Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Механика работы над шуткой


Школа Острословия и Иронии.

П р и е м ы  ю м о р а

Номер выпуска: 62

Дата выпуска: 2012-10-15

Автор выпуска: Евгений Буряков
Сайт Школы Острословия и Иронии:
http://www.evgbur.ru

 

Здравствуйте,

 

Механика работы над шуткой

 

Письмо:


Евгений, я не вижу процесса, как разрабатывать шутки. Текущая механика работы над шуткой это скорее ограниченное «озарение» по заданной теме, а не методичная работа.
 

В буржуйской книжке я читал про такой метод – сначала готовится куча материала по теме, гуглятся новости, синонимы, картинки, афоризмы, выражения. Вместе с напарником или через гугл составляются ассоциации.
Этот материал выносится на табло или листок. И глядя на этот материал разрешают сознанию скрещивать все это вместе в попытке найти смешное. Нагенеренные шутки проверяются на людях, выбираются единичные шедевры. При этом подготовке (сбору материала) отводится главная роль.
Как использовать знания о различных схемах и приемах шуток мне пока непонятно. Я ведь не беру список приемов и пробую его наложить на материал по теме?

 

Владимир.

 

Ответ:

 

Что такое шутка? Шутка – это наша или чья-то реакция (ответ, вопрос, вывод, совет, упрек, сочувствие и т.д) на свершившееся событие. Которое, в свою очередь, тоже может быть чьей-то реакцией. Правда, шуткой будет только такая реакция, которая вызывает улыбку, смех окружающих.

 

Вокруг нас, и нет только вокруг, постоянно совершается множество событий, на некоторые из которых мы реагируем. Причем, чаще всего мы реагируем стереотипно, ожидаемо.

 

К примеру, если навстречу нам будет идти мальчик и споткнется, большинство из нас, подчиняясь привычному в этой ситуации сценарию поведения, или скажет, или подумает про себя:
- Мальчик, осторожнее надо…

 

В стереотипной реакции «Мальчик, осторожнее надо…» комизма нет ни на копейку. Потому что нет ничего неожиданного.

 

Ничего смешного также не будет, если мы среагируем каким-то иным, но таким же предсказуемым образом. Например:
- Мальчик, ты не ушибся?
или
- Какой ты молодец, мальчик, споткнулся, но не упал.
или
- Я в этом месте тоже всегда спотыкаюсь.

 

Отсутствие всякой реакции на спотык мальчика также ожидаемо и поэтому никого не рассмешит.

 

Если же мы отреагируем неожиданно, в контру общепринятому сценарию поведения, нарушим какую-то устоявшуюся норму, то велика вероятность появления комизма.

 

Например:
- Ого-го, мальчик, ты спотыкнулся и не упал!? Если спотыкаешься, то обязательно надо падать. Давай-ка я тебе помогу.
или
Мальчик, ты сам маленький-маленький, а спотыкалка-то у тебя уже вон как выросла.

 

Процесс разработки шуток ничем не отличается от процесса создания любой другой реакции на событие с одним лишь исключением. Чтобы получилась шутка, должны быть соблюдены четыре условия.

 

Первое условие – реакция на событие должна противоречить одобряемому обществом сценарию поведения, быть неожиданной, непредсказуемой, нарушать какую-то норму.

 

Как узнать, противоречит норме наш еще только что задуманный ответ на событие? Очень просто. Если вы хотите пошутить письменно или устно и тут же появляется мысль в голове, как это сделать, то, скорее всего, эта мысль не будет противоречить норме. Она банальна и придет в голову каждому, кто окажется в схожей ситуации.

 

Сознание наше устроено так, что в первую очередь кладет нам на язык мысли стереотипные, соответствующие норме поведения и уместные в данной ситуации. Такие реакции в обыденном общении удобны и выгодны, потому что не несут угроз и служат какой-то определенной социальной цели. Но эти реакции никогда не шутки и, следовательно, их необходимо отсеять как непригодные для юмора.

 

Все остальные мысли, которые почему-то не приходят на ум, это уже почти шутка.

 

Второе условие для порождения шутки – наличие логической связи между событием и реакцией. Иначе говоря, логическая оправданность реакции.

 

Несмотря на то что реакция должна быть парадоксальной, она не должна быть настолько парадоксальной, чтобы потерялась всякая связь между событием и реакцией.

 

Например, ситуация:
Солдат стучится в кабинет к генералу и говорит:
- Товарищ генерал, к тебе жена пришла.
Генерал в ярости:
- Не к тебе, а к вам.
Солдат:
- Она на лодке приехала.

 

Юмора в этой истории мало, хотя ответ солдата противоречив, непредсказуем, парадоксален. Почему же не смешно, ведь налицо нарушение нормы общения? Да потому что нет никакой хоть сколько-нибудь объяснимой логической связи между репликой генерала и ответом солдата.

 

Если бы солдат объяснил, оправдал свою грубость по отношению к генералу, то он был бы логичен. Но банальное оправдание вроде: простите меня, не было бы шуткой. Вот если бы реплика солдата вместе с логичным для ситуации оправданием еще и противоречила общественной норме, то родилась бы шутка.

 

Например:
Солдат стучится в кабинет к генералу и говорит:
- Товарищ генерал, к тебе жена пришла.
Генерал в ярости:
- Не к тебе, а к вам.
Солдат с недоуменным упреком:
Товарищ генерал, к нам она вчера приходила, а сегодня к тебе.

 

В этой чуть отличающейся от первой истории ответ солдата противоречит норме и логичен. Солдат в качестве отправной точки для своего ответа использует реплику генерала, то есть не теряет нить разговора. Но в то же время сообщает информацию, невозможную с точки зрения норм общественного поведения. А потому смешно.

 

Логическая связь – коварная вещь. Иногда ее легко увидеть, и иногда она ускользает, остается не обнаруживаемой.

 

Различную оценку, которую дают люди одним и тем же шуткам (для одних это шутка, для других – ерунда какая-то) можно объяснить именно непониманием логики события. Отчего же так происходит? Ведь глупых людей не так много.

 

Дело в том, что в шутках зачастую очень мало информации. Шутки – это супер короткие истории. Когда человек шутит, ставку он делает на общую со слушателями или зрителями культурную, социальную и профессиональную среду (контекст) и умение этими людьми извлекать дополнительную информацию из этой среды.

 

Информация, извлекаемая из общей среды общения, играет очень важную роль для порождения комизма. Она позволяет человеку достроить событие до полноты картины, а это помогает увидеть логическую связь даже в условиях парадоксальной реакции на событие.

 

Мы иногда несправедливо обвиняем одних людей, даже группы людей, даже целые нации в отсутствии у них чувства юмора. Немцы не понимают нашего юмора, мы не понимаем юмора англичан. Врачи не понимают юмора тюремных охранников, те не понимают юмора авторов пенсионной реформы.

 

Если человек, что называется, не в контексте, то будь он сам Бенни Хилл, понять юмор других ему будет сложно. Таким образом, парадоксальность реакции должна держать себя в рамках приличий: сохранять логическую связь с событием.

 

На этих двух условиях (противоречие и логическая связанность) можно было бы и остановиться. Соблюдение их уже способно обеспечить рождение шутки. Однако не всегда. Нужно еще кое-что.

 

Так, игнорирование новизны в шутках может похоронить все надежды острослова на славу и успех при соблюдении двух первых условий. Третье и такое же важное условие для рождения шутки – новизна.

 

Несколько лет назад в России информация о том, что в республиках северного Кавказа партия «Единая Россия» на выборах в думу набирала 120 % голосов, была шуткой. Затем все последующие годы эту шутку повторяли на все лады и журналисты, и блогеры, и обыватели. Вскоре шутку так истрепали, что она осточертела и умерла как шутка. И это несмотря на то что в ней осталось и противоречие (принципиальное нельзя набрать более 100% голосов), и логическая связанность реакции и события. Пропала всего лишь новизна.

 

Любая реакция при соблюдении других условий, но без новизны, перестает быть шуткой.

 

Отсутствие новизны в реакции может повлиять на падение интереса не к одной, а к целой группе шуток. Когда-то очень популярны были анекдоты про Вовочку. Сейчас – не очень. Совсем недавно вся страна старалась злой шуткой задеть блондинок. Ныне это почти моветон.

