Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Йога и не только. Выпуск 128.
Подписаться на рассылку.

           Эту статью Федора Власова, которую мы предлагаем вашему вниманию, прислал Денис Зикеев. Статья рабочая, и многие смогут почерпнуть из нее что-то полезное для своей практики. Тем более что текст построен так, что отдельные техники могут быть скомбинированы в соответствии с индивидуальными предпочтениями практикующих. По словам Дениса, за последние несколько лет Федор сумел найти способы эффективного изменения себя, трансформации сознания, причем, что особенно ценно, без посторонней помощи, опираясь лишь на собственные эксперименты и ощущения.


ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПАЗЛЫ
ИЛИ
КАК УКУСИТЬ СЕБЯ ЗА ЛОКОТЬ



            Эта статья адресована, прежде всего, практикам, активно использующим в тренинге различные приемы работы с сознанием. От формирования позитивного отношения к жизни методами оздоровительной гимнастики до «духовных трансформаций» различных эзотерических школ в результате практики неминуемо проявляются изменения в собственной психике, даже если эти изменения не ставятся за цель. В подавляющем большинстве случаев практикующие полагаются на авторитетность выбранной традиции, принимая на веру цели и методы данной традиции. Не имея непосредственной связи с истинными последователями традиции, информация, в основном, берется из книг, в лучшем случае изредка посещаются семинарские занятия. При этом ответственность за трансформационные процессы в психике практикующих как бы перекладывается на плечи выбранной традиции. В результате эти процессы остаются бесконтрольны как со стороны практикующих, так и со стороны соратников по традиции. А если принять во внимание изобилие и противоречивость различных эзотерических школ на фоне откровенной и далеко не бескорыстной борьбы за «приход», то трезвомыслящему искателю остается выбирать или создавать свои цели и методы в основном в качестве рабочих гипотез.
            По моему глубокому убеждению, большинство искателей истины основной вопрос о цели практики, как и вопрос о побуждающих мотивах оставляют для себя без формулировки, как бы трансцендируя его, вынося смысл за пределы возможных формулировок. С философской точки зрения это, наверное, правильно. Однако, не определив для себя, чего и каким способом мы хотим достигнуть, мы просто не ведаем что творим. И не мудрено затеряться в этом божественно-кундалини-точкосборочном эзотерическом тумане на благодатной почве ощущения самонеудовлетворенности из-за социальных, финансовых, бытовых, “личных” и т.д. неурядиц.
            В этой статье предлагаются некоторые практические психотехнические приемы манипуляции собственным сознанием, которые могут быть использованы как в тренинге, так и в качестве определенных психотехнических пазлов, комбинациями которых можно пользоваться для достижения определенных состояний сознания. Вы должны отдавать себе отчет в том, что, практикуя любые психотехники, вы активно вмешиваетесь в работу собственной психики, увеличивая количество управляемого внимания в психических процессах. Этим вы уменьшаете степень автоматизма психических процессов, которые этими самыми автоматизмами обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма в большинстве жизненных ситуаций. Поэтому прежде чем начать расшатывать себе крышу, попытайтесь ответить себе на один вопрос: «ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НУЖНО»?
            И это отнюдь не риторический вопрос. Вопрос целеполагания и мотивации является отправной точкой и пунктом назначения и по большому счету определяет успех или неудачу предпринимаемых усилий. В области исследования собственной психики и внешнего мира, отраженного в нашем сознании, ключевым моментом является предельно честная самооценка. Без этого мы будем лишь приумножать иллюзии “о себе и о мире”, возникающие в “новых” позициях восприятия.
            Итак, все же попробуем определиться с целеполаганием и мотивацией, и сделать первый шаг в определении иллюзий собственного эго и развенчании мифов о «себе любимом». Как? А просто честно и откровенно ответим себе на несколько вопросов. Ну, на вскидку, не торопясь, скажите:

