Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования
Авиация
Высотомер
Туман. Плотный. Можно пощупать. Как в песне из «Хроники Пикирующего Бомбардировщика». Туманы здесь бывают по разным поводам. Зимой, когда в сильные морозы лопается на реке лед и выступает вода, или после пурги, когда температура с -40 скачет вверх до нуля. Сейчас весна, конец апреля, пурги уже не такие свирепые, как зимой, зимой и за 50 метров в секунду бывают. Весной туман от весны, снег тает. А таять на Чукотке есть чему.
Скрывшись в тумане, расстелил гусеницы своего тягача, траки меняю, масло в бортовых. ППР однако. Но и тут засекли.
- Тебя нач. участка ищет - обрадовал подошедший сварной по кличке «Камаз». Сварным он был «от Бога», нет в природе таких металлических вещей, которых он не смог бы сварить. И будет прочней новой. Его бы скрутить, связать, да в институт Патона, Старшим Научным Сотрудником. Добровольно он с Чукотки не уедет...
- Если сильно нужен, найдет. Зачем я ему без лошади? Давай-ка лучше вот эти трещины в корпусе заварим.
Но начальник выплыл из тумана, как из парной, только веника в руках нет.
- Саня, что полетело?
- Да так, ППР...
- У нас аммонит на исходе, встанем через смену. А борт из Анадыря с аммонитом из-за тумана на базе разгрузился. Надо срочно смотаться, привезти хоть тонну. Давай закругляйся, возьмешь взрывника и сгоняйте.
До базы, отбитого у ПВОшников дивизиона, отсюда 56 километров. Снег рыхлый, подтаявший, но за смену обернусь. Пока Камаз варил корпус, я доделал свои дела. Осталось обуть гусеницы, заправиться и заскочить в столовую. С пустыми баками и желудком в тундре делать нечего. И тут вдруг слышу, Аннушка летит. Поднимаю голову - туман поднялся, через долину видны Ушканьи горы, обрезанные, как и наш хребет, снизу метрах на двухстах высоты под линейку нижней кромкой сплошной облачности. А под нижней кромкой, прямо над нашими головами проносится в сторону Анадыря Аннушка. Странно, у них коридор по долине... Ну, пусть себе летят. Свои, без ответчика видно, борт 23743.
Через час, прихватив взрывника, поплелись на базу. Солнце сверху пригрело облака, они уже не висели сплошной пеленой, а рвались на части и растворялись в небе. Мы ползли километров 15 в час, сползая в распадки и карабкаясь на подъемы. Взрывник повозился немного и затих, убаюканный ровным гулом двигателя и плавным покачиванием, я тоже расслабился, изредка подправляя фрикционом траекторию нашего поползновения. И вдруг поднявшись на очередной отрог, увидел лежащий в нескольких километрах впереди, невдалеке от вздымающихся по левому борту скал, в стороне от колеи, самолет. Размером с большую муху с расстояния в полметра. Далеко, видно плохо. Вроде АН-26. Лежит к нам носом, отвернув градусов 25 вправо. Толкаю взрывника. Он трет глаза, белый снег под прорезавшимся солнцем слепит его спросонок, глаза слезятся, ничего вообще не видит. - А ты в бинокль посмотри - говорит он мне. Тьфу, черт. Действительно.
Достаю бинокль. Так и есть. Только не АН-26, а АН-2. Нижние плоскости лежат на снегу, двигатель сорван с моторамы и отвален вправо, на нижней левой плоскости сидят два пилота, правая верхняя плоскость переломлена у центроплана и свисает вниз. В стороне, на снегу, виднеются фигурки пассажиров.
Подавив естественное желание тут же довернуть на самолет, продолжаю ехать по колее. Самолет лежит на склоне, выше нас. Под углом к склону на гусеницах ехать, да еще по рыхлому снегу - только время терять. Выйду на траверс, а затем вверх, вдоль склона.
Прошло минут 15. Когда до поворота осталось с километр, пилоты нас заметили. В небо полетели ракеты, одна за одной. Салют погибшему летательному аппарату слегка тяжелей воздуха. Как у них там с горючим? Баки целы? Не зря ведь народ на природу выселили. Подпалят аппарат, того и гляди. Пришлось повернуть чуть раньше, чтоб они поняли, что их видят.
- Тебя кто послал - встретили они меня вопросом.
- Бог, не очень скромно ответил я. Ну не по душе мне были анадырские пилоты. Правда, это относилось к вертолетчикам. В белых перчатках летают. Привезут ящик тушенки, подсядут в трех километрах, на сухом месте, и ждут, пока придут, выгрузят. Вот Полярнинский отряд, те работяги. - А вы откуда? Как пассажиры?
- Из Крестов, 24-й отряд. Одна деваха с травмой позвоночника, мужик вроде с легким сотрясением мозга, остальные нормально. Все пристегнуты были. Шли под нижней кромкой, на двухстах метрах, имели землю визуально и вдруг потеряли. Начали отворачивать вправо и тут удар...
Землю они имели! Это кто кого поимел! Они ушли километров на пять влево от коридора. Шли на 200 метров, перед ними был перевал 240 метров, прикрытый туманом. Белый снег внизу. Вошли в молоко. Начни они разворот вправо на секунду позже, врезались бы в каменную гряду в несколько метров высотой. Отверни влево - в скалы. А так, они под небольшим углом задели правыми плоскостями за снег, удар двигателем, самолет подбросило в воздух, развернуло стабилизатором вперед и после этого, метров через 50 ударило по касательной о снег фюзеляжем. Так они и ползли еще метров сто вперед хвостом. Фюзеляж, при ближайшем рассмотрении, был смят в мелкий поперечный гофр. Радиостанция разбита, связи нет. Бортовое питание отключили, но система «Взрыв» с автономным питанием весело светит глазом. Пахнет хорошим бензином.
Сняли мы седушку деревянную, вдоль борта, положили на нее деваху. Вроде перелома нет, просто ушиб, но пусть спецы разбираются. Занесли ее в кузов, под тент, лежит, курит. Остальные сами попрыгали. Когда все устроились, пилоты завели меня за тягач, достали карты и попросили ткнуть моим нестерильным пальцем в точку, где мы находимся. Эх, мне бы те карты... Пристроились пилоты сверху, «на броне». Только отъехали на пару километров - стучат по люку. Останавливаюсь - «Четверка», МИ-4, из-за сопок со стороны Анадыря идет. Давай пилоты ее ракетами сбивать - не попадают. А пока не попадешь, тебя не увидят. Такие вот следопыты. При ясной погоде на белом снегу лежит самолет, в паре километров стоит тягач, народ вокруг него, ракеты летят. Пролетели над нами и пошли над долиной петлять. Белые перчатки...
Подвез я пассажиров своих к столовой, изголодались на свежем воздухе. Примчалось начальство.
- Это кто, откуда?
- Пассажиры и экипаж. Аннушка упала в тундре.
- А аммонит где? Мы ж станем!
- Сейчас кое-кто ляжет, буркнул я вполголоса.
Тут начальство к рации позвали. - Да, я их уже нашел, все живы, высылайте вертолет - рапортовало начальство. Прилетела «восьмерка», забрала всех.
На обратном пути, возвращаясь с аммонитом с базы, завернул я к самолету. Посмотрел на гирокомпас - вещь в хозяйстве очень полезная, но большой очень, и питания к нему у меня нет. У первого пилота не тронул ничего, комиссия прилетит, смотреть глазом станет. А у второго пилота снял высотомер. Во-первых, дублирует командирский. Во-вторых, стекло на нем разбито. В третьих, я приборы сфотографировал, в случае чего - снимок с показаниями отдам. А в четвертых, нравится он мне очень.
Спросите, а нафига мне высотомер, когда я по земле ползаю? Ну да, рожденный ползать... А стекло я в нем заменил. Погоду послушаю, давление подкорректирую и в своих контрольных точках, ну там, к примеру, бочка приметная вдоль трассы лежит, высоты позаписывал. И так все свои пути-дороги провешил. И теперь, как пурга, и видимость 5 метров, зная, где я нахожусь, высоту подкорректирую и иду по ветру да по спидометру и на высотомер поглядываю, до следующей точки. Не было случая, чтобы домой не добрался. Эх, если бы комиссия не спалила тот самолет... Там столько добра еще осталось...
Средняя оценка: 1.76
Историю рассказал тов. processor : 2003-06-22 23:46:53
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта. Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.