Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны непознанного

  Все выпуски  

Год Дракона?


Год Дракона?


По восточному календарю 2012 год — Год Дракона. На работе и в школе дракон - главный элемент в украшении к празднику, нас уже начинают задаривать драконами. Скажите, можно ли православному человеку участвовать в праздновании года Дракона и как вообще относиться к праздникам по японскому календарю? Отказываться, не принимать подарки? Или что делать?

Отвечает протоиерей Игорь Прекуп.

Делать надо то, что подсказывает совесть. Конечно, ей нужна «информация для размышления». Хорошо, давайте подумаем. Откуда вся эта мода на фантастический зверинец, которая отнюдь не вчера зародилась в нашей отнюдь не восточной по своей ментальности среде?

Всем нам известно классическое выражение «Восток – дело тонкое»… А тонкости так хочется в нашем грубом, жестоком мире! Ах, как хочется утонченной экзотики, хоть капельку, хоть чуточку посреди этой пресной, нудной рутины, среди пустыни материальности – оазис духовности!.. Что ж еще остается нам, кроме как обратиться к незамутненной пошлой бытовухой восточной мудрости, к ее таинственному духовному знанию и таким освежающим ритуалам?

Нет, пожалуйста, конечно, каждый волен проводить досуг по своему усмотрению, верить, во что хочет, и совершать ритуалы хоть китайские, хоть племени мумба-юмба – мы свободные люди в свободной стране, на здоровье, но… а причем тут Православие? Если человек считает себя православным, если хотя бы своих детей крестит и покойников отпевает, куличи да пасхи освящает (я уж не говорю об участии в богослужениях) – словом, считает себя православным христианином, причем тут весь этот полуфантастический зверинец?

Вполне легко представить реакцию определенной категории читателей: Ой!! Ну вот, опять попы краски сгущают! Достали уже со своими регламентами и дресс-кодами!

Нет, не сгущаем. А что касается дресс-кодов или норм поведения, образа жизни, то никто ничего не навязывает «внешним», а вот тем, кто идентифицирует себя с Православием, тут уж простите, но мы обязаны советовать, подсказывать с той степенью настойчивости, которая требуется в зависимости от значимости сообщаемого знания для спасения души.

Итак, продолжим. Опустим вопрос достоверности ненаучного знания и обратим внимание вот на что: согласно гороскопному преданию характер человека, а то и вся его жизнь детерминированы влиянием стихий мира сего (в данном случае неважно, через созвездия, образы деревьев или животных и т.п.). Допустим, что так оно и есть, что некие стихии в самом деле как-то закономерно влияют на человека. И что мы имеем? О чем уместно вспомнить человеку, для которого Христос не мифический или всего лишь исторический персонаж, а Бог, ставший Человеком, чтобы человек стал богом по благодати?

Например, вот, о чем: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2; 8). И тот же Апостол говорит о том, что у мира сего есть начала, власти, мироправители тьмы века сего – духи злобы поднебесной (Еф. 6; 12). Т.е. стихии эти отнюдь не нейтральны в мистическом плане, они пропитаны силой падших духов – это их область. В естественном присутствует сверхпротивоестественное…

Вот почему если признавать реальность влияния стихий на человека, то следует признать и ту примесь, которая в них, наряду с естественным началом, присутствует и влияет на мир. И тогда отношение к калейдоскопу гороскопов уже не видится как нечто нейтральное: ведь если в том, что влияет на состояние души человека, на его побуждения и наклонности, присутствует наряду с «физикой» еще и мистика, то неизбежно встает вопрос о подчиненности его воли: кому?.. Кто пытается влиять на человека посредством природных сил? Кому подчиняется человек, принимая эти «правила игры»? Ведь, играя по чьим-то правилам, он тем самым признает кого-то хозяином территории игры, а себя — «на его поле».

Если «поле битвы – сердца людей», то кому человек обреченно сдает свое сердце, считаясь с астрологическим прогнозом? Ведь, если человек не просто знает, а именно подстраивается под полученное знание, то он отнюдь не «всего лишь» признает реальность этой закономерности, но относится к ней как к закону, которым пренебрегать – себе дороже. Чей это закон? Не того ли, кто тщится поставить свой закон вместо закона Божиего?

Увлечение гороскопами бывает, разумеется, разной степени. Кто-то просто живет, что называется, «с оглядкой» на них, а кто-то «свято» верит в предопределенность и запрограммированность жизни в целом и каждого человека в отдельности (кстати, даже сами астрологи признают, что астрологическая детерминированность личности обратно пропорциональна живости ее веры в Бога, доверия Его Промыслу).

