Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Питерские байки

  Все выпуски  

Питерские байки


Сегодняшняя питерская байка:

Идею создания оперы «Иван Сусанин» Михаилу Ивановичу Глинке подсказал Жуковский. Он же пообещал написать либретто, и даже сочинил слова к заключительному хору «Славься, славься!». Но дальше дело не пошло. Обязанности при дворе и собственное поэтическое творчество отнимали много времени, и Жуковский попросил Михаила Ивановича освободить его от данного обещания. Между тем Глинка уже начал работу над оперой, были созданы увертюра, фрагменты второго и третьего акта.
Композитор обратился было к модным литераторам Владимиру Соллогубу и Нестору Кукольнику, но и они не согласились взять на себя неблагодарный труд либреттиста. Тогда сердобольный Жуковский порекомендовал Глинке барона Егора Федоровича Розена, секретаря наследника. Задача перед Розеном встала не из легких – писать стихи на уже готовую музыку. Чтобы облегчить труд либреттиста Одоевский брал партитуру будущей оперы и проставлял на ней ударения. Русский язык не был для Розена родным, поэзию народной речи он не чувствовал.
Порой из-под пера Егора Федоровича выходили настоящие перлы «а-ля-рюс»:
«Не розан в саду, в огороде -
Цветет Антонида в народе»
или
«В поле чистое гляжу,
Вдаль по реке родной
Очи держу».
Глинке приходилось воевать со своим либреттистом за каждое слово: упрямый немец, обожавший русскую поэзию, не спешил исправлять свои «шедевры». Зато Розен обладал достоинствами, столь нехарактерными для русских стихотворцев: аккуратностью и обязательностью. «Розен … молодец, - вспоминал Глинка. – Закажешь, бывало, столько-то стихов такого-то размера, двух - трехсложного и даже небывалого, ему все равно – придешь через день, уж и готово».
«Это оттого, что у Розена стихи вперед заготовлены и по карманам разложены, - объяснял, улыбаясь, Жуковский, - какие нужно, такие и достает!»


Всегда Ваш,
главный Неврун каталога "Наш Питер"
www.nev.ru
ЕЙ-БОГУ NEV.RU

В избранное