- «Вы удовлетворены собой?»
- «Вы занимаетесь самосовершенствованием не потому, что окружающие Вас недопонимают из-за своей ограниченности?»
- «Вы занимаетесь не для того, чтобы обрести сверхспособности и доказать себе или окружающим что Вы избранный?»
- «Вы занимаетесь просто ради здоровья, а не потому что подсознательно боитесь смерти и цепляетесь за здоровый образ жизни, что бы оттянуть последний момент?»
            Если Вы достаточно честны с собой, то вряд ли Вы однозначно ответите «ДА» на все эти вопросы без тени сомнения, смущения или негодования. Да? А теперь обратите внимание именно на эти ощущения. Не стройте контраргументов, не дискутируйте с собой. Просто подержите в сознании эти ощущения без их наименования и решительно, одним движением, сбросьте их с себя, как старый пиджак, просто на пол…В сознании возникает пауза. Ловите момент! В этой паузе можно ощутить сознание без груза эго. Останьтесь в этой паузе как можно дольше. Почувствуйте новое качество как бы единым цельным актом восприятия без словесного проговаривания. Ну, вот вам и ПАЗЛ №1. Назовем его, скажем, «СТАРЫЙ ПИДЖАК» , как в операции «Ы», чтобы никто не догадался.

            Давайте акцентируем некоторые принципиальные моменты.

- Мы не боремся с умом, не пытаемся найти веские аргументы, перехитрить, уговорить или заставить себя принять некоторую точку зрения. У ума работа такая – думать, и мы разрешаем ему просто передохнуть.
- Мы разрываем порочный круг мысль-эмоция-оценка-мысль, отделяя эмоциональное ощущение от порождающих его мыслей. Например, держим вниманием “озабоченность”, не связывая ее с мыслями о неоплаченных коммунальных услугах, просто наблюдаем “озабоченность в себе”.
- Далее производим саму манипуляцию. Не стесняемся пользоваться образами, удачный образ, на первых порах, оказывает неоценимую помощь в манипуляциях сознанием, тем более, когда уму мы разрешили передохнуть. Итак, провожаем вниманием падающий вниз пиджак, возвращаемся вниманием вверх и замираем в ожидании. Перемещение внимания вниз-вверх в данном случае является ключевым для манипуляции, и именно оно кратковременно разрывает цепочку смыслообразования.


КАРТОННАЯ КОРОБКА думать не умеет. ПАЗЛ №2



            Данный прием предназначен для смещения центра восприятия из головы в тело. Зачем это нужно? Если мы хотим изменить режим восприятия, нам необходимо максимально ослабить актуальный режим восприятия. Центр восприятия в «нормальном» состоянии сознания привязан к глазам, как к преобладающему источнику получения внешней информации и сопутствующему умственной деятельности внутреннему монологу. Потому субъективно воспринимается нами расположенным в голове. Опуская центр восприятия в тело, мы, во-первых, приостанавливаем работу ума, ведь нам даже обидно предположить, что мы можем думать «тем местом» и мы не привыкли это делать. А во-вторых, мы нарушаем автоматизм механизма восприятия, что делает его более подвижным и готовым изменить свой режим работы, если он посчитает, что данный режим не достаточно эффективен. Помните, какую роль у Кастанеды играет «остановка внутреннего диалога». Вот, вот. Правда, не все так просто. Механизм восприятия в «нормальном» режиме является основным режимом в обеспечении жизнедеятельности организма и к мелким провокациям довольно устойчив. Итак,
- захватываем глазами некоторый объем видимого пространства, сколько сможете “объять” вниманием, и как бы проглатываем это пространство через глаза внутрь тела,
- выходим вниманием из тела вовне, возвращаемся к первоначально видимому пространству, но уже “из тела”, оставляя в теле часть внимания. Захват пространства - движение снаружи через глаза внутрь – вниз – из тела наружу. Это не сложно.
- Теперь создаем схему распределения внимания, пользуясь сопутствующими образами. Держим вниманием внешнее пространство, для привязки его к телу можно представить тело объемным кинопроектором, как в планетарии, а видимое пространство проецируемым изображением. Чтобы голова не упорствовала в возвращении центра восприятия вверх, нахлобучиваем вместо нее себе на плечи, скажем, пустую картонную коробку, отмечая про себя ее пустоту и бесполезность.
- Держим некоторое время эту схему распределения внимания, проверяя и поднастраивая образами элементы внимания, пока удерживать эту конфигурацию как бы “не надоест” и усилие по удержанию схемы “не свернется”.
- Проверяем, что новая позиция восприятия “из тела” не требует приложения дополнительных усилий. Неплохо еще постараться распределить внимание по телу, воспринимая всем объемом тела, естественно “без головы”.


ПАЗЛ №3 - ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ или ГЛАЗА РАЗБЕЖАЛИСЬ



            По большому счету, почти все приведенные в этой статье психотехнические приемы относятся к классу деконцетративных. Принцип деконцентрации (рассредоточения, распределения) внимания на первый взгляд противоположен методам концентрации (сосредоточения, точечной однонаправленности) внимания, хотя, как мне кажется, отличие заключается лишь в способе эксплуатации одних и тех же механизмов внимания. “Шаловливые ручонки” внимания можно либо “заковать в наручники” (концентрация), либо дать в руки что-нибудь потяжелее и заставить держать (деконцентрация). Эти методы в йогической традиции именуют пратьяхарой. Деконцентративные методы более динамичны и позволяют манипулировать вниманием без видимого ущерба адекватности поведения психоэкспериментатора. Но, как говорится, суп удобнее есть ложкой, а бифштекс накалывать вилкой. Для тех, кто желает подойти к данному вопросу более основательно, рекомендую ознакомиться с книгой Олега Бахтиярова “Деконцентрация” (в сети текст можно взять, например с http://www.openmeta.org/files/147001/deconcentration_bahtiyarov.doc ), так же “в тему” рекомендую посетить сайт Дениса Зикеева http://www.xyoga.narod.ru
А в нашем частноприкладном случае рассмотрим два варианта деконцентрации – визуальной и аудиальной (звуковой).

            1. Деконцентрация визуальная.
- 1-й этап - плоскостная деконцентрация. Распределяем равномерно внимание на все видимые объекты. Отдельно пытаемся уделить больше внимания объектам, находящимся на границе поля зрения - сверху, справа, внизу, слева. Снова схватываем вниманием все объекты. Вычеркиваем из восприятия ощущение перспективы. Для этого представляем воспринимаемую визуальную картину, как бы нарисованную на холсте или как огромную фотографию. Представлять визуальную картину именно нарисованной (а значить созданную чьим-то воображением) предпочтительнее. Еще лучше с нескрываемым любопытством рассмотреть “неизвестный шедевр” неизвестного художника, не забывая, что главная цель упражнения - деконцентрация. Опускаем восприятие в тело (см. пазл №2), голова “отдыхает”. Держим некоторое время плоскостную деконцентрацию.
- 2-й этап - объемная деконцентрация. Из состояния плоскостной визуальной деконцентрации вытягиваем перспективу. Это не сложно, нужно просто вытянуться вниманием вдаль. Если пространство ограничено стенами помещения или другими объектами (вы в лесу, скажем), можно попробовать следующий прием. Переключить внимание на воздух, заполняющий объем помещения или заполняющий пустоты между объектами (деревьями в лесу), ощутить именно пустоты между объектами и деконцентрироваться по ним. В результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать именно пространство в котором расположены видимые объекты. Делаем контрольное смещение восприятия в тело.

            Поскольку в результате объемной деконцентрации мы начинаем ощущать пространство, логичным завершением данного упражнения будет подключение к объему деконцентрации “виртуальных” (невидимых) пространств.

