Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Йога и не только. Выпуск 64.
Подписаться на рассылку.

ОСНОВНАЯ ПРАКТИКА – ЭТО БЕЗ АСАН



   
Продолжение интервью с Денисом Зикеевым.

    - Что изменилось в твоей жизни после того, как ты нашел йогу?

   
- В моей жизни многое изменилось еще с тех пор, как я начал читать Кастанеду, поэтому такого сильного изменения именно от йоги не было. Но в принципе, в жизни, если так говорить, меняется вообще все. Меняется самое главное – меняется человек, который живет. То, что ты раньше мог считать собой – это уже потом становится не тобой.
    Асаны, все эти практики – это все только инструменты, средства, можно ими пользоваться, можно не пользоваться, если можешь. Если пользоваться, то будет меняться то, к чему ты их применяешь. Можно молотком гвоздь забить, а можно стекло разбить. Инструмент тот же самый, а результат разный.

    - Какие у тебя жизненные цели? Куда этот инструмент применяешь ты?

   
- Мне просто интересно разобраться, что значит жизнь, что стоит за процессами, которые происходят в человеке - психическими, биологическими. Тогда появится возможность какого-то дальнейшего выбора цели. А пока ты не знаешь, кто ты такой, какую цель можно выбрать? Все равно это будет не цель, а что-то другое.

    - Ты стремишься искать новую информацию. О какой новой информации ты говоришь?

   
- Поездки, встречи с людьми. Что-то можно отследить самому, но есть вещи, которые человек не осознает и даже не знает, что они есть. Можно работать с тем, что ты уже знаешь, можно нарабатывать, доводя до совершенства. Очень хорошо, когда кто-то снаружи подает новую идею. Это не значит, что нужно ходить и задавать вопросы - это другое. Иногда, просто пообщавшись с человеком, можно что-то почувствовать интуитивно. Все зависит от конкретных случаев. И не обязательно, чтобы это были новые асаны. Что такое практика? Асаны – это очень маленькая часть, основная практика – это без асан, потому что с асанами легко.

    - А подробнее, без асан как?

   
- Асаны нужны для того, чтобы понять, что с тобой происходит и как должно быть. После практики асан нужно всеми силами стараться сохранить это состояние. Не просто сохранить в себе и носить, а те вещи, которые ты постиг во время практики, нужно постоянно пытаться воплощать в жизнь.
    В цигун есть очень хороший принцип перехода внешнего во внутреннее. Сначала делается какая-то внешняя практика. Причем «внешнее» и «внутреннее» здесь являются относительными показателями, отражающими взаимное соотношение техник или явлений. Градация такая: руки и ноги (и связанные с ними практики) – это внешнее по отношению к внутренним органам, все тело - внешнее по отношению к психике, психика - внешняя по отношению к каким-то еще более глубинным вещам. Принцип в том, чтобы все внешние практики постепенно переводили внутрь. Сначала учатся что-то делать, махая руками, потом перекачивают это во внутренние органы, трансформируют, потом делают то же самое, только при помощи внутренних ощущений. Постоянное движение вовнутрь. Это очень важный принцип. Когда отслеживается переход от формального действия к результату, тогда нарабатывается понимание сути процесса.
    Мы просто привыкли разделять и ограничивать. Пример работы организма. В человеке много разных органов и систем. Человек, постоянно пребывает в агрессивной внешней среде, содержащей в себе всевозможные угрозы. Инстинкт заставляет его выживать, сводить риск к минимуму. И человек подсознательно выставляет вокруг себя психологическую и энергетическую границу и в ней копит энергию. Такая тенденция проецируется внутрь организма, где каждый отдельный орган замыкается в себе. Внутреннее напряжение создает аналогичную границу вокруг каждого органа, тем самым изолируя его. Получается, что орган не знает, что происходит со всем организмом. Возьмем сердце – оно работает и не знает, сколько крови надо качать - и качает по полной программе, а вдруг не хватает и нужно качать до предела? Желудок работает, переваривает - он не знает, сколько надо, мало ли, а вдруг не хватает? И для того, чтобы жизнь продолжалась, все они работают на полную катушку до изнеможения, потому что не знают общей картины. Человек начинает йогой заниматься. Что получается? Поступает энергия, напряжение усиливается, он начинает в органы энергию закачивать, и все это просто начинает разрываться на куски. Организм изнашивается, разрушается. Практика йоги в том, чтобы наоборот, все это сгладить, открыть границы внутри и позволить всем органам объединиться в одно. Тогда голова знает, что делают органы, органы знают, что делает голова, сколько туда надо кислорода, крови, чего-то еще. Одни органы через нервную систему знают, как работают другие органы, они с ними связаны, и могут снизить свой режим работы до оптимального минимума. Не загонять себя. Чтобы достичь такого гармоничного состояния, нужно создать ощущение открытости, как будто человек шел, нес что-то тяжелое, а потом будто бы груз сбросил. Появляется такое облегчение в теле, легкость. Даже без йоги это был бы уже большой сдвиг для человека. А потом уже можно накладывать энергетическую работу. Правда, многие вещи в йоге делают это автоматически, но не всегда.

    - Что для тебя есть творчество?

   
- За «творчеством», вернее за тем, что принято называть этим словом, стоит следующий процесс: человек испытывает какое-то осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное состояние, и он имеет способность это состояние зафиксировать – в образах, в музыке, в чем-то еще. Зафиксировать так, чтобы потом другой человек, который видит или слышит результат творчества, мог по этому результату воссоздать то же состояние. Ценность продукта творчества определяется ценностью воссоздаваемого состояния. А как его свернуть-развернуть – это дело техники. Этому можно научиться.

    - Как тебе удается это осуществлять?

   
- Любой человек этого может достичь. В юношестве многие писали стихи, и те, кому это было интересно, просто продолжали писать, и находили в себе механизмы точной передачи состояний, которые они испытывали. Такие люди называются творческими. А те люди, кому это было безразлично, просто не нашли механизмов передачи состояния. Считается, что они писать стихи не умеют и не обладают талантом. А на самом деле все упирается в интерес.
    Хотя, для меня творчество не в этом. Творчество – это просто существование чего бы то ни было – переход из небытия в бытие, сам факт существования. Тотальность, или Дао – тот самый процесс творчества. Так что, творец тут один, все остальные, говоря языком Пелевина – криэйторы. Человек может себя полностью убрать и слиться с процессом изначального творчества Дао – это и будет творчество. Дзенские истории как раз об этом.

    - Откуда ты черпаешь интерес, откуда берется мотивация?

   
- Я, к сожалению, не знаю, откуда берется интерес, я этого еще не понял. Сейчас для меня интерес и мотивация - это тождественные понятия. Любая другая мотивация – это просто оправдание своих подсознательно принятых решений, человеку страшно действовать без мотивации, он не может. А Кастанеда нас учил практиковать неделанье – это как раз и есть действие без мотивации, когда все аргументы «за» и «против» сглажены.
    Лучше рассмотреть на примере. Допустим, человек хочет позаниматься йогой, просто сегодня у него подошло время практики, но ему лень, он не хочет. С другой стороны, ему не просто лень, он чувствует, что ему надо еще по работе сделать что-то, и у него мысли об этом. С третьей стороны, он проголодался, и ему еще поесть нужно. Получается, что сталкивается много разных тенденций. Что делает человек?

    - Кушает на работе, занимаясь йогой :))

   
- Это опытный практик :)). Это не для всех очевидно. Обычно человек думает так: йога – это разумное, доброе, вечное - буду заниматься йогой. Тут раз – у него лень – я устал - он сразу переключился на лень. Только он хочет лечь на диван расслабиться, а тут у него раз – работа, он – нет, я пойду работать. И так он бегает по кругу, как мистер Фикс в мультике, отождествляясь с разными своими идеями. В конце концов, чтобы заняться йогой, потому что он все же хочет ею заняться, ему нужно сформировать в себе такой импульс, который передавливает лень, работу, голод, что-то еще. Он себе придумывает всякие новые «за», он вкладывает в это силу, энергию – «нет, я все-таки буду заниматься йогой, таким образом, я буду силу воли формировать, и вообще, если не позанимаюсь, я буду старым и больным и просветления мне не достичь в таком случае». Он себе это наговорил и пересилил себя. В результате, куча энергии тратится на то, чтобы переваливать через всякие «против». Это происходит из-за того, что нет одновременного осознавания всех этих тенденций. И это наше «делание». Если бы человек мог взять и все это убрать, на время отказаться от всего. Например, он перебирает по порядку все свои текущие тенденции и отказывается от их реализации, от всех стоящих за ними целей. В результате происходит обнуление, пустота, чистота сознания, которую можно непосредственно пронаблюдать. Далее человек начинает потихоньку «включать» эти тенденции, но не по очереди, а все одновременно. Он наблюдает, как из ничего возникает определенный рисунок целей тенденций, намерений. Теперь человек видит все это сразу, со всеми внутренними связями и соотношениями. И такое видение ему дает естественное понимание того, в каком порядке их следует реализовывать. В таком состоянии человеку достаточно очень слабого импульса, малейшей мотивации на грани ее отсутствия для того, чтобы что-то начать делать, например, заниматься йогой, если сейчас лучше заняться именно ею. И это будет очень легко. Точно так же и со всеми другими делами. Он их увидел как части целого, системы, и эта система сама себя урегулировала.
    На таких слабых тонах и имеет смысл действовать, тогда не тратится энергия, тогда человек начинает чувствовать не дискретно отдельные тенденции, которые уже шпарят в нем по полной катушке, он чувствует непрерывные переходы между одним и другим, он учится действовать на полутонах. И вот неделанье. Когда человек что-то делает вообще из нуля, ему совершенно все равно, что делать. Когда он доходит до нуля, то он осознает, что может на самом деле не заниматься йогой, на самом деле не работать, что вообще ему ничего не надо делать, что он может вообще сесть и с голоду помереть. И это не будет чем-то хуже, чем он будет работать. Он доходит до такого состояния, когда ему действительно все равно. И тогда он ощущает в себе энергию, которая реализуется сама по себе. И это действие становится выражением чистого действия без каких-то наслоений, когда действие всплывает из самой глубины. Вот это ценно.
    Если же человек пересиливает лень и начинает заниматься, он не силу воли культивирует, а совершенно противоположную вещь, он приучает себя действовать из-под палки, а это уже рабство. Потому что он отождествляет себя не с той частью, которая заставляют, а с той частью, которую заставляют, потому что он в результате так и делает. Когда человек сам себя заставляет, эту волю он ломает напрочь. Это очень плохо. Наоборот, он должен сам в себе создать такое состояние, в котором бы действие потекло само - убрать все преграды, а не пробивать их лбом.

