Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 2985


Книги, а также значки с символикой сайта, Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Капитанские истории-6

Мы славные кавалеристы и про нас...

Из рассказов НачПО 67 запасной танковой дивизии о своей молодости

В глухие шестидесятые годы прошлого столетия, в связи с обострением отношений с Китаем, военная наука СССР повернулась лицом на восток. В Дальневосточный и Забайкальский военные округа потянулись эшелоны с дивизиями из самых благодатных в военном отношении Киевского, Белорусского и Одесского военных округов. С целью отражения возможной агрессии со стороны КНР. И дремотно-замшелый Сибирский военный округ вниманием не обошли. Дополнительных войск, правда, не дали, но задачи нарезали. В смысле, в «ходе превентивного удара в особых условиях» разгромить Синзяно-Уйгурский военной округ КНР. Не много, ни мало. Как раз «по Сеньке шапка». И готовились и люди, и техника. В частности, был приказ увеличить запас хода техники по горючему до 800 км. А по воде до 1000. И установить на всю технику «горные тормоза». Да. Приваривали к технике куда только можно дополнительные ёмкости. Деревьев порубили тысячи на брёвна. Из них изготавливали «горный тормоз 7;. Бревно на специальных цепях крепилось на корме автомобиля, танка или другой техники. При движении в горах, бревно на цепях опускалось и волоклось за техникой сзади. В случае поломки тормозов или отказа двигателя, машина при скатывании назад упиралась в бревно и останавливалась. Надо ли говорить, что всё это делалось «хоз(хап)способом».
Всё это было задумано хорошо. Карта всё стерпит. Но между Сибирским и Синзяно-Уйгурским военными округами была преграда. В виде гор. Через которые вели две дороги с несколькими перевалами. В горной войне, как заметил ещё Клаузевиц, побеждает тот, кто владеет перевалами. И, чтобы иметь возможность овладеть этими перевалами внезапно, в умных головах главковерхов появилась мысль создать конную бригаду. Кони ведь проходимее автомобилей и БТР. И это позволит овладеть перевалами внезапно и с неожиданной для противника стороны.
Конная мотострелковая бригада была задумана по штату как мотострелковый батальон на технике без лошадей, только без техники и на лошадях. То есть автоматчик на лошади, пулемётчик на лошади, гранатомётчик на лошади, снайпер на лошади, стрелок-зенитчик на лошади. И командир «впереди на лихом коне». Кроме того, горно-вьючная артиллерийская батарея, горно-вьючная минометная батарея, горно-вьючный батальон материального обеспечения, гужевой медпункт и гужевые ремонтные мастерские.
Сказано - сделано. Выделили этой бригаде подходящий военный городок. Закупили в казахских колхозах гужевую скотину. Призвали личный состав.
Первым делом личный состав одели. Тут уж тыловики расстарались. Где-то на каких-то складах выкопали и сапоги, и синие петлицы, и эмблемы с саблями и подковой, и длиннючие шинели с разрезом до пояса, и сёдла, и уздечки, и вьюки с ремнями. И, помимо всего прочего, выдали ещё сабли и шпоры. Ну, ведь кавалеристы же.
Сначала командиры не обратили на сабли никакого внимания. Железяки и железяки. Абсолютно бесполезные. Но бойцы-то ведь есть бойцы. Они начали на «этих железяках» фехтовать. И после нескольких разрубленных лбов, порубанных рук и ног, начальство спохватилось. Все сабли были изъяты и убраны в специальное хранилище. Двери хранилища запечатали сургучной печатью с надписью «Не вскрывать вечно».
Та же участь постигла и шпоры. Потому как бойцы их начали улучшать и модернизировать. В направлении замысловатости фигур и звонкости бренчания. Шпоры сложили в специальную комнату вроде ружейной и выдавали только на занятия.
Многое нам пришлось пережить. Многому учиться заново. Опыта работы с лошадьми у нас не было. Сёдла, стремена, подпруги, удила, тренчики, вожжи, хомуты, ременная упряжь. Для многих из нас это тогда были инопланетные слова. Пока со всем этим разобрались. Пока всему научились.
Одно вязание вьюков стоило многим командирам седых волос. Сколько этой ременной паутины было порезано да порвано. Хорошо, что на этих же складах и наставления по гужевому и конно-вьючному транспорту нашлись.
Обслуживание всего этого ременного хозяйства занимало больше времени, чем обслуживание танка. Одной амуничной смазки под сотню килограммов в месяц уходило. Единственно, что хорошо, как отмечал наш НачПО, вопрос с падежом лошадей решался легко. Не надо никаких актов, никаких комиссий, никаких выговоров и наказаний. Виновный в падеже брал свои деньги и с ветеринаром ехали в ближайший колхоз. Там лошадь покупалась и ставилась в стойло. Под той же старой кличкой.
Через некоторое время эксперимент признали неудачным и бригаду расформировали. И, я так думаю, не потому, что лошадиная тяга не вписывалась в уставные скорости на марше. И не потому, что расстояния переходов были меньше, а привалы для отдыха лошадей больше. И не потому, что для кормёжки лошадей зимой в горах фураж надо было доставлять вертолётами. Всё это мелочи.
Главное - лошадь это живое существо. Вот танк, БТР, автомобиль, САУ залил бензином, поставил в бокс, закрыл брезентом и ушёл. На месяц, на год, на пять лет. Потом пришёл и ничего. Поставил аккумуляторы, залил воды, завёл и поехал. А лошадь совсем не так. Ездишь ты на ней или не ездишь, используешь или не используешь, а кормить-поить каждый день надо. Выгуливать - чистить надо. Солдат всегда должен быть при лошади. Никуда его нельзя привлечь. Ни на стройку, ни на заработки, и на борьбу за урожай. А такого Советская Армия себе позволить не могла.
На память о своём кавалерийском прошлом наш НачПо сохранил офицерскую шинель до пят и с разрезом до пояса и портупею с двумя плечевыми ремнями и металлическим кольцом на спине.
Средняя оценка: 1.29
Поделиться: Live Journal Facebook Twitter Вконтакте Мой Мир MySpace
Историю рассказал(а) тов. Старший Офицер : 2015-01-29 10:52:00
Книги, а также значки с символикой сайта, Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск | Случайная история | Лучшие истории месяца (прошлого)
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное