Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Akcentplus - история 'гоноровой' казацкой сабли XVII века


История “гоноровой” казацкой сабли XVII века


    История возникновения казацкой сабли заставляет нас окунуться в далекое прошлое, задуматься над будоражащими душу событиями того времени, вспомнить эпохальные личности, задуматься над их образом жизни, привычками, интересами… Когда мы держим в руках казацкую саблю, то ощущаем, пройденную через столетия силу духа, мужество, волю наших далеких предков, что вызывает у нас бурю различных эмоций, которые неконтролируемо вырываются наружу из глубины души, давая понять, что ты тоже родился на этой земле и являешься частичкой истории, что в тебе тоже течет кровь этих сильных духом людей, и они напоминают тебе об этом. Ты проводишь взглядом по неповторимому изгибу сабли, видишь узоры на клинке, в некоторых местах заметны царапины, изъяны, которые приобретены в бою, незаметно реальность исчезает, и ты мысленно оказываешься среди холмов и равнин, идешь по полю, гладя пшеницу, чувствуешь спокойствие и умиротворенность, свободу, понимая что все это - заслуга наших далеких предков, которые отвоевали все это и подарили тебе, всем нам. Именно сабля везде сопровождала казака, выручала в трудную годину, была его молчаливой спутницей. Какую же она несет информацию, какая ее история? О казацкой сабле сказано очень много интересных версий, предположений. Все историки, знатоки, коллекционеры, обсуждая тему казацкого оружия, сразу назовут по предмету разговора множество терминов и названий – секира, булава, пика, копье и конечно сабля, которая простому казаку доставалась достаточно тяжело – в бою, и то на втором-третьем году службы, или дарили в подарок казацкой старшине за боевые заслуги, как символ мужества, достоинства и чести. Старшина была уже, как правило, в таком достатке, что могла и купить добрую саблю, которая и стоила иногда целого состояния. К примеру, за парадную саблю надо было заплатить столько же, сколько стоили 20-25 коров, а за клинок, выкованный в Северной Индии или Персии из дамасcка отдавали двух слонов. Но самое главное в этом разнообразии всевозможных видов холодного оружия – ятаган, шемшир, чечуга, палаш, ардынка, килидж, карабеллы турецкие, польские, сабли орла, клыч, сабли персидского, индийского и иранского производства и типов, их разновидностей, местная сборка, переделка, местный обозный ремонт, свое кузнечное производство по образу и подобию трофейного оружия, - выделить то, которое точно было или стало нашим, казацким. Это я к тому, что сейчас иногда завозится оружие, например, из Турции и при продаже его называют казацким. Как отличить? Опытный коллекционер, конечно, почувствует неуловимый дух, ауру, сработает интуиция, сабля “подмаргнет”… Но это мистика, которую конечно нельзя снимать со счетов, а в реальности отличить сложно, практически невозможно. Невелика беда, поскольку и то, и другое оружие одинаково редкое, ценное и дорогое, но ведь хочется все-таки, чтобы оно было свое, родное. Есть также признаки, по которым можно определять казацкая это сабля или нет, хотя и очень спорные. Самое главное отличие – надписи на сабле, которые делали наши казацкие ремесленники или мастера – их единицы. Это артефакты, можно сказать национальное достояние и гордость. Для примера и демонстрации мы взяли дорогую “гоноровую” (парадную) саблю, которая кстати имеет очень интересную историю. Представленная сабля безусловно казацкое оружие. Это переделанная для подарка в казацком стиле турецкая сабля карабелла в “гоноровую” саблю, т.е. парадную. Денис Тоичкин в своем исследовании по казацким саблям пишет, что существовали карабеллы боевые и парадные, а с XVII столетия этот тип сабли преобразился в парадное, богато украшенное оружие. Нет сомнений, что она была подарена и принадлежала кому-то из богатой казацкой старшины. Клинок персидского типа выкован из дамасской стали высшего качества - золото, серебро, медь, кость. Ковка, золочение, всечка, резьба и прочее. Клинок средней кривизны с рикасо и двумя долами. С внешней стороны клинка возле пяты таушована золотом надпись на арабском языке “именем Аллаха, милостивого, милосердного” и заклятие от врага, т.н. “бедух”, в виде квадрата с буквами арабского алфавита. Эфес открытого типа, гарда – крестообразная, изготовлена из серебра, кильоны у верхней грани украшены гранатовыми кабашонами. На крестовине с обеих сторон закреплены кабашоны из граната. На лицевой стороне гарды выгравированы надписи старославянскими буквами “Спаси”, “Сохрани”, “Ю”, “Х”, на обороте дата - “1659”. Гарда покрыта растительным и геометрическим орнаментом. Рукоять выполнена из кости, по периметру окована серебряной пластиной с закрепленными на ней кабошонами из нефрита. Деревянные ножны обтянуты кожей (сафьян) с серебряным прибором, полностью украшенным растительным орнаментом в виде вьющегося хмеля. Надпись на гарде “Ю” и “Х”, орнамент в виде вьющегося хмеля, а также дата послужили причиной для версии о том, что сабля каким-то образом связана с легендарной исторической личностью, сыном Богдана Хмельницкого – Юрием. Ну что же? Эта смелая версия имеет право на существование, как и многие другие, но требует очень серьезной научной работы и дополнительных исследований со стороны историков, занимающихся историей казачества. Лично я уверен, что так оно и есть, уж очень много совпадений. Хотя, она могла принадлежать кому угодно, например, Юхиму Ханенко. От этого она ни лучше, ни хуже не станет. Также есть достаточно обоснованная версия, что эта сабля принадлежала М.С. Грушевскому и находилась в его личной коллекции. Вообще история этой сабли очень символична для нас и нашей истории. Она появляется в тяжелые моменты истории нашей Украины и передается от поколения к поколению, как эстафета, как призыв отстаивать нашу национальную идею, которая написана на нашем национальном гербе – ВОЛЯ, за которую надо драться. Данная сабля прошла экспертизу и имеется экспертное заключение, в котором указано, что эта сабля середины XVII столетия, имеет историческую и культурную ценность.
    Таким образом, на примере данной “гоноровой” сабли, мы имеем понятие о том, что такие вещи – уникальные в своем роде, что они, как и раньше, имеют большую историческую и культурную ценность, что отличительной особенностью украинских сабель являются надписи мастеров на клинке. Также мы увидели, как выглядит парадная сабля, чем она украшена, из чего сделана, ознакомились с историей представленной сабли, которая невероятно интересная и может послужить толчком для дальнейшего ее изучения. В дальнейших статьях мы постараемся еще больше раскрыть данную тему, углубимся в историю казачества, рассмотрим интересные артефакты.


Полную версию статьи с иллюстрациями можно прочитать на сайте www.akcent-plus.com в разделе новостей.

В избранное