Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Творческая среда

  Все выпуски  

Творческая среда Выпуск 23


Приветствую Вас, коллега!

Сегодня Ваш день и

Ваша

«Творческая среда»!

Включайтесь!

 

Я Вам честно скажу, коллега, что каждый выпуск рассылки для меня тоже открывает что-то новое. Все это потому, что каждый выпуск я «вынашиваю», готовлю, собираю из множества различных деталей. Иногда тема меня настолько захватывает, что я вижу ее проявление повсюду и обращаю более пристальное внимание на факты, которые не заметила бы раньше.

Вот и в этом случае с темой сценариев, которую я начала в прошлом выпуске, произошло то же самое.

А случилось вот что.

Мой недавний заказ был на разработку проекта комплекса мероприятий, посвященный 10-летию крупного развлекательного центра. Предварительный заказ мне показался достаточно интересным, он охватывал не только разновозрастную целевую аудиторию, но и разные площадки, жанры, время действия и комплекс возможностей (около 10 мероприятий). Отчет об этом проекте  можно посмотреть на сайте,  в моем блоге http://proektevent.ru/blog/

Заказчик тоже заранее был информирован о том, каким образом я работаю, и что входит в комплекс услуг по проектированию событий  http://proektevent.ru/service/usluga2/ .

И вот после письменных и телефонных переговоров состоялась наша первая встреча с заказчиком для обсуждения деталей сотрудничества.

Первое, что я услышала после короткого предисловия: «В общем, нам нужен СЦЕНАРИЙ всего происходящего, а дальше мы сами…»

Я, признаюсь, сразу несколько опешила и хотела воскликнуть, - «мы только что с Вами обговорили, что проект – это  целый комплекс работ, предшествующий сценарию, и не одному, а нескольким!» А потом сообразила, что понятие СЦЕНАРИЙ мы понимаем по-разному. И хорошо, что после объяснений, в итоге мы все-таки говорили на одном языке и понимали друг друга.

Вот я сейчас и возвращаюсь к понятиям «сценарий», «сценарно-режиссерский замысел», «режиссерская партитура», «сценарный план» и тому подобным.

Что же все-таки первично? Идея, режиссерский замысел, а потом на его основе сценарий? Или сначала сценарий, а потом его режиссерское воплощение? Кто первый творит – сценарист или режиссер?

Что-то мне напомнило известный философский спор:  кто появился раньше – курица или яйцо?

Так вот, в случае театральных постановок этот вопрос не возникает. Есть пьеса, которая берется режиссером за основу и ставится спектакль. Как, например, с классическими авторами никто не спорит, а режиссеры представляют только свою интерпретацию текста.

Все понятно и в кинематографии. В большинстве случаев, сценарий будущего фильма первичен. Это основа. И в том, и в другом случае есть автор сценария и главная тема, идея картины придуманная им.

А как происходит в праздничной индустрии или событийной сфере?

Иногда тоже можно взять за основу уже готовый, шаблонный СЦЕНАРИЙ, адаптировать его под нужную аудиторию, подставить свои имена, концертные номера и «крутить» такой праздник по много раз.

Именно так работают большинство event-агентств. И это оправданно, когда не требуется ничего оригинального, а главная задача – развлечь гостей. В таком варианте совершенно спокойно можно обойтись и без режиссерского замысла.

Но если требуется индивидуальный подход к мероприятию, событию, празднику, если поставлены специфические задачи, то в этом случае типовой готовый сценарий, как правило, не подходит.

Тогда включается другая схема. Сначала  рождается замысел, идея, затем создается каркас, концепция, составляется сценарный план, то есть разрабатывается весь проект будущего события и только после этого пишется полный СЦЕНАРИЙ. За этим уже следует этап реализации замысла и воплощения сценария со всеми вытекающими деталями.

И очень часто сам режиссер и является автором сценария мероприятия.

Такая сценарная драматургия имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при написании сценария:

  1. Основной специфический элемент сценарной драматургии является местный материал, который должен быть вплетен в канву сценария (именно поэтому очень важен первый этап сбора информации)
  2. Следующей особенностью, которую должен учитывать сценарист при формировании композиции материала, является тот факт, что основной герой сценарного действа – это сам зритель. Он не только созерцает, но и участвует, проявляя свой творческий потенциал, выражая свою позицию по отношению ко всему происходящему.
  3. Отсюда третья специфическая особенность – «импровизация», которая должна быть заложена в самой структуре эпизодов сценария. Необходимо предугадать поведение зрителя в том или ином эпизоде, продумать точные вопросы, с которыми к нему обратится ведущий, учитывать психологию поведения, фактор определенной скованности на публике и т.д. Все это продумывается в сценарии, подробно описывается в его ремарках.
  4. Но, пожалуй, основной спецификой сценарной драматургии является то, что она создается компилятивным путем, при написании сценария используется монтаж. Именно монтаж является основой построения сценарной драматургии, и от того, как им владеет сценарист, зависит весь исход дела.

В следующем выпуске мы продолжим тему.

А пока несколько цитат о СЦЕНАРИИ известных  творческих личностей:

*      Сергей Эйзенштейн: Сценарий - это бутылка, нужная только для того, чтобы взорваться пробке и пеной хлынуть темпераменту вина в жадные глотки воспринимающих.

*      Андрей Кончаловский: Сценарий — это полуфабрикат, его читать никто не должен, и хороший сценарий вообще вряд ли можно понять по-настоящему.

*      Юрий Тынянов: Неправы только те, кто говорит, что у нас нет еще сценариев. По большей части все пишут сценарии, особенно же те, кто ходит хоть изредка в кинематограф. Трудно найти честолюбивого человека, который бы не написал хоть однажды сценария. Сценаристов много, сценариев тоже много. Мало только годных сценариев.

*      Андрей Тарковский: Сценарий необходим, чтобы помнить о замысле, об отправной точке. В этом смысле сценарий - великая вещь, но тогда, когда он, повторяю, замысел, не более.

 

Ну и, завершая сегодняшний выпуск, напомню для тех, кто интересуется новинками в сфере организации досуга о семинаре-практикуме

"Новые формы организации досуга как способ привлечения отдыхающих",

который состоится в г. Сочи с 19 по 23 апреля 2010 г.

Программу семинара, условия участия, тренерский состав можно посмотреть ЗДЕСЬ

На сегодня все.

Вы, коллега, можете задать мне вопросы, написать свое мнение или пожелание по содержанию рассылки.

Напишите мне прямо сейчас: info@proektevent.ru .      

Я обязательно Вам отвечу.

 

Жду встречи с Вами, коллега,

в следующей

«Творческой среде»

 

С уважением,

Татьяна Старовойтова,

автор и руководитель

творческого проекта

«Одна третьЯ»  www.proektevent.ru

 


В избранное