 

Четвертое условие не столь обязательное, но весьма желательное. Хорошие шутки всегда позитивны. Нет, конечно, и черный, и пошлый юмор тоже в цене. Но стоимость негативных шуток всегда будет на порядок ниже позитивных. Шутки про жопу, говно, расчлененку, блевотину и тому подобные вещи – хрень собачья. Им никогда не подняться до высот позитивных шуток, радости и хорошего расположения духа.

 

Шутки, содержащие негатив, ориентированы на узкую аудиторию и в результате ограничивают круг поклонников острослова.

 

Четвертое условие позитивности шутки требует от шутника особого отношения к своим слушателям. Если острослов объектом шутки выбирает своего слушателя, то он уходит в зону негатива. И никакими уговорами вроде: ну ты что, без чувств юмора что ли, я же пошутил, негативную шутку не сделать позитивной. Объектом шутки не должен становиться предполагаемый ценитель шутки. Для него это будет не шутка, а хоть и остроумное, но оскорбительное замечание.

 

Итак, четыре условия. Достаточно ли их для рождения шутки? Условий достаточно, но без инструментов создания парадоксальной логики не обойтись.

 

Инструменты создания парадоксальностей, еще их можно назвать эвристиками юмора, помогают обнаруживать нетривиальные реакции на событие. Это их главная функция.

 

Вариантов реакций на события, как правило, немало. И так можно ответить, и эдак, и еще как-нибудь. Стереотипные, скучные варианты реакций всегда очевидны, всегда тук как тут. Неожиданные – лежат в потемках нашего мозга и трудно обнаружимы.

 

О том, как отсеять стереотипные варианты реакций, было рассказано выше. А как обнаружить парадоксальные, неочевидные? Есть какой-нибудь четкий алгоритм обнаружения таких вариантов для каждого конкретного случая?

 

Такого алгоритма нет. Жизнь слишком разнообразна, чтобы можно было поиск остроумных реакций подчинить алгоритмам. Зато есть эвристики, которые хоть и не конкретны, порой не четки, но все же умеют указывать направления для движения юмористической мысли. Этим своим качеством эвристики очень сильно облегчают жизнь юмористам. Разберем на примере.

 

Рыболов хвастает перед приятелями:
- В прошлое воскресенье я поймал щуку – вот такая, как моя рука!

 

Как стал бы действовать шутник, не знакомый с эвристиками юмора, в поисках комичной реакции на событие? Он стал бы лихорадочно рыться в своем мозгу и перебирать один вариант реакции на событие за другим. Искать, которое посмешнее. Потом, может быть, обратился бы к Гуглу, затем стал бы проверять шутку на кроликах, выбирать единичные шедевры.

 

Как стал бы действовать шутник, знающий и умеющий пользоваться эвристиками юмора? Он сначала оценил бы событие с точки зрения абстрактной схемы юмористического продолжения. В этом ему помогли бы эвристики юмора. А затем уж придумал бы конкретный ответ, согласуя его с четырьмя условиями.

 

Например, эвристика юмора Сдвиг акцента порекомендовала бы шутнику перевести свой взгляд с размера руки рыбака на ее какие-то иные качества и поискать шутку по этому направлению.

Передвинув свой взгляд, острослов увидел бы, что рука кроме размера (длины) обладает такими качествами как жирность руки, ее прыщавость, волосатость и т.п. И, наверное, быстро мог бы догадаться, что щуку можно сравнивать не только с длиной руки, но и с жирностью, прыщавостью, волосатостью.

 

Теперь ему осталось бы только оценить варианты сравнения на соответствие их четырем условиям (парадоксальность, логичность, новизна, позитив) и выбрать самый веселый.

 

Рыболов хвастает перед приятелями:
- В прошлое воскресенье я поймал щуку – вот такая, как моя рука!
- Брось врать! Таких волосатых щук не бывает!
или
- Брось врать! Таких прыщавых щук не бывает!

 

Еще пример:
- Ты не знаешь, как поживает поручик Ржевский?
- У него все хорошо. Упорным трудом он пробился с самого низа до верхов.
- Это как?

