Сумасшедшая наука: История чая «Липтон» написанная сэром Липтоном
Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки.
В нашей рассылке мы расскажем о самых известных изобретателях и ученых, которые удостоились от нашей цивилизации особой чести: их именем были названы их бренды и изобретения. Вы удивитесь, когда узнаете эти имена и невероятные истории изобретений, давно ставших для нас привычными…
История чая «Липтон» написанная сэром Липтоном.
Чай попал в Европу в XVI в. Сначала о нем узнали португальцы, потом молва о замечательном напитке распространилась дальше по Европе.
В начале своей истории, чай стоил очень дорого, и в превращении чая из предмета роскоши в самый распространенный на Земле напиток заметную роль сыграл бакалейщик из Глазго Томас Липтон.
Создатель одной из самых знаменитых торговых марок в мире появился на свет 10 мая 1850 года, в Шотландии. Уроки бизнеса он начал постигать уже с восьми лет, помогая родителям в крошечной бакалейной лавке, расположенной в подвале их дома. А в десятилетнем возрасте стал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.
После того как Томас устроился юнгой на корабль, он стал мечтать о дальних странствиях. Это привело к тому, что зимой 1865 года, имея в кармане всего 8 долларов, Томас Липтон отправился покорять Новый Свет.
Он много колесил по Америке и брался за любую работу, которую ему могли предложить. И, после долгих мытарств, устроился в Нью-Йорке продавцом в бакалейный отдел. Здесь он смог приобрести массу бесценного, как оказалось в последствии, опыта. Томас узнал, насколько тщательно может быть организована работа большого предприятия, и как важны бывают даже самые, на первый взгляд, незначительные детали, от расположения товаров, до методов общения с покупателями.
Набравшись опыта, и поднакопив небольшую сумму, Липтон решил вернуться на родину. Лучше всего он умел торговать, поэтому свой опыт и заработанные деньги вложил в магазин.
Поначалу предприимчивому пареньку пришлось совмещать обязанности закупщика, кассира, посыльного, управляющего и продавца. У Липтона не было средств на рекламу, а потому он проявлял чудеса изобретательности, пытаясь завлечь покупателей. Чего он только не делал! В витринах были затейливо разложены продукты, а сами витрины были украшены забавными картинками, которые менялись каждую неделю. Томас Липтон хотел, чтобы, однажды зайдя в его магазин, человек становился постоянным посетителем.
С наращиванием оборота, рекламные акции становились все более масштабными. К примеру, однажды к Рождеству, Липтон заказал в Америке самую большую в мире головку сыра. Все жители Глазго выстроились в очередь, чтобы отведать диковинки, и весь сыр был распродан за 2 часа. А сами жители родного города еще долго спорили, во-первых, как удалось сделать такую большую головку, ведь чанов таких размеров просто не существует, во-вторых, как удалось погрузить ее на корабль, в-третьих, как такая громадина
вообще не потопила судно, и что за паренек этот Липтон, которому удалось такое провернуть?
Надо признать, Томас Липтон своего добился, и через 10 лет стал счастливым обладателем уже 20 магазинов на западе Шотландии. А позже открыл магазины и в Америке.
К сорока годам доходы Липтона были настолько велики, что он отошел от дел и отправился путешествовать. Одновременно с этим, на далеком острове Цейлон неизвестный вредитель напал на кофейные деревья, и кофе превратился в дефицитный напиток. Единственной альтернативой кофе мог стать только чай. И Липтон, решил не упускать подвернувшейся возможности.
Он тайно отправился на Цейлон, а чтобы ввести в заблуждение конкурентов, заявил, что поехал открывать магазины в Австралии. На Цейлоне он выкупил 5500 акров чайных плантаций и принялся завоевывать чайный рынок.
Липтон наладил бесперебойные поставки товара в Англию, много внимания уделял складским и упаковочным службам. Его плантации превратились в полигон для испытания технических новшеств. Например, чтобы облегчить доставку чайного листа с плантации к месту переработки, Томас Липтон придумал канатные линии, по которым транспортировались корзины.
Удовлетворение желаний потребителей, жесткий напор в продвижении продукции, яркая упаковка, «адресные» купажи — все это было совершенно новым на рынке чая.
Но была небольшая проблема: за дешевым чаем прочно укрепилась плохая репутация. Все дело было в том, что многие торговцы, продавая чай на развес, добавляли в него…овечий помет. Но Липтон был большим выдумщиком, и решил эту проблему просто: изменил механизм торговли. Он отказался от продажи чая на вес, и первым стал продавать его упакованным в картонные пачки, обеспечив, таким образом, свежесть продукта и его большую сохранность.
Это стало самым большим вкладом Липтона в развитие бакалейной торговли. Чуть позже, он сделал узнаваемой упаковку, резонно рассудив, что любимую марку нужно узнавать. И не ошибся. Его чай, упакованный в аккуратные пачки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, стал своеобразным символом эпохи.
А реклама? Ее Липтон использовал на полную катушку: все автобусы и поезда Соединенного королевства украшал рекламный слоган – «С плантации прямо в чашку». С самого начала в продаже существовало три сорта чая Lipton. Лучший из них, Quality-1, продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт известен как Lipton Yellow Label во всем мире.
Кстати, именно липтоновский чай стал первым в мире продаваться в одноразовых пакетиках. Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в начале ХХ века внедрил ее в производство.
Высокие вкусовые качества чая Lipton завоевали не только простых смертных. Его большой поклонницей стала королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал формированию «английского стиля жизни» и что вклад его достоин титула сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари.
В 1898 году фирма акционировалась, и новопосвященный рыцарь стал председателем правления. Активный спрос на акции принес Липтону более 2 млн. фунтов стерлингов.
Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне, оставив после себя огромную чайную империю, с подразделениями в разных странах. У знаменитого чаеторговца не было наследников. Его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благо-творительные цели, но созданная им торговая марка существует и процветает по сей день. И сейчас чай в традиционных желтых коробках остается одним из самых узнаваемых продуктов.