- Подключить “небо” не тяжело. Достаточно вытянуться вниманием вверх в бесконечность и подключить бесконечность к видимому объему как дополнительный объект деконцентрации.
- С нижним пространством сложнее. При попытке уйти вниманием вниз в бесконечность, оно где-то застревает в земле, а если принудительно уходить вниманием в предполагаемую бесконечность снизу, возникает ощущение неоднородности пространства снизу, что некрасиво портит картину. Шаблоны восприятия. Мы с ними не боремся, а пытаемся использовать в “корыстных целях”. Потому вытягиваемся вниманием вниз до “застревания”, захватываем объем и подключаем к уже ощущаемому, как объект деконцентрации. В конечном счете нам важна всенаправленность, “растопыренность” восприятия как в “Пифагоровых штанах”.
- Остается объем “за спиной”. Уходим вниманием назад за спину, пытаемся ощутить пространство сзади. Здесь отчетливо проявляется инерционность перестройки внимания. Надо подержать, сразу пространство сзади ощутить тяжело. Можно воспользоваться следующим приемом. Сначала воображаем картину сзади. Мы же знаем, примерно, где и что там находится. Воображаем перед собой зеркало во весь рост. Затем перемещаем это зеркало сквозь себя назад так, чтобы плоскость зеркала оказалась как бы на спине. Только необходимо четко провести вниманием плоскость зеркала сквозь тело, желательно с соответствующими тактильными ощущениями. Теперь как бы смотрим в зеркало назад. Мы не стремимся разглядеть объекты за спиной, а вытягиваемся вниманием, чтобы ощутить пространство.
- Для объединения пространств, перемещаем зеркало вперед четко на осевую линию тела и смотрим в зеркало назад и вперед одновременно. Когда возникнет интегрированное ощущение, подключаем верх, низ, смещаем восприятие в тело.
- Пребываем в этом состоянии восприятия некоторое время.

            2. Деконцентрация аудиальная (звуковая).
            Смысл звуковой деконцентрации аналогичен деконцентрации визуальной, нужно ощутить пространство звука, пространственный звуковой узор. Поэкспериментируйте, нащупайте свой способ, вариантов масса. Я, конечно, предложу вариант.

- Растягиваем внимание по двум полюсам “верх-бесконечность” и “низ-бесконечность”. Называем их для себя “полюсами тишины”. Пытаемся ощутить качество полюсов. Что мы можем сказать о бесконечности? Ничего, кроме того, что мы ощущаем полюса “разными”.
- Представляем себе, что полюса являются “источниками тишины”. Пересечением их излучений есть “проявленная тишина” вокруг нас. Схватили первое ключевое положение восприятия, как проявленную тишину вокруг.
- Теперь начинаем слушать имеющиеся в наличии звуки, последовательно перемещаясь от источника к источнику, отмечая про себя каждый звук, как объект в пространстве тишины. Деконцентрируемся по звукам, схватываем все источники звука, как объекты в пространстве тишины, ловим пространственно-звуковой узор.
- Для усиления ощущения “пространственности” вносим в звуковую картину “виртуальный” источник звука. Пытаемся “послушать” заведомо удаленное, но знакомое по расположению пространство – собственную квартиру (если вы не дома), железнодорожную станцию, кабинет начальника и т.д. Чутко “вслушиваемся” в несуществующие звуки, подключаем “виртуальный” объект к картине деконцентрации.
- Удерживаем некоторое время вниманием пространственно-звуковой узор.

В следующем выпуске рассылки читайте продолжение статьи Федора Власова ffdr@ua.fm

   С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы, Киев.


архив предыдущих выпусков

Сайт информационной поддержки рассылки www.УКРЙОГА.НАРОД.ru :
Йога. Практическая информация. Проект "ЙОГАЛАВКА".
Видеоматериалы Сидерского, немецкие йога-маты.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.yogakiev
Отписаться

В избранное