Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Йога и не только. Выпуск 58.
Подписаться на рассылку.

ТРОПАМИ ДЕРВИШЕЙ


Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
Кто бы вы ни были,
Верующие, неверующие, еретики или язычники.
Даже если вы уже обещали сто раз
И сто раз нарушили обещание,
Эта дверь – не дверь безнадежности и уныния.
Эта дверь открыта для каждого,
Приходите, приходите, как есть.
Д. Руми

   

    Ежегодно, в декабре, в турецком городе Конья происходит большой праздник, посвященный годовщине смерти (перехода) Джалал ад-Дина Руми, «наставника с сияющим сердцем», несравненного светоча персидской поэзии, автора знаменитой «Поэмы о скрытом смысле», но, прежде всего – суфийского Мастера, жившего и просвещавшего в тринадцатом столетии. Творчество и судьба Мевляны, как с любовью называли его ученики, отдельная тема, выходящая далеко за рамки этой статьи, и, единственное, что я могу сказать – найдите и почитайте (если умеете читать не только глазами, это будет для вас бесценным подарком на Пути).    
Так вот: приезжает туда много интересного люду из разных стран, как просто сочувствующих и ищущих, так и самых настоящих дервишей. А если повезет, то есть если созрели уже, то можно встретить настоящего шейха (т.с. посвященного Мастера) и пожить в ханаке со всеми вытекающими …   
Один добрый человек, замечательный музыкант Гектор Мукомол, наш с вами земляк, ездил туда, все своими глазами видел, своими ушами слышал, своим сердцем чувствововал. Ему и ответ держать.

    - Зачем поехал?

   
- Трудно ответить на этот вопрос. Наверное, так надо было. Настало время – и поехал. Хотя, не могу сказать, что я нашел там что-то такое, чего не имел раньше.

    - Как добирались?

   
- До Стамбула самолетом, дальше автобусом в Анкару и оттуда в Конью. Надо сказать, что в Турции отлично развито автобусное сообщение, можно попасть в любую точку на комфортабельном автобусе.

    - Почему именно в Конью?

   
- В Конье, в дни празднеств, а они длятся приблизительно неделю, происходят удивительные сэма, что создает атмосферу, необычную даже для местных суфиев.

    - Что такое сэма?

   
- Считается, что сэма – это способность суфиев слушать музыку сердцем. Это одновременно и ритуал, и духовная практика. Внешне это представляет собой коллективное радение, которое объединяет всех участвующих в единое целое. Огромную роль здесь играет музыка. На тех сэма, которые мне удалось посетить, одновременно играли от пяти до восьми музыкантов – почти все на ударных инструментах. Можешь себе представить, насколько мощное это действо. Большое значение имеет также пение зикров, чтение молитв (хотя, как правило, молитвы читает, а точнее пропевает, один человек, а зикр поется коллективно) и телесные движения.

    - Зикр это?

   
- Буквальное значение слова Зикр – поминание Бога. По сути, это одна из основных суфийских практик. Он может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пропевание зикра можно сравнить с чтением молитвы или мантры, в общем, это некая звуковая формула, которая дается Шейхом каждому ученику в отдельности. И мне думается, что дело здесь не в каких-то волшебных словах, точнее, не сами слова являются волшебными, а те энергии и состояния, которые передаются посредством слов и интонаций. То есть в определенном (одухотворенном) состоянии ученик получает этот зикр и потом повторяет его для того, чтобы находиться в нем и жить в нем. Подобные методы присутствуют и в индуизме – например, многократное повторение мантр (джапа), и в христианстве – повторение слов Иисусовой молитвы.

    - Какая форма зикра самая распространенная, как, например, у буддистов ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?

   
- Одна из самых известных ЛА ИЛЛАХУ ИЛЛА ЛАХ. Переводится: нет Бога кроме Аллаха.

    - А как насчет дыхания во время зикра?

   
- Насколько я знаю, в разных орденах практикуются разные способы дыхания. Могу лишь сказать, что во время Сэма, ритм дыхания напрямую зависит от музыкального ритма. Я заметил, что во время зикра, каждый из которых, кстати, длился от 30ти до 50ти минут, музыкальный ритм ускорялся, и соответственно возрастала интенсивность дыхания. Происходило что-то типа гипервентиляции легких со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вообще наука о дыхании очень тонкая, а потому, как ты понимаешь, описывать какие-то методики я не имею права.

    - Хорошо, а какие методы обучения вообще присутствуют в суфизме?

