- Толик, ты давно не давал интервью, почти ничего о своей практике не рассказывал. С чем это было связано?
- Наверное, это было связано с тем, что я хотел весь мой опыт и все мои знания собрать внутри себя самого. Я чувствовал, что очень быстро и интенсивно развиваюсь, получаю очень много информации, приобретаю много нового опыта, и мне не хотелось оказаться в ситуации, когда я говорю «ребята, знаете, то, что я говорил полгода назад, – это неправда, все совершенно по-другому. А сейчас я вамскажу то, что есть на самом деле». А еще через полгода я говорю «ребята, то, что
я вам говорил полгода назад – это опять неправда, вот сейчас я знаю, как на самом деле»...
- А что происходит сейчас?
- Сейчас, наверное, где-то у меня внутри все из этих осколочков собирается в целостную картину. И я намерен постепенно проявлять мой подход, мой стиль и мое видение в информационном пространстве. Раньше я не хотел этого делать сознательно, не хотел снимать что-либо на видео, не хотел записывать диски, потому что шел процесс формирования. Сейчас он заканчивается и пришло время начать активно выдавать в эфир ту информацию, которая у меня есть и тот подход, который я могу считать сложившимся
у себя внутри.
- Твой подход изменился?
- Он сформировался. Я давно к этому шел, но это было так: прорисовывается один аспект, потом второй, потом третий, потом я чувствую, как они все начинают внутри взаимодействовать. Потом один уходит, появляется какой-то четвертый, я акцентирую внимание на нем… И вот сейчас такой момент, когда само все разложилось и нужно эту информацию собрать в одно целое и попытаться донести ее до людей, достать все накопившееся из себя, чтобы внутри появилось место для чего-то нового.
- Что ты хочешь донести до людей?
- Я чувствую мой стиль в йоге, как очень внутренний. Почему? Потому что он отталкивается не от вещей вроде «вот этот комплекс правильный: после этой асаны нужно делать вот эту асану, рука должна быть обязательно здесь, а нога вот там», не от какой-то механической отстройки, а от понимания внутренних принципов и от попытки прийти к некому ощущению практики, к некому внутреннему ощущению себя в практике, некому внутреннему состоянию.
Если ближе к делу, то первый принцип моего подхода – это принцип целостности. И я учу этому на всех уровнях. На уровне практики асан – как научить левую руку правильно взаимодействовать с левой ногой, как научить взаимодействовать левую ногу с поясницей и т.д. На уровне восприятия себя самого – как человек осознает себя в процессе практики, как он воспринимает тело и как он воспринимает то, что происходит.
Когда мы способны собрать воедино форму тела в пространстве, просканировать все тонкие ощущения: там побежало, там потекло, тут зачесалось, там стало холодно. Когда мы способны включить все это в нашу картинку. Когда мы чувствуем эмоциональный фон и связываем это с формой тела, с ощущениями. Когда мы чувствуем ментальный фон и когда мы понимаем, как вся эта работа воздействует на нас и меняет нас, когда мы чувствуем, как наше состояние меняется от формы к форме, от секунды к секунде... Именно в этом и заключается
принцип целостности.
Очень важен следующий акцент: любая практика является просто средством, а целью является состояние нашего сознания или, если сказать точнее, – наше состояние, т.к. состояние определяется неким конгломератом: тело, энергоструктура, сознание. И если мы это понимаем, тогда целью является не выполнение какой-то формы, не задача «во что бы то ни стало, заложить ногу за ногу». Мы воспринимаем практику как
средство внутренней гармонизации, внутреннего баланса, как способ прийти к состоянию максимальной внутренней целостности.
- А как прийти к состоянию максимальной внутренней целостности, закладывая ногу за ногу, тем более, если у тебя не получается это сделать?
- Хороший вопрос. Мы пытаемся это сделать, у нас это не получается, итогда мы понимаем, что нам мешает сделать это не нога, которая не поднимается и не голова, которая не там стоит, а отсутствие состояния, когда мы воспринимаем себя каплей воды. Ведь капле воды ничего не стоит заложить свою ногу за голову: она просто капля воды, она целостная и какая ей разница, где эти молекулы – за головой или за ногой. Вот этому мы учимся в процессе. На вопрос «Как к этому прийти?»