Богоотступничество, как и любой грех, бывает разной степени. И грех греху рознь – в зависимости от степени вменения, последствий и т.п. Но разрушительная для души суть не меняется.

Страшилки? Да что вы! Ничуть. Смотрите сами: все эти приготовления, покупки знаков очередного грядущего года (о драконе отдельно скажем пару слов), подарки с этой (давайте называть вещи своими именами) оккультной символикой, ритуальные действия (типа сожжения бумажного дракона в заключение праздника) – что это как не культ? Шутовской, скажете? Понарошку, никто же не верит ни в какого дракона, просто надо же людям позабавиться?.. Ой!.. А давайте хоть себе врать не будем, а?

Большинство людей, узнавая из популярного чтива, «как сделать правильно», сознательно или втайне от себя надеется, что точное исполнение всех ритуальных действий как-то положительно повлияет на их жизнь в наступающем году: убережет от напастей, принесет удачу… и это вожделенное, неуловимое счастье! А вдруг?.. Насколько всерьез – это уж кто, как. Но надеются. Все.

Конечно, не тигру, не дракону, не кролику и не еще какой твари Божией поклоняются люди, но тому, что они олицетворяют – неведомой, таинственной силе, силе могущественной, влиятельной, силе стихийной, которую не проконтролировать, так хоть предсказать можно и подстроиться под нее. А такая шутливая форма – всего лишь камуфляж для самих себя: стыдно же взрослому человеку верить во всякую чушь, ожидать от каких-то куколок и притопов-прихлопов реальной помощи; мы, типа, и не верим вовсе, а так, веселимся и ликуем… понарошку, играем, отрываемся, бежим от серой, скучной реальности. Помечтаем!

Что ж, вольному – воля. Только самообман – отнюдь не лучший способ успокоить совесть.

Отказываться ли от роли дракончика? Думаю, да, отказываться. Только вопрос еще в том, кто отказывается, как и почему. Это должно делаться не по запрету, а осознанно, по совести.

Не аргумент, что в восточной мифологии – это очень даже милое существо. Не аргумент потому, что мы – не китайцы по менталитету. В нашей культуре с образом дракона связано представление о «человекоубийце искони», о враге рода человеческого.

Попытки переосмыслить этот спасительный стереотип (да-да, именно так, потому что на определенном этапе, пока еще не сформировано крепкое христианское мировоззрение, иной стереотип может уберечь от погибельного шага) чреваты формированием «толерантности» к демоническому миру. Одно дело посмеяться над… драконшей в «Шреке» и ее нежной страстью (это все же персонаж из конкретного произведения), другое – дракон из восточной мифологии, его образ и ритуальные манипуляции над ним.

И неважно, что это мало отношения имеет к подлинной китайской традиции, важно, что человек, пусть даже в игровой форме, но поучаствовал в культе века сего. А князь мира сего свободен от мелкого самолюбия. Его гордыня пренебрегает такими деталями, как недостаточно серьезное отношение к ритуалу. Он и такую жертву принимает, и такого поклонника приветствует. И что делать, когда драконов дарят?

А тут общих советов нет. У меня во всяком случае. Потому что зависит, кто, как и почему дарит.

Это как с постом. В гостях у одного человека, который по простоте сердца угощает тебя непостным, ешь и не давай повода для огорчения, а потом, по совету св. Алексия Мечева, можешь чуток усугубить пост. Другой же тебя сознательно искушает, для него твоя уступка – компромисс, в определенной мере отступничество (нередко к этом располагают, чтобы свое нарушение не чувствовать, чтобы свою совесть успокоить, нет, мол, «праведного ни одного», я не хуже других), тогда не стоит идти навстречу.

Одно дело кто-то по несвятой простоте дарит, желая как-то выразить свое расположение и не подозревая, что вас это ставит в неудобное положение: тогда, если он в состоянии вас понять, лучше уклониться, в двух словах объяснив, что вам это не по вере; если же у вас есть достаточные основания предполагать, что человек не поймет и обидится, будучи оскоблен в самых лучших чувствах, тогда примите, но, разумеется, от этого «сувенира» следует избавиться.

Но когда кто-то, понимая, что вы к этому относитесь серьезно и без компромисса с совестью подарок принять не сможете, все же лукаво пытается вам всучить сей «знак внимания», следует вежливо, но твердо объяснить, что для вас это неприемлемо, и, по возможности, объяснить, почему.

Автор - Протоиерей Игорь Прекуп


В избранное