Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты приятного отдыха или праздник без хлопот


 

 

"Секреты приятного отдыха или праздник без хлопот"

 

Выпуск 22

Организация и проведение свадебных торжеств и других праздничных мероприятий www.goodchoise.spb.ru.

Старинный свадебный обряд! Быть или не быть?! 

ПРОДОЛЖЕНИЕ……

 

Старинный свадебный обряд. Второй и третий день свадьбы, быть или не быть?

   У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т.п.

   Существует два типа свадеб: драма и праздник.

Первый характерен, прежде всего, для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), немейских Забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей, и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.

В определённый момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.
   Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а, приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

   Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда  могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.
 

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами потчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем (см. статью "Максимовская свадьба"), наконец разрезали и угощали гостей.
   Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводимы"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".
   После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь.

 Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству.


   Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег (чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.

   Старинный русский свадебный обряд ушел из жизни в деревне в 30-е годы нашего века, в городе еще раньше. Коренная ломка традиционного сельского быта была вызвана коллективизацией деревни. Старинный свадебный обряд стали считать "пережитками прошлого".
   В 60-х годах в, СССР начали проводить кампанию по внедрению новой гражданской обрядности, в том числе и свадебной. В то же время семейный свадебный обряд продолжал существовать, причем широко использовались многие старинные обычаи, естественно, иногда в очень измененной форме. Обращение к традиционному русскому свадебному ритуалу помогает провести нерядовое торжество интересно. Такая свадьба запоминается, резко выделяется из ряда шаблонных семейных застолий.  Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь в полной мере, многое устарело и безвозвратно ушло в прошлое. Но есть в нем немало полезного и ценного, что можно использовать и в наши дни.

     Несмотря на огромное количество изменений, которые претерпели былые русские свадебные обычаи, неизменным в наше время остается традиция отмечать День Свадьбы «по полной программе». Накрыв богатый стол, приглашая гостей, устраивая  весёлые конкурсы, с песнями и танцами!

 

 

 

В организации и проведении настоящего праздника, Вам поможет  профессиональный ведущий, подробнее на сайте www.goodchoise.spb.ru.

 

Вы всегда с радостью будете вспоминать этот торжественный день!

С уважением, Ляпина Ольга.

 

Следите за рассылкой.

 

Комментарии, вопросы и пожелания просьба отправлять по адресу: lyapina_olga@mail.ru

С учетом вашего мнения  и ответов на ваши вопросы будут формироваться следующие номера рассылки.

 

В следующих номерах:

 

Все про свадебный букет.

Где и как  выбрать праздничный торт.

Как выбрать ди-джея.

Какие вопросы необходимо задать на первой встрече с ведущим.

И многое другое.

Удачи! Ваш праздник обязательно будет самым ярким и незабываемым!
Организация и проведения свадебных торжеств, молодёжных вечеринок и других праздничных мероприятий www.goodchoise.spb.ru.

С уважением, Ляпина Ольга

 

 

 

 

 

 По всем вопросам обращаться на е-майл lyapina_olga@mail.ru

 

 


В избранное