов-учредителей.
 В дни работы конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США. Парадные залы дворца - бывшая "Царская ожидательная" и "Парадный кабинет" - были предоставлены главе делегации Ф. Рузвельту. Интерьер и обстановка апартаментов были отделаны в соответствии со вкусами американского президента. Рузвельту очень нравилось в Ливадии, он отлично себя чувствовал и в одной из бесед с И. В. Сталиным выразил шутливое пожелание приобрести Ливадию. 4 февраля президент дал обед для И. В. Сталина и У. Черчилля, готовили его филиппинские повара, но из русских продуктов: икра, осетрина, говядина с макаронами, торт, а кроме чая и кофе - водка и пять сортов вина.
 Для отдыха участников конференции служили бывшая "Английская бильярдная" и "Диванная". В "Английской бильярдной" воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций - И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль подписали текст коммюнике "Единство в организации мира, как и в ведении войны". Торжественная церемония подписания документов завершилась фотографированием в Итальянском дворике. Был запечатлен исторический момент встречи "Большой тройки" в Крыму.
 После окончания войны разрушенный курорт восстанавливает свои здравницы (1945 - 1955 г.г.), а затем реконструирует и модернизирует их.
 С лета 1974 года Белый дворец открыт для экскурсий и посещений.
 Сегодня "Ливадия" - одна из крупнейших специализированных здравниц Крыма.

 Источники текста и изображений:
 http://yalta.com.ua/
 Брошюра "Ливадийский дворец-музей", "Бизнес-Информ", Симферополь,
автор текста Н.С.Лозбень, фото В.Н.Дмитриенко
 CD “Достопримечательности Крыма” http://seldinfo.narod.ru/,
авторы текста Николай Калинин, Марина Земляниченко
 http://travel.org.ua
 http://www.kulichki.com
 http://www.crimea.edu

 

 Краснов Николай Петрович
 (1864-1939)

 Николай Петрович Краснов (1864 - 19З9) родился в крестьянской семье, образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его дипломная работа была удостоена Большой серебряной медали. С 1888 года Николай Краснов живет в Ялте, работая с 1899 года городским архитектором. В этот период он построил ряд общественных зданий: женскую гимназию (1898), павильон и церковь при мужской гимназии (1894 - 1898), здание Крымско-Кавказского горного клуба, торговые ряды Стахеева, католический костел. Выполнял он и частные заказы: в 1901 году перестраивает дом композитора А. А. Спендиарова, строит дом военному инженеру и известному крымоведу А. Л. Бертье-Делагарду. Именитые заказчики - Великие князья Романовы, князь Ф. Ф. Юсупов доверяют ему строительство своих имений: "Дюльбер", "Харакс", "Ай-Тодор", "Чаир", Кореизский дворец. Очевидная одаренность зодчего, творческое осмысление архитектурных стилей прошлых эпох, прекрасные организаторские способности и деловые качества привлекли к нему внимание Главного управления уделов Романовых. Ему, провинциальному архитектору, заказана генеральная реконструкция всех двордовых строений и строительство нового дворца в царском имении. Выполнив заказ императора, Н.П. Краснов удостоился звания "Архитектор высочайшего двора", награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и причислен к Главному управлению уделов. Позже на него были возложены обязанности технического наблюдателя, он состоял преподавателем рисования великих княжон Татьяны и Ольги.
 В октябре 1913 года Н. П. Краснов был избран академиком архитектуры Академии художеств, утвержден в чине надворного советника. На соискание звания академика Н. П. Краснов представил список, насчитывавший более 60 произведений. С 1922 года и до конца жизни архитектор жил в Югославии. Похоронен в русском секторе Белградского Нового кладбища.

 Текст и фото из брошюры Ливадийский дворец-музей, издательство Бизнес-Информ, Симферополь


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.hobby.allcrimeainfo
Отписаться

В избранное