 

Как продолжить историю, чтобы получилась шутка? Острослов, владеющий эвристиками юмора, с первого взгляда на эту ситуацию увидит, что тут есть обобщение, устойчивое выражение «пробился с самого низа до верхов». И, не мешкая, в поисках юмористической реакции обратится к эвристике Подмена понятия.

Почему? Потому что все устойчивые выражения метафоричны, и значит, могут иметь двоякое толкование. А этим можно воспользоваться.

 

Когда люди, столкнувшись с метафорой, просят уточнить, растолковать ее, они ожидают услышать что-то соответствующее их ожиданию. В данном случае, наверно, рассказ о том, как поручик Ржевский смог добиться высокого положения в обществе, сделать головокружительную карьеру.

 

Шутник, понимая это и руководствуясь эвристикой «Подмена понятия», может стереотипное, ожидаемое толкование подменить на неожиданное. Но подходящее под эту метафору. И такой внезапной подменой вызвать улыбку.

 

- Ты не знаешь, как поживает поручик Ржевский после войны?
- Ооо! У него все хорошо. Упорным трудом он пробился с самого низа до верхов.
- Это как?
- Начал с чистильщика обуви, а теперь стал парикмахером.

 

Чем отличается стихийный острослов, от шутника, владеющего эвристиками? Примерно тем же, чем отличается профессиональный боксер от уличного драчуна, профессиональный политик от обычного враля. Количеством, разнообразие, изощренностью приемов. Любую ситуацию острослов может обыграть массой различных способов.

 

Например, есть такой анекдот:
На Москве-реке перевернулся танкер с питьевой водой.
Сейчас пятно чистой воды движется к городу.

 

Не сказать, чтобы шутка уж очень смешная, но замечание весьма ироничное. Можно ли найти другие юмористические реакции на событие «На Москве-реке перевернулся танкер с питьевой водой»? Для юмориста, вооруженного эвристиками юмора, это не проблема.

 

Например, он может воспользоваться такой эвристикой, как Перенос принципа:

 

На Москве-реке перевернулся танкер с питьевой водой.
Якорь, который аварийно успела выбросить команда танкера, парализовал работу московских и зарубежных авиа компаний.

 

С помощью эвристики Оживление. Одухотворение может заставить питьевую воду делать все, что ему захочется:

 

На Москве-реке перевернулся танкер с питьевой водой.
Никто не утонул. Питьевая вода смогла добраться до берега вплавь.

 

Эвристика юмора Два контекста вообще превращает его в кудесника:

 

На Москве-реке перевернулся танкер с питьевой водой.
Депутаты госдумы, крепко подумав над тем, как перевернуть танкер назад, постановили: перевернуть Москву-реку.

 

Обратите внимание, что все эти варианты противоречат действительности, вполне логичны, обладают новизной и достаточно позитивны. То есть отвечают четырем условиям юмора. А потому и без экспериментальной проверки на людях ясно, что эти шутки у многих вызовут усмешку или улыбку.

 

Механика работы над шуткой

 

В первую очередь необходимо познакомиться с эвристиками юмора. О них я пишу уже третий год, все никак не устану писать. http://www.evgbur.ru
Во-вторых, овладеть навыком работы с эвристиками юмора. Не буду убеждать, что для этого нужно тренироваться.
В-третьих, шутки, полученные с помощью эвристик юмора, не забывать проверять на соответствие четырем условиям.
В-четвертых, публиковать свои шутки. Можно в моей рассылке, можно в твитере у Медведева.

 

 

 

Если вы хотите научиться шутить и прослыть в обществе остроумным человеком с хорошим чувством юмора, то учитесь шутить. 

 

На юмористическом портале http://humorial.ru/ Алексея Красильникова вы можете бесплатно скачать мою Методичку "Как научиться писать классные шутки за пять простых шагов!"

 

На моем сайте http://www.evgbur.ru вы можете приобрести:

 

Учебный фильм «Приемы Острословия и Иронии»

 

Электронную книгу «Первый учебник по острословию и юмору»

 

 

Евгений Буряков
Мое Skype-имя
evgbur 
Сайт http://www.evgbur.ru
E-mail: evgbur@mail.ru

 

 

Школа Острословия и Иронии


В избранное