    - В последнее время вы проводите семинары вдвоем с Таней Пивень. Вот и в Киеве был семинар, на который мы, к сожалению, не попали. В какой форме это происходит? Это парная йога? В чем эффективность работы вдвоем на семинаре?

   
- Нет, это не парная йога. Эффективность в том, что, во-первых, не получается монодавления какой-то одной идеи одного инструктора. С другой стороны, мы с Таней распределились: она больше работала с асанами, а я больше работал с внутренней настройкой и с вниманием. Потом мы менялись: вел я, а Таня комментировала, и снова менялись.
    Практикуя йогу, многие люди не понимают, что они вообще делают. В последнее время среди наших практиков сложилась своеобразная тенденция «подразумевания». Многие занимаются йогой, цигун и другими вещами подразумевая, что за этим что-то есть, что это к чему-то ведет, ну и все в таком роде. Что именно – об этом в приличном йогическом обществе говорить почему-то не принято. В лучшем случае происходит бессмысленное обсасывание таких слов как «дух», «развитие», «эволюция», «просветление» и т.д. И хотя все и понимают, что это только указатели, мало кто знает, куда они указывают, предпочитая «подразумевать», что там что-то есть и рано или поздно оно нам откроется. И, как в дзенской истории, продолжают полировать кирпич в надежде, что когда-то он станет зеркалом.
    Мы попытались сделать так, чтобы люди отследили в себе те процессы и явления, которые в них происходят постоянно и определяют образ их восприятия, действия. У человека есть определенный психический ресурс в виде нервной системы. Для начала мы попытались ощутить этот объем, почувствовать его. Следующий шаг – овладеть этим ресурсом, всем его объемом. Потом мы попробовали сделать этот процесс менее энергозатратным и на примере практики асан попробовали скомпенсировать потери энергии при постоянной практике управления вниманием. Ну и так далее – на уровне принципов попытались показать людям одну из стратегий управления сознанием.
    На семинарах Таня делает с людьми асаны, а я им постоянно напоминаю, на что нужно обращать внимание, поэтому вдвоем работать намного эффективнее. Очень часто, когда человек что-то делает, он погружается в действие и замыкается, а здесь есть возможность чуть-чуть сместить внимание человека, чтобы он почувствовал новые возможности, о существовании которых и не подозревал.

    - Удалось?

   
- Я думаю, что да… Все равно, очень сложно чему-то научить за один семинар. Мы старались показать какие-то принципы, возможности, а дальше все зависит от самого человека.

    - И напоследок хотелось бы узнать, а как же йога развивается в Донецке?

   
- Если йогой называть состояние тотального осознавания, то о развитии йоги пока говорить рано. Это касается всего «запада» планеты. С другой стороны, йога, как инструмент восстановления определенного психофизического тонуса, начинает интересовать людей в Донецке. В меньшей степени, чем в Киеве, но тенденция есть.

    - Спасибо за интересную беседу.

Безмятежность шагов
В пустоте коридоров
Шанс обойти
Колдовство хитрых стен
Равнодушие ровного пульса
В чудной топологии вен

Улыбки прозрачных медуз
И слезы прозревших дельфинов
Сквозь крики китов
В беспокойных снах китобоя

Камбале снится луна
Ястребу спины тюленей
Пьяному боцману снится
Альдебаран
В эту заветную ночь
Когда мы
Снимся сами себе


                        Денис Зикеев



   С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы.


АРХИВ РАССЫЛКИ

Приглашаем заглянуть на наш сайт:
Йога.Практическая информация.

Удобные немецкие коврики (йога-маты) для практики.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное