Дары рукотворные и не только... от Дедушки Одарима
Здравствуйте, мои глубокоуважаемые читатели и читательницы! На прошлой неделе Дедушка Одарим начал свой рассказ об интересном и необычном искусстве батика. Мы поговорили о том, какие инструменты обязательно Вам понадобятся, а сегодня приступим к делу - сделаем первые шаги на пути к настоящему мастерству.
Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи, хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, а шелк - в теплой.
После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
Перевод рисунка на ткань
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.
Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно обязательно закрепить ткань на раме.
Натягивание ткани на раму
Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы.
Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.
Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
Сегодня, как мы и обещали, речь пойдет о холодном батике. Что же это такое?
Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный и, соответственно, другие приемы крашения.
Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва (материала, защищающего ткань от окрашивания в ненужных местах), изменился его состав, инструменты для нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.
В отличие от горячего батика, этот метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.
В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.
Материалы
В отличие от горячего, в холодном батике используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани.
Резерв
В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.
Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.
Краски
Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок, они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по способу разбавления (водой или спиртом). Есть и отечественные краски, их производит фирма "Гамма". Они разбавляются водой и фиксируются паром.
"Гамма" также выпускает наборы для росписи тканей. В них входит все, что Вам понадобится: резервный состав, трубочка для его нанесения и краски нескольких базовых цветов. Такой набор очень удобен для начинающих.
Тест на отблеск и воду
Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в ткань.
Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.
Роспись
В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.
От светлого к темному
Рекомендуем Вам начинать роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.
Акварельная роспись
При росписи несколькими красками по сырой ткани они перетекают друг в друга, расплываясь, как акварель на бумаге. Можно использовать переливы двух близких оттенков, контрастных цветов или сочетание краски и чистой воды.
Часто используется следующий эффект: капните на шелк немного краски и быстро, пока она не впиталась в ткань, подуйте на нее через трубочку или соломинку для коктейля, придавая потекам нужное направление.
Еще один распространенный эффект достигается с помощью поваренной соли крупного помола. Кристаллы соли помещаются на влажную ткань и притягивают краску, высветляя фон вокруг. Гранулы мочевины (карбамида), наоборот, отгоняют от себя краску.
Свободная роспись
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок.
Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы крахмала, ПВА, желатина, и др. Сами краски тоже можно смешивать с уплотнителями и наносить их сухой кистью на сухую ткань.
Когда роспись закончена, необходимо произвести фиксацию согласно инструкции по применению ваших красок. Поле фиксации ткань промывают в теплой (до 40њ) воде с детским мылом, затем прополаскивают в прохладной воде. Если Вы расписывали шелковую ткань, добавьте при последнем полоскании немного уксуса.
Ну вот, глубокоуважаемые читатели и читательницы я рассказал Вам о самом распространенном, но очень красивом и увлекательном виде росписи. Осталось только взять в руки кисти и приниматься за дело!
А в следующем выпуске рассылки я расскажу о традиционном древнем способе окрашивания ткани - горячем батике.
Мы всегда сердечно рады каждой очередной встрече с Вами!
Ждем Вас в нашем магазине подарков "Дедушка Одарим"
Здесь Вы найдете подарки на любой вкус, любимого цвета и размера. :) А в следующей рассылке мы расскажем Вам о других оригинальных подарках - читайте, творите, дарите и любите! Пишите нам! Мы ждем Ваших предложений и пожеланий.