могу сказать, что я понял принципы того, как на уровне тела достичь состояния внутренней целостности, как должна структура работать внутри на уровне правильного функционирования суставов, правильного взаимодействия рычага ноги с рычагом корпуса, на уровне правильной отстройки звеньев цепочки. И если мы это реализуем в собственном теле, все получается презамечательно.
Следующий момент. Если уж мы пытаемся прийти к состоянию внутренней целостности, а его у нас не хватает, это не означает, что мы плохие в принципе. Это означает всего лишь то, что у нас есть слабые места в системе, заблокированные, мертвые, те части нас, которые мы не осознаем. И в процессе практики каждый должен индивидуально у себя найти эти слипшиеся, тяжелые места, в которых мы не присутствуем. Мы постепенно находим эти слабые
места внутри нас самих и пытаемся их интегрировать.
Еще один принцип, который лежит в основе. Объясню его немного издалека. Есть внешний подход, например, у нас не работает тазобедренный сустав, как нам бы хотелось. И мы пытаемся к нему подобраться со стороны колена и со стороны поясницы, создать такую ситуацию, чтобы сустав включился во что бы то ни стало. А есть другой подход. Мы расслабляемся, успокаиваемся и входим вовнутрь тазобедренного сустава и оттуда
его связываем и с коленом, и с тазом, и с поясницей. В этом случае мы расслаблены, колено работает, как работало, поясница работает, как работала, но мы получили плюс в работе нашего тазобедренного сустава. То есть, это способ изнутри наружу. Но нужно знать, как забраться вовнутрь тазобедренного сустава.
- И как же?
- Вот как раз об этом я и рассказываю на своих семинарах, этому я и учу. И ведь это только один из принципов, их много, и о каждом можно и нужно говорить отдельно. Вот этим я и собираюсь заняться в ближайшее время.
Так что, до встречи на страницах журналов и на семинарах.
******************
8 - 20 января 2006 г. состоится семинарАнатолия Зенченко в Индии, Гоа, Dunes Dando
Тема семинара
∙ отстройка базовых последовательностей и форм с объяснением уникальных ключей и внутренних принципов исполнения ∙ пранаямы, бандхи, крии и другие техники по накоплению, управлению и распределению энергии ∙ практики, направленные на восстановление и развитие пяти органов чувств ∙ техники накопления и сублимации сексуальной энергии ∙ подробное объяснение ямы и ниямы
10-дневный семинар-интенсив + 4 свободных дня для знакомства с Гоа, путешествий, осмотра достопримечательностей ...
Стоимость
Семинар: 400 у.е. (10 дней, 2 тренировки в день по 2 часа) Билеты: 700-800 у.е. (в обе стороны) Трансфер аэропорт – отель: ~ 20 у.е. (в обе стороны) Виза: 40-50 у.е.
Проживание + питание
1300 рупий (~ 29 у.е.) в сутки при 1-местном размещении 950 рупий (~ 21 у.е.) в сутки при 2-местном размещении
ВСЕГО за 14 дней: ~ 400 у.е. при 1-местном размещении ~ 300 у.е. при 2-местном размещении
ВНИМАНИЕ!
1. Билеты нужно выкупать не позднее 16 декабря
2. Настоятельно рекамендуем бронировать билеты в ноябре и сразу же выкупать их, т.к. с декабря в Индии открывается "сезон", а значит, цены на билеты могут измениться
3. Виза оформляется в посольстве Индии в Киеве (Москве). Необходимые документы: анкета, 2 Фотографии, копия брони авиабилета, копия брони номера в гостинице
Количество участников ограничено. Регистрация обязательна, производится у региональных менеджеров:
Киев: Анна Чернышенко, тел.: (066) 725-43-65, e-mail: info@yoga.kiev.ua Москва: Ирина Толкачева, тел.: (926) 523-39-99, e-mail: orangeyoga@yandex.ru Киров: Евгений Пинкус, тел.: т.: (8332) 47-29-73, 56-41-39, моб. т.: (922) 661-66-27, e-mail: pinkus@hotbox.ru Саратов:
Виталий Куличенко, тел.: (904) 706 55 95, e-mail: coolyoga@rol.ru Екатеринбург: Екатерина Пескова, тел.: (912) 227-36-04, e-mail: alisa1503@mail.ru, yoga-ms@list.ru