Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Питерские байки

  Все выпуски  

Питерские байки


Сегодняшняя питерская байка:

Мусоргский закончил сочинение "Бориса Годунова" в конце 1869 года. Впервые в опере заговорил народ: калики перехожие, крестьяне, монахи, юродивые - у каждого был свой неповторимый голос. Единомышленники из "Могучей кучки" хвалили оперу за яркость характеров и жизненную правду, и снисходительно критиковали - за трудность и "неудобность" голосовых партий, обрывочность мелодических фраз, погрешности голосоведения и слабую инструментовку.
Первая представленная автором редакция "Бориса Годунова" была отклонена Театральным комитетом - опера слишком длинна, и в ней нет выигрышной женской партии (в комитете знали, "на кого" ходят в оперу). Композитор внял упрёкам, в опере появились Марина Мнишек и любовная линия, однако, и это не помогло. При поддержке друзей, с огромными трудностями удалось поставить сначала три картины из оперы, а потом и её всю только через четыре года. Премьера состоялась в Мариинском театре в январе 1874-го. И если публика
приняла "Бориса Годунова" восторженно, критики разнесли "мусоргскую музыку" в пух и прах. Они писали: "...лет через тридцать музыкант, разбирая партитуру оперы, не поверит, что эти черные закорючки изображают нечто, действительно спетое и сыгранное публично".
Александр III своей рукой вычеркнул "Бориса" из репертуара, казалось, об опере забыли навсегда.
Однако, прошло двадцать лет, и Римский-Корсаков отредактировал "Годунова", сгладив все "шероховатости" и убрав "ошибки", и тем самым дал опере вторую жизнь. Прошло ещё тридцать лет, и за инструментовку оперы взялся Дмитрий Шостакович. И эта редакция оказалась не последней! Сейчас "Борис Годунов", одна из самых популярных русских опер, всё чаще исполняется так, как её написал сам Мусоргский - "ошибки и шероховатости" уже никого не пугают. Опера жива и побуждает к творчеству.


Всегда Ваш,
главный Неврун каталога "Наш Питер"
www.nev.ru
ЕЙ-БОГУ NEV.RU

В избранное