Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Огромное количество шуток и остроумных замечаний построено на аналогии. Чтобы научиться шутить по аналогии, надо сначала разобраться с тем, что такое аналогия.


Школа Острословия и Иронии.

П р и е м ы  ю м о р а

Номер выпуска: 27

Дата выпуска: 2010-04-08

Автор выпуска: Евгений Буряков
Сайт Школы Острословия и Иронии:
http://www.evgbur.ru

 

Здравствуйте,

 

Приглашаю всех подписчиков рассылки на тренинг, который состоится 21-23 мая 2010 года в Оздоровительном комплексе «Лужки» г. Серпухов, Подмосковье.


Тренинг называется «Смеха хочется, чтобы не морочиться!» и будет посвящен целиком и полностью острословию и юмору.

Проведут тренинг сразу два тренера. Я Евгений Буряков – эксперт в области юмора, острословия и ведущий тренер центра Позитивной психологии Александра Свияша Лена Шехина.

Материальную и моральную поддержку тренингу оказывает центр Позитивной психологии Александра Свияша.

Мероприятие уникально тем, что все вербальные техники будут сопровождаться телесными аналогами, иллюстрирующими на мышечном и событийном уровне природу и механику юмора.

На тренинге участники смогут снова обрести вкус к жизни, если он утерян, настроиться на ироничное отношение к реальности. Овладеть приемами острословия и юмора, научиться, острым словом, испепеляющим сарказмом отражать язвительные и обидные реплики начальников и конкурентов.

Дополнительную информацию можно получить на сайте Центра позитивной психологии Александра Свияша или на моем са
йте

 



ШУТКИ-АТРИБУТКИ

 

Огромное количество шуток и остроумных замечаний построено на аналогии. Чтобы научиться шутить по аналогии, надо сначала разобраться с тем, что такое аналогия. Ну так разберемся.

Во-первых, аналогия – это умозаключение. Какой-то вывод, сделанный человеком. Без человека не бывает аналогий. Можно сказать, отцом и матерью аналогий является человек. Некоторые ошибочно думают, что аналогия – это поза из Камасутры.

Во-вторых, аналогия – это не сравнение, потому что, сравнивая какие-то предметы, мы учитываем сразу все или наиболее очевидные признаки сравниваемых предметов.

Строя же аналогию, мы, заметив хотя бы один схожий признак в сравниваемых предметах, делаем заключение, что и во всем остальном, во всех остальных признаках эти предметы похожи.

Разница небольшая, но есть.

Приведу пример.

В зоопарке девочка спрашивает у матери:
- Мамочка, а почему этот козёл так грустно глядит куда-то в даль?
- А ты своего папу часто весёлым видишь? Жизнь у них такая.


Маме достаточно было всего одного общего признака (грустного взгляда) между козлом и папой, чтобы сделать вывод о сходстве других признаков между ними: папа такой же противный, бодучий и рогатый, как козел.

Приведу другой пример.

После прочтения русской народной сказки ребенок спрашивает:
- А Кощей бессмертный был наркоманом?
- Почему ты так решил?
- Ну, от иглы погиб...


Видите, оказывается, не только мамы, но и дети умеют делать умозаключения по аналогии. Ребенок, обнаружив схожесть причины смертей у совсем разных персонажей, сделал заключение, что другими привычками эти персонажи тоже похожи между собой. Кощей бессмертный так же, как и наркоман – наркоман.

Есть разные виды аналогий. И все позволяют генерировать смешное, комичное, остроумное. Однако в этот раз остановимся на одном виде аналогии, которая называется атрибутивная аналогия.

Атрибутивная аналогия формально похожа на оксюморон. Об оксюмороне я писал ранее.

Но есть отличия. Причем принципиальные с точки зрения конструирования шутки. Оксюморон – это столкновение в одном целом двух противоречащих друг другу понятий. Например:

Прямые кривые.
Горячий снег.
Девушка противоположного пола.


Атрибутивная аналогия – это перенесение признака (атрибута) с одного понятия на другое. Или приписывание одному объекту свойство (атрибут) другого. Противоречий между понятиями в атрибутивной аналогии, как правило, нет. Например:

Конфетная душа.
Убойный отдел.
Непотопляемый политик.


Кривые не могут быть прямыми. Это острое противоречие между понятиями. А политик может быть так же, как и корабль, непотопляемым, конечно, в переносном смысле. В прямом – мы давно бы его утопили. В суждении о политике нет противоречия, зато есть перенесение признака с одного объекта на другой: с корабля на политика.

Часто, пользуясь атрибутивными аналогиями, мы даже не задумываемся, что они атрибутивные. Например, в сердцах мы иногда восклицаем:

- Мой начальник тупой.

Тупой – это признак (атрибут) геометрического угла, ножа, носа ботинка… Начальник может быть глупым, но это не так смешно. Гораздое смешнее, когда он тупой, как угол во все свои 179 градусов.

***
Одесский привоз:
- Скажите, почём у вас конина, вижу что свежая?
- Это же кролик, по 60 гривень за кило!
- Говорите, шо кролик! А цена – лошадиная...


На понятие цена был перенесен признак, взятый напрокат у животного. В результате выражение получилось емкое, энергичное и скачкообразное, как лошадь.

***
Государственные, общественные и политические нихуянеделатели.


Когда атрибуты (государственный, общественный и политический) с одного субъекта – деятеля переносятся на другой – нихуянеделателя, мы смеемся.

Три примера из Ильфа и Петрова:

– Знойная женщина, – сказал Остап, – мечта поэта. Провинциальная непосредственность.

Молодая была уже не молода. Ей было не меньше 35 лет. Природа одарила ее щедро. Тут было все: арбузные груди, краткий, но выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады.

В вестибюле Лиза сразу наткнулась на человека в подержанной бороде.


Неправда ли смачно? Необозримые зады и арбузные груди – это атрибутивные аналогии, от которых просто невозможно рук отвести.

***
Она была женщиной «на любителя».

***
В Израиле русскими учёными-иммигрантами выведена порода кошерной свиньи.

***
В графе «Образование» честно писал – незаконное высшее.


Сегодня утром, перед тем, как сесть за эту статью, я включил телевизор. Показывали встречу Суркова с молодыми учеными. Речь шла о маниловщине – о российской силиконовой долине. Кстати, признак «силиконовая» тоже атрибут, перенесенный на долину с другого известного всем по мужским журналам объекта. Но я не об этом и даже не о Суркове, а о его выражении, которым он обозвал присутствующих. Он сказал, вы – креативное сословие. Не смешно! Правда, же? Но весьма и весьма остроумно!!! Наверное, отдельные люди потому и наверху власти, что умеют подбирать столь точные формулировки.

Переносить с одного объекта на другой можно любой признак. Даже действие. Ведь это тоже признак, атрибут. Например:

***
- Абраша, пошли кушать! Папа селёдку зарезал...


Режут – это действие. Но все равно атрибут, правда, из другой реальности. Похоже, что из реальности людей, делающих бизнес на хрюшках.

***
- Дорогой, а раньше ты любил, когда я ходила по квартире, в чём мама родила.
- Понимаешь, поизносилось то, в чём тебя мама родила...


***
Никита Михалков не плачет. Он мироточит.


Структурная составная часть, какой-то элемент единого целого тоже атрибут. Например:

***
Доширак внесен в таблицу Менделеева.


Доширак – это изначально признак какой-то гастрономической реальности. Таблица Менделеева, наделенная этим гастритным признаком, самая что ни на есть атрибутивная аналогия.

Атрибутивная аналогия, когда на один объект переносится всего одни признак с другого объекта, провоцирует наш разум на сравнение объектов, на отожествление их. Комический эффект порождается не техникой переноса признаков на объекты, а теми выводами, которые мы делаем, столкнувшись с доселе неизвестными, новыми для нас понятиями.

Итак, чтобы создать атрибутивную аналогию, достаточно увидеть в двух объектах сходство хотя бы по одному незначительному признаку. Например, можно обнаружить между ценой на мясо по признаку «большая» (высокая) сходство с лошадью. Лошадь – животное большое (высокое).

Затем перенести признак с одного объекта на другой. Но не тот, по которому было обнаружено сходство, а другой. Комизм возникает, когда собеседник или слушатель в ходе мысленных рассуждений сам догадывается о признаке сходства. Сам вскрывает истинную причину атрибутивной аналогии.

По сути, часть работы по созданию аналогии, выполняет слушатель, собеседник. Если он не поймет, почему о фильме отзываются, как о пресном, то зря потратит деньги.

Признаком, атрибутом может стать сам объект, с которым сравнивается какое-то понятие. Например, встретив некрасивого человека с большими зубами, я мог бы назвать его некрасивым человеком с большими зубами. Однако это, во-первых, не смешно, а, во-вторых, в силу моего воспитания неприлично. Напротив, вспомнив, что в ржущей лошади мало красивого и виднеются огромные зубы, я сказал бы о человеке прекрасным слогом атрибутивной аналогии. Сказал бы о нем, что у него лошадиное лицо. Объект лошадь превратилась в признак «лошадиное».

 

 

И вновь наш международный конкурс

 

Задание:

В номинации «Известный человек» охарактеризовать с помощью атрибутивной аналогии таких известных людей, как:

Ксения Собчак (про лошадь не писать, хватит лошадей)
Максим Галкин
Евгений Плющенко
Вячеслав Быков (тренер сборной России по хоккею)

В номинации «Секс» охарактеризовать с помощью атрибутивных аналогий: традиционный секс
нетрадиционный секс

В номинации «Мобильный телефон» охарактеризовать с помощью атрибутивных аналогий:
недостаток средств на счету
заблокированный номер телефона
SMS-сообщение

В номинации «Новости по первому российскому каналу» охарактеризовать с помощью атрибутивных аналогий новости по первому каналу.

Победитель получит приз, книгу «Первый учебник по острословию и юмору». Книга стала чуть ценнее, чем прежде, потому что с сегодняшнего дня ее нельзя скачать бесплатно. Можно только купить.

 

Свои варианты шуток присылать на адрес evgbur@mail.ru


 

Евгений Буряков
Мое Skype-имя
evgbur 
Сайт http://www.evgbur.ru
E-mail: evgbur@mail.ru

 

 

В Школе Острословия и Иронии вы можете приобрести:

 

Учебный фильм «Приемы Острословия и Иронии»

 

Электронную книгу «Первый учебник по острословию и юмору»

 

Школа Острословия и Иронии


В избранное