   
- Все построено на передаче знаний от Мастера к ученикам. Существует такое понятие как барака – это некая святость, некая энергия, которая передается по цепи преемственности от учителя ученику. Каким образом это происходит, сложно говорить. Это тайна. Это то, что делает Путь по-настоящему сокровенным. У каждого Мастера свои способы для каждого ученика. Мне довелось получить интересный опыт в Анкаре. Там мы встречались с Шейхом ордена Кадирья-Тайари Абдул Кадиром и, пребывая в ханаке, наблюдали помимо общей атмосферы и то, как Шейх обучает своих учеников. Меня впечатлило полное отсутствие какого-либо давления, авторитет Шейха основан исключительно на любви и силе, которые от него исходят. Причем сила без оттенка насилия. Все, что происходит между дервишами наполнено особенной Влюбленностью и принесением себя в жертву, постоянной потребностью быть проводником более тонких энергий.

    - Какие условия пребывания в ханаке?

   
- Прежде всего, желание, точнее не просто желание, а намерение, потому что одни из первых вопросов были: за чем вы пришли и что вы хотите узнать? Ну и конечно, открытое сердце.

    - Возможен отказ?

   
- Да. Шейх сам решает. Ведь пребывание неготового человека в ханаке может навредить ему. В людях очень силен нафс (самость, эгоизм, себялюбие) и часто при неправильной мотивации люди, якобы практикуя что-то, на самом деле подпитывают гордыню.

    - А как обстоят дела с питанием, оплатой и ночлегом?

   
- Все очень просто. В том месте, где мы были все так, как я читал в классических книгах. Люди приходят – с них ничего не требуют. Уходя, можешь оставить, сколько сочтешь нужным. Ханака существует за счет добровольных пожертвований и труда постоянных учеников. Особенных ограничений в питании не было, но на определенных этапах они возможны. Единственное бодрящее – чай, его в Турции пьют везде. А вообще, нет нужды в каких-либо стимуляторах, сэма наполняет до краев.
    Мы были еще в одном месте – Кокчедэрэ. Там находится ханака или дарга Учителя по имени Мутлу-Баба (Баба означает Учитель). Эта дарга представляет собой здание типа круглого шатра. Шатер двухэтажный: на первом этаже зал, по бокам которого находятся спальные помещения, кухня, туалеты; на втором этаже всю площадь занимает зал, в котором происходят коллективные сэма, а иногда даже весьма необычные выступления. Мы побывали на сэма с участием человека, которого зовут Орудж Гувенг. Он также является Шейхом, то есть тоже Баба. Его сопровождала группа из семи- восьми учеников, которые играли на разных музыкальных инструментах. Они показывали подражательные танцы, копируя движения животных. Сам Орудж-Баба, кстати, родом из Киргизии или Калмыкии, помимо всего прочего, занимается музыкотерапией, то есть считает, что посредством музыки можно действительно исцелять людей. Все, что он делает, создается именно с этой целью.
    Еще в Кокчедэрэ находятся термальные источники, на которых построены турецкие бани. Температура воды такая высокая, что забраться в нее – не очень то и просто, зато потом испытываешь настоящее освобождение. Так вот Мутлу-Баба любит время от времени проводить занятия именно там.

    - Что собой являет мавзолей в Конье?

   
- Это бывшая мечеть, впоследствии превращенная в мавзолей. Кроме Руми, там покоятся также тело его сына Султана Веледа – основателя ордена Мевлеви и других Шейхов этого же ордена.

    - Орден Мевлеви известен также благодаря особой практике вращающихся дервишей. Расскажи об этом.

   
- Скажу сразу, что там, где мы присутствовали, вращение не является само по себе практикой, не является способом вызвать некие состояния. Оно скорее даже является следствием определенных состояний. Вращение – это символ освобожденной души, кружащейся вокруг Бога. Поэтому имитация исключается, иначе это будет не подлинное сэма. Вращаются те, которые не могут не вращаться и часто это длится несколько часов подряд, что, как ты понимаешь, для обычного человека практически невозможно. И вообще, для меня лично очень важным является вопрос искренности, некой черты: если я буду что-то совершать – есть ли в этом внутренняя потребность, подлинно ли это желание?
    Такие копания бесконечны и остается надеяться лишь на внутреннее чувство.

    Такая вот короткая (чтобы не утомить) зарисовка о Гениной прогулке по тропам дервишей. Безусловно, у каждого из нас есть своя, сложенная из разнообразных обстоятельств и намерений, неповторимая и единственно верная тропа. Например, та, по которой прогуливается Гектор, соткана из звуков и … тишины. Но это уже другая мелодия. И слушать ее будем в следующий раз. Слушать глазами ...

    Общался с Гектором Мукомолом и подготовил статью Ярослав Яковлев. Спасибо!


   С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы.


АРХИВ РАССЫЛКИ

Приглашаем заглянуть на наш сайт:
Йога.Практическая информация.

Удобные немецкие коврики (йога-маты) для практики.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное